МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО муниципАльного рАйонА волгогрАдской овлдсти МБоУ сШ }lЪ б г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО з{lп{.директора по УВР Прили протокол .в. JrlЪ {i/ Потемкина о.В. о.с. 1 от к16> августа 2024r. от <17> iIвгуста 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <<Музыка>> ДЛя обl^rающихся 8 классов (1^rитель Кармазина Д.В.) г. Котово,2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 КЛАСС Рабочая программа по музыке 8 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образова ния 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с. Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) Изучение предлагаемой программы основано на традиции русской художественной культуры. I полугодие - Вечные темы в искусстве: «Сказочно- мифологические темы», «Мир человеческих чувст». В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих дости гать предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты: - проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации); -умении обосновать собственные предпочтения; — преломление полученных знаний в эмоционально-личностное отношение к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений; -нравственно-эстетическое воспитание. Метапредметные результаты: -определение роли музыки в истории; -влияние музыки и на музыку других видов искусства; -формирование высокохудожественного вкуса; -социальная роль музыкального искусства, его закономерности и жизненные связи. Предметные результаты: — в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений; — в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; — в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы; Дополнительный материал для учащихся: • www.peoples.ru/art/musik/.../mozart/ • www.russianlyrics.com/.../iohann-bach/ • Ciassik.chubrik.ru/Tchaikovsky/ • 100 oper.nm.ru/095.html • www.Tchaikov.ru • Музыкальная литература русских композиторов • Музыкальная литература зарубежных стран… 1 четверть № Раздел урока программы п/п 1 Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат предметн.,межпредметн личностный) Осознать непреходящие Дом. задание Дата проведения урока По плану Тема года: 8-1-1 Слушание, «Традиция и современность в музыке» Музыка «старая» и «новая» исполнение(индив ценности в мире музыки. идуальная и групповая формы работы) 8-1-2 Настоящая музыка не бывает «старой Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы) Уметь выделить связь музыкальных традиций прошлого и современного общества 11.09.(8А) 13.09.(8Б) 2 04.09.(8А) 06.09.(8Б) 3 «О традиции в музыке» 8-1-3 Живая сила традиции Слушание, исполнение, обсуждение(инди видуальная и групповая формы. Прийти к пониманию того, что прошлое дорого всему человечеству 18.09.(8А) 20.09.(8Б) 4 «Сказочномифологичес кие темы» 8-1-4 Искусство начинается с мифа Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы) Повторить опорные знания: муз. образы, композиция,драматургия , форма, средства выразительности. 25.09.(8А) 27.09.(8Б) 8-1-5 Мир сказочной мифологии: операРимского. -Корсакова «Снегурочка Слушание, Раскрыть роль сказок и исполнение(индив мифов в жизни человека. идуальная и групповая формы работы) 02.10.(8А) 04.10.(8Б) 5 фактически 6 8-1-6 Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравин-го. Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы) Знание традиций, обрядов древней Руси; средства муз. выразительности. 09.10.(8А) 11.10.(8Б) 7 8-1-7 Поэма радости и света: Дебюсси. «Послеполуден ный отдых фавна» 8-1-8 «Благословляю вас,леса…» Слушание, исполнение, анализ. (индивидуальная и групповая формы работы) Знать тв-во К.Дебюсси, жанр «прелюдия» 16.10.(8А) 18.10.(8Б) Слушание, исполнение, сравнение, анализ(индивидуа льная и групповая формы работы) К. Дебюсси. Послеполуденный отдых Фавна. Фрагмент (слушание); П. Чайковский, стихи А. К. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание) 23.10.(8А) 25.10 (8Б) 8 2 четверть 2 № Раздел урока программы п/п 9 «Мир человеческих чувств» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока 8-2-1 Образы радости в музыке Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат (предметн., межпредметн., личностный) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Услышать радость в музыке «солнечного» Моцарта, вспомнить произведения, в которых присутствует Дом. задание Дата проведения урока По плану 06.11.(8А) 08.11.(8Б) фактически настроение радости. 8-2-2 8-2-3 «Мелодией одной звучит печаль и радость» Слушание, исполнение, сравнение литературного и музыкального текста(индивидуальная и групповая формы работы) Уметь выделить особенности вокального творчества С.Рахманинова, А.Блока, Д.Шостаковича. 13.11.(8А) 15.11.(8Б) 12 8-2-4 «Слёзы людские, о слёзы людские…» Слушание, исполнение, обсуждения (индивидуальная и групповая формы работы) Знать творчество Р.Шумана, образы скорби, печали, «грезы». 27.11.(8А) 29.11.(8Б) 13 8-2-5 Бессмертные звуки «лунной» сонаты. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Уметь выделить средства муз. выразительности при раскрытии образов одиночества, страдания в тв-ве Л.Бетховена 04.12.(8А) 06.12.(8Б) 14 8-2-6 Тема любви в музыке П.Чайковского «Евгений Онегин» 8-2-7 «В крови горит огонь желанья…» Слушание, исполнение, сравнения (индивидуальная и групповая формы работы) Закрепить жанр «опера»; раскрыть тему любви в опере «Евгений Онегин». 11.12.(8А) 13.12.(8Б) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Закрепить знания о жанре «романса»; раскрыть единство музыки и литературы. 18.12.(8А) 10 11 15 20.11.(8А) 22.11.(8Б) 20.12.(8Б) 8-2-8 Урокобобщение, исполнение 16 Викторина, исполнение (инд; групповая форма работа) Знание муз. жанров, творчества композиторов. Исполнение песни на выбор 25.12.(8А) 27.12.(8Б) 3 четверть 3 № Раздел программы урока п/п 17 18 «Мир человеческих чувств» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока 8-3-1 «Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен . Увертюра «Эгмонт» 8-3-2 Мотивы пути и дороги в русском искусстве (1 ч) Деятельность Планируемый учащихся результат (Формы работы) (предметн., межпредметн., личностный) Слушание, Пафос исполнение революционной (индивидуальная и борьбы в увертюре групповая формы Л. Бетховена работы) «Эгмонт». Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена. Выученная песня В.Высоцкий «Вертикаль» Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образа ми природы, внутренние связи Дом. Дата проведения урока задание По плану 15.01.(8А) 17.01.(8Б) 22.01.(8А) 24.01.