I. Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Сроки реализации. Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Планируемые результаты Личностные результаты У учащегося будут сформированы: • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальные представления о математических способах познания мира; • начальные представления о целостности окружающего мира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»; • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить; • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям; • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД. Учащийся научится: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий; • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • работать по предложенному учителем плану; • отличать верно выполненное задание от неверного; • выполнять самооценку своей работы на занятии; • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; 2 • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Учащийся получит возможность научиться: • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД. Учащийся научится: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки; • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; • осуществлять синтез как составление целого из частей; 3 • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме. Учащийся получит возможность научиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях; • применять полученные знания в измененных условиях; • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию; • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме. Коммуникативные УУД. Учащийся научится: • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • читать и пересказывать текст математического задания; • включаться в групповую работу; • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; • использовать критерии для обоснования своего суждения; • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог с товарищами; • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; 4 • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; • слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • аргументировано выражать свое мнение; • совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; • оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметные результаты Учащийся научится: • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; • самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию; • анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • обобщать, делать несложные выводы; • решать нестандартные и логические задачи; • выбирать рациональный способ решения комбинированных задач; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных математических явлениях; • давать определения тем или иным математическим понятиям; • выявлять функциональные отношения между математическими понятиями; • сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела; • строить геометрические фигуры; • читать чертеж; • выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы и виды контроля. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач 5 –Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай». -Викторина для знатоков математики». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру». -Викторина «Юный профессор математики». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях, как «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по предложенному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Как люди научились считать. Р а з д е л «Удивительный мир чисел». Названия и последовательность чисел от 1 до 10. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты. Тайны и загадки чисел. Р а з д е л «Математические игры». Числовые головоломки. Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты и закономерности. Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование и трансформация из геометрических фигур и счётных палочек. Р а з д е л «Мир занимательных задач». Задачи на комбинированные действия. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания. Решение логических задач. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся: 6 • наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий); • классифицировать предметы по группам; • самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • решать простые логические задачи; • отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п Тема занятия проведения Кол-во часов план факт Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Как люди научились считать . 1 04.09 Раздел «Удивительный мир чисел» 2 Тайны и загадки числа 1.Название и последовательность чисел от 1 до10. 1 11.09 3 Тайны и загадки числа 2.История чисел от1до10. 1 18.09 4 Тайны и загадки числа 3.Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. 1 25.09 5 Тайны и загадки числа 4.Решение и составление ребусов, содержащих числа. 1 02.10 6 Тайны и загадки числа 5.Удивительные свойства действий. 1 09.10 7 Тайны и загадки числа 6.Графический диктант. 1 16.10 8 Тайны и загадки числа 7.Графический диктант. 1 23.10 9 Тайны и загадки числа 8. 1 06.11 10 Тайны и загадки числа 9. 1 13.11 11 Тайны и загадки числа 0.Зрительный образ цифр от 0до9. 1 20.11 12 Тайны и загадки числа 10.Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». 1 27.11 Раздел «Геометрическая мозаика» 7 Дата № п/п Тема занятия проведения Кол-во часов план 13 Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. 1 04.12 14 Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. 1 11.12 15 Геометрические фигуры. Многоугольник. 1 18.12 16 Треугольник. 1 25.12 17 Четырехугольники. Квадрат 1 15.01 18 Круг. Овал. Занимательные задания с геометрическими фигурами. 1 22.01 19 Геометрические лабиринты и закономерности. Что такое геометрия. История развития геометрии. 1 29.01 20 Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. 1 07.02 21 Классификация фигур по размеру и форме 1 05.02 22 Симметрия. Симметричные фигуры 1 12.02 23 Конструирование из геометрических фигур 1 19.02 24 Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек 1 26.02 факт Раздел «Мир занимательных задач» 25–26 Логические задачи. Задачи в стихах, задачи-шутки. Задания на развитие слуховой памяти, внимания. 2 27–28 Задачи на сравнение. Задачи на комбинированные действия. 2 19.03 02.04 Нестандартные задачи. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. 1 09.04 29 05.03 12.03 Раздел «Математические игры» 30 Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 1 16.04 31 Магические квадраты. История их возникновения. Числовые головоломки, кроссворды. Отгадывание задуманных чисел. 1 23.04 32 История возникновения ребусов. Круговые примеры. Числовые треугольники. 1 07.05 8 Дата № п/п 33 Тема занятия проведения Кол-во часов план Викторина для знатоков математики. 1 14.05 Итого 33 факт Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__ 9 10