ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление) Морфология Части речи Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: — разделительный твёрдый знак; — непроизносимые согласные в корне слова; — мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; — безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); — безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); — раздельное написание предлогов с личными местоимениями; — непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); — раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; — производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; — различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; — находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; — выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; — распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте; — распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; — распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; — распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предлоги и приставки; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; — распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; — правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; — писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; — формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения); — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; — определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); — определять ключевые слова в тексте; — определять тему текста и основную мысль текста; — выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; — составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; — писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; — объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;— уточнять значение слова с помощью толкового словаря. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные работы практические работы 1 0 0 02.09.2024 Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини-эксперимента?»; Устный опрос; https://uchi.ru/teachers/lk/main https ://learningapps.org/ Устный опрос; https ://learningapps.org/ Раздел 1. Сведения о русском языке 1.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент Итого по разделу: 1 Раздел 2. Развитие речи 2.1. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, 1 просьба, извинение, благодарность, отказ и др. 0 0 03.09.2024 Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений; 2.2. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в 1 ситуациях учебного и бытового общения. 0 0 04.09.2024 Комментированное выполнение задания на определение темы Устный опрос; и основной мысли предложенных текстов; https ://learningapps.org/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.3. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. 1 0 0 05.09.2024 Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Устный опрос; https://uchi.ru/teachers/lk/main 2.4. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. 4 0 0.25 06.09.2024 Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о 09.09.2024 10.09.2024 результатах групповой работы, наблюдения, выполненного 11.09.2024 миниисследования, проектного задания; Письменный контроль; https://uchi.ru/teachers/lk/main https ://learningapps.org/ 2.5. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 4 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. 0 0 12.09.2024 Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, 13.09.2024 описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Устный опрос; https ://learningapps.org/ 2.6. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. 3 0 0 16.09.2024 Практическая работа: нахождение в тексте смысловых 17.09.2024 пропусков; 18.09.2024 Письменный контроль; https ://learningapps.org/ 2.7. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. 1 0 1 19.09.2024 Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов Письменный плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного контроль; плана; https ://learningapps.org/ 2.8. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. 3 1 0 20.09.2024 Практическая работа: построение речевого высказывания в 23.09.2024 соответствии с поставленной коммуникативной задачей; 24.09.2024 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://uchi.ru/teachers/lk/main https ://learningapps.org/ 2.9. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. 