Рабочая программа практикума по русскому языку для 7Б класса Юркив Ю.А

РOс в Ii l I l l.] I l иrl р()(](] и Й с., lccl Й (l) li]лЕ рд l lи
K()\,{l{,l,ti"l,()l;Pд,}oltдll14rl, llл},ltи и MoJlO/l!]}I(lIoI:l llоJIи,I-14lt14
l}().]I l,() I,|,,,\J l(, It() Й () l;.] l д(,,|, и
()'l'.itl,..]l I l() ()l;l',,\ y()lt.,\ll ll l() .\:itN,I1,1l l Il(,'l'l'лllI,| ll K()l,()l}(,li()I,()
NI }, l l 1,1 l [1,1 I l z\.j l Ill l0l,() l,д i4() l lл I}оJI l,()I,I,лj[(,ко Й оI;.Jt д( "I,14
N'll;()}' ('lll .]Y!r (l l. lttlltllltl
Е

]

Ill,]ilce.lalI

lr

rr I( illJl

liY

ll

)>

\с

la

t)

l

]()2-1

r

Пояснительная записка.
Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её
существо, её принципы, усвоить её системность. Только таким образом
понятая пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.
Цель учебной практики: помочь учащимся в постижении существа
современной пунктуации как системы, в определении места каждого
отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации,
тенденций её развития и путей усовершенствования.
Учебная практика «Трудные вопросы пунктуации» ориентирует на
осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности
анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и
функционально-стилевой
принадлежности
текстов,
а
также
их
стилистической направленности.
Изложение материала на занятиях элективного курса рассчитано на
анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причём пунктуации не
как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной,
развивающейся системы.
Актуальность: программа позволяет развить интерес учащихся к
изучению русского языка, повысить базовый уровень, сформировать
устойчивые пунктуационные навыки.
Задачи:
1. Усвоение правильного пунктуационного оформления письменной речи.
2. Развитие интуиции, чувства языка и формирование познавательных
потребностей обучающихся.
3. Наблюдение над особенностями постановки знаков препинания в
произведениях русской классической литературы и в современной
литературной практике.
4. Выработка умения разумно применять правила пунктуации в разных
текстах.
5. Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и
культуроведческой компетенций учащихся.
6. Развитие навыков исследовательской работы с текстом, со справочной
литературой.
Учебная практика базируется как на общедидактических принципах:
воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, теории с
практикой, так и на современном подходе обучению русскому языку –
компетентно- стнодеятельном принципе.

Логика построения курса линейная: отдельные части учебного
материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных
между собой звеньев.
Материал представлен четырьмя блоками.
Основные формы организации занятий и виды деятельности: беседы,
лекции, практические занятия, самостоятельная работа учащихся, деловые
игры, тесты, индивидуальные задания, работа в группах, выполнение
творческих заданий различных видов, исследование текстов различной
функционально-стилевой принадлежности.
Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:
 самостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов
различной функционально-стилевой принадлежности; практические
работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным
учителем и составленным самостоятельно; тесты; творческие работы.
Курс предназначен для учащихся старших классов обычной
общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа.
В результате изучения учебной практики учащиеся должны уметь:
 усвоить систему употребления знаков препинания;
 прокомментировать любой текст с точки зрения его пунктуационного
оформления;
 соблюдать нормы применительно к знакам препинания;
 выбирать оптимальный вариант при комбинации знаков.

Содержание программы.
1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся
система. Историческое становление пунктуации. Принципы русской
пунктуации. Гибкость современной русской пунктуации.
2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
Историческая

изменяемость

пунктуации.

Основные

тенденции

применительно к отдельным знакам препинания (точка, точка с запятой,
двоеточие, тире, многоточие).
3.

Система употребления знаков препинания. Знаки препинания в

конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки
препинания при оформлении перечней.
Знаки препинания в простом предложении. (Употребление тире в
простом предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки
препинания

при

обращениях,

междометиях,

утвердительных

и

отрицательных словах.)
Знаки препинания в сложном предложении. (Знаки препинания в
сложносочинённых предложениях, в сложноподчинённых предложениях,
в бессоюзных сложных предложениях, в сложных синтаксических
конструкциях. Знаки препинания между однородными частями сложных
предложений.)
Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.
4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. Понятие нормы
применительно

к

знакам

препинания.

Авторские

оптимального варианта при комбинации знаков.

знаки.

Выбор

Тематическое планирование.
№
п/п

1.

2.
3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

Тема занятия.

Количество
часов.