(8Б) фактически между музыкой, литературой и изобразительным искусством) Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение) 19 20 В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ Духовномузыкальная традиция. 5ч 8-3-3 Мир духовной музыки (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь» Гимн «Достойно есть». Русское песнопение (пение) 29.01.(8А) 31.01.(8Б) 8-3-4 Колокольный звон на Руси (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. 05.02.(8А) 07.02.(8Б) Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола (пение) 21 8-3-5 Рождественская звезда (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Художественный материал: Литература Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент; И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент. Живопись Я. Тинторетто. Рождество; Неизвестный мастер XV в. Рождество; 12.02.(8А) 14.02.(8Б) П. Веронезе. Поклонение волхвов; С. Боттичелли. Рождество; Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов; Х. Б.Майно. Поклонение волхвов; И. ГорюшкинСорокопудов. Зима. Ростовский Кремль. М уз ы к а А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание). Песенный репертуар: В. Филатова, стихи П.Морозова. Под Рождество (пение) 22 8-3-6 От Рождества до Крещения. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Рождественские праздники на Руси: Святки. П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»). Добрый тебе вечер. 19.02.(8А) 21.02.(8Б) Колядка (пение) 23 24 О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ 9ч 8-3-7 «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня» (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»). М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой. Христос воскрес (пение); Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес. Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение) 26.02.(8А) 28.02.(8Б) 8-3-8 Как мы понимаем современность (1 ч) Слушание, исполнение, (индивидуальная и групповая формы работы) Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в 05.03.(8А) 07.03.(8Б) 25 8-3-9 Вечные сюжеты (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (стихотворение М. Герасимова «Песнь о железе»). Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент(слушание) М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Попутная песня» (пение) Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения. Музыкальный материал:А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М. Дунаевский, стихи 12.03.(8А) 14.03.(8Б) Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Гардемарины, вперед!» (пение) 26 О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ (продолжение) 8-3-10 Философские образы XX века: «Турангалиласимфония» О. Мессиана (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы Многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалилесимфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). Музыкальный материал: О.Мессиан. Ликование звезд. V ч. Сад сна любви. VI ч. Из «Турангалилысимфонии» (слушание) 19.03.(8А) 21.03.(8Б) 4 четверть 4 № урока п/п 27 Раздел программы Кол-во часов на изуч. раздела Тема урока 8-4-1 Диалог Запада и Востока в твор честве отечественных современных композиторов (1 ч) Деятельность учащихся (Формы работы) Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы Планируемый результат(предметн межпредметн., личностный) Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»). Претворение в балете китайской музыкальной традиции. Влияние творчества русских композиторов на музыку балета «Течет речка» Музыкальный материал: Ц. Чжень-Гуань. Вступление; Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание) Дом. задание Дата проведения урока По плану 02.04.(8А) 04.04.(8Б) фактически 28 8-4-2 Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей. Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении); Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра (слушание); А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение) 09.04.(8А) 11.04.(8Б) 29 8-4-3 Лирические страницы советской музыки 1 ч) Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежнопоэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...»А. Эшпай. Симфония № 2. II ч. 16.04.(8А) 18.04.(8Б) Фрагмент (слушание); С. Слонимский, стихи А. Ахматовой. Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой» (слушание); И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой. Желанный час (пение) 30 8-4-4 Диалог времени в музыке А. Шнитке (1 ч) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы. Музыкальный материал: А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух 23.04.(8А) 25.04.(8Б) 31 8-4-5 «Любовь никогда не перестанет» 1ч Слушание, Рассуждение о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего. исполнение(индив идуальная и групповая формы работы. 32 8-4-6 Авторская песня (1 ч) Слушание, соотношение стихов и музыки исполнение (индивидуальная и групповая формы работы, участие в исполнении скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание) Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова. Музыкальный материал: Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (слушание); Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение) Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность). Музыкальный материал: В. Высоцкий. Песня 30.04.(8А) 02.05.(8Б) 07.05.(8А) 16.05.(8Б) 33 8-4-7 Герой авторской песни (1 ч) Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы 34 8-4-8 Герой рок-песни (1 ч) Слушание, исполнение(индив идуальная и групповая формы работы. о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (слушание,); Б. Окуджава. Песенка об Арбате (слушание, участие в исполнении) Исследовать разнообразие и специфику современной музыки. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности (на примере песен Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного...» и А. Галича «Я в путь собирался всегда налегке...»). разучить и исполнить понравившуюся авторскую песню (соло, дуэт) Образ героя рокпесни (его жизненная позиция, нравственные установки, отношение к 14.05.(8А) 23.05.(8Б) 21.05.(8А) 23.05.(8Б) окружающему миру). Рок-музыка в СССР, ее отличие от музыки, исполняемой ВИА. Рок сегодня: тенденции,перспекти выМузыкальный материал: А. Макаревич. Однажды мир прогнется под нас; Ю. Шевчук. Родина; Осень; В. Цой. Звезда по имени Солнце; Хочу перемен;а также материал по выбору учителя и учащихся. сообщение по темам— «Рокмузыка сегодня», «Рок-музыка в моей жизни», «Герой современных рок-песен», «Рокмузыка и проблема отцов и детей», «“Отцы” и “дети” рок-музыки»