2 0 0 25.09.2024 Творческие задания: создавать устные и письменные тексты 26.09.2024 разных типов (описание, рассуждение, повествование); Устный опрос; https ://learningapps.org/ 2.10. Изучающее, ознакомительное чтение Итого по разделу: 0 0 27.09.2024 Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; 4 0 0 Комментированное выполнение задания, связанного с объ30.09.2024 яснением различий в звукобуквенном составе слов с 01.10.2024 02.10.2024 разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми 03.10.2024 согласными; 1 Письменный контроль; https://uchi.ru/teachers/lk/main Устный опрос; https ://learningapps.org/ 21 Раздел 3. Фонетика и графика 3.1. Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков 3.2. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными 1 0 0 04.10.2024 Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке Устный опрос; класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора; https ://learningapps.org/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3.3. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами 1 0 0.25 07.10.2024 Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; Устный опрос; https://uchi.ru/teachers/lk/main 2 0 0 08.10.2024 Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном 09.10.2024 классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Устный опрос; https ://learningapps.org/ 10 1 0 0 0 Итого по разделу: 6 Раздел 4. Орфография и пунктуация 4.1. Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. 4.2. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный твёрдый знак; - непроизносимые согласные в корне слова; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; - безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - раздельное написание частицы не с глаголами 4.3. Формирование орфографической зоркости: осознание места 2 возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. . Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению Письменный контроль; орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку; https ://learningapps.org/ 24.10.2024 Упражнение на развитие контроля: нахождение Письменный 25.10.2024 орфографических ошибок (с указанием на их количество и без контроль; такого указания); https ://learningapps.org/ 10.10.2024 11.10.2024 14.10.2024 15.10.2024 16.10.2024 17.10.2024 18.10.2024 21.10.2024 22.10.2024 23.10.2024 4.4. Использование орфографического словаря для определения 1 (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов Итого по разделу: 0 0 05.11.2024 Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению Устный опрос; орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); https ://wordwall.net/ 15 Раздел 5. Лексика 5.1. Повторение: лексическое значение слова. 8 0 0 06.11.2024 Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого Устный опрос; слова?»; 15.11.2024 Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 5.2. Устаревшие слова (ознакомление) 1 0 0 18.11.2024 Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого Устный опрос; слова?»; Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике; Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения; https://uchi.ru/ 5.3. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). 3 0 1 19.11.2024 Самостоятельная работа: выписывание значений слов из Письменный 20.11.2024 толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на контроль; 21.11.2024 бумажном или электронном носителе; Практическая работа: ведение собственных толковых словариков; Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в кото рых возникает необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова; https://uchi.ru/ 0 0 Итого по разделу: 12 Раздел 6. Синтаксис 6.1. Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. 3 22.11.2024 25.11.2024 Комментированное выполнение задания: выписать из 26.11.2024 предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос; Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска); Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 6.2. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. 3 0 0 27.11.2024 Комментированное выполнение задания: выписать из 28.11.2024 предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос; 29.11.2024 Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 6.3. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 1 0 0 02.12.2024 Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 6.4. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов 2 0 0 03.12.2024 Наблюдение за предложениями с однородными членами; 04.12.2024 Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами; Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами; Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 6.5. Предложения распространённые и нераспространённые. 