РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практикума «ГЕОГРАФИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» 6 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа: Брылев В.А., Болотникова Н.В., Жбанов Ф.И. «География Волгоградской области» Волгоград, издательство ВГИПК РО, 2016 Учебник «География Волгоградской области» Волгоград, Перемена 2016 Всего – 34 часов, в неделю –1 час Практических работ – 23, из них оценочных – 12: Экскурсий Проектов Учебно-методический комплекс: географический атлас Волгоградской области 2014. Дополнительная литература: Сиротин «Тесты для итогового контроля 8-9 классы» М.Дрофа 2014г Н.Ю.Маерова «Уроки географии 8-9 классы», М.Дрофа, 2014г И.А.Родионова «Экономическая география России», «Московский лицей», М.2014г Е.Л.Плисецкий «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» в двух томах. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА. 2014г. Б.Б.Пятунин «Новые контрольные и проверочные работы по географии 6 Главные задачи курса «Географии Волгоградской области»: - дать систематические сведения о природе, населении и хозяйстве области; - показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических факторов; - рассмотреть суть и значение межотраслевых и межрегиональных территориальных связей; - вскрыть специфику жизни, работы и отдыха людей, живущих в области; - познакомить учащихся с культурой и бытом населения области. В программе сохранены достижения отечественного географического образования, все то, что проверено практикой обучения, подтверждено опытом массовой школы, что позволяет учителю применять уже имеющиеся в его распоряжении средства: «География и экология Волгоградской области» - учебное пособие для средней школы под общей редакцией В. А. Брылева, атлас Волгоградской области, методическое пособие для учителя (авт. сост. Н.В.Болотникова). Одна из важных задач современности - повышение востребованности географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабе всего государства, так и в масштабе своей области. В основу построения данной программы положены следующие подходы и принципы: - непрерывность школьного географического образования, необходимость межпредметных связей с другими дисциплинами; - необходимость ознакомления школьников на доступном для них уровне с достижениями современной географии, методами и средствами географическиx исследований и простейшими приемами географического прогнозирования; - сочетание линейно-ступенчатого и концентрического принципов построения школьной программы по географии. Календарно-тематическое планирование 6 класс ГЕОГРАФИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ № Название раздела, темы урока срок и вид урока Элементы обязательного минимума образования 1 Что изучает география 3.09 Лекция 2 10.09 практик ум -предмет изучения географии Волгоградской области, -основные средства и методы получения географической информации Волгоградской области Источники географической информации. 17.09 4 24.09 Лекция с элемент ами практич работы 1.10 практик ум 5 8.10 7 15.10 Игра 22.10 Практик ум 8 Объяснять: - роль географических знаний в решении социальноэкономических, экологических проблем. - особенности географического положения, Волгоградской области размеры территории, протяженность границ, называть: - пограничные субъекты, - особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, Определять: географическое положение, Описывать: географическое положение (экономикогеографическое, геополитическое и др.) Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения Практические работы Фронтальный опрос Фронтальный опрос фронтальный опрос, работа с картами Характеристика географического положения Волгоградской области. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Природные условия и их хозяйственная оценка и использование (11 уроков) Индивидуальный, Объяснение зависимости Исследо основные геологические эры, Называть и показывать: структуры земной коры, основные геологические эры, фронтальный опрос, расположения крупных вание 6 Геологическая история и геологическое строение территории Стихийные природные явления в литосфере Полезные ископаемые. ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Знать: основные термины темы, Формы контроля Географическое положение Волгоградской области (3 часа) пограничные субъекты, Учащиеся должны Индивидуальный, Лекция 3 Особенности физико- географического положения. Крайние точки Волгоградской области Экономико - и транспортногеографическое положение. Соседи Волгоградской области, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортногеографического положения Волгоградской области Особенности административнотерриториального устройства Волгоградской области Требования к уровню подготовки обучающегося сейсмически опасные территории, климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и структуры земной коры, сейсмически опасные территории, Объяснять: образование и размещение форм рельефа, работа с картами форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере Волгоградской области Домашн ее задание 9 Факторы, определяющие климат 10 Комфортность (дискомфортность) климатических условий. 