Рабочая программа по литературному чтению 3 класс на 2024-2025 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые

приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому

чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное
народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы
(произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому
и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в
произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и
поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой
родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств
выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы,
потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок.
Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари,
созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и
поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов
России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды
сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение
(композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А.
Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры.
Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин
природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном
историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами
обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык
былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции
картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С.
Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора
как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и
чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль
басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей Х1Х—ХХвеков. Лирические произведения
как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не
менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А.
Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г.
Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в

произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное
значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном
искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы,
басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным
событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация,
развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события,
главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные
особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения:
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С.
Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными:
верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов):
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л.
Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети
на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и
место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон
создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двухтрёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического
произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение.
Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В.
Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные
сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности
авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные
переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность
чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее
представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений
и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных
качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального
статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить
небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной
литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее
60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и
главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь

событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки
по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к
героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж,
характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из
текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста
на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать
собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного
произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

1.1. Библиографическая
культура (работа с детской
книгой и справочной
литературой)

5

0

1

1.2. Произведения о детях

16

1

1

1.3. Фольклор (устное народное
творчество)

13

0

0.5

1.4. Произведения о
18
взаимоотношениях человека
и животных

1

1

1.5. Картины природы в
произведениях поэтов и
писателей XX века

0

0.5

12

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Дата
изучения

Виды деятельности

02.09.2024
04.09.2024
05.09.2024
06.09.2024
09.09.2024

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами Устный опрос; http://schoolвыбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, Практическая collection.edu.ru/catalog/
работа с каталогом;
работа;
Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни
человека;
Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка,
оглавление (содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации);

11.09.2024
12.09.2024
13.09.2024
16.09.2024
18.09.2024
19.09.2024
20.09.2024
23.09.2024
25.09.2024
07.10.2024

Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне
ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий
«ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос«Какие качества мы
ценим в людях?» (с примерами из текста произведений);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением
примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств,
сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками,
чувствами героев, определение авторского отношения к героям;
Упражнение в составлении вопросов к произведению;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

09.10.2024
10.10.2024
11.10.2024
14.10.2024
16.10.2024
17.10.2024
18.10.2024
07.11.2024

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
мотива изучения;
«Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения
слова«фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой;
Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни;
Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы,
концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение
последовательности событий в произведении;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Письменный
контроль;

08.11.2024
11.11.2024
13.11.2024
14.11.2024
15.11.2024
18.11.2024
20.11.2024
21.11.2024
09.12.2024
11.12.2024
08.12.2022
12.12.2024
13.12.2024
1612.2024
1812.2024
19.122024
20.12.2024
23.12.2024
25.12.2024
13.01.2025

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча),
удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?»;
Упражнение в составлении вопросов к произведению;
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по
основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий,
нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением
отдельных эпизодов, смысловых частей;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

Виды, формы
контроля

Устный опрос; http://schoolУчебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
collection.edu.ru/catalog/
Письменный
мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
контроль;
произведение?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в
тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в
словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф; Работа в парах:
сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным
словам,анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора;

1.6.

Творчество А.С.Пушкина

16

0

0

1.7.

Творчество И.А.Крылова

3

0

0

1.8.

Творчество Л.Н.Толстого

10

1

0

1.9.

Литературная сказка

19

1

0.5

18

0

0

1.10. Картины природы в
произведениях поэтов и
писателей Х1Х века

15.01.2025
16.01.2025
17.01.2025
20.01.2025
22.01.2025
23.01.2025
24.01.2025
27.01.2025
28.01.2025
29.01.2025
30.01.2025
31.01.2025
07.02.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
Письменный
произведение?»;
контроль;
Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при
восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает
произведение? Почему?» На примере отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя
погода...», «Опрятней модного паркета...»;
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм;
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание в памяти
последовательности событий сказки, обсуждение сюжета;

10.02.2025
12.02.2025
13.02.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
Устный опрос; http://schoolмотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
collection.edu.ru/catalog/
произведение?»;
Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица»,
«Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;
Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям;
Дифференцированная работа: знакомство с историей возникновения басен, чтение басен Эзопа
(например, «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с таблицей;