2 1 0 05.12.2024 Комментированное выполнение задания на нахождение в 06.12.2024 тексте предложений с однородными членами; Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий; Диктант; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 0 1 09.12.2024 10.12.2024 11.12.2024 12.12.2024 13.12.2024 16.12.2024 Итого по разделу: 11 Раздел 7. Состав слова (морфемика) 7.1. Повторение: корень как обязательная часть слова; 6 однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они Устный опрос; различаются? Как найти корень слова?»; Письменный Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой контроль; группы слова, с помощью которого можно объяснить значение Практическая родственных слов; работа; Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем; Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 7.2. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление) Итого по разделу: Раздел 8. Морфология 12 1 0 17.12.2024 18.12.2024 19.12.2024 20.12.2024 23.12.2024 24.12.2024 25.12.2024 26.12.2024 27.12.2024 13.01.2025 14.01.2025 15.01.2025 18 Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов); Объяснение роли и значения суффиксов/приставок; Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами; Наблюдение за словами с нулевым окончанием; Совместное построение алгоритма разбора слова по составу; Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса; Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава; Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Диктант; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; Письменный Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова контроль; по частям речи?»; Тестирование; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных)' 8.1. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 7 0 0.5 8.2. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 2 0 1 27.01.2025 Работа в группах: объединение имён существительных в 28.01.2025 группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому -то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; 8.3. Имена существительные единственного и множественного числа. 1 1 29.01.2025 30.01.2025 31.01.2025 03.02.2025 4 16.01.2025 17.01.2025 20.01.2025 21.01.2025 22.01.2025 23.01.2025 24.01.2025 Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому -то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; Зачет; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.4. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 7 0 0 Устный опрос; ; Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова Письменный контроль; по частям речи?»; Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.5. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) 17 1 1.25 13.02.2025 Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; 07.03.2025 Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; Диктант; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.6. Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. 3 0 0.25 Упражнение: группировка предложенного набора слов на Устный опрос; 10.03.2025 основании того, какой частью речи они являются; Письменный 11.03.2025 контроль; 12.03.2025 Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.7. Местоимение (общее представление). 2 0 0 Устный опрос; 13.03.2025 Работа в группах: определение уместности употребления 14.03.2025 Письменный местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, контроль; связанных с неудачным употреблением местоимений; Тестирование; Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.8. Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. 1 0 0 17.03.2025 Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 04.02.2025 05.02.2025 06.02.2025 07.02.2025 10.02.2025 11.02.2025 12.02.2025 Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки; 8.9. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. 3 0 0 Устный опрос; 18.03.2025 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, Письменный 19.03.2025 время, род в прошедшем времени), формулирование выводов контроль; 20.03.2025 по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.10. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. 5 0 0 Устный опрос; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, Письменный время, род в прошедшем времени), формулирование выводов контроль; по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.11. Неопределённая форма глагола. 2 0 0 04.04.2025 Устный опрос; Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, 07.04.2025 Письменный время, род в прошедшем времени), формулирование выводов контроль; по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.12. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. 