Подписан: Гаджирамазано ва Ольга Святославовна Основание: я подтверждаю этот документ Дата: 2023.10.23 16:24:01+03'00' I. Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; 2 умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Сроки реализации. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4 классы). Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–4 классах, продолжительность занятия 40 минут. Количество часов в неделю в год Продолжительность занятий 1 класс 1 час 33 35 мин 2 класс 1 час 34 40 мин 3 класс 1 час 34 40 мин 4 класс 1 час 34 40 мин Класс Планируемые результаты Личностные результаты У учащегося будут сформированы: • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальные представления о математических способах познания мира; • начальные представления о целостности окружающего мира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»; • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить; 3 • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям; • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД. Учащийся научится: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий; • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • работать по предложенному учителем плану; • отличать верно выполненное задание от неверного; • выполнять самооценку своей работы на занятии; • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. 4 Учащийся получит возможность научиться: • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД. Учащийся научится: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки; • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); 5 • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме. Учащийся получит возможность научиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях; • применять полученные знания в измененных условиях; • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию; • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме. Коммуникативные УУД. Учащийся научится: • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • читать и пересказывать текст математического задания; • включаться в групповую работу; • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; • использовать критерии для обоснования своего суждения; • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог с товарищами; • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; 6 • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; • слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • аргументировано выражать свое мнение; • совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; • оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметные результаты Учащийся научится: • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; • самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию; • анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • обобщать, делать несложные выводы; • решать нестандартные и логические задачи; • выбирать рациональный способ решения комбинированных задач; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных математических явлениях; • давать определения тем или иным математическим понятиям; • выявлять функциональные отношения между математическими понятиями; • сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела; • строить геометрические фигуры; • читать чертеж; • выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы и виды контроля. 7 - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач –Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай». -Викторина для знатоков математики». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру». -Викторина «Юный профессор математики». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД Цели третьего года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике, углублять и расширять знания учащихся, развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы живем в мире больших чисел. Числа-великаны. Числовые ребусы. Р а з д е л «В мире логики». Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Числовые головоломки. История первых головоломок. Числовые ребусы. Числовые последовательности. Секреты умножения. Р а з д е л «Мир величин». Работа с часами , с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). История создания циферблата. Задачи с циферблатом. История создания часов. Задачи с часами. Задачи про песочные часы. История создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение возраста. Р а з д е л «Мир занимательных задач» 8 Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение количества разломов. Задачи про стоимость. Задачи про расстановку стульев. Комбинаторные задачи. Задачи на вероятность. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игры с кубиками. Развертка куба. Задачи с развертками. Изготовление модели куба с осью вращения. Р а з д е л «Мир величин». Старинные меры длины. Игры на развитие глазомера. Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы. Старинные единицы массы. Старинные меры площади. Старинные меры объема. Р а з д е л «Математические игры». Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые головоломки, отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина». К окончанию 3-го года обучения учащиеся научатся: • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов; • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов; • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; • правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; • объяснять, как получен результат заданного математического фокуса; • объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата Тема занятия Количество часов план факт Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Для чего изучают математику. Как считали в Древней Руси. 1 1.09 2 Арабские цифры. Числовые ребусы. 1 8.09 9 № п/п Дата Тема занятия Количество часов 3 Мы живем в мире больших чисел. Сведения из истории математики: возникновение линейки. 1 15.09 4 Числа-великаны. 1 22.09 план факт Раздел «В мире логики» 5 Секреты умножения .Задачи на поиск закономерностей. 1 29.09 6 Числовые головоломки. Лабиринты. 1 6.10 7 Числовые головоломки. История первых головоломок. 1 13.10 8 Числовые ребусы. Загадки. 1 20.10 9 Числовые последовательности. 1 27.10 Раздел «Мир величин» 10 История создания часов. Задачи с часами. Работа с часами. 1 3.11 11 История создания циферблата. Задачи с циферблатом. 1 10.11 12 Задачи про песочные часы. 1 17.11 13 История создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. 1 24.11 2 1,8.12 14–15 Задачи на определение возраста. Раздел «Мир занимательных задач» 16 Нестандартные задачи. 1 15.12 17 Задачи на части. 1 22.12 18 Задачи на определение количества разломов. 1 29.12 2 19,26.01 1 2.02 19–20 Задачи про стоимость. 21 Задачи про расстановку стульев. 22–23 Комбинаторные задачи. 24 Задачи на вероятность. Блиц - турнир по 2 1 9,16.02 23.02 10 Дата № п/п Тема занятия Количество часов план факт решению задач. Раздел «Геометрическая мозаика» 25 Плоские и объемные фигуры. 1 1.03 26 Объемные фигуры. Куб. Развёртка куба. Задания с развёрткой куба. 1 15.03 27 Игры с кубиками. Изготовление модели куба с осью вращения. 1 22.03 Раздел «Мир величин» 28 Старинные единицы длины. Игры на развитие глазомера. 1 5.04 29 Старинные единицы массы. Как измеряли массу на Руси. 1 12.04 30 Старинные меры площади. 1 19.0 31 Старинные меры объема. 1 26.04 Раздел «Математические игры» 32–33 Математические фокусы. Интересные 2 3,10.05 Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина». 1 17.05 Итого 34 приёмы устного счёта. Числовые головоломки, кроссворды, отгадывание задуманных чисел. 34 Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 11 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__ 12 13 14