МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО муниципАльного рАйонА волгогрАдской оьлдсти МБоУ СШ лЬ б г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Потемкина о.В. протокол JФ 1 от <16> августа 2024 г. от к17> aBiycTa РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <<Музыка>> для обучающихся 7 классов (учитель Кармазина Д.В.) г. Котово,2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7 КЛАСС Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с. Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»). Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса. Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты: - школьники воспринимают музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - умеют находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - развивают интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывается эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - воспитывается культура мышления и речи. Метапредметные результаты: - определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке; - находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений - находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи; - аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве Предметные результаты: - размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий; - певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; - самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Дополнительный материал для учащихся: • Vil – laz.narod.ru • Musecgeo – myliwirade.ru • www.netslowa.ru • Cl.mmw.ru/composers/bah.htm • www.rian.ru • www.esperanto.mw.ru • Biographer.ru/biographes/48.htm • www.evarussia.ru 1 четверть № урока п/п 1 2 3 4 Раздел программы Тема года: «Содержание и форма в музыке» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат(предметн межпредметн., личностный) Понимать неповторимость музыкальных произведений; Исполнение песни «Что такое осень» Дом. задание Дата проведения урока По плану 7-1-1 Магическая единственность музыкального произведения. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-1-2 Музыку трудно объяснить словами Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение терминов: интерпретация, Переложение, Ремикс, Аранжировка, Обработка; Выученная песня «Что такое осень» 09.09.(7А) 7-1-3 7-1-4 Слушание, исполнение (индивидуальная и Исполнение песни «Ты, да я, да мы с 16.09.(7А) Что такое музыкальное содержание? групповая формы работы) тобой»; Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки. 02.09.(7А) 05.09.(7Б) 06.09.(7В) 12.09.(7Б) 13.09.(7В) 19.09.(7Б) 20.09.(7В) 23.09.(7А) 26.09.(7Б) 27.09.(7В) фактически 5 6 7 8 Музыкальное содержание 7-1-5 Музыка, которую Слушание, исполнение(индивидуа льная и групповая Исполнение «Осеннего вокализа»; необходимо объяснить словами формы работы) Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. 7-1-6 Ноябрьский образ в пьесе Чайковского Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение; Выученная «Осенний блюз» 07.10.(7А) Уметь проанализировать музыкальное произведение. 14.10.(7А) 7-1-7 «Восточная» партитура Н. РимскогоКорсакова «Шехеразада» Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-1-8 Когда музыка не нуждается в словах Слушание, исполнение(индивидуа льная и групповая формы работы) 30.10.(7А) 03.10.(7Б) 04.10 (7В) 10.10.(7Б) 11.10.(7В) 17.10. (7Б) 18.10.(7В) Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокальнохоровые навыки. 21.10.(7А) 24.10.(7Б) 25.10.(7В) 2 четверть № урока п/п 9 Раздел программы Кол-во Тема урока часов на изуч. раздел 7-2-1 Музыкальный Лирические образ образы в музыке 10 11 12 13 14 15 «О чем рассказывает музыкальный жанр» Деятельность учащихся (Формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Планируемый результат(предметн., межпредметн., личностный) Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Дом. задание Дата проведения урока По плану 11.11.(7А) 07.11.(7Б) 08.11.(7В) 7-2-2 Драматические образы в музыке Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. 18.11.(7А) 7-2-3 Эпические образы в музыке Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. 25.11.(7А) 7-2-4 Память жанра Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки в вокальной музыке; Исполнение песни «Ты река ль моя, реченька» 02.12.(7А) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Уметь определять образы музыкальных произведений; 09.12.(7А) 05.12. (7Б) 06.12.(7В) 7-2-5 7-2-6 7-2-7 14.11.(7Б) 15.11.(7В) 21.11.(7Б) 22.11.(7В) 28.11.(7Б) 29.11.(7В) фактически исполнение песни «Под музыку Вивальди» Такие разные песни, танцы, марши. 16.12.(7А) 12.12.(7Б) 13.12 (7В) 23.12.(7А) 19.12.(7Б) 20.12.(7В) 7-2-8 Содержание в музыке 16 Участие в муз. викторине (инд. групповая формы работы) 23.12.(7А) Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия муз. произведений. Закрепить вокальнохоровые навыки. 26.12.(7Б) 27.12.(7В) 3 четверть 3 № Раздел урока программы п/п 17 18 «Что такое музыкальная форма» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат(предметн., межпредметн., личностный) Дом. задание Дата проведения урока По плану 7-3-1 Сюжеты и герои музыкальной формы. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Выученная песня «Люди идут по свету»; Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокальнохоровые навыки. 13.01.(7А) 7-3-2 Художественная форма-это ставшее зримым содержание Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму 20.01.(7А) 16.01.(7Б) 17.01.(7В) 23.01.(7Б) фактически 19 20 21 22 23 «Виды музыкальных форм» музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки; Выученная песня «Есть только миг». 24.01.(7В) 27.01.(7А) 7-3-3 Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-3-4 Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокальнохоровые навыки; Выученный 1 куплет песни «Снежинка» 03.02.(7А) 7-3-5 О роли повторов в музыкальной форме Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 10.02.(7А) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 7-3-6 Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» 7-3-7 Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 30.01.(7Б) 31.01.(7В) 06.02.(7Б) 07.02.(7В) 13.02.(7Б) 14.02.(7В) 17.02.(7А) 20.02.(7Б) 21.02.(7В) 24.02.(7А) 27.02.(7Б) 28.02.(7В) 24 25 26 7-3-8 Многомерность образа в форме рондо. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокальнохоровые навыки. 03.03.(7А) 7-3-9 Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Выученная песня «Благодарим, солдаты, вас!» 10.03.(7А) 7-3-10 Форма в музыке Участие в викторине (фронтальный опрос) Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокальнохоровые навыки. 17.03.(7А) 06.03.(7Б) 07.03.(7В) 13.03.(7Б) 14.03.(7В) 20.03.(7Б) 21.03.(7В) 4 четверть 4 № Раздел урока программы п/п 27 Музыкальная драматургия Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока 7-4-1 О связи музыкальной Деятельность учащихся (Формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и Планируемый результат (предметн., межпредметн., личностный Понимать особенности развития музыкальной ткани, Дом. задание Дата проведения урока По плану 31.03.(7А) фактически 28 29 30 31 32 33 формы и музыкальной драматургии. групповая формы работы) уметь определять средства музыкальной выразительности. 03.04.(7Б) 04.04.(7В) 7-4-2 Музыкальный порыв. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокальнохоровые навыки(«Песня туристов»). Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокальнохоровые навыки. 07.04.(7А) 10.04.(7Б) 11.04. (7В) 7-4-3 7-4-4 Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-4-5 7-4-6 Диалог искусств "Князь Игорь". Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музык. произведения. 28.04.(7А) 08.05.(7Б) 02.05.(7В) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. 12.05.(7А) 7-4-7 Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. 14.04.(7А) 17.04.(7Б) 18.04.(7В) 21.04.(7А) 24.04.(7Б) 25.04.(7В) 05.05.(7А) 15.05.(7Б) 16.05.(7В) 22.05.(7Б) 23.05.(7В) 34 7- 4-8 Музыкальная драматургия. Участие в викторине (индивидуальная, групповая, фронт. формы работы) Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки. 19.05.(7А) 22.05.(7Б) 23.05.(7В)