5 0 0.25 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.13. Частица не, её значение 6 1 0 Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных 15.04.2025 16.04.2025 грамматических признаков; 17.04.2025 Упражнения в слитном и раздельном написании частицы не; 18.04.2025 21.04.2025 22.04.2025 Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 8.14. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 3 0 0.25 23.04.2025 Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с 24.04.2025 25.04.2025 формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 21.03.2025 31.03.2025 01.04.2025 02.04.2025 03.04.2025 08.04.2025 09.04.2025 10.04.2025 11.04.2025 14.04.2025 8.15. Зависимость формы имени прилагательного от формы 13 имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). 1 1 8.16. Склонение имён прилагательных. 0 0 8 9 2 Итого по разделу: 82 Резервное время 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 28.04.2025 Комментированное выполнение задания на нахождение 29.04.2025 грамматических признаков имён прилагательных; 30.04.2025 05.05.2025 06.05.2025 07.05.2025 12.05.2025 21.05.2025 Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; 22.05.2025 Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с 23.05.2025 Письменный формой имени существительного, формулирование вывода по контроль; результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент 1 0 0 02.09.2024 Устный опрос; 2. Собеседники.Диалог. 1 0 0 03.09.2024 Устный опрос; 3. Собеседники. Диалог. 1 0 0 04.09.2024 Устный опрос; 4. Собеседники. Диалог . 1 0 0 05.09.2024 Устный опрос; 5. Собеседники. Диалог 1 0 0.25 06.09.2024 Устный опрос; 6. Культура устной и письменной речи 1 0 0 09.09.2024 Устный опрос; 7. Культура устной и письменной речи 1 0 0 10.09.2024 Устный опрос; 8. Культура устной и письменной речи 1 0 0 11.09.2024 Письменный контроль; 9. Текст. Тема.Главная мысль 1 0 0 12.09.2024 Устный опрос; 10. Текст. Тема.Главная мысль 1 0 0 13.09.2024 Самооценка с использование м «Оценочного листа»; 11. Текст. Тема.Главная мысль 1 0 0 16.09.2024 Устный опрос; 12. Текст. Типы текстов 1 0 0 17.09.2024 Устный опрос; 13. Текст.Составные части текста 1 0 0 18.09.2024 Письменный контроль; 14. Текст. План текста 1 0 0 19.09.2024 Устный опрос; 15. Текст.Научный и художествен ный текст 1 0 0 20.09.2024 Тестирование; 16. Подробное изложение текста 1 по вопросам 0 1 23.09.2024 Письменный контроль; 17. Язык - главный помощник в 1 общении 1 0 24.09.2024 Контрольная работа; 18. Контрольна я работа по 1 теме«Мир общения.Повторяем -узнаём 0 0 25.09.2024 Устный опрос; 19. Анализ ошибок и коррекция 1 знаний.Проверочное списывание 0 0 26.09.2024 Устный опрос; 20. Знакомство с жанром письма, 1 поздравительной открытки, объявления. 0 0 27.09.2024 Устный опрос; 21. Знакомство с жанром письма, 1 поздравительной открытки, объявления. 0 0 30.09.2024 Тестирование; 22. Изучающее, ознакомительное 1 чтение 0 0 01.10.2024 Устный опрос; 23. Звуки и буквы 1 0 0 02.10.2024 Устный опрос; 24. Звуки и буквы 1 0 0 03.10.2024 Письменный контроль; 25. Слог.Ударение 1 0 0 04.10.2024 Устный опрос; 26. Слог.Ударение 1 0 0.25 07.10.2024 Письменный контроль; Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными 1 0 0 08.10.2024 Устный опрос; 28. Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями 1 0 0.25 09.10.2024 Письменный контроль; 29. Девять правил орфографии 1 0 0 10.10.2024 Устный опрос; 30. Имена собственные 1 0 0 11.10.2024 Письменный контроль; 31. Безударные гласные в корне 1 слова, проверяемые ударением 0 0 14.10.2024 Письменный контроль; 32. Парные согласные в корне слова 0 0 15.10.2024 Устный опрос; 27. 1 33. Непроизнос имые согласные 1 0 0 16.10.2024 Устный опрос; 34. Разделитель ный твёрдый и разделитель ный мягкий знак 1 0 0 17.10.2024 Письменный контроль; 35. Удвоенные согласные 1 0 0 18.10.2024 Устный опрос; 36. Написание буквосочетаний 1 0 0 21.10.2024 Письменный контроль; 37. Правила переноса слов 1 0 0 22.10.2024 Письменный контроль; 38. Написание слов с 1 изученными орфограммами. Проверь себя 0 0 23.10.2024 Устный опрос; 39. Диктант по теме «Девять правил орфографии » 1 1 0 24.10.2024 Диктант; 40. Повторение по теме «Девять 1 правил орфографии ».Коррекция знаний. (Работа над ошибками.) 0 0 25.10.2024 Письменный контроль; 41. Формирование 1 орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове 0 0 05.11.2024 Устный опрос; 42. Формирование 1 орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове 0 0 06.11.2024 Письменный контроль; 43. Использование орфографического словаря для определения написания слова. 