5.11 Практик ум 12.11 семинар Распределение рек области по бассейнам зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах 11 Разнообразие внутренних вод 19.11 Практик ум 12 Озера, болота, подземные 26.11 Практик ум 13 Закономерности 3.12 Исследо вание 14 Растительный и животный 10.12 15 Природные комплексы 17.12 16 Охрана и преобразование 24.12 Конфере нция практик ум Игра Волгоградской области. Реки. воды. распространения почв. мир области природы Волгоградской области. 17 Численность населения Практик ум 18 Семинар области, естественный прирост. Национальный состав населения антициклонах, - влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, основные виды растительности растительного и животного мира закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых. Называть: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, - влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, Учащиеся должны называть: - Распределение рек области по бассейнам, Учащиеся должны называть: - зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Объяснять: почвообразовательные процессы, Учащиеся должны называть: основные виды растительности растительного и животного мира Объяснять: зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Работа с контурными картами, тестирование Работа с контурными картами, тестирование Работа с контурными картами, тестирование Работа с картами, Работа с картами выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории Волгоградской области Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории области в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. Работа с картами фронтальный опрос Население (3 часа) Учащиеся должны численность, называть: народы, наиболее размещение, распространенные языки, естественное и религии. механическое Описывать: особенности Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами работа с картами Анализ графиков численности населения и половозрастных пирамид, анализ графика «Динамика экономически активного 19 Особенности занятости практик ум 20 Природно-ресурсный Практик ум 21 Состав первичного сектора Лекция 22 Практик ум населения. движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Волгоградской области. Городское и сельское население. Крупнейшие города. быта и религий отдельных народов Объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ. Оценивать: изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами населения и динамики миграционных потоков. Выявление роли ЭГП в развитии городов. Оценка привлекательности места своего проживания. Особенности хозяйства области (12 часов) потенциал экономики. Топливноэнергетический комплекс Отрасли машиностроительного комплекса 23 Химическая и нефтехимическая промышленности 24 Металлургия Актуали зации знаний и умений Практик ум 25 Лесная и Деловая игра 26 Исследо вание деревообрабатывающая промышленность Комплекс по производству предметов народного потребления и сферы услуг Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт Учащиеся должны называть: важнейшие природнохозяйственные объекты области, Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, Учащиеся должны называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Работа с картами Работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами характеристика одного из нефтяных месторождений по картам и статистическим материалам Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоѐмкого, трудоѐмкого и металлоѐмкого машиностроения Определение различий в специализации основных районов химической промышленности по картам и статистическим материалам Прогнозирование возможных сдвигов в географии чѐрной металлургии при развитии миниметаллургии 27 Агропромышленный комплекс. 28 Растениеводство и животноводство. Урок проекто в практик ум 29 Пищевая промышленность практик ум 30 Транспортный комплекс игра 31 Обобщение темы Интегри рованны й урок 32 Города области путешес твие 33 Экскурсионные объекты игра 34 Обобщающее повторение игра России. Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами тестирование Города (1 час) Уметь: решать практические задачи по определению качества окружающей среды. Экскурсионные объекты (1 час) Достопримечательности Уметь: решать области. практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Обобщающее повторение (1 час) Характеристика внутренних различий районов и городов. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану Защита проектов Защита проектов тестирование ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В результате изучения географии Волгоградской области ученик должен знать/понимать основные географические понятия и термины; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность Волгоградской области; географические особенности природы Волгоградской области, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством; специфику географического положения и административного устройства области; особенности ее природы, особенности населения; различия в хозяйственном освоении разных территорий области; основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; центров производства важнейших видов продукции, основных транспортных узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Волгоградской области, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику Волгоградской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных, ресурсов ИНТЕРНЕТ.