Занимательная математика 3 класс

Подписан:
Гаджирамазано
ва Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата: 2023.10.23
16:24:01+03'00'

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации
ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на
основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой,
интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной,
факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в
начальных классах» И. В. Шадриной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными
навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развитие краткости речи;
2

 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Сроки реализации. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4 классы).
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–4 классах, продолжительность
занятия 40 минут.
Количество часов
в неделю

в год

Продолжительность
занятий

1 класс

1 час

33

35 мин

2 класс

1 час

34

40 мин

3 класс

1 час

34

40 мин

4 класс

1 час

34

40 мин

Класс

Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
•
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей
учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла
учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для
решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми
в школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога: как поступить;
3

•
умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и
нестандартность мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения
к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной
деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная
математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и
дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика,
принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения
новых учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на
карточке, доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и
мыслительной форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
4

Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая
последовательность выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,
предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к
улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на
развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и
энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков,
схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков)
математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и
пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать
существенные и несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию
(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник,
справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
5

• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с
разными вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых
знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности
математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить
способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,
оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие
цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством
учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и
пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении
своего мнения и предлагаемых способов действий;
6

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на
полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,
не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• аргументировано выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают
другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я
не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
• выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;
• сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
• строить геометрические фигуры;
• читать чертеж;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы и виды контроля.
7

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- - Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач
–Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».
-Викторина для знатоков математики».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Викторина «Юный профессор математики».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД
Цели третьего года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике,
углублять и расширять знания учащихся, развивать умения самостоятельно и творчески
работать с учебной и научно-популярной литературой, воспитывать у учащихся чувство
коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история возникновения
линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы живем в мире больших чисел.
Числа-великаны. Числовые ребусы.
Р а з д е л «В мире логики».
Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Числовые головоломки.
История первых головоломок. Числовые ребусы. Числовые последовательности. Секреты
умножения.
Р а з д е л «Мир величин».
Работа с часами , с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр
в обозначении месяца, запись знаменательных дат). История создания циферблата. Задачи с
циферблатом. История создания часов. Задачи с часами. Задачи про песочные часы. История
создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение
возраста.
Р а з д е л «Мир занимательных задач»

8

Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение количества разломов.
Задачи про стоимость. Задачи про расстановку стульев. Комбинаторные задачи. Задачи на
вероятность.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Занимательные задания с
геометрическими фигурами. Игры с кубиками. Развертка куба. Задачи с развертками.
Изготовление модели куба с осью вращения.
Р а з д е л «Мир величин».
Старинные меры длины. Игры на развитие глазомера.
Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы. Старинные
единицы массы.
Старинные меры площади. Старинные меры объема.
Р а з д е л «Математические игры».
Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые головоломки,
отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Математическое
путешествие «По сказкам А. С. Пушкина».
К окончанию 3-го года обучения учащиеся научатся:
• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
• решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов)
комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения,
установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
• выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных
экспериментов;
• правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно»,
«невозможно»;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и
решением.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
Тема занятия

Количество
часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Для чего изучают математику. Как считали в
Древней Руси.

1

1.09

2

Арабские цифры. Числовые ребусы.

1

8.09
9

№
п/п

Дата
Тема занятия

Количество
часов

3

Мы живем в мире больших чисел. Сведения
из истории математики: возникновение
линейки.

1

15.09

4

Числа-великаны.

1

22.09

план

факт

Раздел «В мире логики»
5

Секреты умножения .Задачи на поиск
закономерностей.

1

29.09

6

Числовые головоломки. Лабиринты.

1

6.10

7

Числовые головоломки. История первых
головоломок.

1

13.10

8

Числовые ребусы. Загадки.

1

20.10

9

Числовые последовательности.

1

27.10

Раздел «Мир величин»
10

История создания часов. Задачи с часами.
Работа с часами.

1

3.11

11

История создания циферблата. Задачи
с циферблатом.

1

10.11

12

Задачи про песочные часы.

1

17.11

13

История создания календаря. Виды
календарей. Задачи про календарь.

1

24.11

2

1,8.12

14–15 Задачи на определение возраста.

Раздел «Мир занимательных задач»
16

Нестандартные задачи.

1

15.12

17

Задачи на части.

1

22.12

18

Задачи на определение количества
разломов.

1

29.12

2

19,26.01

1

2.02

19–20 Задачи про стоимость.
21

Задачи про расстановку стульев.

22–23 Комбинаторные задачи.
24

Задачи на вероятность. Блиц - турнир по

2
1

9,16.02
23.02
10

Дата

№
п/п

Тема занятия

Количество
часов

план

факт

решению задач.

Раздел «Геометрическая мозаика»
25

Плоские и объемные фигуры.

1

1.03

26

Объемные фигуры. Куб. Развёртка куба.
Задания с развёрткой куба.

1

15.03

27

Игры с кубиками. Изготовление модели куба
с осью вращения.

1

22.03

Раздел «Мир величин»
28

Старинные единицы длины. Игры на
развитие глазомера.

1

5.04

29

Старинные единицы массы. Как измеряли
массу на Руси.

1

12.04

30

Старинные меры площади.

1

19.0

31

Старинные меры объема.

1

26.04

Раздел «Математические игры»
32–33 Математические фокусы. Интересные

2

3,10.05

Математическое путешествие «По сказкам
А. С. Пушкина».

1

17.05

Итого

34

приёмы устного счёта. Числовые
головоломки, кроссворды, отгадывание
задуманных чисел.
34

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса
«Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
11

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».