1 0 0.25 07.11.2024 Устный опрос; 44. Роль слова и жеста в речевом 1 общении 0 0 08.11.2024 Устный опрос; 45. Основные функции слова 1 0 0 11.11.2024 Устный опрос; 46. Звуко- буквенная форма слова и его значение 1 0 0 12.11.2024 Письменный контроль; 47. Как «устроено» слово. Как возникают слова 1 0 0 13.11.2024 Самооценка с использование м «Оценочного листа»; 48. Синонимы 1 0 0 14.11.2024 Устный опрос; 49. Роль синонимов в речи 1 0 0 15.11.2024 Тестирование; 50. Антонимы 1 0 0 18.11.2024 Устный опрос; 51. Омонимы 1 0 0 19.11.2024 Письменный контроль; 52. Откуда слово пришло.Мудрые мысли 1 0 0 20.11.2024 Устный опрос; 53. Многозначные слова 1 0 0 21.11.202 54. Группы слов. Роль местоимени й в тексте 1 0 0 22.11.2024 Письменный контроль; 55. Обучающее сочинение «В магазине» 1 0 1 25.11.2024 Практическая работа; 56. Словосочетание 1 0 0 26.11.2024 Устный опрос; 57. Словосочетание 1 0 0 27.11.2024 Письменный контроль; 58. Предложение 1 0 0 28.11.2024 Устный опрос; 59. Главные члены предложения 1 0 0 29.11.2024 Устный опрос; 60. Главные члены предложения 1 0 0 02.12.2024 Письменный контроль; 61. Главные члены предложения 1 0 0.25 03.12.2024 Устный опрос; 62. Второстепенные члены предложения 1 0 0 04.12.2024 Письменный контроль; 63. Предложения с однородным 1 и членами 0 0 05.12.2024 Письменный контроль; 64. Предложения с однородным 1 и членами 0 0 06.12.2024 Тестирование; 65. Предложения распространённые и нераспространённые. 1 0 0 09.12.2024 Устный опрос; 66. Диктант по теме «Предложение, члены предложения» 1 1 0 10.12.2024 Диктант; Устный опрос; Значимые части слова.Основа 1 и окончание 0 0 11.12.2024 Устный опрос; 1 0 0 12.12.2024 Устный опрос; 69. Корень. Однокоренные слова 1 0 0 13.12.2024 Устный опрос; 70. Корень. Однокоренные слова 1 0 0 16.12.2024 Устный опрос; 71. Корень. Однокоренные слова 1 0 0 17.12.2024 Тестирование; 72. Подробное изложение по 1 коллективно составленно му плану. «Умная галка» 0 1 18.12.2024 Практическая работа; 73. Приставка 1 0 0 19.12.2024 Устный опрос; 74. Приставка 1 0 0 20.12.2024 Письменный контроль; 75. Приставки и предлоги 1 0 0 23.12.2024 Устный опрос; 76. Суффикс 1 0 0 24.12.2024 Устный опрос; 77. Суффикс 1 0 0 25.12.2024 Письменный контроль; 78. Окончание 1 0 0 26.12.2024 Устный опрос; 79. Окончание 1 0 0.5 27.12.2024 Письменный контроль; 80. Как образуются слова 1 0 0 13.01.2025 Устный опрос; 81. Как образуются слова 1 0 0 14.01.2025 Устный опрос; 82. Как образуются слова 1 0 0 15.01.2025 Письменный контроль; 83. Диктант с грамматичес ким заданием по теме «Состав слова» 1 1 0 16.01.2025 Диктант; 84. Анализ ошибок и коррекция 1 знаний.Повторение по теме«Состав слова». 0 0 17.01.2025 Письменный контроль; 85. Части речи 1 0 0 20.01.2025 Устный опрос; 86. Обучающее изложение по рассказу Г. Скребицкого 1 0 0 21.01.2025 Письменный контроль; 87. Определение частей речи 1 0 0 22.01.2025 Устный опрос; 67. 68. Корень. Однокоренные слова 88. Определение частей речи. 1 0 0.5 23.01.2025 Тестирование; 89. Роль слов разных частей речи 1 в тексте 0 0 24.01.2025 Устный опрос; 90. Имя 1 существительное.Повторяем, что знаем 0 0 27.01.2025 Устный опрос; 91. Собственные и нарицательные имена существительные 1 0 0 28.01.2025 Письменный контроль; 92. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 0 0 29.01.2025 Устный опрос; 93. Обучающее изложение по рассказу Е. Чарушина «Лесной котёнок» 1 0 1 30.01.2025 Письменный контроль; 94. Число имени существительного 1 0 0 31.01.2025 Устный опрос; 95. Изменение имён 1 существительных по числам 0 0 03.02.2025 Письменный контроль; 96. Обучающее изложение по рассказу И. Тургенева «Воробей» 1 0 1 04.02.2025 Практическая работа; 97. Проверочная работа по теме«Число имён существительных» 1 1 0 05.02.2025 Зачет; 98. Род имени существительного 1 0 0 06.02.2025 Устный опрос; 99. Определение рода имени существительного 1 0 0 07.02.2025 Устный опрос; 100. Определение рода имени существительного 1 0 0 10.02.2025 Письменный контроль; 101. Определение рода имени во множественном числе 1 0 0 11.02.2025 Устный опрос; 102. 1 0 0 12.02.2025 Устный опрос; Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих 103. Роль мягкого знака на конце 1 имен существительных после шипящих 0 0 13.02.2025 Письменный контроль; 104. Употребление мягкого знака 1 после шипящих в конце существительных 0 0 14.02.2025 Устный опрос; 105. Изменение имён существительны х по падежам 1 0 0 17.02.2025 Устный опрос; 106. 106. Изменение имён существительны х по падежам 1 0 0 18.02.2025 Письменный контроль; 107. 107. Подробное изложение с 1 творческими дополнения ми по тг 0 1 19.02.2025 Практическая работа; 108. Именительный падеж имён существительных 1 0 0 20.02.2025 Устный опрос; 109. Родительный падеж имён существительных 1 0 0 21.02.2025 Устный опрос; 110. Родительный падеж имён существительных 1 0 0 24.02.2025 Тестирование; 111. 111. Дательный падеж 1 0 0 25.02.2025 Письменный контроль; 112. 112. Винительный падеж 1 0 0 26.02.2025 Устный опрос; 113. 