ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Картины природы в произведениях поэтов и писателей Х1Х—ХХвеков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двухтрёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др. Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — различать художественные произведения и познавательные тексты; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); — характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); — отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; — пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; — использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы 1.1. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 5 0 1 1.2. Произведения о детях 16 1 1 1.3. Фольклор (устное народное творчество) 13 0 0.5 1.4. Произведения о 18 взаимоотношениях человека и животных 1 1 1.5. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века 0 0.5 12 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Дата изучения Виды деятельности 02.09.2024 04.09.2024 05.09.2024 06.09.2024 09.09.2024 Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами Устный опрос; http://schoolвыбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, Практическая collection.edu.ru/catalog/ работа с каталогом; работа; Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни человека; Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации); 11.09.2024 12.09.2024 13.09.2024 16.09.2024 18.09.2024 19.09.2024 20.09.2024 23.09.2024 25.09.2024 07.10.2024 Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос«Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям; Упражнение в составлении вопросов к произведению; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Контрольная работа; Практическая работа; 09.10.2024 10.10.2024 11.10.2024 14.10.2024 16.10.2024 17.10.2024 18.10.2024 07.11.2024 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения; «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова«фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой; Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни; Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Письменный контроль; 08.11.2024 11.11.2024 13.11.2024 14.11.2024 15.11.2024 18.11.2024 20.11.2024 21.11.2024 09.12.2024 11.12.2024 08.12.2022 12.12.2024 13.12.2024 1612.2024 1812.2024 19.122024 20.12.2024 23.12.2024 25.12.2024 13.01.2025 Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Упражнение в составлении вопросов к произведению; Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Письменный контроль; Контрольная работа; Виды, формы контроля Устный опрос; http://schoolУчебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление collection.edu.ru/catalog/ Письменный мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая контроль; произведение?»; Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф; Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора; 1.6. Творчество А.С.Пушкина 16 0 0 1.7. Творчество И.А.Крылова 3 0 0 1.8. Творчество Л.Н.Толстого 10 1 0 1.9. Литературная сказка 19 1 0.5 18 0 0 1.10. Картины природы в произведениях поэтов и писателей Х1Х века 15.01.2025 16.01.2025 17.01.2025 20.01.2025 22.01.2025 23.01.2025 24.01.2025 27.01.2025 28.01.2025 29.01.2025 30.01.2025 31.01.2025 07.02.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая Письменный произведение?»; контроль; Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?» На примере отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...»; Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета; 10.02.2025 12.02.2025 13.02.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление Устный опрос; http://schoolмотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая collection.edu.ru/catalog/ произведение?»; Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям; Дифференцированная работа: знакомство с историей возникновения басен, чтение басен Эзопа (например, «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с таблицей; 14.02.2025 17.02.2025 19.02.2025 20.02.2025 21.02.2025 24.02.2025 26.02.2025 27.02.2025 28.02.2025 03.03.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы»,«Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору); Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Письменный контроль; Контрольная работа; 05.03.2025 06.03.2025 07.03.2025 10.03.2025 12.03.2025 13.03.2025 14.03.2025 10.04.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках; Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно; Работа в парах: чтение диалогов по ролям; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Письменный контроль; Контрольная работа; 11.04.2025 14.05.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от прозаического; Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора; Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»; Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Письменный контроль; Диктант; 1.11. О Родине и её истории 2 0 0 15.05.2025 16.05.