14.02.2025
17.02.2025
19.02.2025
20.02.2025
21.02.2025
24.02.2025
26.02.2025
27.02.2025
28.02.2025
03.03.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?»;
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы»,«Какая
бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка
«Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору);
Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

05.03.2025
06.03.2025
07.03.2025
10.03.2025
12.03.2025
13.03.2025
14.03.2025
10.04.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?»;
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей;
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно;
Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

11.04.2025
14.05.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?»;
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от прозаического;
Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор
синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора;
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк.
Например, картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в
дубовом лесу»;
Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения;

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
Письменный
контроль;
Диктант;

1.11.

О Родине и её истории

2

0

0

15.05.2025
16.05.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в
Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
этом разделе, установление мотива изучения;
Обсуждение вопросов, например, «Какие слова из произведения подходят для описания картины?»,
«Какие слова могли бы стать названием картины?»;

1.12.

Юмористические
произведения

2

0

0

19.05.2025
21.05.2025

Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели
чтения;
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать»
и«фантазировать»;
Дифференцированная работа: придумывание продолжения прослушанного/прочитанного рассказа;

1.13.

Зарубежная литература

2

0

0

22.05.2025
23.05.2025

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление
мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?»;
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей;

4

4.5

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
изучения Виды, формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1
Знакомство с системой
условных обозначений.
Содержание учебника.
Обращение авторов учебника.

0

0

02.09.2024 Устный опрос;

Вводный урок по содержанию
раздела. Основные понятия
раздела: книжная мудрость,
печатная книга. Наставления
детям Владимира Мономаха

1

0

0

04.09.2024 Устный опрос;

3.

Б.Горбачевский
«Первопечатник Иван
Фёдоров»

1

0

0

05.09.2024 Устный опрос;

4.

Первая «Азбука» Ивана
Фёдорова. Наставления
Библии.

1

0

0

06.09.2024 Устный опрос;

5.

Проект. Мы идём в музей
книги.

1

0

1

09.09.2024 Практическая
работа;

Вводный урок по содержанию
раздела. Основные понятия
раздела: поступок, честность,
верность слову. Работа с
выставкой книг.

1

0

0

11.09.2024 Устный опрос;

Пословицы разных народов о
человеке и его делах.
В.И.Даль. Пословицы и
поговорки русского народа.

1

0

0

12.09.2024 Устный опрос;

8.

Н.Носов «Огурцы». Смысл
поступка.

1

0

0

13.09.2024

9.

Н.Носов «Огурцы».
Характеристика героя.

1

0

0

16.09.2024

1.

2.

6.

7.

Устный опрос;
Устный опрос;

10.

Создание рассказа по
1
аналогии на тему «Что такое
добро».

0

0

18.09.2024 Устный опрос;

11.

М.Зощенко «Не надо врать». 1
Смысл поступка.

0

0

19.09.2024

12.

М.Зощенко «Не надо врать». 1
Пересказ.

0

0

20.09.2024

13.

Л.Каминский «Сочинение».

1

0

0

23.09.2024

14.

Отзыв на книгу. Обсуждение 1
отзыва в группе.

0

1

25.09.2024 Практическая
работа;

15.

М.Зощенко «Через тридцать 1
лет». Поступок героя

0

0

26.09.2024

16.

Мы идём в библиотеку.
Рассказы о детях.

1

0

0

27.09.2024

17.

Самостоятельное чтение.
Н.Носов «Трудная задача».

1

0

0

30.09.2024

18.

Семейное чтение. Притчи.

1

0

0

02.10.2024

1

0

0

03.10.2024 Устный опрос;

Маленькие и большие
секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу.

1

0

0

04.10.2024 Устный опрос;

21.

Контрольная работа по
теме«Жизнь дана на добрые
дела» (40 мин).

1

1

0

07.10.2024 Контрольная
работа;

22.

Вводный урок по содержанию 1
раздела. Основные понятия
раздела: народные сказки,
присказка, сказочные
предметы.

0

0

09.10.2024 Устный опрос;

23.

Русская сказка «Иванцаревич и Серый Волк».
Особенности волшебной
сказки.

