Занимательная математика 2 класс

Подписан:
Гаджирамаза
нова Ольга
Святославовн
а
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата:
2023.10.23 16:
24:26+03'00'

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в
рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика
и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных
курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в
начальных классах» И. В. Шадриной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у
учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство
с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое
воображение,
наблюдательность,
последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
2

 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Сроки
реализации.
Программа
внеурочной
деятельности
«Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и
рассчитана на 4 года (1–4 классы).
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий
1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–
4 классах, продолжительность занятия 40 минут.
Количество часов
в неделю

в год

Продолжительность
занятий

1 класс

1 час

33

35 мин

2 класс

1 час

34

40 мин

3 класс

1 час

34

40 мин

4 класс

1 час

34

40 мин

Класс

Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности
и личной ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания
мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в
учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и
личностного смысла учения, которые базируются на необходимости
постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на
интересе к занятиям «Занимательная математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со
сверстниками и взрослыми в школе и дома;
3

• умение определять и высказывать под руководством педагога самые
простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога: как поступить;
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость
и нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе:
проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления
прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через
систему определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости
бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других
людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к
школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного
отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать
на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях,
различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли
ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного
отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
и способам решения новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией на карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;

4

• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем,
на разных этапах обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения
учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач
и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в
практической и мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты
действий, используя математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством
учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные
задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач,
проговаривая последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
•
фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью
смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных
учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к
улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
•
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
5

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических
моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые
в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий,
замечать существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для
выполнения задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их
классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или
установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях:
числе, величине, геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами
(учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по
заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными,
составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной
теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для
получения новых знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и
группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной
форме, используя особенности математической речи (точность и краткость),
а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных
задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
6

• выделять из предложенного текста информацию по заданному
условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска
информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии
и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к
выполнению задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения,
распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и
результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе:
проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться
к мнению одноклассников и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную
помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию
при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении
высказываться;

7

• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать,
не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
• аргументировано выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий,
проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание,
я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в
соответствии с заданными правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• выявлять функциональные отношения между математическими
понятиями;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
8

• читать чертеж;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы
Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки
и Вычитайки».
- - Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач
–Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».
-Викторина для знатоков математики».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Викторина «Юный профессор математики».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД
Цели второго года обучения: формировать интерес к изучению
математики, находить рациональные способы решения задач, выполнять
задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в
целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения,
преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры,
различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь
анализировать ход решения задач.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Что такое число? Интересные приемы устного счета. Цифры древних
цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя. Цифры у
разных народов. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 20. История
возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывание ребусов.
Решение математических ребусов. Задачи в стихах.
9

Р а з д е л «В мире логики».
Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм».
Изготовление игры «Танграм». Решение логических задач. Решение задач,
требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти,
внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой
памяти. Магические квадраты.
Р а з д е л «Мир величин».
Измерение массы. История создания весов. Задачи на взвешивание.
Определение массы с помощью чашечных весов. Монеты. Размен монет.
Задачи на взвешивание фальшивых монет.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных
способов решения. Нестандартные задачи. Логические задачи. Решение
задач с помощью чертежа. Комбинаторные задачи и на смекалку.
Геометрические задачи. Задачи на определение возраста.Задачи с неполными
и лишними данными.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач,
формирующих геометрическую наблюдательность. Углы. Прямоугольник.
Квадрат. Занимательные задания с геометрическими фигурами.
Р а з д е л «Математические игры».
Кодирование информации. Ключворды. Словесные
и анаграммы. Заполнение числовых кроссвордов.

головоломки

К окончанию 2-го года обучения учащиеся научатся:
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие
два действия (сложение и/или вычитание);
• решать словесные и картинные ребусы;
• заполнять магические квадраты размером 3 3;
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое
ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек
с заданным условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количест
во часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Что такое число? Интересные приёмы
устного счёта .Цифры разных
народов. Задачи в стихах.

1

01.09

2

Цифры древних цивилизаций. Цифры
в Древнем Египте. Цифры племени
майя.Проект.

1

08.09

3

Римские цифры в головоломках.
Римские цифры от 1 до 20.

1

15.09

4

История возникновения арабских
цифр. Ребус. Правила разгадывания
ребусов. Решение математических
ребусов.

1

22.09

Раздел «Мир величин»
5

История создания весов. Задачи на
взвешивание. Измерение массы.

1

29.09

6

Монеты. Размен монет. Задачи на
взвешивание фальшивых монет.

1

06.10

Задачи на взвешивание. Определение
массы с помощью чашечных весов.

2

13.10

7–8

Раздел «Геометрическая мозаика»
9

Геометрические фигуры. Взаимное
расположение предметов в
пространстве.

1

20.10

10

Решение задач на формирование
геометрической наблюдательности.

1

27.10

11

Углы. « Математика в углу».

1

10.11

12

Прямоугольник. Квадрат.

1

17.11
11

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

план

13

Упражнения и головоломки со
спичками

1

24.11

14

Занимательные задания с
геометрическими фигурами.
Геометрические фигуры не отрывая
руки.

1

01.12

15

Занимательные задания с
геометрическими фигурами. Задачи
на разрезание.

1

08.12

факт

Раздел «В мире логики»
16–18 Занимательные задания с

3

15.12
22.12
29.12

геометрическими фигурами.
Магические квадраты. Логическипоисковые задания. Задания на
развитие внимания, мышления,
памяти. Турнир по геометрии.
19

История танграма.

1

19.01

20

Танграм своими руками.

1

26.01

Раздел «Мир занимательных задач»
21

Нестандартные задачи.

1

02.02

22

Логические задачи.

1

09.02

23

Решение задач с помощью чертежа.

1

16.02

24–25 Задачи на определение возраста.

2

01.03
15.03

26–27 Задачи с неполными и лишними

2

22.03
05.04

данными.
28

Задачи с элементами комбинаторики
и на смекалку.

1

29

Комбинаторные задачи.

1

19.04

2

26.04

30–31 Геометрические задачи. Задачи на

12.04

12

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количест
во часов

комбинированные действия.

план

факт

03.05

Раздел «Математические игры»
32

Кодирование информации.

1

10.05

33

Ключворды. Числовые кроссворды.

1

17.05

34

Словесные головоломки и анаграммы.
Математическая эстафета «Смекай,
считай, отгадывай»

1

24.05

Итого

34

\
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного
математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.__

13

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».