Форма занятия
и вид
деятельности
учащихся

1. Современная русская пунктуация как исторически
сложившаяся система.
Историческое
1
Лекция.
становление пунктуации.
Составление плана
лекции.
Принципы русской
1
Выступления
пунктуации.
учащихся.
Гибкость современной
1
Самостоятельная
русской пунктуации.
работа. Наблюдения
над ролью знаков
препинания в
тексте.
2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
Точка и многоточие.
1
Наблюдение над
функцией точки.
Судьба точки с запятой.
1
Решение задач и
выполнение
тренировочных
упражнений.
Двоеточие и тире –
2
Практикум.
пояснение и
Комментирование
неожиданность.
текста
с
точки
зрения
его
пунктуационного
оформления.
3. Система употребления знаков препинания.
Знаки препинания в
1
Наблюдения над
конце и в начале
текстом. Изучение
предложения.
теоретического
материала. Анализ
предложений.
Знаки препинания при
1
Изучение
оформлении перечней.
теоретического
материала.
Практикум
Употребление тире в
2
Наблюдение над
простом предложении.
текстом.
Выполнение
письменных
заданий.
Самостоятельная
работа.
Знаки препинания в
1
Исследовательская
сложном предложении
работа в группах с

Дата
план

03.09

10.09
17.09

24.09
01.10

08.10
15.10

22.10

05.11

12.11
19.11

26.11

Дата
Факт

текстами
художественного и
публицистического
стиля.
03.12.
11.

Знаки препинания в ССП.

1

12.

Знаки препинания в СПП.

2

13.

Знаки препинания в БСП

2

14.

Знаки препинания в
сложных синтаксических
конструкциях.
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.

2

16.

Пунктуация при
однородных и
неоднородных
определениях

1

17.

Знаки препинания в
сложных предложениях с
однородными частями.

1

18.

Знаки препинания при
обособленных
определениях.

1

19.

Знаки препинания при
обособленных
обстоятельствах.

1

20.

Знаки препинания при

1

15.

1

Сообщения
учащихся. Анализ
предложений.
Конструирование
предложений по
данному началу.
Составление
предложений по
схемам.
Сообщения
учащихся.
Составление
предложений. Тест.
Сообщения
учащихся.
Составление
предложений. Тест.
Практикум.
Составление
предложений. Тест.
Решение задач и
выполнение
тренировочных
упражнений.
Сообщения
учащихся.
Структурносемантический
анализ
предложений.
Выполнение теста.
Аналитические
упражнения.
Комментирование
текста
с
точки
зрения
его
пунктуационного
оформления.
Практикум.
Составление
предложений по
схемам.
Самостоятельный
анализ текста с
точки зрения
пунктуации. Тест.
Решение

10.12
17.12

24.12
14.01

21.01.
28.01
04.02

11.02

18.02

25.02

04.03

11.03

21.

уточняющих,
пояснительных и
присоединительных
членах.
Выделение вводных слов,
сочетаний, предложений,
конструкций.

пунктуационных
задач.

1

22.

Выделение обращений,
междометий.

1

23.

Прямая речь и цитаты.

1

24.

Употребление кавычек.

1

25.

26.

27.

28.

Практикум.
Письменная работа
«Запятые, не
теряйтесь».
Наблюдения над
текстом из
художественного
произведения и
современной
печати.
Определение
семантического
признака
обращения.
Составление
письма.
Практикум.
Графический
диктант.
Конструирование
предложений.
Сообщения
учащихся.
Комментирование
текста
с
точки
зрения
его
пунктуационного
оформления.

4. Норма в пунктуации.
Понятие нормы
1
Лекция.
применительно
Составление
к знакам пунктуации.
конспекта лекции.
Авторские знаки.
1
Наблюдения над
текстами
художественной
литературы (поэзия
и проза).
Аналитическая
работа.
Выбор оптимального
1
Корректирование
варианта
текста.
при комбинации знаков.
Конкурс на лучший
2
Деловая игра.
проект нового „Свода
правил по пунктуации”
Итого
34

18.03

01.04

08.04

15.04

22.04

29.04

06.05

13.05
20.05

Список литературы для учителя.
1. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1974г.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979г.
3. Современная русская пунктуация. Сборник статей. М., 1979г.
4. Блинов Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и
пунктуации. 5–9 классы: Книга для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.,
«Просвещение», 2007.
5. Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. – «Русская словесность»,
2001.
6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Справочник по
пунктуации: Управление в русском языке. – М.: Эксмо- Пресс, 1998
7. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её
функционирование.- М., 1988.
8. Гольцова Н.Г. Авторская пунктуация в произведениях М. Цветаевой.
ж. «РЯШ», №3, 2001г., стр. 63.
9. Богомолова О.В. Обращение в политической сфере. ж. «РЯШ», №3,
2003, стр. 76.
10. Гаврилова Г.Ф. О знаках препинания в предложениях с сочинительной
связью. ж. «РЯШ», №4, 2005г., стр. 82.
11. Скобликова Е.С. Заметки о разных классификациях
сложноподчиненных предложений. ж. «РЯШ», №6, 2001г., стр.75.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».