0

0

10.10.2024 Устный опрос;

19.

Устный опрос;
Устный опрос;
Устный опрос;

Устный опрос;
Устный опрос;
Устный опрос;
Устный опрос;

Наш театр. В.
Драгунский«Где это видано,
где это слыхано...» -----------20.

1

24.

Русская сказка «Иванцаревич и Серый Волк».
Рассказ по картине.

1

0

0

11.10.2024 Устный опрос;

25.

Русская сказка «Летучий
корабль». Особенности
волшебной сказки

1

0

0

14.10.2024 Устный опрос;

26.

Русская сказка «Летучий
корабль». Характеристика
героев сказки.

1

0

0

16.10.2024 Устный опрос;

27.

Мы идём в библиотеку.
Сборник сказок.
Тематический каталог.

1

0

0

17.10.2024 Устный опрос;

28.

1
Самостоятельное чтение.
Русская сказка «Морозко».
Характеристика героев сказки

0

0

18.10.2024 Устный опрос;

29.

Русская сказка «Морозко».
Пересказ.

1

0

0

21.10.2024

30.

Семейное чтение. Русская
1
сказка «Белая уточка». Смысл
сказки.

0

0

23.10.2024 Устный опрос;

31.

Русская сказка «Белая
уточка». Пересказ.

1

0

0

24.10.2024

32.

Наш театр. Русская сказка. По 1
щучьему веленью.
Инсценирование.

0

0

25.10.2024 Устный опрос;

33.

Русская сказка «По щучьему 1
велению».

0

0

06.11.2024

34.

Маленькие и большие
1
секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу.
Самостоятельная работа (20
мин.)

0

0.5

07.11.2024 Письменный
контроль;

Устный опрос;

Устный опрос;

Устный опрос;

35.

1

0

0

08.11.2024 Устный опрос;

Вводный урок по содержанию
раздела. Основные понятия
раздела: художественный и
познавательные рассказы,
автор рассказчик,
периодическая литература.
Сравнение художественной и
научнопознавательной
литературы.

36.

К.Паустовский «Барсучий
нос». Особенности
художественного текста.

1

0

0

11.11.2024 Устный опрос;

37.

К.Паустовский «Барсучий
1
нос». Пересказ статьи
«Барсук» (из энциклопедии).

0

0

13.11.2024 Устный опрос;

38.

В. Берестов «Кошкин щенок». 1
Особенности
юмористического
произведения.

0

0

14.11.2024 Устный опрос;

Выразительное чтение
39.

Б.Заходер «Вредный кот».
Смысл названия
стихотворения.

1

0

0

15.11.2024 Устный опрос;

40.

В.Бианки «Приключения
Муравьишки». Правда и
вымысел в сказке В.Бианки.

1

0

0

18.11.2024 Устный опрос;

Создание текста по аналогии.
Как Муравьишке помогала
добраться домой бабочка.

1

0

0

20.11.2024 Устный опрос;

42.

О.Полонский. Муравьиное
царство. Особенности
научно-популярного текста.
Краткий пересказ.

1

0

0

21.11.2024 Устный опрос;

43.

Тим Собакин «Песни
бегемотов». Постановка
вопросов к тексту
стихотворения.

1

0

0

22.11.2024 Устный опрос;

41.

44.

Мы идём в библиотеку.
Сборники произведений о
природе.

1

0

0

25.11.2024 Устный опрос;

45.

Периодическая печать.
1
Журналы для детей.
Выставка детских журналов.

0

0

27.11.2024 Устный опрос;

46.

Самостоятельное чтение. Д. 1
МаминСибиряк «Серая
Шейка». Герой
художественного текста. Его
особенности.

0

0

28.11.2024 Устный опрос;

47.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая
Шейка». Пересказ

1

0

0

29.11.2024

48.

Семейное чтение. Н.
Носов«Карасик». Смысл
поступка героев.

1

0

0

02.12.2024 Устный опрос;

49.

Н.Носов «Карасик».
Характеристика героев
произведения.

1

0

0

04.12.2024 Устный опрос;

50.

Наш театр. М. Горький
«Воробьишко». Подготовка
реквизита, костюмов,
театральных билетов.

