МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО
муниципАльного
рАйонА волгогрАдской овлдсти
МБоУ сШ }lЪ б г. Котово
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
з{lп{.директора по УВР
Прили
протокол
.в.
JrlЪ
{i/ Потемкина о.В.
о.с.
1
от к16> августа 2024r.
от <17> iIвгуста 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета <<Музыка>>
ДЛя обl^rающихся 8 классов
(1^rитель Кармазина Д.В.)
г. Котово,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 КЛАСС
Рабочая программа по музыке 8 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образова ния
2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для
общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с.
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных
наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю)
Изучение предлагаемой программы основано на традиции русской художественной культуры.
I полугодие - Вечные темы в искусстве:
«Сказочно- мифологические темы»,
«Мир человеческих чувст».
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих дости гать предметных и
метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в
программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты),
умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации);
-умении обосновать собственные предпочтения;
— преломление полученных знаний в эмоционально-личностное отношение к образному миру музыки, которое проявляется в
размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике
музыкальных размышлений;
-нравственно-эстетическое воспитание.
Метапредметные результаты:
-определение роли музыки в истории;
-влияние музыки и на музыку других видов искусства;
-формирование высокохудожественного вкуса;
-социальная роль музыкального искусства, его закономерности и жизненные связи.
Предметные результаты:
— в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в
размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике
музыкальных размышлений;
— в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
— в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
Дополнительный материал для учащихся:
•
www.peoples.ru/art/musik/.../mozart/
•
www.russianlyrics.com/.../iohann-bach/
•
Ciassik.chubrik.ru/Tchaikovsky/
•
100 oper.nm.ru/095.html
•
www.Tchaikov.ru
•
Музыкальная литература русских композиторов
•
Музыкальная литература зарубежных стран…
1 четверть
№
Раздел
урока программы
п/п
1
Кол-во
часов
на изуч.
раздел
Тема урока
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Планируемый
результат
предметн.,межпредметн
личностный)
Осознать непреходящие
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
Тема года:
8-1-1
Слушание,
«Традиция и
современность в
музыке»
Музыка
«старая» и
«новая»
исполнение(индив ценности в мире музыки.
идуальная и
групповая формы
работы)
8-1-2
Настоящая
музыка не
бывает «старой
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы)
Уметь выделить связь
музыкальных традиций
прошлого и
современного общества
11.09.(8А)
13.09.(8Б)
2
04.09.(8А)
06.09.(8Б)
3
«О традиции
в музыке»
8-1-3
Живая сила
традиции
Слушание,
исполнение,
обсуждение(инди
видуальная и
групповая формы.
Прийти к пониманию
того, что прошлое дорого
всему человечеству
18.09.(8А)
20.09.(8Б)
4
«Сказочномифологичес
кие темы»
8-1-4
Искусство
начинается с
мифа
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы)
Повторить опорные
знания: муз. образы,
композиция,драматургия
, форма, средства
выразительности.
25.09.(8А)
27.09.(8Б)
8-1-5
Мир сказочной
мифологии:
операРимского.
-Корсакова
«Снегурочка
Слушание,
Раскрыть роль сказок и
исполнение(индив мифов в жизни человека.
идуальная и
групповая формы
работы)
02.10.(8А)
04.10.(8Б)
5
фактически
6
8-1-6
Языческая Русь
в «Весне
священной»
И.Стравин-го.
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы)
Знание традиций,
обрядов древней Руси;
средства муз.
выразительности.
09.10.(8А)
11.10.(8Б)
7
8-1-7
Поэма радости
и света:
Дебюсси.
«Послеполуден
ный отдых
фавна»
8-1-8
«Благословляю
вас,леса…»
Слушание,
исполнение,
анализ.
(индивидуальная
и групповая
формы работы)
Знать тв-во К.Дебюсси,
жанр «прелюдия»
16.10.(8А)
18.10.(8Б)
Слушание,
исполнение,
сравнение,
анализ(индивидуа
льная и групповая
формы работы)
К. Дебюсси.
Послеполуденный отдых
Фавна. Фрагмент
(слушание);
П. Чайковский, стихи А.
К. Толстого.
Благословляю
вас, леса... (слушание)
23.10.(8А)
25.10 (8Б)
8
2 четверть
2
№
Раздел
урока программы
п/п
9
«Мир
человеческих
чувств»
Кол-во
часов
на
изуч.
