ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностнодеятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурноспортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование». Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Результативность освоения учебного предмета обучающимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. Для изучения физической культуры в 1 классе отводится – 66 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Знания о физической культуре Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей. Способы самостоятельной деятельности Режим дня и правила его составления и соблюдения. Физическое совершенствование Оздоровительная физическая культура Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки. Спортивно-оздоровительная физическая культура Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе. Гимнастика с основами акробатики Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью. Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки. Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами, прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами. Лыжная подготовка Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок). Лёгкая атлетика Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега. Подвижные и спортивные игры Считалки для самостоятельной организации подвижных игр. Прикладно-ориентированная физическая культура Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни; проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре: приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня; соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий; выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток; анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения; демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному, выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения; демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами; передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок); играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Знания о физической культуре 1.1 Знания о физической культуре Итого по разделу 2 0 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 0 0,5 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 0,5 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 2 Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности 2.1 Режим дня школьника Итого по разделу 1 1 ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Раздел 1. Оздоровительная физическая культура 1.1 Гигиена человека 1 0 1.2 Осанка человека 1 0 0,5 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 1.3 Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме дня школьника 1 0 0,5 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass Итого по разделу 3 Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура 2.1 2.2 2.3 Гимнастика с основами акробатики Легкая атлетика Подвижные и спортивные игры Итого по разделу 14 12 18 0 0 13 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 12 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 18 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 0 16 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 0 62 0 44 Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура 3.1 Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО 16 Итого по разделу 16 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрол ьные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Что такое физическая культура 1 0 0.5 03.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 2 Современные физические упражнения 1 0 0.5 05.09.2024 http://fizruk112.ru/distant_111_klass 3 Режим дня и правила его составления и соблюдения 1 0 0.5 10.09.2024 http://fizruk112.ru/distant_111_klass 4 Личная гигиена и гигиенические процедуры 1 0 0.5 12.09.2024 http://fizruk112.ru/distant_111_klass 5 Осанка человека. Упражнения для осанки 1 0 0.5 17.09.2024 http://fizruk112.ru/distant_111_klass 6 Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника 19.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 7 Правила поведения на уроках физической культуры 24.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 8 Понятие гимнастики и спортивной гимнастики 1 0 0.5 26.09.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 9 Исходные положения в физических упражнениях 1 0 1 01.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 1 1 0 0 0.5 0.5 10 Учимся гимнастическим упражнениям 1 0 1 03.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 11 Стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом 1 0 1 08.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 12 Акробатические упражнения, основные техники 10.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 13 Акробатические упражнения, основные техники 15.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 14 Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры 1 0 1 17.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 15 Способы построения и повороты стоя на месте 1 0 1 22.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 16 Стилизованные передвижения (гимнастический шаг, бег) 24.10.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 17 Гимнастические упражнения с мячом 1 0 1 05.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 18 Гимнастические упражнения со скакалкой 1 0 1 07.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 19 Гимнастические упражнения в прыжках 1 0 1 12.11.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 20 Подъем туловища из положения лежа на спине и животе 1 0 1 14.11.2024 1 1 1 0 0 0 1 1 1 21 Подъем ног из положения лежа на животе 1 0 1 19.11.2024 22 Сгибание рук в положении упор лежа 1 0 1 21.11.2024 23 Разучивание прыжков в группировке 1 0 1 26.11.2024 24 Прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами 1 0 1 28.11.2024 25 Правила выполнения прыжка в длину с места 1 0 1 03.12.2024 26 Разучивание одновременного отталкивания двумя ногами 1 0 1 05.12.2024 27 Приземление после спрыгивания с горки матов 1 0 1 10.12.2024 28 Обучение прыжку в длину с места в полной координации 29 Разучивание техники выполнения прыжка в длину и в высоту с прямого разбега 1 0 30 Разучивание фазы приземления из прыжка 1 31 Разучивание фазы разбега и отталкивания в прыжке 1 32 Разучивание выполнения прыжка в длину с места 1 0 1 26.12.2024 33 Считалки для подвижных игр 1 0 1 14.01.2025 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 12.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 1 17.12.2024 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 0 1 19.12.2024 0 1 24.12.2024 0 1 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass 34 Разучивание игровых действий и правил подвижных игр 1 0 1 16.01.2025 35 Разучивание игровых действий и правил подвижных игр 1 0 1 21.01.2025 36 Обучение способам организации игровых площадок 1 0 1 23.01.2025 37 Обучение способам организации игровых площадок 1 0 1 28.01.2025 38 Самостоятельная организация и проведение подвижных игр 1 0 1 30.01.2025 39 Самостоятельная организация и проведение подвижных игр 1 0 1 04.02.2025 40 Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» 1 0 1 06.02.2025 41 Разучивание подвижной игры «Охотники и утки» 1 0 1 11.02.2025 42 Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» 1 0 1 13.02.2025 43 Разучивание подвижной игры «Не попади в болото» 1 0 1 18.02.2025 44 Разучивание подвижной игры «Не оступись» 1 0 1 20.02.2025 45 Разучивание подвижной игры «Не оступись» 1 0 1 25.02.2025 46 Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок» 1 0 1 27.02.2025 47 Разучивание подвижной игры «Кто 1 0 1 04.03.2025 https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass https://resh.edu.ru/subject/9/ http://fizruk112.ru/distant_111_klass больше соберет яблок» 48 Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» 1 0 1 06.03.2025 49 Разучивание подвижной игры «Брось-поймай» 1 0 1 11.03.2025 50 Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом» 1 0 1 13.03.2025 51 ГТО – что это такое? История ГТО. Спортивные нормативы 52 Основные правила, ТБ на уроках, особенности проведения испытаний (тестов) ВФСК ГТО 53 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные игры 54 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное передвижение. Подвижные игры 55 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры 56 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные игры. 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 18.03.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 20.03.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 01.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 03.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 08.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 10.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 57 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок набивного мяча. Подвижные игры 58 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры 59 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры 60 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры. 61 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры 1 0 62 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры. 1 63 Освоение правил и техники 1 1 1 1 1 15.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 17.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 22.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 24.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 1 29.04.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 0 1 06.05.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 0 1 08.05.2025 https://www.gto.ru/#gto- 0 0 0 0 1 1 1 1 выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель. Подвижные игры 64 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО.Метание теннисного мяча в цель.Подвижные игры. 65 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры 66 Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3*10м. Подвижные игры. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ method https://www.gto.ru/norms 1 1 0 0 1 1 1 0 1 66 0 62 13.05.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 15.05.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms 20.05.2025 https://www.gto.ru/#gtomethod https://www.gto.ru/norms УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Физическая культура. Методические рекомендации. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2021 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/9/ https://www.uchportal.ru/load/101 http://www.gto-normy.ru/page/5/