113. Творительный падеж 1 0 0 27.02.2025 Устный опрос; 114. 114. Предложный падеж 1 0 0 28.02.2025 Письменный контроль; 115. 115. Изменение имён существительны х по падежам 1 0 0 03.03.2025 Устный опрос; 116. 116. Изменение имён существительны х по падежам 1 0 0.25 04.03.2025 Тестирование; 117. Выборочное изложение по 1 рассказу Е.Пермяка «Славка» или по рассказу А.Куприна «Скворцы» 0 0 05.03.2025 Практическая работа; 1 0 0 06.03.2025 Письменный контроль; 1 0 0.25 07.03.2025 Тестирование; 1 1 0 10.03.2025 Диктант; 121. Анализ ошибок и коррекция 1 знаний.Повторение по теме«Имя существительное 0 0 11.03.2025 Устный опрос; 122. Имена существительные 1го 1 склонения. 0 0 12.03.2025 Устный опрос; 123. Имена существительные 2го 1 склонения. 0 0 13.03.2025 Устный опрос; 124. Имена существительные 3го 1 склонения. 0 0.25 14.03.2025 Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; 125. 125. Местоимение. 1 0 0 17.03.2025 Устный опрос; 126. 1 0 0 18.03.2025 Письменный контроль; 127. 127. Личные местоимения, их 1 употребление в речи.Роль местоимений в 0 0 19.03.2025 Письменный контроль; 128. 128. Глагол как часть речи 1 0 0 20.03.2025 Устный опрос; 129. 129. Глагол как часть речи 1 0 0 21.03.2025 Устный опрос; 130. 130. Глагол как часть речи 1 0 0 31.03.2025 Письменный контроль; 131. 131. Изменение глаголов по временам 1 0 0 01.04.2025 Устный опрос; 132. 132. Изменение глаголов по временам 1 0 0 02.04.2025 Устный опрос; 133. 1 0 0 03.04.2025 Устный опрос; 1 0 0 04.04.2025 Устный опрос; 118. 118. Как разобрать имя 119. 119. Как разобрать имя существител ьное. 120. 120. Контрольный диктант по теме «Имя 126. Роль местоимений в 133. Глаголы настоящего 134. 134. Глаголы прошедшего времени 135. Глаголы будущего времени 1 0 0.25 07.04.2025 Устный опрос; 136. 136. Неопределённая форма 1 глагола 0 0 08.04.2025 Устный опрос; 137. 137. Неопределённая форма 1 глагола 0 0 09.04.2025 Письменный контроль; 138. 138. Изменение глаголов по 1 числам 0 0 10.04.2025 Устный опрос; 139. 139. Изменение глаголов по числам 1 0 0 11.04.2025 Письменный контроль; 140. 140. Изменение глаголов по числам 1 0 0.25 14.04.2025 Тестирование; 141. 141. Изменение по родам 1 глаголов прошедшего 0 0 15.04.2025 Устный опрос; 142. 142. Изменение по родам 1 глаголов прошедшего 0 0 16.04.2025 Письменный контроль; 143. 143. НЕ с глаголами 1 0 0 17.04.2025 Устный опрос; 144. 144. НЕ с глаголами 1 0 0 18.04.2025 Письменный контроль; 145. 145. Разбор глагола как части 1 речи 0 0 21.04.2025 Устный опрос; 146. 146. Разбор глагола как части 1 речи 0 0 22.04.2025 Письменный контроль; 147. 147. Контрольный диктант по 1 теме 1 0 23.04.2025 Контрольная работа; --------------------------------1 Анализ ошибок и коррекция знаний.Повторение по теме«Глагол». 149. 149. Имя прилагательное как 1 часть речи 0 0 24.04.2025 Тестирование; 0 0 25.04.2025 Устный опрос; 150. 150. Имя прилагательное как 1 часть речи 0 0 28.04.2025 Письменный контроль; 151. 151. Имя прилагательное как 1 часть речи 0 0.25 29.04.2025 Тестирование; 152. 152. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 0 0 30.04.2025 Устный опрос; 148. 1 153. 153. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 02.05.2025 Тестирование; 154. 154. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 03.05.2025 Письменный контроль; 155. 155. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 05.05.2025 Письменный контроль; 156. 156. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 06.05.2025 Письменный контроль; 157. 157. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 07.05.2025 Письменный контроль; 158. 158. Изменение имён прилагательных по родам, числам и 1 0 0 08.05.2023 Письменный контроль; 159. Разбор прилагательного как 1 части речи 0 0 10.05.2025 Устный опрос; 160. Повторение по теме «Имя прилагательное» 1 0 0 12.05.2025 Тестирование; 161. Изложение по коллективно составленному плану по рассказу Е. Чарушина «Мишка» 1 0 1 13.05.2025 Практическая работа; 162. Обобщение по теме «Имя прилагатель ное» 1 0 0 14.05.2025 Тестирование; 163. Контрольная работа по теме«Имя прилагатель ное» 1 1 0 15.05.2025 Контрольная работа; 164. Анализ ошибок и коррекция 1 знаний.Повторение по теме "Имя прилагательное" 0 0 16.05.2025 Устный опрос; 165. 165. Склонение имён 1 0 0 17.05.2025 Устный опрос; 166. 166. Склонение имён 1 0 0 19.05.2025 Письменный контроль; 167. 167. Резервный урок 1 0 0 20.05.2025 Устный опрос; 168. 168. Резервный урок 1 0 0 21.05.2025 Устный опрос; 169. 169. Резервный урок 1 0 0 22.05.2025 Устный опрос; 170. 170. Резервный урок 1 0 0 23.05.2025 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 8 10.75 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