Рабочая программа по геометрии 8Б класс на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазан
ова Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата:
2023.09.30 09:
35:26+03'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего
образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9»
авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в
развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она
необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых
умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития
пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического
воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления,
в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения
практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,
критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры, пространственных представлений;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
• развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими
предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства
треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о
сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется
практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое
внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и
решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла
прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об
окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание
уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать
обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения
систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68
часов в учебный год. Из них контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам
следующим образом: «Четырехугольники» 1 час, «Площадь» 1 час, «Подобие
треугольников» 2 часа, «Окружность» 1 час и 1 час отведен на итоговую контрольную
работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для
повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения
других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов,
самостоятельных,
проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически
законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде
контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа
прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании
изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего
мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразование фигур;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том
числе: определять значение тригонометрических функций по заданным
значениям углов; находить значения тригонометрических функций по
значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг
окружности,
площадей основных геометрических
фигур и фигур,
составленных из них;
• решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и
отношений
между
ними,
применяя
дополнительные
построения,
алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя
известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Личностными результатами обучения математики в основной школе являются:
- сформированность чувства гордости за достижения российской науки в области
математики;
- сформированность понимания значимости математического образования для развития
личности;
- сформированность ценности точности и рациональности вычислений;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно
ориентированного подхода;
Метапредметными результатами обучения математики в основной школе являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушать собеседника;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметными результатами обучения математики в основной школе являются:
- научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними,
знать порядок арифметических действий;
- научить находить часть от числа, число по части;
- научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
- научить читать формулы, выражать одни величины через другие;
- научить решать уравнения;
- знание формул площади прямоугольника, длины окружности, площади круга, объема
прямоугольного параллелепипеда, умение использования их;
- научить строить точки на координатной прямой, координатной плоскости;
- научить строить геометрические фигуры при помощи чертежных инструментов;
- научить читать круговые и столбчатые диаграммы;
- научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.

Календарно-тематическое планирование

№

I
1-2

3-8

Тема урока

Четырехугольник
и.
Многоугольники.

Параллелограмм.
Свойства
параллелограмма.

Признаки
параллелограмма.

Трапеция.

Колво
часо
в

Элементы содержания
образования

Требования к уровню
подготовки обучающихся

многоугольник, элементы
многоугольника, выпуклый
многоугольник, сумма
углов выпуклого
многоугольника

-уметь строить выпуклый
многоугольник;
-знать формулу суммы углов
выпуклого многоугольника
Умение проводить
информационно-смысловой
анализ прочитанного текста,
выделять главное, приводить
примеры.
-уметь доказывать свойства
параллелограмма;
-уметь решать задачи
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос
-уметь доказывать признаки
параллелограмма;
-уметь решать задачи
Умение проводить
информационно-смысловой
анализ прочитанного текста,
выделять главное, приводить
примеры.
-знать, что называют трапецией;
-уметь решать задачи на
доказательство
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,

Деятельность
учащихся на уроке

Дом.задание

Дата
проведения
урока
план
факт

14
2

2

2

2

четырехугольник,
параллелограмм, свойства
параллелограмма

параллелограмм, свойства
параллелограмма, признаки
параллелограмма

трапеция, элементы
трапеции,равнобедренная
и прямоугольная трапеция

-индивидуальные
задания
-работа по
карточкам
-практическая

п.39, 40,
41
№364,
365(б,г),
369

-практическая
работа
-групповая работа

п.42,
№372(в)
, 376(а)

5.09
7.09

12.09
14.09

РТ №8,
10,11
-индивидуальные
задания
-работа по
карточкам
-практическая

п.43,
№375,
379, 383,
382

-групповая и
индивидуальная
работы.

п.44,
№392(б)
, 390,
389(а)

19.09
21.09

26.09
28.09

отвечать на поставленный вопрос
9-12

Прямоугольник.

1

прямоугольник, свойства
прямоугольника, признак
прямоугольника

-уметь доказывать теоремы и
-индивидуальная и
свойства прямоугольника;
творческая работы.
-уметь решать задачи на их
применение;
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.

