МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО
муниципАльного
рАйонА волгогрАдской оьлдсти
МБоУ СШ лЬ б г. Котово
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Потемкина о.В.
протокол JФ 1
от <16> августа 2024 г.
от к17> aBiycTa
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета <<Музыка>>
для обучающихся 7 классов
(учитель Кармазина Д.В.)
г. Котово,2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
7 КЛАСС
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования
2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для
общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с.
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий,
хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных
наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю)
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в
музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой,
образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры
влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли
разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем
она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах –
опере, симфонии? Все это составляет тему второй части. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у
обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных,
личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- школьники воспринимают музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- умеют находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивают интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывается эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывается культура мышления и речи.
Метапредметные результаты:
- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в
размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве
Предметные результаты:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях
о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Дополнительный материал для учащихся:
•
Vil – laz.narod.ru
•
Musecgeo – myliwirade.ru
•
www.netslowa.ru
•
Cl.mmw.ru/composers/bah.htm
•
www.rian.ru
•
www.esperanto.mw.ru
•
Biographer.ru/biographes/48.htm
•
www.evarussia.ru
1 четверть
№
урока
п/п
1
2
3
4
Раздел
программы
Тема года:
«Содержание
и форма в
музыке»
Кол-во
часов
на изуч.
раздел
Тема урока
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Планируемый
результат(предметн
межпредметн.,
личностный)
Понимать
неповторимость
музыкальных
произведений;
Исполнение песни
«Что такое осень»
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
7-1-1
Магическая
единственность
музыкального
произведения.
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая
формы работы)
7-1-2
Музыку трудно
объяснить
словами
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
терминов:
интерпретация,
Переложение,
Ремикс,
Аранжировка,
Обработка;
Выученная песня
«Что такое осень»
09.09.(7А)
7-1-3
7-1-4
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
Исполнение песни
«Ты, да я, да мы с
16.09.(7А)
Что такое
музыкальное
содержание?
групповая формы
работы)
тобой»; Знать
особенности
содержания в
музыке, сравнить
понятие «образ» в
других видах
искусства. Закрепить
вокально-хоровые
навыки.
02.09.(7А)
05.09.(7Б)
06.09.(7В)
12.09.(7Б)
13.09.(7В)
19.09.(7Б)
20.09.(7В)
23.09.(7А)
26.09.(7Б)
27.09.(7В)
фактически
5
6
7
8
Музыкальное
содержание
7-1-5
Музыка,
которую
Слушание,
исполнение(индивидуа
льная и групповая
Исполнение
«Осеннего
вокализа»;
необходимо
объяснить
словами
формы работы)
Уметь приводить
примеры образа
человека в музыке,
литературе, ИЗО.
7-1-6
Ноябрьский
образ в пьесе
Чайковского
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать, что может
выразить музыка в
природе. Уметь
проанализировать
музыкальное
произведение;
Выученная
«Осенний блюз»
07.10.(7А)
Уметь
проанализировать
музыкальное
произведение.
14.10.(7А)
7-1-7
«Восточная»
партитура Н.
РимскогоКорсакова
«Шехеразада»
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
7-1-8
Когда музыка
не нуждается в
словах
Слушание,
исполнение(индивидуа
льная и групповая
формы работы)
30.10.(7А)
03.10.(7Б)
04.10 (7В)
10.10.(7Б)
11.10.(7В)
17.10. (7Б)
18.10.(7В)
Определять образ.
Уметь
проанализировать
музыкальное
произведение.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
21.10.(7А)
24.10.(7Б)
25.10.(7В)
2 четверть
№
урока
п/п
9
Раздел
программы
Кол-во Тема урока
часов
на изуч.
раздел
7-2-1
Музыкальный
Лирические
образ
образы в
музыке
10
11
12
13
14
15
«О чем
рассказывает
музыкальный
жанр»
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Планируемый
результат(предметн.,
межпредметн.,
личностный)
Знать определение и
основные признаки
лирического образа,
уметь определять и
описывать в музыке.
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
11.11.(7А)
07.11.(7Б)
08.11.(7В)
7-2-2
Драматические
образы в
музыке
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение и
основные признаки
драматического
образа, уметь
определять и
описывать в музыке.
18.11.(7А)
7-2-3
Эпические
образы в
музыке
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение и
основные признаки
эпического образа,
уметь определять и
описывать в музыке.
25.11.(7А)
7-2-4
Память жанра
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение и
основные признаки в
вокальной музыке;
Исполнение песни
«Ты река ль моя,
реченька»
02.12.(7А)
Слушание, исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Уметь определять
образы музыкальных
произведений;
09.12.(7А)
05.12. (7Б)
06.12.(7В)
7-2-5
7-2-6
7-2-7
14.11.(7Б)
15.11.(7В)
21.11.(7Б)
22.11.(7В)
28.11.(7Б)
29.11.(7В)
фактически
исполнение песни
«Под музыку
Вивальди»
Такие разные
песни, танцы,
марши.
16.12.(7А)
12.12.(7Б)
13.12 (7В)
23.12.(7А)
19.12.(7Б)
20.12.(7В)
7-2-8
Содержание в
музыке
16
Участие в муз.
викторине (инд.
групповая формы
работы)
23.12.(7А)
Повторить и
закрепить темы
четверти, авторов и
названия муз.
