МинисТЕРСТВопРосВЕЩЕнияРоссиЙскоЙФЕДЕРдции ндук-й й молодЕжноЙ политики -комитЕт оърiзЬвдния, волгогрАдской овлдсти отДЕЛпооврдзовдниюдДййнистр-лциикоТоВского вблгогрддской оБлдсти мунициппriйьiБiiдйоil сш Лъ б г, Котово МБоУ РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО К Потемкина о.В. протокол Nэ 1 от к16> августа 2024 t. Приказ РАБОЧАЯ ПРОГРАМNIА практикума по пстории <<История в лицах: IХ-ХYII век дпя обуlающихся 7 кпасса (учитель Припипкина Е, В,) г. Котово,2024 >> Пояснительная записка Рабочая программа курса «История в лицах: IX-XVII века» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2016 года № 273-ФЗ; Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334; учебного плана МБОУ СШ № 6 г. Котово на 2024-2025учебный год. Основная цель курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: - осмысление роли великих деятелей в судьбе России; - осознание роли личности в истории; - ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства; - развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; - совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания их мотивов и сущности деятельности. В связи с этим бывает сложно учащимся составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс внеурочной деятельности и одновременно обосновывает актуальность преподавания данной дисциплины. Курс «История в лицах: IX-XV века:» для 7 класса рассчитан на 34 часа. Данный курс призван решать следующие задачи: - Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей. - Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации. - Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. - Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям. - Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц. Основные принципы организации деятельности: - принцип добровольности; - принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку; - принцип индивидуального подхода к учащимся; - принцип систематичности; - принцип занимательности; - принцип укрепления связи обучения с жизнью. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов. Место курса в учебном плане В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о роли личности в истории обучающихся 7 класса предложен курс «История в лицах» . Программа рассчитана на 34 часа в год: по 1 часу в неделю. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «История России в лицах: IX-XV века» 7 класс Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. В процессе изучения курса происходит формирование умений: Анализ и сопоставление фактов. Анализ документов. Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой. представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований; анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции; самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных источников. Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения. Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения. Умение систематизировать материал. Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы. Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности). Умение оценивать свою и чужую деятельность, обсуждать результаты исследований, участвовать в семинарах, дискуссиях, деловых играх. Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся предметные умения и навыки: Определять достоверность исторических фактов. Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий. Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия. Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей. Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и обсуждение сообщений учащихся Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет. Условия успешного освоения содержания курса «История в лицах) 7 класс: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; Интернет-ресурсам, электронным пособиям «Моя история России», «История России в лицах», и др., возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала и т.д. По окончании изучения курса «История в лицах: IX-XV века» 7 класс учащиеся должны: Соотносить единичные факты и общие явления и процессы. Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей. Сравнивать исторические события и исторических деятелей. Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории. Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия. Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей Содержание программы внеурочной деятельности «История в лицах»» (с указанием форм организации и видов деятельности) Введение (1ч.) Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Древняя Русь (7). Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. «Откуда есть и пошла земля русская» Политические взгляды Нестора. А был ли Рюрик? Сказание о первых князьях: Кие, Щеке, Хориве. Сказание о призвании варягов. «Норманнская теория».Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Легендарный Рюрик. Кем были Асколдь и Дир. Первые русские князья. Вещий Олег: князь или воевода? Олег: правление и внешнеполитическая деятельность. Правление Игоря. Восстание древлян. Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная Ольга. Крещение Ольги. «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964-972). Князь-воин. «Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослав. Первые «просветители» Кирилл и Мефодий. Как создавалась азбука. Владимир Святославович (980-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Детство и юность. Влияние образование и воспитания . Отношение с бабкой и отцом. Новгородский князь. Братоубийство. Патриотизм. Владимир Святославович Защитник от печенегов: оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г. Как крестили Русь. Значение принятия христианства. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть. Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в Новгороде». Киевский князь. Владимир Мономах (1113-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097 Русь удельная и ее герои (5ч). «Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани, Сарайскаяепископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени А.Невского. Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат. «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы. Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба. Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская битва. Набег Тохтамыша и покорность Москвы. Пересвет и Ослябя: навеки вместе. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы тяжелых испытаний.(митрополит Петр, Сергий Радонежский). Детство Варфоломея. Основание Троицкой церкви. Игумен. Объединение Руси вокруг Москвы Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Развитие культуры. Свержение ордынского ига. Судебник. Формы организации – групповые и индивидуальные Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия (дебаты), практические работы, викторины. подготовка и обсуждение сообщений учащихся Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по системе: зачет-незачет. Тематическое планирование 7 класс (34 часа) № Всего часов Дата занятия Русь IX-XI вв. Вводное занятие. Нестор – первый русский летописец. 12 1 1 05.09 12.09 3 4 5 6 7 8 9-10 А был ли Рюрик? Вещий Олег: князь или воевода? Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая». «Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава. Кирилл и Мефодий. Кирилл и кириллица. Владимир Святой. 1 1 1 1 1 1 2 1112 Ярослав Мудрый. 2 Русь удельная и ее герои. Евпатий Коловрат: и один в поле воин. Александр Невский: имя твое Россия 7 1 2 «Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы. Пересвет и Ослябя: навеки вместе.С.Радонежский Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея Руси» Россия XVI века Лихие времена Ивана Грозного. Опричники и жертвы. 1 Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев. Жёны Ивана Грозного 1 1 5 Тема занятия 1 2 13 1415 16 17 1819 202223 24 25 Россия в XVIIвеке. 26 27 28 29 3031 32 33 34 Фёдор Иванович и Борис Годунов Борис на царстве Кто такой Лжедмитрий? Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - спасители России. «Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты Михаила Романова Алексей Михайлович – Тишайший ли? Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха Никона. Друзья-враги. Федор Алексеевич и его наследие. 1 2 6 3 19.09 26.09 03.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 06.12 13.12 20.12 27.12 16.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 1 03.04 1 10.04 1 17.04 1 24.04 2 1 1 02.05 08.05 15.05 20.05 1 22.05