1

0

0

05.12.2024 Устный опрос;

Маленькие и большие
секреты страны Литературии.
Обобщение по разделу. Отзыв
на книгу о природе.

1

0

0.5

06.12.2024 Письменный
контроль;

1

0

09.12.2024 Контрольная
работа;

1

0

0

11.12.2024 Устный опрос;

1
И. Шишкин «Зима в лесу».
Устное сочинение по картине.

0

0

12.12.2024 Устный опрос;

51.

52.

53.

54.

Контрольная работа по
1
теме«Люби всё живое» (40
-------------------- > --------------Вводный урок по содержанию
раздела. Основные понятия
раздела: наблюдение, пейзаж,
средства художественной
выразительности.

Устный опрос;

1

0

0

13.12.2024 Устный опрос;

М. Пришвин «Осинкам
холодно». Приём
олицетворения как средство
создания образа.

1

0

0

16.12.2024 Устный опрос;

Ф.Тютчев «Листья». Контраст
как средство создания образа.

1

0

0

18.12.2024 Устный опрос;

58.

А. Фет «Осень». Настроение 1
стихотворения.

0

0

19.12.2024

59.

И. Бунин «Первый снег».
В.Поленов «Ранний снег».
Сравнение произведений
литературы и живописи.

1

0

0

20.12.2024 Устный опрос;

60.

Мы идём в библиотеку.
Сборники произведений о
природе.

1

0

0

23.12.2024 Устный опрос;

61.

К.Бальмонт «Снежинка».
Средства художественной
выразительности для
создания образа снежинки.

1

0

0

25.12.2024 Устный опрос;

62.

Семейное чтение.
К.Паустовский «В саду уже
поселилась осень...»

1

0

0

26.12.2024 Устный опрос;

63.

Картины природы в
произведениях живописи.

1

0

0

27.12.2024 Устный опрос;

1

0

0.5

13.01.2025 Письменный
контроль;

55.
Н.Некрасов «Славная осень».
Средства художественной
выразительности: сравнение.

56.

57.

Устный опрос;

И.Остроухов «В
Абрамцевском парке».
А.Саврасов «Зима».
64.

Маленькие и большие
секреты страны
Литературии.Обобщение по
разделу «Картины русской
природы»

Вводный урок по содержанию
раздела. Основные понятия
раздела: сказка в стихах,
басня, иллюстрация

1

0

0

15.01.2025 Устный опрос;

66.

Великие русские писатели.
В.Берестов «А.С.Пушкин».
Краткий пересказ.

1

0

0

16.01.2025 Устный опрос;

67.

А.С.Пушкин «Зимнее утро». 1

0

0

17.01.2025

68.

И.Грабарь «Зимнее утро».
Сравнение произведений
литературы и живописи

1

0

0

20.01.2025 Устный опрос;

69.

А.С.Пушкин «Зимний вечер». 1

0

0

22.01.2025

70.

Ю.Клевер «Закат солнца
зимой», «Зимний пейзаж с
избушкой». Сравнение
произведения литературы и
произведения живописи

1

0

0

23.01.2025 Устный опрос;

71.

А.С.Пушкин «Опрятней
1
модного паркета...»
П.Брейгель «Зимний пейзаж».
Сравнение произведения
литературы и произведения
живописи.

0

0

24.01.2025 Устный опрос;

72.

В.Суриков «Взятие снежного 1
городка». Устное сочинение
по картине.

0

0

27.01.2025 Устный опрос;

73.

А.С.Пушкин «Сказка о царе 1
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
Сравнение с народной
сказкой

0

0

29.01.2025 Устный опрос;

65.

Устный опрос;

Устный опрос;

74.

Устный опрос;

А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
Нравственный смысл
литературной сказки.

1

0

0

30.01.202

А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
Особенности сюжета.
Структура сказочного текста.

1

0

0

31.01.2025 Устный опрос;

76.

А.С.Пушкин «Сказка о царе 1
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и
опрекрасной царевне
Лебеди». Характеристика
героев произведения.

0

0

03.02.2025 Устный опрос;

77.

А.С.Пушкин «Сказка о царе 1
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
Особенности языка
литературной сказки.

0

0

05.01.2025 Устный опрос;

78.

А.С.Пушкин «Сказка о царе 1
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».
Приём звукописи для
создания образа моря, комара,
шмеля, мухи.