раздел
Тема урока
8-2-1
Образы
радости в
музыке
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Планируемый
результат (предметн.,
межпредметн.,
личностный)
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Услышать радость в
музыке «солнечного»
Моцарта, вспомнить
произведения, в
которых присутствует
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
06.11.(8А)
08.11.(8Б)
фактически
настроение радости.
8-2-2
8-2-3
«Мелодией
одной звучит
печаль и
радость»
Слушание,
исполнение, сравнение
литературного и
музыкального
текста(индивидуальная
и групповая формы
работы)
Уметь выделить
особенности
вокального творчества
С.Рахманинова,
А.Блока,
Д.Шостаковича.
13.11.(8А)
15.11.(8Б)
12
8-2-4
«Слёзы
людские, о
слёзы
людские…»
Слушание,
исполнение,
обсуждения
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать творчество
Р.Шумана, образы
скорби, печали,
«грезы».
27.11.(8А)
29.11.(8Б)
13
8-2-5
Бессмертные
звуки
«лунной»
сонаты.
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Уметь выделить
средства муз.
выразительности при
раскрытии образов
одиночества, страдания
в тв-ве Л.Бетховена
04.12.(8А)
06.12.(8Б)
14
8-2-6
Тема любви в
музыке
П.Чайковского
«Евгений
Онегин»
8-2-7
«В крови горит
огонь
желанья…»
Слушание,
исполнение, сравнения
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Закрепить жанр
«опера»; раскрыть
тему любви в опере
«Евгений Онегин».
11.12.(8А)
13.12.(8Б)
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Закрепить знания о
жанре «романса»;
раскрыть единство
музыки и литературы.
18.12.(8А)
10
11
15
20.11.(8А)
22.11.(8Б)
20.12.(8Б)
8-2-8
Урокобобщение,
исполнение
16
Викторина,
исполнение (инд;
групповая форма
работа)
Знание муз. жанров,
творчества
композиторов.
Исполнение песни на
выбор
25.12.(8А)
27.12.(8Б)
3 четверть
3
№
Раздел программы
урока
п/п
17
18
«Мир человеческих
чувств»
Кол-во
часов
на
изуч.
раздел
Тема урока
8-3-1
«Подвиг во имя
свободы. Л.
Бетховен .
Увертюра
«Эгмонт»
8-3-2
Мотивы пути
и дороги в русском искусстве
(1 ч)
Деятельность
Планируемый
учащихся
результат
(Формы работы) (предметн.,
межпредметн.,
личностный)
Слушание,
Пафос
исполнение
революционной
(индивидуальная и
борьбы в увертюре
групповая формы
Л. Бетховена
работы)
«Эгмонт».
Сходство и отличия
между увертюрами
П. Чайковского и Л.
Бетховена.
Выученная песня
В.Высоцкий
«Вертикаль»
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Выявлять и
устанавливать ассоциативные связи между
образами
художественных
произведений и
образа
ми природы,
внутренние связи
Дом.
Дата проведения урока
задание По плану
15.01.(8А)
17.01.(8Б)
22.01.(8А)
24.01.(8Б)
фактически
между музыкой,
литературой и
изобразительным
искусством) Г.
Свиридов. Тройка. Из
оркестровой сюиты
«Метель»
(слушание);
А. Алябьев, стихи А.
Пушкина. Зимняя
дорога (пение)
19
20
В ПОИСКАХ
ИСТИНЫ И
КРАСОТЫ
Духовномузыкальная
традиция.
5ч
8-3-3
Мир духовной
музыки (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Великие композиторы
— авторы духовных
сочинений. Роль
гармонии и фактуры
в создании
художественного
образа хора
М. Глинки
«Херувимская песнь»
Гимн «Достойно
есть». Русское
песнопение
(пение)
29.01.(8А)
31.01.(8Б)
8-3-4
Колокольный
звон на Руси
(1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Колокольная
симфония старой
Москвы в описании
М. Лермонтова.
Музыка
утренних колоколов
во Вступлении к
опере
«Хованщина» М.
Мусоргского.
05.02.(8А)
07.02.(8Б)
Праздничное
многоголосие
колоколов в Сцене
венчания Бориса на
царство (опера
М. Мусоргского
«Борис Годунов»).
Радостный перезвон в
музыкальной поэме
«Колокола» С.
Рахманинова.
Е. Крылатов, стихи
Ю. Энтина. Колокола
(пение)
21
8-3-5
Рождественская
звезда (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Значение праздника
Рождества в
христианской
культуре. Тема
Рождества в искусстве
(образы, символы,
атрибуты).
Художественный
материал:
Литература
Б. Пастернак.
Рождественская
звезда.
Фрагмент;
И.Шмелев. Лето
Господне. Фрагмент.
