Рабочая программа по труду 5 класс Мохова Г.И

министЕрство

просвýщЕния

российской

ошдЕрАции

комитЕт оБрАзовАния, нА}rки и молодЕжной йолитики
волгогрАдской овлдсттt
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ 4ЦМИНИСТРАIIИИ КОТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РМОНД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОВЛАСТИ

мБоУ

РАССМОТРЕНО

протоколЛЬ
от

<<16>>

СОГЛАСОВАНО

КЕмд

на заседании

Сш.h{Ь б г. Котово

зам.директOра по

УВР

Потемюша О.В.
1

авryста

2а24 r.

ГадшрЙЙанов€l
О.С.
Приказ }& t22-од
от <> авryсtа
2а24 r.

РАБОаIЛЯ IIРОГРАММА
(ID 5524863)

учебного предмета r.Труд (техпологпя)>
для обуl€lюцц{хся

5

(1птитегъ Мохова

г.

кгrассов

Г.И)

Котово,2а24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по
разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у
обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного,
креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и
системно-деятельностного подхода в реализации содержания, воспитания осознанного
отношения к труду, как созидательной деятельности человека по созданию материальных
и духовных ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит обучающихся с
различными технологиями, в том числе материальными, информационными,
коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по
предмету «Труд (технология)» происходит приобретение базовых навыков работы с
современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий,
знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах
трудовой деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает содержание,
адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное
черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии
цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии,
нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии
электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и
биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует содержание,
предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим документом, определяющими направление модернизации
содержания и методов обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд
(технология)» является формирование технологической грамотности, глобальных
компетенций, творческого мышления.
Задачами учебного предмета «Труд (технология)» являются:
подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на
мотивационном уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду,
социально ориентированной деятельности;
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными
целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а
также критериев личной и общественной безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской
деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических
решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности
цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и
технологий;

развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки
своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и
строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создает возможность
применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной
деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе
созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех ее проявлениях
(культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии
компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и сферы
профессиональной деятельности.
Основной методический принцип программы по учебному предмету «Труд
(технология)»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с
освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей.
Программа по предмету «Труд (технология)» построена по модульному принципу.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)» состоит из
логически завершенных блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть
конкретных образовательных результатов, и предусматривает разные образовательные
траектории ее реализации.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает
обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в рамках, отведенных на
учебный предмет часов.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
"ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИЯ)"
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим
модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде,
что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных
модулей.
Особенностью
современной
техносферы
является
распространение
технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся
фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание.
Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления
феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в
профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса
технологии на уровне основного общего образования. Содержание модуля построено на
основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами,
техническими системами, материалами, производством и профессиональной
деятельностью.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки
материалов
по
единой
схеме:
историко-культурное
значение
материала,
экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами,
технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного
использования инструментов и приспособлений, экологические последствия
использования материалов и применения технологий, а также характеризуются
профессии, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов.
Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного

проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися.
Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки
материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и
областями применения графической информации, с различными типами графических
изображений и их элементами, учатся применять чертѐжные инструменты, читать и
выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с
инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов,
учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской
документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и
оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами
подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчѐтов
по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения
новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи
укрепления кадрового потенциала российского производства.
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено,
в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном
случае будут планируемые предметные результаты за год обучения.
Модуль «Робототехника»
В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и
информационных технологий. Значимость данного модуля заключается в том, что при его
освоении формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями,
операциями и этапами).
Модуль «Робототехника» позволяет в процессе конструирования, создания
действующих моделей роботов интегрировать знания о технике и технических
устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания, полученные в
рамках учебных предметов, а также дополнительного образования и самообразования.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического
принципа модульного курса технологии: освоение технологии идѐт неразрывно с
освоением методологии познания, основой которого является моделирование. При этом
связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели
позволяет выделить составляющие еѐ элементы и открывает возможность использовать
технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта.
Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для
проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания
технологий.
В модульную программу по учебному предмету «Труд (технология)» могут быть
включены вариативные модули, разработанные по запросу участников образовательных
отношений, в соответствии с этнокультурными и региональными особенностями,
углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ТРУД
(ТЕХНОЛОГИЯ)"
Модуль «Автоматизированные системы»
Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов на
производстве и в быту. Акцент сделан на изучение принципов управления
автоматизированными системами и их практической реализации на примере простых
технических систем. В результате освоения модуля обучающиеся разрабатывают