0

0

06.02.2025 Устный опрос;

79.

Сказки А.С. Пушкина.

1

0

0

07.02.2025

80.

И.Я. Билибин - иллюстратор 1
сказок А.С.Пушкина.

0

0

10.02.2025

75.

Устный опрос;
Устный опрос;

81.

И.А.Крылов. Басни.
Викторина по басням И. А.
Крылова.

1

0

0

12.02.2025 Устный опрос;

82.

И.А.Крылов «Слон и
Моська». Особенности
структуры басни.

1

0

0

13.02.2025 Устный опрос;

83.

И.А.Крылов «Чиж и Голубь». 1
Особенности структуры
басни. н

0

0

14.02.2025 Устный опрос;

84.

Великие русские писатели.
Л.Н. Толстой. Краткий
пересказ статьи.

1

0

0

17.02.2025 Устный опрос;

85.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». 1
Быль.
Особенности сюжета

0

0

19.02.2025 Устный опрос;

86.

Л.Н.Толстой «Лебеди».
Составление плана.

1

0

0

20.02.2025 Письменный
контроль;

87.

Л.Н. Толстой «Акула». Смысл 1
названия.
Составление плана.

0

0

21.02.2025 Письменный
контроль;

88.

Мы идём в библиотеку.
Книги великих русских
писателей. А.С.Пушкин,
Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

1

0

0

24.02.2025 Устный опрос;

89.

Самостоятельное чтение.
1
Л.Н.Толстой «Волга и
Вазуза». Особенности жанра

0

0

26.02.2025 Устный опрос;

90.

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим 1
спасли». Особенности жанра.

0

0

27.02.2025 Устный опрос;

91.

Наш театр. И.А. Крылов
1
«Квартет». Инсценирование.

0

0

28.02.2025

92.

Маленькие и большие
секреты
страны. Литературии.

1

0

0

03.03202

1

1

0

05.03.2025 Письменный
контроль;

Устный опрос;
Устный опрос;

Обобщение по разделу.Что
такое согласие?
93.

Контрольная работа по
теме«Великие русские

94.

Вводный урок по содержанию 1
раздела.
Основные понятия раздела:
сказки литературные и
народные, предисловие,
полный и краткий пересказ.

0

0

06.03.2025 Устный опрос;

95.

В. Даль «Девочка
Снегурочка». Сравнение с
народной сказкой.

1

0

0

07.03.2025 Устный опрос;

96.

В. Даль «Девочка
Снегурочка». Особенности
литературной сказки.

1

0

0

10.03.2025 Устный опрос;

В.Одоевский «Мороз
Иванович». Сравнение с
народной сказкой «Морозко».

1

0

0

12.03.2025 Устный опрос;

98.

В.Одоевский «Мороз
Иванович». Сравнение
героев.

1

0

0

13..03.2025 Устный опрос;

99.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка
про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и весёлого
трубочиста Яшу»

1

0

0

14.03.2025 Устный опрос;

100. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка 1
про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и весёлого
трубочиста Яшу». Герои
произведения.

0

0

17.03.2025 Устный опрос;

101. Переводная литература для
детей.

1

0

0

18.03.2025

102. Переводная литература для
детей. Б.Заходер «ВинниПух» (предисловие).

1

0

0

19.03.2025 Устный опрос;

103. Р.Киплинг «Братья Маугли». 1
Особенности переводной
литературы.

0

0

20.03.2025 Устный опрос;

104. Р.Киплинг «Братья Маугли». 1
Герои произведения.

0

0

21.03.2025

97.

Устный опрос;

Особенности переводной
литературы.

Устный опрос;

105. Дж. Родари «Волшебный
барабан»

1

0

0

02.04.2025

106. Дж.Родари «Волшебный
барабан». Сочинение
возможного конца сказки.

1

0

0

03.04.2025 Письменный
контроль;

107. Мы идём в библиотеку.
Литературные

1

0

0

04.04.2025

Самостоятельное чтение. Тим 1
Собакин «Лунная сказка».

0

0

07.04.2025 Устный опрос;

1
Семейное чтение.
Ю.Коваль«Сказка о
серебряном —
110. Наш театр.
1
С. Михалков«У пря мый
козлёнок».
------ -----------------------------111. Маленькие и большие
1
секреты страны
Литературии.Обобщен
ие по разделу.