Живопись
Я. Тинторетто.
Рождество;
Неизвестный мастер
XV в. Рождество;
12.02.(8А)
14.02.(8Б)
П. Веронезе.
Поклонение волхвов;
С. Боттичелли.
Рождество;
Я. Брейгель Младший.
Поклонение волхвов;
Х. Б.Майно.
Поклонение волхвов;
И. ГорюшкинСорокопудов. Зима.
Ростовский Кремль.
М уз ы к а
А. Лядов. «Рождество
Твое, Христе Боже
наш» (слушание).
Песенный репертуар:
В. Филатова, стихи
П.Морозова.
Под Рождество
(пение)
22
8-3-6
От Рождества
до Крещения.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Рождественские
праздники на Руси:
Святки.
П. Чайковский.
Декабрь. Святки. Из
фортепианного цикла
«Времена года»
(слушание).
Обряд колядования
(на примере
фрагмента
из повести Н. Гоголя
«Ночь перед
Рождеством»).
Добрый тебе вечер.
19.02.(8А)
21.02.(8Б)
Колядка (пение)
23
24
О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ
9ч
8-3-7
«Светлый
Праздник».
Православная
музыка
сегодня» (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Празднование Пасхи
на Руси. Содержание
увертюры Н.
Римского-Корсакова
«Светлый праздник».
Возрождение
традиций духовной
музыки
в творчестве
современных
композиторов
(на примере
фрагмента хорового
произведения
Р.Щедрина
«Запечатленный
ангел»).
М. Парцаладзе. стихи
Е. Черницкой.
Христос воскрес
(пение);
Ц. Кюи, слова
народные. Христос
воскрес.
Из цикла «Двенадцать
детских песен»
(пение)
26.02.(8А)
28.02.(8Б)
8-3-8
Как мы понимаем современность (1 ч)
Слушание,
исполнение,
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Трактовка понятия
музыке. Новые темы
в искусстве начала XX
века. Выражение темы промышленного
пейзажа в
05.03.(8А)
07.03.(8Б)
25
8-3-9
Вечные
сюжеты (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы
оркестровой
пьесе А. Онеггера
«Пасифик 231».
Романтизация
индустриальной темы
в искусстве
(стихотворение М.
Герасимова
«Песнь о железе»).
Онеггер. Пасифик
231.
Фрагмент(слушание)
М. Глинка, стихи Н.
Кукольника.
«Попутная песня»
(пение)
Воплощение вечных
тем и сюжетов в
музыке XX века.
Балет А. Хачатуряна
«Спартак»:
содержание,
некоторые
особенности
музыкальной
драматургии и средств
музыкального
выражения.
Музыкальный
материал:А.
Хачатурян. Смерть
гладиатора; Адажио
Спартака и Фригии.
Из балета «Спартак»
(слушание);
М. Дунаевский, стихи
12.03.(8А)
14.03.(8Б)
Ю. Ряшинцева.
Песня о дружбе. Из
кинофильма
«Гардемарины,
вперед!» (пение)
26
О
СОВРЕМЕННОСТИ
В МУЗЫКЕ
(продолжение)
8-3-10
Философские
образы XX
века:
«Турангалиласимфония»
О. Мессиана
(1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы
Многоаспектность
философских
выражений
в творчестве
О.Мессиана.
Воплощение мира
восточных
цивилизаций в
«Турангалилесимфонии»
(полисемичность
термина
турангалила,
космические идеи и
символы,
специфика
музыкального языка).
Музыкальный
материал:
О.Мессиан.
Ликование звезд. V ч.
Сад сна любви. VI ч.
Из «Турангалилысимфонии»
(слушание)
19.03.(8А)
21.03.(8Б)
4 четверть
4
№
урока
п/п
27
Раздел
программы
Кол-во
часов
на изуч.
раздела
Тема урока
8-4-1
Диалог Запада
и Востока в твор
честве отечественных
современных
композиторов
(1 ч)
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы
Планируемый
результат(предметн
межпредметн.,
личностный)
Взаимодействие
культурных
традиций Запада и
Востока в
современной музыке
(на примере балета
Ц. Чжень-Гуаня
«Течет речка»).
Претворение в
балете китайской
музыкальной
традиции.
Влияние творчества
русских
композиторов на
музыку
балета «Течет речка»
Музыкальный
материал:
Ц. Чжень-Гуань.
Вступление;
Деревенский танец;
Танец придворных
женщин; Адажио
Авей и Принца.