индивидуальный или групповой проект, имитирующий работу автоматизированной
системы (например, системы управления электродвигателем, освещением в помещении и
прочее).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с традиционными и современными технологиями в
сельскохозяйственной сфере, направленными на природные объекты, имеющие свои
биологические циклы.
В программе по учебному предмету «Труд (технология)» осуществляется
реализация межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика.
Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии
обработки материалов и пищевых продуктов»;
с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической
промышленности в инвариантных модулях;
с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и
при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и «Животноводство»;
с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника»,
«3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов»;
с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями при
освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора,
хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах,
использовании программных сервисов;
с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики,
народных ремѐсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»;
с обществознанием при освоении тем в инвариантном модуле «Производство и
технологии».
Общее число часов, отведенное на изучение учебного предмета "Труд (технология)
– 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе –
34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технологии»
5 класс
Технологии вокруг нас. Материальный мир и потребности человека. Трудовая
деятельность человека и создание вещей (изделий).
Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и техника.
Роль техники в производственной деятельности человека. Классификация техники.
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма
организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная
документация.
Какие бывают профессии. Мир труда и профессий. Социальная значимость
профессий.

Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
5 класс
Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире
(вещах). Виды и области применения графической информации (графических
изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз,
технический рисунок, чертѐж, схема, карта, пиктограмма и другое.).
Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и
цифры, условные знаки).
Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение
размеров).
Чтение чертежа.
Мир профессий. Профессии, связанные с черчением, их востребованность на рынке
труда.

Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
5 класс
Технологии обработки конструкционных материалов.

Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие
технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы.
Технологическая карта.
Бумага и еѐ свойства. Производство бумаги, история и современные технологии.
Использование древесины человеком (история и современность). Использование
древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород.
Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего места при работе
с древесиной.
Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины.
Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование
древесины.
Народные промыслы по обработке древесины.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины».
Технологии обработки пищевых продуктов.
Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи.
Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида.
Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных
продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей,
круп.
Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение качества
продуктов, правила хранения продуктов.
Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда, инструменты,
приспособления для обработки пищевых продуктов, приготовления блюд.
Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация
бытовых и пищевых отходов.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых
продуктов.
Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека».
Технологии обработки текстильных материалов.
Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и
использование человеком. История, культура.
Современные технологии производства тканей с разными свойствами.
Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон
растительного, животного происхождения, из химических волокон. Свойства тканей.
Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов.
Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества готового
изделия.
Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы.
Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые).
Мир профессий. Профессии, связанные со швейным производством.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных
материалов».
Чертѐж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной
обуви, прихватка, лоскутное шитьѐ).
Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке
изделия.
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.

Модуль «Робототехника»

5 класс
Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота.
Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и назначение.
Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции.
Робототехнический конструктор и комплектующие.
Чтение схем. Сборка роботизированной конструкции по готовой схеме.
Базовые принципы программирования.
Визуальный язык для программирования простых робототехнических систем.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и
технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учѐных;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями
четвѐртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с
реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и
народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике
достижений науки;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от
этих угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых
дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учѐтом личных и
общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости
соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)» на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных
объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и
сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и
процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого
необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с ними цели, задачи деятельности;
осуществлять планирование проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в форме
«продукта»;
осуществлять самооценку процесса и результата проектной деятельности,
взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой
информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путѐм изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближѐнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учѐтом
синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия) :
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать цель и процесс еѐ достижения.
Умение принятия себя и других:
признавать своѐ право на ошибку при решении задач или при реализации проекта,
такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного
проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации
учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как
необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника
совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы
логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных
инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с
изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии»
К концу обучения в 5 классе:

называть и характеризовать технологии;
называть и характеризовать потребности человека;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые
механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего
предметного мира;
использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты;
назвать и характеризовать профессии, связанные с миром техники и технологий.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика.
Черчение»
К концу обучения в 5 классе:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы,
эскиз, технический рисунок, чертѐж, схема, карта, пиктограмма и другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур,
буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертѐжные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды,
нанесение размеров);
характеризовать мир профессий, связанных с черчением, компьютерной графикой
их востребованность на рынке труда.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов»
К концу обучения в 5 классе:
самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной
деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении
продукта на основе анализа информационных источников различных видов и
реализовывать еѐ в проектной деятельности;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы;
использовать средства и инструменты информационно-коммуникационных технологий
для решения прикладных учебно-познавательных задач;
называть и характеризовать виды бумаги, еѐ свойства, получение и применение;
называть народные промыслы по обработке древесины;
характеризовать свойства конструкционных материалов;
выбирать материалы для изготовления изделий с учѐтом их свойств, технологий
обработки, инструментов и приспособлений;
называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов;
выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание,
сверление) по обработке изделий из древесины с учѐтом еѐ свойств, применять в работе
столярные инструменты и приспособления;
исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород
деревьев;
знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей;
приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие максимально
сохранять их пищевую ценность;
называть и выполнять технологии первичной обработки овощей, круп;
называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп;

называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели;
называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их,
описывать основные этапы производства;
анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ;
подготавливать швейную машину к работе с учѐтом безопасных правил еѐ
эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки);
выполнять последовательность изготовления швейных изделий, осуществлять
контроль качества;
характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять
социальное значение групп профессий.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника»
К концу обучения в 5 классе:
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать основные законы робототехники;
называть и характеризовать назначение деталей робототехнического конструктора;
характеризовать
составные
части
роботов,
датчики
в
современных
робототехнических системах;
получить
опыт
моделирования
машин
и
механизмов
с
помощью
робототехнического конструктора;
применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью
робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на
создание робототехнического продукта;
характеризовать мир профессий, связанных с робототехникой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Производство и технологии
1.1
1.2

Технологии вокруг нас. Мир труда и
профессий
Проекты и проектирование

Итого по разделу
Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение
2.1
Введение в графику и черчение
2.2

Основные элементы графических
изображений и их построение. Мир
профессий

Итого по разделу

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

8

Раздел 3. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
Технологии обработки конструкционных
3.1
2
материалов. Технология, ее основные
составляющие. Бумага и ее свойства
3.2

Конструкционные материалы и их
свойства

2

3.3

Технологии ручной обработки древесины.
Технологии обработки древесины с

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

использованием электрифицированного
инструмента
3.4

Технологии отделки изделий из
древесины. Декорирование древесины

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.5

Контроль и оценка качества изделия из
древесины. Мир профессий. Защита и
оценка качества проекта

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.6

Технологии обработки пищевых продуктов
Мир профессий

8

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.7

Технологии обработки текстильных
материалов

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.8

Швейная машина как основное
технологическое оборудование для
изготовления швейных изделий

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.9

Конструирование швейных изделий.
Чертеж и изготовление выкроек швейного
изделия

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

3.10

Технологические операции по пошиву
изделия. Оценка качества швейного
изделия. Мир профессий

6

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

Итого по разделу

36

Раздел 4. Робототехника
4.1

Введение в робототехнику.
Робототехнический конструктор

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4.2

Конструирование: подвижные и
неподвижные соединения, механическая
передача

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4.3

Электронные устройства: двигатель и
контроллер, назначение, устройство и
функции

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4.4

Программирование робота

2

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4.5

Датчики, их функции и принцип работы

4

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

4.6

Мир профессий в робототехнике. Основы
проектной деятельности

6

https://m.edsoo.ru/f5ed27a2

Итого по разделу

20

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольн
ые работы

Практичес
кие
работы

Дата
изучения

Фактическ
ая дата

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1

Технологии вокруг нас

1

05.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

2

Технологический процесс. Практическая
работа «Анализ технологических операций»

1

05.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

3

Проекты и проектирование

1

12.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

4

Мини-проект «Разработка паспорта
учебного проекта»

1

12.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

5

Основы графической грамоты.
Практическая работа «Чтение графических
изображений»

1

19.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

6

Практическая работа «Выполнение
развѐртки футляра»

1

19.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

7

Графические изображения

1

26.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

26.09.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

03.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

03.10.2024

https://m.edsoo.ru/

9

Практическая работа «Выполнение эскиза
изделия»
Основные элементы графических
изображений

10

Практическая работа «Выполнение

8

чертѐжного шрифта»

f5ed27a2

11

Правила построения чертежей.
Практическая работа «Выполнение чертежа
плоской детали (изделия)»

1

10.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

12

Профессии, связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда
(чертѐжник, картограф и др.)

1

10.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

17.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

17.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

15

Виды и свойства конструкционных
материалов. Древесина. Практическая
работа «Изучение свойств древесины»

1

24.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

16

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из древесины»:
обоснование проекта, анализ ресурсов

1

24.10.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

17

Технология обработки древесины ручным
инструментом

1

07.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

18

Выполнение проекта «Изделие из
древесины» «Изделие из древесины»:
выполнение технологических операций
ручными инструментами

1

07.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

19

Технологии обработки древесины с
использованием электрифицированного

1

14.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

13

14

Технология, ее основные составляющие.
Бумага и еѐ свойства. Практическая работа
«Изучение свойств бумаги»
Производство бумаги, история и
современные технологии. Практическая
работа «Составление технологической
карты выполнения изделия из бумаги»

инструмента

20

Выполнение проекта «Изделие из
древесины»: выполнение технологических
операций с использованием
электрифицированного инструмента

1

14.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

21

Технологии отделки изделий из древесины.
Декорирование древесины

1

21.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

22

Выполнение проекта «Изделие из
древесины». Отделка изделия

1

21.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

23

Контроль и оценка качества изделий из
древесины

1

28.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

24

Подготовка проекта «Изделие из
древесины» к защите

1

28.11.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

25

Профессии, связанные с производством и
обработкой древесины: столяр, плотник,
резчик по дереву и др.

