Рабочая программа практикума по математике "Занимательная математика 1 класс на 2024-2025 уч.г"

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках
реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа «Занимательная математика» разработана на основе программ
факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного
курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной,
факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы
геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска
и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения
тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 35 минут.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;

• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла
учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для
решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога: как поступить;
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе,
учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям
«Занимательная математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника),
участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой
социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного
отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на
карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
2

• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного
по изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,
предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться
к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(на развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и
энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей,
рисунков, схематических рисунков, схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать
существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию
(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
3

• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,
величине, геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник,
справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи
с разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения
новых знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и
находить способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать
им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению
задания, оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством
учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников
и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении
своего мнения и предлагаемых способов действий;
4

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение
проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• аргументировано выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости,
я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
• читать чертеж;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- - Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач
5

–Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».
-Викторина для знатоков математики».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Викторина «Юный профессор математики».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД
Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях, как «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по предложенному алгоритму, составлять
целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и
числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические
игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь
анализировать ход решения задач.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Как люди научились считать.
Р а з д е л «Удивительный мир чисел».
Названия и последовательность чисел от 1 до 10. История чисел от 1 до 10.
Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0
до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в
пределах 10. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты. Тайны и
загадки чисел.
Р а з д е л «Математические игры».
Числовые головоломки. Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. Отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых
кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История
возникновения ребусов.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение
предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и
незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг.
Овал. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических
фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты
и закономерности.
Симметрия.
Симметричные
фигуры.
Конструирование
и
трансформация из геометрических фигур и счётных палочек.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи на комбинированные действия.
Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Занимательные задания. Решение логических задач. Выполнение заданий на развитие
памяти, внимания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы.
Задачи на поиск закономерностей.
К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся:

6

• наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в
общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их
для выполнения заданий);
• классифицировать предметы по группам;
• самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую
закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• решать простые логические задачи;
• отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Как люди научились считать .

1

04.09

Раздел «Удивительный мир чисел»
2

Тайны и загадки числа 1.Название и
последовательность чисел от 1 до10.

1

11.09

3

Тайны и загадки числа 2.История чисел от1до10.

1

18.09

4

Тайны и загадки числа 3.Использование цифр в
литературе и крылатых выражениях.

1

25.09

5

Тайны и загадки числа 4.Решение и составление
ребусов, содержащих числа.

1

02.10

6

Тайны и загадки числа 5.Удивительные свойства
действий.

1

09.10

7

Тайны и загадки числа 6.Графический диктант.

1

16.10

8

Тайны и загадки числа 7.Графический диктант.

1

23.10

9

Тайны и загадки числа 8.

1

06.11

10

Тайны и загадки числа 9.

1

13.11

11

Тайны и загадки числа 0.Зрительный образ цифр от
0до9.

1

20.11

12

Тайны и загадки числа 10.Сложение и вычитание
чисел в пределах 10. Познавательно-игровой
математический утренник «В гостях у Царицы
Математики».

1

27.11

Раздел «Геометрическая мозаика»
7

Дата
№
п/п

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

13

Взаимное расположение предметов в пространстве.
Волшебная линейка.

1

04.12

14

Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые
линии.

1

11.12

15

Геометрические фигуры. Многоугольник.

1

18.12

16

Треугольник.

1

25.12

17

Четырехугольники. Квадрат

1

15.01

18

Круг. Овал. Занимательные задания с
геометрическими фигурами.

1

22.01

19

Геометрические лабиринты и закономерности. Что
такое геометрия. История развития геометрии.

1

29.01

20

Классификация геометрических фигур. Взаимное
расположение геометрических фигур.

1

07.02

21

Классификация фигур по размеру и форме

1

05.02

22

Симметрия. Симметричные фигуры

1

12.02

23

Конструирование из геометрических фигур

1

19.02

24

Задания на конструирование и трансформацию
фигур из счетных палочек

1

26.02

факт

Раздел «Мир занимательных задач»
25–26 Логические задачи. Задачи в стихах, задачи-шутки.
Задания на развитие слуховой памяти, внимания.

2

27–28 Задачи на сравнение. Задачи на комбинированные
действия.

2

19.03
02.04

Нестандартные задачи. Лабиринты, загадки,
ребусы. Задачи на поиск закономерностей.

1

09.04

29

05.03
12.03

Раздел «Математические игры»
30

Сложение и вычитание. Восстановление примеров:
поиск цифры, которая скрыта.

1

16.04

31

Магические квадраты. История их возникновения.
Числовые головоломки, кроссворды. Отгадывание
задуманных чисел.

1

23.04

32

История возникновения ребусов. Круговые
примеры. Числовые треугольники.

1

07.05
8

Дата
№
п/п
33

Тема занятия

проведения
Кол-во
часов

план

Викторина для знатоков математики.

1

14.05

Итого

33

факт

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне
урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.__

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».