Рабочая программа практикума по истории 7 класс

МинисТЕРСТВопРосВЕЩЕнияРоссиЙскоЙФЕДЕРдции
ндук-й й молодЕжноЙ политики
-комитЕт оърiзЬвдния,
волгогрАдской овлдсти
отДЕЛпооврдзовдниюдДййнистр-лциикоТоВского
вблгогрддской оБлдсти

мунициппriйьiБiiдйоil
сш Лъ б г, Котово
МБоУ

РАССМОТРЕНО
на заседании

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

К
Потемкина о.В.

протокол Nэ 1
от к16> августа 2024 t.

Приказ

РАБОЧАЯ ПРОГРАМNIА
практикума по пстории
<<История в лицах:

IХ-ХYII век

дпя обуlающихся 7 кпасса
(учитель Припипкина Е, В,)

г. Котово,2024

>>

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История в лицах: IX-XVII века» для 7 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2016
года № 273-ФЗ; Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334;
учебного плана МБОУ СШ № 6 г. Котово на 2024-2025учебный год.
Основная цель курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о
важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Основные ценностные ориентиры:
- осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
- осознание роли личности в истории;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности
отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать
собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению
событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без
понимания их мотивов и сущности деятельности. В связи с этим бывает сложно учащимся
составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван
преодолеть данный курс внеурочной деятельности и одновременно обосновывает актуальность
преподавания данной дисциплины.
Курс «История в лицах: IX-XV века:» для 7 класса рассчитан на 34 часа. Данный курс
призван решать следующие задачи:
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к
заслугам отдельных исторических деятелей.
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками,
литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки
информации.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся.
- Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических
деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или
иных лиц.
Основные принципы организации деятельности:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом
внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в год – 35 часов.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации
образовательного процесса. В целях повышения знаний о роли личности в истории обучающихся
7 класса предложен курс «История в лицах» . Программа рассчитана на 34 часа в год: по 1 часу в
неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«История России в лицах: IX-XV века» 7 класс
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
В
процессе
изучения
курса
происходит
формирование
умений:
Анализ и сопоставление фактов.
 Анализ документов.
 Работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
 анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
 исторических личностей, формулирование собственной позиции;
 самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический
анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
 Оформление сообщений, рефератов и докладов по теме, в т.ч. на основе различных
источников.
 Умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.

Умение выдвинуть гипотезу и делать обобщения.

Умение систематизировать материал.
 Умение составлять схемы, таблицы, диаграммы.
 Умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить
цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
 Умение оценивать свою и чужую деятельность, обсуждать результаты исследований,
участвовать в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования
общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у
учащихся предметные умения и навыки:
 Определять достоверность исторических фактов.
 Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.
 Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
 анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.
 Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в
различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Основные методы работы:

анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа,

лекция,

дискуссия (дебаты), практические работы, викторины.

подготовка и обсуждение сообщений учащихся
Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы
(электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»),
оцениваемых по системе: зачет-незачет.
Условия успешного освоения содержания курса «История в лицах) 7 класс: обеспечение
доступа учащихся к исторической литературе; Интернет-ресурсам, электронным пособиям

