Программа по литературному чтению 4 класс на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазанова Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Дата: 2023.09.29 13:15:
57+03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно
формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других
предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения

литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
• формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного
народного творчества;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
• осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
• первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
• овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
• овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
• для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной
грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов
составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах
по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по
выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т.
Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви
к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и
события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в
произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство
с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т.
Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое
побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по
выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная
культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления
художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение,
классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о
животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины –
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки
(2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла
об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки.
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого,
С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в
басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И.
Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как
элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!
…Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по
выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь
– особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «КонёкГорбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и
писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А.
Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д.
Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности
в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний
дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад»
(отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический
жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании
рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство».
Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак»,
«Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и
животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не
менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А.
Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка»,
С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх
авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б.
С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика.
Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2 рассказа из
цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение
литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического

произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские
ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по
выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства
выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и
другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по
выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт
«Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные
главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и
способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочноиллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг
(изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
• читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и
запоминания текста;
• анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность
к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод,
устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
• характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
• сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям,
самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по
контрасту или аналогии);
• составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и
восстанавливать нарушенную последовательность;
• исследовать текст: находить средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных
жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм,
рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:

•

использовать справочную информацию для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей;
• характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
• выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять
аннотацию.
• Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
• соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать
вопросы к учебным и художественным текстам;
• пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
• рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его
произведениях;
• оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
• использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
• сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по
наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
• понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно
организовывать читательскую деятельность во время досуга;
• определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
• оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи
настроения, особенностей произведения и героев;
• осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать
причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их
в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации
(читать по ролям, разыгрывать сценки);
• соблюдать правила взаимодействия;
• ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого
человека,
проявление
сопереживания,
уважения,
любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям,
независимо от
их национальности, социального
статуса,
вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
• выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности;
• приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

•

понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека
и животных, отражённых в литературных произведениях;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
• потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
• сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
• объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
• находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
• устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
• определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
• сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);

•

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
• выбирать источник получения информации;
• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
• соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• готовить небольшие публичные выступления;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• ответственно выполнять свою часть работы;

•
•

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
• осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
• демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
• читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
• читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
• читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
• различать художественные произведения и познавательные тексты;
• различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от
эпического;
• понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
• различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
• соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
• владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста;
• характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное
отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать
причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

•

•

•

•
•
•

•
•
•
•
•

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика,
эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика,
от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему,
используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать
собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени
одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать
справочную
литературу,
электронные
образовательные
и
информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в
условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6

7

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Книга в мировой культуре
Раздел 2. Истоки литературного
творчества
Раздел 3. О Родине, о подвигах, о славе
Раздел 4. Жить по совести, любя друг
друга
Раздел 5. Литературная сказка
Раздел 6. Великие русские писатели
Раздел 7. Литература – как искусство
слова. Обобщение по курсу
литературного чтения.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

16

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

20

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec

27

1

44

2

7

1

136

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412cec
0

Календарно-тематическое планирование
4 КЛАСС
№
п/п

1
2
3

Тема урока

Книга в мировой культуре. Пословицы о книге.
Книга в мировой культуре
Книга в мировой культуре

Количество часов
Контрольн
Всего
ые работы

01.09

1

04.09.

3

05.09

1

Книга в мировой культуре
4

07.09
1

«Удивительная находка».
5
6
7

8

9

10

Дата
изучения

08.09
1

Мы идем в библиотеку
Секреты страны Литературии. Рубрика «Проверь
себя».
Былины. Особенности былинных текстов. Былина
«Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со
сказочным текстом.
Былины. Особенности былинных текстов. Былина
«Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со
сказочным текстом.
Былина "Ильины три поездочки" (поэтический

11.09

1

13.09
1

1
14.09

1
15.09
1

1

19.09

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5c50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5d7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09ae8
https://m.edsoo.ru/f29f539a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09962
https://m.edsoo.ru/f29f54c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f55de
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5afc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f56ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5e94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f62e0

вариант)
11

Былина "Ильины три поездочки" (прозаический
вариант

1

12

.Сравнение поэтического и прозаического текстов
былины. Составление рассказа про Илью Муромца.

1

13
14
15
16
17
18
19

Особенности славянского мифа.
Мифы Древней Греции. "Деревянный конь".
Мифологический словарь Е. Мелетинского.
Мифы Древней Греции. "Деревянный конь".
Притчи. "Милосердный самарянин". Из книги
Притчей Соломоновых.
Мы идём в библиотеку.
Самостоятельное чтение. "Болтливая птичка"
(тайская народная сказка)
Самостоятельное чтение. Устное сочинение сказки.