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ этом разделе, установление мотива изучения; Обсуждение вопросов, например, «Какие слова из произведения подходят для описания картины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?»; 1.12. Юмористические произведения 2 0 0 19.05.2025 21.05.2025 Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения; Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и«фантазировать»; Дифференцированная работа: придумывание продолжения прослушанного/прочитанного рассказа; 1.13. Зарубежная литература 2 0 0 22.05.2025 23.05.2025 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках; Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей; 4 4.5 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата изучения Виды, формы всего контрольные практические контроля работы работы 1 Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. 0 0 02.09.2024 Устный опрос; Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха 1 0 0 04.09.2024 Устный опрос; 3. Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров» 1 0 0 05.09.2024 Устный опрос; 4. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. 1 0 0 06.09.2024 Устный опрос; 5. Проект. Мы идём в музей книги. 1 0 1 09.09.2024 Практическая работа; Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. 1 0 0 11.09.2024 Устный опрос; Пословицы разных народов о человеке и его делах. В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. 1 0 0 12.09.2024 Устный опрос; 8. Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка. 1 0 0 13.09.2024 9. Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя. 1 0 0 16.09.2024 1. 2. 6. 7. Устный опрос; Устный опрос; 10. Создание рассказа по 1 аналогии на тему «Что такое добро». 0 0 18.09.2024 Устный опрос; 11. М.Зощенко «Не надо врать». 1 Смысл поступка. 0 0 19.09.2024 12. М.Зощенко «Не надо врать». 1 Пересказ. 0 0 20.09.2024 13. Л.Каминский «Сочинение». 1 0 0 23.09.2024 14. Отзыв на книгу. Обсуждение 1 отзыва в группе. 0 1 25.09.2024 Практическая работа; 15. М.Зощенко «Через тридцать 1 лет». Поступок героя 0 0 26.09.2024 16. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 1 0 0 27.09.2024 17. Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача». 1 0 0 30.09.2024 18. Семейное чтение. Притчи. 1 0 0 02.10.2024 1 0 0 03.10.2024 Устный опрос; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. 1 0 0 04.10.2024 Устный опрос; 21. Контрольная работа по теме«Жизнь дана на добрые дела» (40 мин). 1 1 0 07.10.2024 Контрольная работа; 22. Вводный урок по содержанию 1 раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. 0 0 09.10.2024 Устный опрос; 23. Русская сказка «Иванцаревич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. 0 0 10.10.2024 Устный опрос; 19. Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Наш театр. В. Драгунский«Где это видано, где это слыхано...» -----------20. 1 24. Русская сказка «Иванцаревич и Серый Волк». Рассказ по картине. 1 0 0 11.10.2024 Устный опрос; 25. Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки 1 0 0 14.10.2024 Устный опрос; 26. Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. 1 0 0 16.10.2024 Устный опрос; 27. Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. 1 0 0 17.10.2024 Устный опрос; 28. 1 Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки 0 0 18.10.2024 Устный опрос; 29. Русская сказка «Морозко». Пересказ. 1 0 0 21.10.2024 30. Семейное чтение. Русская 1 сказка «Белая уточка». Смысл сказки. 0 0 23.10.2024 Устный опрос; 31. Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. 1 0 0 24.10.2024 32. Наш театр. Русская сказка. По 1 щучьему веленью. Инсценирование. 0 0 25.10.2024 Устный опрос; 33. Русская сказка «По щучьему 1 велению». 0 0 06.11.2024 34. Маленькие и большие 1 секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Самостоятельная работа (20 мин.) 0 0.5 07.11.2024 Письменный контроль; Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; 35. 1 0 0 08.11.2024 Устный опрос; Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательные рассказы, автор рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научнопознавательной литературы. 36. К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. 1 0 0 11.11.2024 Устный опрос; 37. К.Паустовский «Барсучий 1 нос». Пересказ статьи «Барсук» (из энциклопедии). 0 0 13.11.2024 Устный опрос; 38. В. Берестов «Кошкин щенок». 1 Особенности юмористического произведения. 0 0 14.11.2024 Устный опрос; Выразительное чтение 39. Б.Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. 1 0 0 15.11.2024 Устный опрос; 40. В.Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. 1 0 0 18.11.2024 Устный опрос; Создание текста по аналогии. Как Муравьишке помогала добраться домой бабочка. 1 0 0 20.11.2024 Устный опрос; 42. О.Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. 1 0 0 21.11.2024 Устный опрос; 43. Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения. 1 0 0 22.11.2024 Устный опрос; 41. 44. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. 1 0 0 25.11.2024 Устный опрос; 45. Периодическая печать. 1 Журналы для детей. Выставка детских журналов. 0 0 27.11.2024 Устный опрос; 46. Самостоятельное чтение. Д. 1 МаминСибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности. 0 0 28.11.2024 Устный опрос; 47. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ 1 0 0 29.11.2024 48. Семейное чтение. Н. Носов«Карасик». Смысл поступка героев. 1 0 0 02.12.2024 Устный опрос; 49. Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. 1 0 0 04.12.2024 Устный опрос; 50. Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. 1 0 0 05.12.2024 Устный опрос; Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Отзыв на книгу о природе. 1 0 0.5 06.12.2024 Письменный контроль; 1 0 09.12.2024 Контрольная работа; 1 0 0 11.12.2024 Устный опрос; 1 И. Шишкин «Зима в лесу». Устное сочинение по картине. 0 0 12.12.2024 Устный опрос; 51. 52. 53. 54. Контрольная работа по 1 теме«Люби всё живое» (40 -------------------- > --------------Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Устный опрос; 1 0 0 13.12.2024 Устный опрос; М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. 1 0 0 16.12.2024 Устный опрос; Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. 1 0 0 18.12.2024 Устный опрос; 58. А. Фет «Осень». Настроение 1 стихотворения. 0 0 19.12.2024 59. И. Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. 1 0 0 20.12.2024 Устный опрос; 60. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. 1 0 0 23.12.2024 Устный опрос; 61. К.Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. 1 0 0 25.12.2024 Устный опрос; 62. Семейное чтение. К.Паустовский «В саду уже поселилась осень...» 1 0 0 26.12.2024 Устный опрос; 63. Картины природы в произведениях живописи. 1 0 0 27.12.2024 Устный опрос; 1 0 0.5 13.01.2025 Письменный контроль; 55. Н.Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. 56. 57. Устный опрос; И.Остроухов «В Абрамцевском парке». А.Саврасов «Зима». 64. Маленькие и большие секреты страны Литературии.Обобщение по разделу «Картины русской природы» Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация 1 0 0 15.01.2025 Устный опрос; 66. Великие русские писатели. В.Берестов «А.С.Пушкин». Краткий пересказ. 1 0 0 16.01.2025 Устный опрос; 67. А.С.Пушкин «Зимнее утро». 1 0 0 17.01.2025 68. И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи 1 0 0 20.01.2025 Устный опрос; 69. А.С.Пушкин «Зимний вечер». 1 0 0 22.01.2025 70. Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи 1 0 0 23.01.2025 Устный опрос; 71. А.С.Пушкин «Опрятней 1 модного паркета...» П.Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. 0 0 24.01.2025 Устный опрос; 72. В.Суриков «Взятие снежного 1 городка». Устное сочинение по картине. 0 0 27.01.2025 Устный опрос; 73. А.С.Пушкин «Сказка о царе 1 Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой 0 0 29.01.2025 Устный опрос; 65. Устный опрос; Устный опрос; 74. Устный опрос; А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл литературной сказки. 1 0 0 30.01.202 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности сюжета. Структура сказочного текста. 1 0 0 31.01.2025 Устный опрос; 76. А.С.Пушкин «Сказка о царе 1 Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения. 0 0 03.02.2025 Устный опрос; 77. А.С.Пушкин «Сказка о царе 1 Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности языка литературной сказки. 0 0 05.01.2025 Устный опрос; 78. А.С.Пушкин «Сказка о царе 1 Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. 0 0 06.02.2025 Устный опрос; 79. Сказки А.С. Пушкина. 1 0 0 07.02.2025 80. И.Я. Билибин - иллюстратор 1 сказок А.С.Пушкина. 0 0 10.02.2025 75. Устный опрос; Устный опрос; 81. И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И. А. Крылова. 1 0 0 12.02.2025 Устный опрос; 82. И.А.Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. 1 0 0 13.02.2025 Устный опрос; 83. И.А.Крылов «Чиж и Голубь». 1 Особенности структуры басни. н 0 0 14.02.2025 Устный опрос; 84. Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. 1 0 0 17.02.2025 Устный опрос; 85. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». 1 Быль. Особенности сюжета 0 0 19.02.2025 Устный опрос; 86. Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана. 1 0 0 20.02.2025 Письменный контроль; 87. Л.Н. Толстой «Акула». Смысл 1 названия. Составление плана. 0 0 21.02.2025 Письменный контроль; 88. Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов 1 0 0 24.02.2025 Устный опрос; 89. Самостоятельное чтение. 1 Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра 0 0 26.02.2025 Устный опрос; 90. Л.Н.Толстой «Как гуси Рим 1 спасли». Особенности жанра. 