08.04.2020
Паоло Джордано
«Одиночество простых чисел»
Совсем недавно никто не знал о Паоло Джордано, физике-теоретике из Италии, но его первый роман «Одиночество простых чисел», напечатанный издательством «Мондадори» в 2008 году сразу сделал его известным. В настоящий момент роман переведен на 35 языков мира, расходится миллионными тиражами и считается самой настоящей литературной сенсацией. Автор удостоился престижной литературой премии «Strega.
Паоло Джордано родился в Турине в
1982 году. Профессиональный физик. В настоящее время работает над докторской
диссертацией в области физики элементарных частиц и преподает в университете.
жанр книги легко
поддается определению – это, в сущности, сентиментальный роман. Но автор
умудрился избежать штампов, которыми так испорчен современный извод этого жанра.
Джордано – писатель с почти безупречной техникой.
Которая, как и у любого настоящего писателя, почти неощутима и не видна. Что он
умеет – так это заставить сопереживать герою, а ведь именно в этом и
заключается залог успеха, особенно если речь идет о сентиментальном романе.
Это история дружбы-любви двух людей, не похожих на остальных. Маттиа и Аличе, он и она. Он отвергает мир, она чувствует, что ее отвергает мир. Его одиночество никогда не станет ее одиночеством. Ее боль никогда не станет его болью. Их жизни – две параллельные прямые, которым никогда не суждено пересечься.
Две первых главы
книги напоминают совершенно законченные истории о детских трагедиях. Девочка
Аличе не зря ненавидела лыжи, которыми ее заставлял заниматься отец – выехав по
ошибке на закрытую лыжню, она повредила берцовую кость и навсегда осталась
хромой. А у невероятно одаренного мальчика Маттиа, уже в раннем детстве
подававшего признаки математической гениальности, была умственно отсталая
сестра-близнец, которую он однажды оставил посидеть в парке, чтобы не идти с
ней на день рождения к однокласснику – и больше никогда не увидел. Маттиа
уверен, что она утонула в реке.
Два человека с
искалеченным «я», две неизбывные детские травмы, две хромые судьбы – у обоих
впредь будет все не как у всех. Каждый спонтанно изобретает себе физическую
кару – Маттиа, мучаясь своей виной, режет руки острыми предметами, Аличе
доводит себя до истощения, регулярно выбрасывая предлагаемую еду.
Он и она — люди,
с раннего детства выпавшие из общества из-за психологической травмы.
Маттиа, гений-интроверт, живет числами и отвлеченными научными наблюдениями.
Он вырабатывает специальную бесшумную походку,
максимально изолирует себя от окружающих и общается лишь со славным
парнем-гомосексуалистом, своим восхищенным поклонником. Аличе – белая ворона в
жестокой девчоночьей среде, подросток-изгой с прилагающимся букетом комплексов.
Пройдя
унизительную процедуру «посвящения в школьный гламур» Аличе становится лучшей
подружкой самой популярной девочки в школе. Чтобы угодить своей новой игрушке,
подруга приглашает на свой день рождения Маттиа, странного парня из
параллельного класса.
Аличе и Маттиа
знакомятся и тут, по законам жанра, должен случиться хэппиэнд. И читателям, и
другим героям книги видно, как эти двое подходят друг другу. Аличе это тоже видит
– и старается расшевелить Маттиа, но он застыл, живёт в математическом мире
формул и чисел. Волны её истерики разбиваются о камни его спокойствия, её
горячее сердце способно растопить его лёд. Но оба как-то вечно действуют невпопад.
У Аличе и Маттиа
тысяча и один шанс остаться друг с другом. Они дружат, встречаются, гуляют,
приезжают друг к другу в гости, перезваниваются. Но, будучи совсем рядом, они –
не вместе. Хотя при этом – нет людей ближе и роднее, чем они.
Маттиа, гений-математик,
себя и Аличе уподобляет простым числам – числам, которые делятся только сами на
себя, числам, которые стоят вроде бы и рядом – но между ними всегда оказывается
ещё какое-то число. 11 и 13 – их разделяет только 12, но они – не вместе.
Разумеется, к
моменту кульминации это будет уже история любви, но очень странная. У двух
ненормальных ничего не сложится, или, вернее, сложится, но как-то не по-людски.
Тем не менее, ситуация, которую описывает писатель, не выглядит грубо
сконструированной. В жизни, в конце концов, бывает еще и не то.
Паоло Джордано
уходит от типизации и занимается единичными случаями, дозирует эротическую
составляющую, получая тем самым доступ к более глубокому уровню переживаний,
избегает слишком аляповатых мелодраматических ходов, чтобы присмотреться к царящей
вокруг неясности и асимметрии. В легкой взвеси, получаемой итальянским физиком,
нет ни грамма пошлости.
Это пронзительный роман о любви и одиночестве.
Это
светлая история одиночества – ведь одиночество само по себе – не проклятье, не
наказание. Просто состояние, такое же, как влюблённость.