21.09
22.09

1

1

28.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6952

29.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6ace

02.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

03.10
1
1

Самостоятельное чтение. "Три бабочки" (немецкая
народная сказка)

1

21

Семейное чтение. Притчи «Царь и кузнец»,«Шрамы
на сердце»

1

Наш театр. Сказка "Лиса и журавль

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6952

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f61c8

26.09
1

20

22

25.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f60a6

1

05.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f70aa

06.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6c04

09.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f783e

10.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f76cc

23

24

25

26
27
28

Секреты страны Литературии. Рубрика «Проверь
себя».
Вводный урок. Пословицы о Родине. К.Ушинский.
«Наше Отечество». В.Песков. «Отечество».
Сравнение текстов о Родине.
Н.Языков. «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с
рекой». С. Романовский «Русь». Сравнение
произведений.
Урок 3. Святая Русь. Александр Невский. Картина
В. Серова «Ледовое побоище».
Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».
Князь Дмитрий Донской. «Куликовская битва".

12.10
1
13.10
1
16.10
1

1
1

М.И. Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка
«Солдатская песнь

1

30

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р.
Рождественский. «Реквием».

1

31

А. Приставкин. «Портрет отца». В. Костецкий.
«Возвращение».

1

32

33

«Мы идём в библиотеку». Историческая литература
для детей.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6f38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09c64

17.10
1

29

Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов.
«Письмо с фронта». Сравнение произведения
живописи и литературы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f6e34

1
18.10
19.10
23.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

24.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f91d4

26.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9300

27.10
1
06.10
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7956
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8eb4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

34

35

36

37
38
39
40
41

Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы
солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная
планета».
Семейное чтение Ф. Семяновский. «Фронтовое
детство». Фотография-источник получения
информации.
Семейное чтение Ф. Семяновский. «Фронтовое
детство». Фотография-источник получения
информации.
«Маленькие и большие секреты страны
Литературии».
Творческий проект на тему «Нам не нужна война»
Проверочная работа
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела:
ответственность, совесть
А.Толстой «Детство Никиты» 1 ч

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f890a
https://m.edsoo.ru/f29f8478

10.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8a18
https://m.edsoo.ru/f29f85c2

13.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8b1c
https://m.edsoo.ru/f29f86d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7ba4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f7a78

1

1
14.11

1
1

1

16.11
17.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f8284

20.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

21.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

1
1
1

43

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и
поэтического текстов на тему.

1

45

09.11
1

А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа.
Герои рассказа. 1 ч

И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и
поэтического текстов на тему.
А.Гайдар. «Тимур и его команда».

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f87f2
https://m.edsoo.ru/f29f7e42

1

42

44

07.11

23.11

1
1

1
24.11
27.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9558

46
47
48

А.Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл рассказа.
А.Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста.
М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа. 1

1
1
1

49

М. Зощенко. «Самое главное». Чтение по ролям

1

50

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…»
Соотнесение содержания текста с пословицей.

1

51

И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи…»
Соотнесение содержания текста с пословицей

1

52

Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».

1
1

54

Самостоятельное чтение. Н.Носов. «Метро».
Особенности юмористического текста.

1

55

Семейное чтение. В. Драгунский. «…бы». Смысл
рассказа.

1

56

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и
дома». Инсценирование.

1

58

30.11
04.12

07.12

Мы идём в библиотеку. Создание выставки
«Писатели-детям»

Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и
дома». Инсценирование.
«Маленькие и большие секреты страны
Литературии». Обобщение по разделу. Проверка
техники чтения. 1 ч

29.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9710
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f983c

05.12

53

57

28.11

08.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c00e

11.12
12.12
14.12
15.12

1

18.12
19.12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29faec6

Контрольная работа.
59

1

60

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела.
Собиратели русских народных сказок..

1

61

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких
народных сказок.

1

62

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких
народных сказок.

1

63

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов».
Особенности зарубежной литературной сказки.

1

64

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Герои
литературной сказки.

1

65

Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Герои
литературной сказки

1

66

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов.
Сказки.

1

67

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик».
Особенности зарубежного сюжета.

1

68

Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Герои
сказки.

1

69

Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление
книги.

1

70

Сказки Г.-Х. Андерсена.

1

21.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9c42
https://m.edsoo.ru/f29f9ee0

22.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9b34

25.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa002

26.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa11a

27.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa21e

28.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f9d82

15.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa66a

16.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fac6e

17.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fab56

18.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29faa20

22.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

23.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

1

71

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с
русской литературной сказкой.

25.01
1

Г.-Х.Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.
72
73
74
75

1
26.01

1
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»
Г.-Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл
сказки.
Г.-Х.Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.

1

29.01
30.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd31a

01.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd43c

02.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd554

05.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd662

06.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdb80

08.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

09.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fded2

12.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fdff4

13.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe12a

1
1

76

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных
писателей.

1

77

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных
писателей.

1

78

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. «Сказочка о
счастье».

1

79

Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек».
Знакомство

1

80

Особенности литературной сказки. С. Аксаков.
«Аленький цветочек».

1

81

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро.
«Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

1

82

С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш.Перро.
«Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0ba28
https://m.edsoo.ru/f29fad7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fd216

83

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.
Инсценирование 1 ч

1

84

«Маленькие и большие секреты страны
Литературии». Обобщение по разделу.