п.45,
№401(а)
, 400

3.10

Ромб и квадрат.

2

ромб, квадрат, свойство
ромба и квадрата

-уметь доказывать свойства
-индивидуальная и
ромба и квадрата;
творческая работы.
-уметь решать задачи
Умение проводить
информационно-смысловой
анализ прочитанного текста,
выделять главное, приводить
примеры.
-уметь строить симметричные
-индивидуальная и
точки;
творческая работы.
-уметь распознавать фигуры,
обладающие осевой и
центральной симметрией
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.

п.46,
№405,
406,
408(а)

5.10

п.47,
№419,
423, 422

12.10

[3], КР1,
В-4

17.10

Осевая и
центральная
симметрии.

1

осевая и центральная
симметрии, ось симметрии,
центр симметрии

13

Решение задач.

1

параллелограмм, трапеция,
прямоугольник, ромб,
квадрат, осевая и
центральная симметрии

14

Контрольная
работа №1

1

-уметь решать задачи, опираясь
на изученные свойства
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос
-уметь применять все изученные
свойства, признаки и теоремы в
комплексе;
-уметь доказательно решать
задачи
Умение ориентироваться
на
разнообразие способов решения

использование
справочного
материала;
-индивидуальная
работа.
индивидуальная
работа

10.10

19.10

задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему
задач, вычленять среди них
главные, избирать рациональные
способы
решения,
быстро
вносить коррективы в свою
работу.
II

Площадь

14

15-16

Площадь
многоугольника.

2

17-22

единицы измерения
площадей, площадь
прямоугольника, основные
свойства площадей

Площадь
параллелограмма.

2

параллелограмм, основание
и высота параллелограмма,
площадь параллелограмма

Площадь
треугольника.

2

треугольник, основание и
высота, площадь
треугольника, соотношение
площадей

Площадь
трапеции.

2

трапеция, высота трапеции,
площадь трапеции

-уметь вывести формулу
-практическая
работа
площади прямоугольника;
-групповая работа
-уметь решать задачи на
применение формулы
Умение проводить
информационно-смысловой
анализ прочитанного текста,
выделять главное, приводить
примеры.
-индивидуальная и
-знать формулу площади
параллелограмма;
творческая работы.
-уметь выводить формулу
площади параллелограмма
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.
-знать формулу площади
треугольника;
-уметь находить площадь
прямоугольного треугольника;
- уметь находить площадь
треугольника в случае, если
равны их высоты или угол
-знать и уметь доказывать
формулу вычисления площади
трапеции;
-уметь решать задачи на
применение формулы

п.48, 49,
50,
№447453

24.10

п.51,
№459(а,
б),
464(а),
461, 465

31.10

-практическая
работа
-групповая работа

п.52,
№468(а,
б), 471,
474, 476

-индивидуальная и
творческая работы

п.53,
№480,
518

26.10

23-25

Теорема
Пифагора.

3

прямоугольный
треугольник, теорема
Пифагора, теорема,
обратная теореме Пифагора

26-27

Решение задач.

2

площадь параллелограмма,
треугольника, трапеции,
теорема Пифагора

28

Контрольная
работа №2.

1

III

Подобные
треугольники
Определение
подобных
треугольников.

19

29-30

31-35

Первый признак
подобия
треугольников.

2

2

-уметь доказывать теорему
-индивидуальная и
Пифагора;
творческая работы
-уметь решать задачи на
нахождение гипотенузы или
катета в прямоугольном
треугольнике
-уметь находить площадь
практическая
работа
параллелограмма, треугольника,
-групповая работа
трапеции по формулам;
-уметь применять теорему
Пифагора при решении задач
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.

п.54, 55,
№484,
486, 488,
491, 495,
492
№479,
515, 502,
517, 514

-уметь применять полученные
-индивидуальная
знания в комплексе
работа.
Умение ориентироваться
на
разнообразие способов решения
задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему
задач, вычленять среди них
главные, избирать рациональные
способы
решения,
быстро
вносить коррективы в свою
работу.