«Моя история России», «История России в лицах», и др., возможность создания и
демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала и т.д.
По окончании изучения курса «История в лицах: IX-XV века» 7 класс учащиеся
должны:
 Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.
 Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических
личностей.
 Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
 Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных
людей в истории.
 Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и
отличия.
 Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям в истории, их оценку.
 Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и
личностей
Содержание программы внеурочной деятельности «История в лицах»» (с указанием
форм организации и видов деятельности)
Введение (1ч.)
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям.
Соотношение целей и средств их достижения.
Древняя Русь (7). Нестор. Монах Киево-Печерского монастыря, автор «Житий» Бориса и
Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ. «Откуда есть и пошла земля русская» Политические
взгляды Нестора. А был ли Рюрик?
Сказание о первых князьях: Кие, Щеке, Хориве.
Сказание о призвании варягов. «Норманнская теория».Легендарное и реальное в
“признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.
Легендарный
Рюрик. Кем были Асколдь и Дир.
Первые русские князья.
Вещий Олег: князь или воевода? Олег: правление и внешнеполитическая деятельность.
Правление Игоря. Восстание древлян.
Княгиня Ольга : «хитрая, мудра, святая ». Первая налоговая реформа. Легендарная Ольга.
Крещение Ольги. «Защитники Отечества». Святослав Игоревич (964-972). Князь-воин. «Мертвые
сраму не имут». Жизненный путь Святослав. Первые «просветители» Кирилл и Мефодий. Как
создавалась азбука.
Владимир Святославович (980-1015). Новгородский князь. Борьба за Киев. Детство и
юность. Влияние образование и воспитания . Отношение с бабкой и отцом. Новгородский князь.
Братоубийство.
Патриотизм.
Владимир
Святославович
Защитник
от
печенегов:
оборонительные линии, идея защиты Руси. Выбор веры. Языческая реформа 980 г. Как крестили
Русь. Значение принятия христианства.
Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение, покорность, мученическая смерть.
Ярослав Мудрый (978-1054). Хромец. Князь Новгородский: «Закон о порядках в
Новгороде».
Киевский князь. Владимир Мономах (1113-1125). Киевский князь: призвание на престол. «Устав
Владимира Мономаха». «Поучение детям». Любеческий съезд 1097
Русь удельная и ее герои (5ч).
«Защитники Отечества». Александр Невский (1220-1263). Князь Новгородский: Невская
битва, Ледовое побоище. Отношения с Ордой: компромисс, ослабление дани,
Сарайскаяепископия. Перепись 1257 г. Учреждение ордена имени
А.Невского.
Герои борьбы с ордынским нашествием. ЕвпатийКоловрат. «Награда нашла героя».
Почему Дмитрий Донской провозглашен святым через 600
лет после Куликовской битвы.

Дмитрий Донской (1350-1389). Детство. Вступление на великокняжеский престол. Женитьба.
Строительство Кремля. Борьба с Ордой: битва на р. Пьяне, Воже. Куликовская
битва. Набег
Тохтамыша и покорность Москвы.
Пересвет и Ослябя: навеки вместе. Даст Бог, Орда переменится! Русские святители в годы
тяжелых испытаний.(митрополит Петр, Сергий Радонежский). Детство Варфоломея. Основание
Троицкой церкви. Игумен.
Объединение Руси вокруг Москвы
Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. Отношения с Новгородом. Развитие
культуры. Свержение ордынского ига. Судебник.
Формы организации – групповые и индивидуальные
 Основные методы работы:

анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа,

лекция,

дискуссия (дебаты), практические работы, викторины.

подготовка
и
обсуждение
сообщений
учащихся
Основные формы контроля: эссе, решение проблемных заданий, творческие работы
(электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?»), оцениваемых по
системе: зачет-незачет.

Тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№

Всего часов

Дата занятия

Русь IX-XI вв.
Вводное занятие.
Нестор – первый русский летописец.

12
1
1

05.09
12.09

3
4
5
6
7
8
9-10

А был ли Рюрик?
Вещий Олег: князь или воевода?
Княгиня Ольга «хитрая, мудрая, святая».
«Мертвые сраму не имут». Жизненный путь Святослава.
Кирилл и Мефодий.
Кирилл и кириллица.
Владимир Святой.

1
1
1
1
1
1
2

1112

Ярослав Мудрый.

2

Русь удельная и ее герои.
Евпатий Коловрат: и один в поле воин.
Александр Невский: имя твое Россия

7
1
2

«Награда нашла героя». Почему Дмитрий Донской провозглашен
святым через 600 лет после Куликовской битвы.
Пересвет и Ослябя: навеки вместе.С.Радонежский
Иван III (1440-1505). Собиратель русских земель. «Государь Всея
Руси»
Россия XVI века
Лихие времена Ивана Грозного. Опричники и жертвы.

1

Митрополит Макарий и митрополит Филипп Колычев.
Жёны Ивана Грозного

1
1
5

Тема занятия
1
2

13
1415
16
17
1819
202223
24
25

Россия в XVIIвеке.
26
27
28
29
3031
32
33
34

Фёдор Иванович и Борис Годунов
Борис на царстве
Кто такой Лжедмитрий?
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - спасители России.
«Первые Романовы на Российском престоле». Три невесты
Михаила Романова
Алексей Михайлович – Тишайший ли?
Одна голова хорошо, а две… много! Взлет и падение патриарха
Никона. Друзья-враги.
Федор Алексеевич и его наследие.

1
2
6
3

19.09
26.09
03.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
06.12
13.12
20.12
27.12
16.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03

1

03.04

1

10.04

1

17.04

1

24.04

2
1
1

02.05
08.05
15.05
20.05

1

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».