1

05.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

26

Защита и оценка качества проекта «Изделие
из древесины»

1

05.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

12.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

28

Групповой проект по теме «Питание и
здоровье человека». Практическая работа
«Разработка технологической карты
проектного блюда из овощей»

1

12.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

29

Пищевая ценность круп. Технологии
обработки круп. Практическая работа

1

19.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

27

Основы рационального питания. Пищевая
ценность овощей. Технологии обработки
овощей

«Разработка технологической карты
приготовления проектного блюда из крупы»
Пищевая ценность и технологии обработки
яиц. Лабораторно-практическая работа
«Определение доброкачественности яиц»

1

19.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

26.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

32

Сервировка стола, правила этикета.
Групповой проект по теме «Питание и
здоровье человека». Подготовка проекта к
защите

1

26.12.2024

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

33

Мир профессий. Профессии, связанные с
производством и обработкой пищевых
продуктов

1

16.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

16.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

23.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

23.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

30

31

34

35

36

Кулинария. Кухня, санитарногигиенические требования к помещению
кухни. Практическая работа «Чертѐж кухни
в масштабе 1 : 20»

Защита группового проекта «Питание и
здоровье человека»
Текстильные материалы, получение
свойства. Практическая работа
«Определение направления нитей основы и
утка, лицевой и изнаночной сторон»
Общие свойства текстильных материалов.
Практическая работа «Изучение свойств
тканей»

Швейная машина, ее устройство. Виды
машинных швов

1

30.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

30.01.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

06.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

40

Индивидуальный творческий (учебный)
проект «Изделие из текстильных
материалов»: обоснование проекта, анализ
ресурсов

1

06.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

41

Чертеж выкроек швейного изделия

1

13.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

42

Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов» по
технологической карте: подготовка выкроек,
раскрой изделия

1

13.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

43

Ручные и машинные швы. Швейные
машинные работы

1

20.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

44

Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов» по
технологической карте: выполнение
технологических операций по пошиву
изделия

1

20.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

45

Оценка качества изготовления проектного

1

27.02.2025

https://m.edsoo.ru/

37

38

39

Практическая работа «Заправка верхней и
нижней нитей машины. Выполнение
прямых строчек»
Конструирование и изготовление швейных
изделий

швейного изделия
46

47

Подготовка проекта «Изделие из
текстильных материалов» к защите
Мир профессий. Профессии, связанные со
швейным производством: конструктор,
технолог и др.

f5ed27a2

1

27.02.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

06.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

48

Защита проекта «Изделие из текстильных
материалов»

1

06.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

49

Робототехника, сферы применения

1

13.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

50

Практическая работа «Мой роботпомощник»

1

13.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

51

Конструирование робототехнической
модели

1

20.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

52

Практическая работа «Сортировка деталей
конструктора»

1

20.03.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

53

Механическая передача, еѐ виды

1

03.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

54

Практическая работа «Сборка модели с
ременной или зубчатой передачей»

1

03.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

10.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

10.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

17.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

17.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

55
56
57
58

Электронные устройства: электродвигатель
и контроллер
Практическая работа «Подключение мотора
к контроллеру, управление вращением»
Алгоритмы. Роботы как исполнители
Практическая работа «Сборка модели
робота, программирование мотора»

59

Датчики, функции, принцип работы

1

24.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

60

Практическая работа «Сборка модели
робота, программирование датчика
нажатия»

1

24.04.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

61

Создание кодов программ для двух датчиков
нажатия

1

01.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

62

Практическая работа «Программирование
модели робота с двумя датчиками нажатия»

1

01.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

63

Групповой творческий (учебный) проект по
робототехнике (разработка модели с
ременной или зубчатой передачей, датчиком
нажатия): обоснование проекта

1

08.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

64

Определение этапов группового проекта по
робототехнике. Сборка модели

1

08.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

65

Программирование модели робота. Оценка
качества модели робота

1

15.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

66

Испытание модели робота. Подготовка
проекта к защите

1

15.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

22.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

1

22.05.2025

https://m.edsoo.ru/
f5ed27a2

Защита проекта по робототехнике
67

68

Мир профессий в робототехнике: инженер
по робототехнике, проектировщик
робототехники и др.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология, 5-6,7,8,9 класс/ Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев
Ю.Л. и другие, Общество с ограниченной ответственностью
«ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2023г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. 5-6,7,8,9 класс Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и
другие, ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение» 2023г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/f5ed27a2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».