0 0 27.02.2025 Устный опрос; 91. Наш театр. И.А. Крылов 1 «Квартет». Инсценирование. 0 0 28.02.2025 92. Маленькие и большие секреты страны. Литературии. 1 0 0 03.03202 1 1 0 05.03.2025 Письменный контроль; Устный опрос; Устный опрос; Обобщение по разделу.Что такое согласие? 93. Контрольная работа по теме«Великие русские 94. Вводный урок по содержанию 1 раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. 0 0 06.03.2025 Устный опрос; 95. В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. 1 0 0 07.03.2025 Устный опрос; 96. В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. 1 0 0 10.03.2025 Устный опрос; В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». 1 0 0 12.03.2025 Устный опрос; 98. В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. 1 0 0 13..03.2025 Устный опрос; 99. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» 1 0 0 14.03.2025 Устный опрос; 100. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка 1 про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения. 0 0 17.03.2025 Устный опрос; 101. Переводная литература для детей. 1 0 0 18.03.2025 102. Переводная литература для детей. Б.Заходер «ВинниПух» (предисловие). 1 0 0 19.03.2025 Устный опрос; 103. Р.Киплинг «Братья Маугли». 1 Особенности переводной литературы. 0 0 20.03.2025 Устный опрос; 104. Р.Киплинг «Братья Маугли». 1 Герои произведения. 0 0 21.03.2025 97. Устный опрос; Особенности переводной литературы. Устный опрос; 105. Дж. Родари «Волшебный барабан» 1 0 0 02.04.2025 106. Дж.Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. 1 0 0 03.04.2025 Письменный контроль; 107. Мы идём в библиотеку. Литературные 1 0 0 04.04.2025 Самостоятельное чтение. Тим 1 Собакин «Лунная сказка». 0 0 07.04.2025 Устный опрос; 1 Семейное чтение. Ю.Коваль«Сказка о серебряном — 110. Наш театр. 1 С. Михалков«У пря мый козлёнок». ------ -----------------------------111. Маленькие и большие 1 секреты страны Литературии.Обобщен ие по разделу. 0 0 09.04.2025 Устный опрос; 0 0 10.04.2025 Устный опрос; 0 0 11.04.2025 Устный опрос; 112. Контрольная работа по теме«Литературная сказка» (40 мин). 1 1 0 14.04.2025 Контрольная работа; 113. 1 0 0 16.04.2025 Устный опрос; Б.Заходер «Что такое стихи?» 1 0 0 17.04.2025 115. И.Соколов-Микитов «Март в 1 лесу». 0 0 18.04.2025 116. Устное сочинение по теме 1 «Мелодии весеннего леса». 0 0 21.04.2025 108. 109. Вводный урок по содержанию раздела. Устный опрос; Устный опрос; Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. 114. Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; 117. А.Майков «Весна». 1 Е.Волков «В конце зимы». Е.Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. 0 0 23.04.2025 Устный опрос; 118. 0 0 24.04.2025 Устный опрос; С.Есенин «С добрым утром». 1 Выразительное 0 0 25.04.2025 Устный опрос; .......... 1 Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа 121. А.Васнецов «После дождя». 1 И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. 0 0 28.04.2025 Устный опрос; 0 0 30.04.2025 Устный опрос; 122. 1 0 0 02.05.2025 Устный опрос; 123. М.Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов 1 0 0 05.05.2025 Устный опрос; 124. 1 0 0 07.05.2025 Устный опрос; ........................................ 1 Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений 0 0 08.05.2025 Устный опрос; 1 С.Есенин «Сыплет черёмуха...» В. БорисовМусатов «Весна». Сравнение произведений 119. 120. 125. О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные.. ,»Авторское отношение к 1 0 0 10.05.2025 Устный опрос; 1 0 0 12.05.2025 Устный опрос; 128. Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты». 1 0 0 14.05.2025 129. 1 0 0 15.05.2025 Устный опрос; 130. Обобщающий урок по теме«Картины родной природы». 1 0 0.5 16.05.2025 Письменный контроль; 131. 1 0 0 17.05.2025 Устный опрос; 0 0 19.05.2025 Устный опрос; 1 Юмористическое произведение Н. Н. Носова«Федина задача" 0 0 21.05.2025 Устный опрос; 1 0 0 22.05.2025 Устный опрос; 126. Ф.Тютчев «В небе тают облака...» А.Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение 127. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков К. М. Симонов «Родина» 132. Образ Родины 1 в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков К. Д. Устный опрос; ------ -------------------- --------133. 134. Юмористическое произведение М. М. Зощенко "Великие 135. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).Ш. Перро «Подарки феи» 1 0 0 23.05.2025 Устный опрос; 136. Особенности авторских сказок (сюжет, язык. герои.) Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 4 4 25.05.2025 Устный опрос; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Методическое пособие. Литературное чтение: Уроки чтения: 3 класс.- М.: Просвещение, 2012. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы, презентации, интерактивные тренажеры ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивная доска, мультимедийный проектор , компьютер