0

0

09.04.2025 Устный опрос;

0

0

10.04.2025 Устный опрос;

0

0

11.04.2025 Устный опрос;

112. Контрольная работа по
теме«Литературная сказка»
(40 мин).

1

1

0

14.04.2025 Контрольная
работа;

113.

1

0

0

16.04.2025 Устный опрос;

Б.Заходер «Что такое стихи?» 1

0

0

17.04.2025

115. И.Соколов-Микитов «Март в 1
лесу».

0

0

18.04.2025

116. Устное сочинение по теме
1
«Мелодии весеннего леса».

0

0

21.04.2025

108.

109.

Вводный урок по
содержанию раздела.

Устный опрос;

Устный опрос;

Основные понятия раздела:
творчество, стихотворение,
рассказ, настроение.
114.

Устный опрос;
Устный опрос;
Устный опрос;

117. А.Майков «Весна».
1
Е.Волков «В конце зимы».
Е.Пурвит «Последний снег».
Приём контраста в
изображении зимы и весны.
Сравнение произведений
живописи и литературы.

0

0

23.04.2025 Устный опрос;

118.

0

0

24.04.2025 Устный опрос;

С.Есенин «С добрым утром». 1
Выразительное

0

0

25.04.2025 Устный опрос;

..........
1
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Приём звукописи как
средство создания образа
121. А.Васнецов «После дождя». 1
И. Шишкин «Дождь в
дубовом лесу». Сравнение
произведений искусства.

0

0

28.04.2025 Устный опрос;

0

0

30.04.2025 Устный опрос;

122.

1

0

0

02.05.2025 Устный опрос;

123. М.Пришвин «Золотой луг».
Сравнение поэтического и
прозаического текстов

1

0

0

05.05.2025 Устный опрос;

124.

1

0

0

07.05.2025 Устный опрос;

........................................
1
Саша Чёрный «Летом».
А.Рылов «Зелёный
шум». Сравнение
произведений

0

0

08.05.2025 Устный опрос;

1
С.Есенин «Сыплет
черёмуха...» В. БорисовМусатов «Весна».
Сравнение произведений

119.

120.

125.

О.Высотская «Одуванчик».
З.Александрова «Одуванчик».
Сравнение образов.

А.Толстой «Колокольчики
мои, цветики степные..
,»Авторское отношение к

1

0

0

10.05.2025 Устный опрос;

1

0

0

12.05.2025 Устный опрос;

128. Самостоятельное чтение.
Г.Юдин «Поэты».

1

0

0

14.05.2025

129.

1

0

0

15.05.2025 Устный опрос;

130. Обобщающий урок по
теме«Картины родной
природы».

1

0

0.5

16.05.2025 Письменный
контроль;

131.

1

0

0

17.05.2025 Устный опрос;

0

0

19.05.2025 Устный опрос;

1
Юмористическое
произведение Н. Н.
Носова«Федина задача"

0

0

21.05.2025 Устный опрос;

1

0

0

22.05.2025 Устный опрос;

126.
Ф.Тютчев «В небе тают
облака...» А.Саврасов
«Сосновый бор на
берегу реки». Сравнение

127.
Мы идём в библиотеку.
Сборники произведений о

Я.Аким «Как я написал
первое стихотворение».

Образ Родины
в стихотворных и
прозаических
произведениях
писателей и поэтов XIX
и XX веков К. М.
Симонов «Родина»

132. Образ Родины
1
в стихотворных и
прозаических
произведениях
писателей и поэтов XIX
и XX веков К. Д.

Устный опрос;

------ -------------------- --------133.

134.

Юмористическое
произведение М. М.
Зощенко "Великие

135. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык,
герои).Ш. Перро
«Подарки феи»

1

0

0

23.05.2025

Устный
опрос;

136. Особенности авторских
сказок (сюжет, язык. герои.)
Ц. Топелиуса «Солнечный
Луч в ноябре

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

4

4

25.05.2025 Устный опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3
класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Методическое пособие. Литературное чтение: Уроки чтения: 3
класс.- М.: Просвещение, 2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, презентации, интерактивные тренажеры
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор , компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».