1

85

«Маленькие и большие секреты страны
Литературии». Составление аннотации.

86
87

88

Контрольная работа
Раздел 6. Великие русские писатели 43 ч
. Вводный урок раздела. Основные понятия раздела .
Великие русские писатели. А. С. Пушкин.
Стихотворения и сказки 1 ч

15.02

16.02
19.02
1
1
1

20.02
21.02

1

К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка
сообщения на основе статьи. 1 ч

1

90

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. Знакомство со сказкой.

1

91

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. Знакомство со сказкой.

1

92

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. Знакомство со сказкой.

1

93

Урок 4. Сравнение с народной сказкой. Особенность
литературной сказки. 1 ч

1

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи

1

22.02

89

94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b6a4
https://m.edsoo.ru/f29fe256

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec
https://m.edsoo.ru/f29fe6ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb420
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb556
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb7e0

26.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb682

27.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

28.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2

01.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

04.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fba1a

05.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbb28

богатырях. Герои.

95

96

97

98

99

100

101

102

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. Волшебные предметы и помощники в
сказке.
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. Составление плана сказки.
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица.
Сравнение литературных сказок.
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица.
Сравнение литературных сказок
А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь».
Сравнение произведения живописи и литературы.
Проверка техники чтения.
Выбирать стихи для выразительного чтения.
Находить в тексте средства художественной
выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет,
метафора. Сравнивать произведения живописи и
литературы.
Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…» А.
Куиджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений
живописи и литературы.
И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний
звон. Сравнение произведений живописи и
литературы.

06.03
1
07.03
1
11.03
1
13.03
1
15.03
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fbf6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc0aa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc7bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc30c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

14.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fce92

1

18.03
1
19.03
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fcd02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fc1b8
https://m.edsoo.ru/f29fd0f4

103

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

1

104

М. Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка
сообщения о М. Ю. Лермонтове.

1

105

М. Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод
В. Брюсова. Сравнение текстов.

1

106

М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение
произведений литературы и живописи.

1

107

М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение
произведений литературы и живописи.

1

108

Урок 18. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова. Особенности исторической песни. 1 ч

1

110

М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности
художественного и исторического текстов.

1

112
113
114
115

Л.Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои
рассказа.
. Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.
Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.
И. Никитин. Средства художественной

22.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa
https://m.edsoo.ru/f29fc5f0

01.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

03.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe8dc

04.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

1

. М. Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности
художественного и исторического текстов.

Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. 1 ч

21.03

05.04

109

111

1

1

08.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fecba

10.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

11.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0afd8

12.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b7ee

15.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fede6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fef08

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29feb52

17.04
18.04

Библиотека ЦОК

выразительности для создания картины.

116

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. И.
Левитан. Тишина. Сравнение произведений
литературы и живописи.

https://m.edsoo.ru/f29ff214
19.04
1

117

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. Подготовка
вопросов к стихотворению.

1

118

И. Бунин. Ещё и холоден и сыр... Выразительное
чтение

1

119

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со
сказочным текстом.

1

120

Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со
сказочным текстом
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Был русский
князь Олег

1

122

. Басни Л.Толстого. Специфические особенности
басни как жанра.

1

123
124
125
126
127

Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».
Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».
Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ.
Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица».
Инсценирование.
Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица».

22.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff44e

24.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08300

25.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29fe36e

26.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0bee2
https://m.edsoo.ru/f2a0b906

29.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a087e2

30.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08b2a

03.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a097d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08986
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a08cb0

1

121

1
1
1

06.05
07.05
08.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09502

10.05

Библиотека ЦОК

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29ff336

128

129

130
131
132
133
134
135
136

Инсценирование.
Урок 33. «Маленькие и большие секреты страны
Литературии». Обобщение по разделу. Проверка
техники чтения. 2 ч
«Маленькие и большие секреты страны
Литературии». Обобщение по разделу. Проверка
техники чтения
Контрольная работа
Литература – как искусство слова. Обобщение по
курсу литературного чтения.
Обобщение. Ритм. Рифма.
Обобщение. Стихотворение и стихотворение в
прозе.
Обобщение. Понятие «Художественная литература»
Проверочная работа по итогам изученного в 4
классе
Рекомендации по летнему чтению. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f2a09372
13.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a09674

14.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0
https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2

15.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b4c4

16.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0b348

17.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0aa06

20.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c234

22.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0c11c

1

1

1
1
1
1
1
1

1

23.05
24.05

1
136

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f2a0a902
https://m.edsoo.ru/f2a0c45a

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное
чтение (в 2 частях).
Учебник 4 класс. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации, поурочное планирование
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/ РЭШ https://resh.edu.ru/
Инфоурок https://infourok.ru/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Компакт-диск «Искусство древнего мира»
Компакт-диск «Комната сказок»
Компакт-диск «ОБЖ. Улица полна неожиданностей»
Компакт-диск «Путешествие в прекрасное»
Компакт-диск «Сказка про сказку»
Компакт-диск «Мифы Древней Греции»
Демонстрационные наглядные пособия
Таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс»
Портреты писателей
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Колонки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».