Из балета «Течет
речка» (слушание)
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
02.04.(8А)
04.04.(8Б)
фактически
28
8-4-2
Новые
области в музыке
XX века
(джазовая музыка) (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы
Ориентироваться в
джазовой музыке,
называть ее
отдельных
выдающихся
композиторов и
исполнителей. Д.
Гершвин. Привет,
Долли! (слушание,
участие в
исполнении);
Дж. Гершвин.
Рапсодия в стиле
блюз
для фортепиано,
джаз-бэнда и
оркестра
(слушание);
А. Лепин, стихи В.
Коростылева.
Песенка о хорошем
настроении (пение)
09.04.(8А)
11.04.(8Б)
29
8-4-3
Лирические
страницы советской музыки 1 ч)
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы
Мотивы памяти,
грусти, любви в
музыке
Второй симфонии А.
Эшпая. Соединение
грозных и нежнопоэтических
образов-символов в
романсе С.
Слонимского «Я
недаром печальной
слывут...»А. Эшпай.
Симфония № 2. II ч.
16.04.(8А)
18.04.(8Б)
Фрагмент
(слушание);
С. Слонимский,
стихи А. Ахматовой.
Я недаром
печальной слыву...
Из вокального
цикла «Шесть
стихотворений Анны
Ахматовой» (слушание);
И. С. Бах, русский
текст К. Алемасовой.
Желанный час
(пение)
30
8-4-4
Диалог времени
в музыке
А. Шнитке (1 ч)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы
Полистилистика в
музыке А.Шнитке:
противопоставление
и связь образов
прошлого и настоящего (на
примере фрагментов
из «Cоnсеrtо grоssо»
№ 1). Классические
реминисценции в
современной
музыке:
их идеи, смыслы,
образы.
Музыкальный
материал:
А. Шнитке. Рrеludio;
Тоссаtа. Из
«Cоnсеrtо
grоssо» № 1 для двух
23.04.(8А)
25.04.(8Б)
31
8-4-5
«Любовь никогда не
перестанет» 1ч
Слушание,
Рассуждение о
своеобразии
духовной и
светской
музыкальной
культуры
прошлого и
настоящего.
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы.
32
8-4-6
Авторская песня
(1 ч)
Слушание,
соотношение
стихов и музыки
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы, участие в
исполнении
скрипок, клавесина,
препарированного
фортепиано и
струнного
оркестра (слушание)
Воплощение
идеи «любви святой»
в музыке Г.
Свиридова.
Музыкальный
материал:
Г. Свиридов. Любовь
святая. Из цикла
«Три хора из музыки
к трагедии
А. К. Толстого
«Царь Федор
Иоаннович»
(слушание);
Ю. Чичков, стихи
Ю. Разумовского.
Россия, Россия
(пение)
Отличительные
особенности
авторской песни
(время
возникновения,
лирическая и
гражданская
направленность).
Музыкальный
материал:
В. Высоцкий. Песня
30.04.(8А)
02.05.(8Б)
07.05.(8А)
16.05.(8Б)
33
8-4-7
Герой авторской
песни (1 ч)
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы
34
8-4-8
Герой рок-песни
(1 ч)
Слушание,
исполнение(индив
идуальная и
групповая формы
работы.
о друге. Из
кинофильма
«Вертикаль»
(слушание,);
Б. Окуджава.
Песенка об Арбате
(слушание, участие
в исполнении)
Исследовать
разнообразие и
специфику
современной
музыки. Образ героя
авторской
песни; его
приоритеты и
ценности (на
примере песен
Б. Окуджавы
«Настоящих людей
так немного...»
и А. Галича «Я в
путь собирался
всегда налегке...»).
разучить и
исполнить
понравившуюся
авторскую песню
(соло, дуэт)
Образ героя рокпесни (его
жизненная позиция,
нравственные установки,
отношение к
14.05.(8А)
23.05.(8Б)
21.05.(8А)
23.05.(8Б)
окружающему
миру).
Рок-музыка в СССР,
ее отличие от
музыки,
исполняемой
ВИА. Рок сегодня:
тенденции,перспекти
выМузыкальный
материал:
А. Макаревич.
Однажды мир
прогнется под нас;
Ю. Шевчук. Родина;
Осень;
В. Цой. Звезда по
имени Солнце; Хочу
перемен;а также
материал по выбору
учителя и учащихся.
сообщение по
темам— «Рокмузыка сегодня»,
«Рок-музыка в моей
жизни», «Герой
современных
рок-песен», «Рокмузыка и проблема
отцов и детей»,
«“Отцы” и “дети”
рок-музыки»