20.04.2020
Пять золотых
правил для тех,
кто
хочет приучить ребенка к чтению.
1. То,
что вы узнали в детстве, останется с вами навсегда
Не бывает слишком маленьких детей для того, чтобы читать им сказки и стихи. Раннее
знакомство с книгами – лучший способ на всю жизнь привить ребенку любовь к
чтению.
2. Дети и взрослые живут в одном
и том же мире
Дети хотят как можно быстрее вырасти, поэтому им и интересна жизнь взрослых.
Так давайте холить и лелеять детей, но при этом не стоит их прятать под
стеклянный колпак.
3. Мы учимся у людей, которыми восхищаемся
Дети восхищаются своими родителями и учителями.
Если
взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети
обязательно последуют их примеру.
4. Не существует такого понятия, как
средний ребенок
Одному ребенку интересны атласы, а другой любит поэзию. Один – реалист, а
другой – мечтатель. Вашим девизом должны стать слова: «Каждому ребенку – нужная книга в нужное время».
5. Искусство соблазнения
Прежде чем увлечь ребенка чтением, нужно будет познакомить его с увлекательными историями и красивыми
картинками, искусно напечатанными на хорошей бумаге. Соблазнить
ребенка чтением не так уж сложно, ведь почти все дети, так же как и большинство взрослых,
просто обожают разные истории.
Литература:
Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – 1-15 окт. (№19). – С. 32-34
Простые советы родителям, как
воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
Чтение – это
не только процесс, который помогает обучению человека грамоте, но самое
главное, это возможность:
- воспитать
интеллектуально развитую личность (для которой характерно рациональное познание
и творческое мышление);
- на всю последующую
жизнь заложить теплые, душевные отношения между двумя, а то и тремя поколениями
«родителей-детей».
Для того чтобы
механизм «воспитание читающего ребенка», «ребенка, для которого чтение на всю
жизнь стало увлекательным и приятным времяпровождением» заработал, необходимо
прямое активное участие родителей по привлечению их детей к чтению.
Если вы всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением
ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.
Уильямса. Вот некоторые из них.
• Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к
чтению как к удовольствию.
• Читайте детям вслух
с самого раннего возраста.
• Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием:
цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
• Показывайте, что Вы
цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
• Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном
магазине и т.п.)
• Читайте детям
волшебные сказки.
• Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его
интересов и увлечений. Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей
и взрослых, газеты.
• Пусть ребенок читает
кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
• Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга,
принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей.
• На видном месте
дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано
и за какой срок)
• Если Вы
путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы
едете (и до, и после поездки)
• Во время поездки на
машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
• Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
• Выделите дома
специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
• Устройте с детьми поход в библиотеку.
• Предложите детям до
или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
• Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
• В доме должна быть
детская библиотека. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то
прочитать об этом (например, книги о динозаврах, космических приключениях)
• Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
• Поощряйте чтение
детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность
в себе.
• Поощряйте чтение
любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю,
комиксов.
• Поощряйте написание
детьми собственных пьес или других сочинений.
• Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.
Желаем успехов!
Литература:
Уильямс
В. 75 простых советов, как воспитать и поддерживать в детях привычкук чтению /
В. Уильямс // Начальная школа: плюс-минус, 1999, №10. — С. 72—75.
Как превратить чтение в
удовольствие
Используйте 11 советов
психолога и детского писателя Вадима Левина,как поддержать интерес
ребенка к самостоятельному чтению.
2. Воспользуйтесь психологическим
принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом
интересном месте («Ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут») и
оставьте ребенка наедине с книгой... А через некоторое время спросите: «Ну,
расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!».
3. Сами читайте «про себя» у него на
глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда
именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
4. Смиритесь с тем, что он будет
читать книги одной серии или комиксы. Это
тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь
журнал о футболе, конном спорте, о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит
менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у его друзей, что они
читают. Наступает
возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Пробуйте разные жанры: юмор,
детективы, фантастику, сентиментальные истории... Может быть, он просто еще не
нашел то, что ему по вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку
прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
9. Запишите его в детскую или районную
библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
10. Ходите вместе в книжный магазин —
тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас
почему либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь
читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: «Как ты понял?», «Что тебе понравилось?».
Формулируя
свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
Столкнувшись с
трудностями,
оставайтесь оптимистами
и продолжайте идти по выбранному пути!