произведений.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
26.12.(7Б)
27.12.(7В)
3 четверть
3
№
Раздел
урока программы
п/п
17
18
«Что такое
музыкальная
форма»
Кол-во
часов
на
изуч.
раздел
Тема урока
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Планируемый
результат(предметн.,
межпредметн.,
личностный)
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
7-3-1
Сюжеты и герои
музыкальной
формы.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Выученная песня
«Люди идут по
свету»;
Понимать, что такое
форма в музыке, знать
виды форм, уметь
определять образное
содержание.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
13.01.(7А)
7-3-2
Художественная
форма-это
ставшее зримым
содержание
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Повторить
определение духовной
музыки, уметь
описать образ и
определить форму
20.01.(7А)
16.01.(7Б)
17.01.(7В)
23.01.(7Б)
фактически
19
20
21
22
23
«Виды
музыкальных
форм»
музыки. Закрепить
вокально-хоровые
навыки.
Понимать, что такое
форма в музыке,
уметь определять
формы вокальной
музыки. Закрепить
вокально-хоровые
навыки;
Выученная песня
«Есть только миг».
24.01.(7В)
27.01.(7А)
7-3-3
Почему
музыкальные
формы бывают
большими и
малыми.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
7-3-4
Музыкальный
шедевр в
шестнадцати
тактах.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
композиции в музыке.
Закрепить вокальнохоровые навыки;
Выученный 1 куплет
песни «Снежинка»
03.02.(7А)
7-3-5
О роли повторов
в музыкальной
форме
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
одночастной формы в
музыке. Уметь
приводить примеры.
10.02.(7А)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
трехчастной формы в
музыке. Уметь
приводить примеры.
7-3-6
Два напева в
романсе
М.Глинки
«Венецианская
ночь»
7-3-7
Трехчастность в
«ночной
серенаде»
Пушкина-Глинки
Знать определение
двухчастной формы в
музыке. Уметь
приводить примеры.
30.01.(7Б)
31.01.(7В)
06.02.(7Б)
07.02.(7В)
13.02.(7Б)
14.02.(7В)
17.02.(7А)
20.02.(7Б)
21.02.(7В)
24.02.(7А)
27.02.(7Б)
28.02.(7В)
24
25
26
7-3-8
Многомерность
образа в форме
рондо.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
формы рондо в
музыке. Уметь
приводить примеры.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
03.03.(7А)
7-3-9
Образ Великой
Отечественной
войны в
«Ленинградской»
симфонии
Д.Шостаковича
(вариации)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Знать определение
вариационной формы
в музыке. Уметь
приводить примеры.
Выученная песня
«Благодарим,
солдаты, вас!»
10.03.(7А)
7-3-10
Форма в музыке
Участие в викторине
(фронтальный опрос)
Повторить и
закрепить названия и
основные признаки
форм, авторов и
названия
музыкальных
произведений.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
17.03.(7А)
06.03.(7Б)
07.03.(7В)
13.03.(7Б)
14.03.(7В)
20.03.(7Б)
21.03.(7В)
4 четверть
4
№
Раздел
урока программы
п/п
27
Музыкальная
драматургия
Кол-во
часов
на изуч.
раздел
Тема урока
7-4-1
О связи
музыкальной
Деятельность
учащихся
(Формы работы)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
Планируемый
результат
(предметн.,
межпредметн.,
личностный
Понимать
особенности развития
музыкальной ткани,
Дом.
задание
Дата проведения урока
По плану
31.03.(7А)
фактически
28
29
30
31
32
33
формы и
музыкальной
драматургии.
групповая формы
работы)
уметь определять
средства музыкальной
выразительности.
03.04.(7Б)
04.04.(7В)
7-4-2
Музыкальный
порыв.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Понимать
особенности развития
музыкальной ткани,
уметь определять
средства музыкальной
выразительности.
Закрепить вокальнохоровые
навыки(«Песня
туристов»).
Понимать
особенности развития
образов в опере, уметь
определять средства
музыкальной
выразительности.
Закрепить вокальнохоровые навыки.
07.04.(7А)
10.04.(7Б)
11.04. (7В)
7-4-3
7-4-4
Развитие
образов и
персонажей в
оперной
драматургии.
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
7-4-5
7-4-6
Диалог искусств
"Князь Игорь".
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Повторить оперную
терминологию. Уметь
определять движение
образов и персонажей
на примере музык.
произведения.
28.04.(7А)
08.05.(7Б)
02.05.(7В)
Слушание,
исполнение
(индивидуальная и
групповая формы
работы)
Понимать
особенности развития
тем в симфонической
драматургии, уметь
определять средства
музыкальной
выразительности.
12.05.(7А)
7-4-7
Развитие
музыкальных
тем в
симфонической
драматургии.
14.04.(7А)
17.04.(7Б)
18.04.(7В)
21.04.(7А)
24.04.(7Б)
25.04.(7В)
05.05.(7А)
15.05.(7Б)
16.05.(7В)
22.05.(7Б)
23.05.(7В)
34
7- 4-8
Музыкальная
драматургия.
Участие в викторине
(индивидуальная,
групповая, фронт.
формы работы)
Повторить и
закрепить знания тем
года. Закрепить
вокально – хоровые
навыки.
19.05.(7А)
22.05.(7Б)
23.05.(7В)