Практикум по Русскому языку 11 класс на 2021 - 2022 учебный год

ГаджираГаджирамазан
ова Ольга
Святославовн
мазанов а
а Ольга яподтверждаю
Святосл этот документ
авовна 2021.09.02
09:59:47+03'00'

Программа курса
"Особенности написания сочинения-рассуждения » (11 класс)

Пояснительная записка
Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый
курс рассчитан на 64 часа (2 часа в неделю). Программа курса "Особенности написания сочинения-рассуждения”
предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках
русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в
определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены
понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и
методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Цели и задачи курса:










ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных,
научных, публицистических произведений;
научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами
речевой деятельности;
сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности
произведения;
развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.
Курс направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается
использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и
учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической
ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:





углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
умение владеть различными видами речевой деятельности,
создание творческих текстов различных жанров;
развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:






анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития
искусства слова;
умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте
художественной культуры и традиции;
умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять
письменные творческие работы различных жанров.
Содержание программы

Понятие о тексте. Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об
основной мысли текста
Тема текста и проблема, поднятая в тексте. Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль
текста.
Опорные (ключевые) слова. Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании
проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Комментарий проблемы. Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы
оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Авторская позиция. Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических
текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Композиция текста. Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений.
Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста.
Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений.
Способы связи предложений в тексте. Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи
предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические
средства связи в тексте.
Средства связи смысловых частей текста. Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их
роль в связи предложений в тексте.
Лексические средства связи. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их
роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.
Уроки развития речи. Составление текстов разных стилей и типов речи.

Календарно-тематическое планирование
№

Дата
план

тема

1

Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста.

2

Признаки текста. Основная мысль теста.

3-4

Композиция и структурные элементы сочинения-рассуждения на
основе прочитанного текста на ЕГЭ по русскому языку (задание
27)

5

Типы информации в тексте.

6

Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы
вступления.

7

Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы
вступления (практическая часть).

8-9

Понятие о проблеме. Типы проблем.

10

Способы выявления проблем в публицистических и
художественных текстах.

11-12

Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при
формулировании проблемы, поднятой в тексте.

13-14

Способы формулировки проблем, поднятых в тексте. Типовые
конструкции для формулирования проблемы

15

Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их
устранения

16-17

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в
тексте. Типы комментария: текстуальный и концептуальный

18

Типовые конструкции для комментирования проблемы.

19-20

Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте.
Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте.

21-22

Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте.

Дата
по плану

Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте
(практическая часть).
23-24

Урок-практикум по написанию комментария.

25

Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции.

26

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

27

Авторская позиция в публицистическом тексте

28

Способы определения авторской позиции в исходном тексте.
Способы формулирования авторской позиции по поднятой в
тексте проблеме.

29

Способы определения авторской позиции в исходном тексте.
Способы формулирования авторской позиции по поднятой в
тексте проблеме (практическая часть)

30

Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении.

31

Виды аргументов. Структуры аргументов.

32

Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Типовые
конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по
формулировке авторской позиции.

33

Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и
способы их устранения.

34

Практикум по аргументации проблемы.

35

Виды заключения.

36

Виды заключения (практическая часть).

37

Основные средства связи между предложениями в тексте.

38

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная
связь предложений в тексте

39

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная
связь предложений в тексте (практическая часть)

40

Лексические средства связи предложений в тексте.

41

Лексические средства связи предложений в тексте (практическая
часть).

42

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.

43

Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей
(практическая часть) .

44

Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.

45-46

Изобразительно-выразительные средства в текстах различных
стилей.

47

Использование различных средств связи при конструировании
текстов разных стилей.

48-50

Самостоятельное конструирование текстов по шаблонукомпозиции.

51

Практикум по устранению ошибок в композиционном построении

сочинения-рассуждения.
52

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические,
речевые, логические, фактические

53-54

Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

55

Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

56

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

57-58

Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных
творческих работ.

59-60

Написание сочинения-рассуждения (задание 27)

61

Анализ самостоятельно составленных текстов.

62-63

Написание сочинения-рассуждения (задание 27)

64

Анализ самостоятельно составленных текстов.

Литература для учителя и учащихся
1.
2.
3.
4.
5.

Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие
для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.- Легион. , 2013.
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-наДону.Легион., 2013.
“Пути анализа литературного произведения” - М. Просвещение., 1985.
Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста”- Л., 1990.
Михайлова Екатерина Викторовна «ЕГЭ 2020. Русский язык. Алгоритм написания сочинения - Эксмо-Пресс,
2019, 2020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».