пропорциональные отрезки,
сходственные стороны,
подобные треугольники,
коэффициент подобия,
отношение площадей
подобие треугольников,
первый признак подобия

-уметь определять подобные
практическая
работа
треугольники;
-групповая работа
-уметь доказывать теорему об
отношении площадей подобных
треугольников
-уметь доказывать первый
-фронтальная
признак подобия треугольников; работа -уметь применять признак при
математический
решении задач
диктант
Умение устанавливать причинно- -самостоятельная

п.56-58,
№536,
541, 545

п.59,
№551,
552, 553

следственные связи, аналогии.

работа
-индивидуальные
карточки
-фронтальная
работа самостоятельная
работа
-индивидуальные
карточки
-взаимопроверка и
взаимооценка
-фронтальная
работа индивидуальные
карточки

Второй признак
подобия
треугольников.

2

подобие треугольников,
второй признак подобия

-уметь доказывать второй
признак подобия треугольников;
-уметь применять признак при
решении задач

Третий признак
подобия
треугольников.

1

подобие треугольников,
третий признак подобия

36

Контрольная
работа №3.

1

37-43

Средняя линия
треугольника.

3

-уметь доказывать третий
признак подобия треугольников;
-уметь применять признак при
решении задач
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос
-уметь применять первый,
второй, третий признаки в
комплексе при решении задач
Умение ориентироваться на
разнообразие способов решения
задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему
задач, вычленять среди них
главные
-уметь определять среднюю
линию треугольника;
-уметь доказывать теорему о
средней линии треугольника;
уметь решать задачи, используя
теорему о средней линии
треугольника
Умение проводить
информационно-смысловой
анализ прочитанного текста,

теорема о средней линии
треугольника

п.60,
№559,56
0

п.61,
№563,

-самостоятельная
работа

-фронтальная
работа математический
диктант
-самостоятельная
работа
-индивидуальные
карточки

п.62,
№566,
571, 570

44-46

47

Пропорциональн
ые отрезки в
прямоугольном
треугольнике.

2

среднее пропорциональное,
утверждения о среднем
пропорциональном

Практические
приложения
подобия
треугольников.

2

метод подобия, построение
треугольника по данным
двум углам и биссектрисе
при вершине третьего угла

Синус, косинус и
тангенс острого
угла
прямоугольного
треугольника.

1

Значение синуса,
косинуса и
тангенса для
углов 30°, 450, 600.

2

синус, косинус и тангенс
острого угла
прямоугольного
треугольника, основное
тригонометрическое
тождество
таблица значений

Контрольная
работа №4.

1

выделять главное, приводить
примеры.
-уметь использовать
утверждения о
пропорциональных отрезках в
прямоугольном треугольнике
при решении задач
-уметь решать задачи на
построение методом подобия;
-применять подобия к
доказательству теорем и
решению задач
-уметь определять синус,
косинус и тангенс острого угла
прямоугольного треугольника;
-знать основное
тригонометрическое тождество
-знать таблицу значений синуса,
косинуса и тангенса для углов
300, 450, 600

-уметь применять подобия к
доказательству теорем и
решению задач;
-уметь решать задачи, используя
соотношения между сторонами и
углами прямоугольного
треугольника
Умение ориентироваться
на
разнообразие способов решения
задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему
задач, вычленять среди них
главные, избирать рациональные
способы
решения,
быстро

-самостоятельная
работа
-индивидуальные
карточки

п.63,
№572,
574, 575,
577

использование
справочного
материала;
-индивидуальная
работа.

п.64, 65,
№585,
623

-фронтальная
работа

п.66,
№591(в,
г),
592(а,б),
593(а,б)

-фронтальная
работа
-математический
диктант
-индивидуальные
карточки
-самостоятельная
работа

п.67,
№599,
601, 602

вносить
работу.

коррективы

в

свою

IV

Окружность.

17

48-50

Взаимное
расположение
прямой и
окружности.

1

окружность, радиус и
диаметр окружности,
секущая, расстояние от
точки до прямой,

использование
-знать все взаимные
справочного
расположения прямой и
материала;
окружности;
-индивидуальная
-уметь находить расстояние от
работа.
точки до прямой
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.

Касательная к
окружности.

2

касательная к окружности,
точка касания

Центральный
угол.

2

дуга, полуокружность,
градусная мера дуги
окружности, центральный
угол

-уметь доказывать свойство и
признак касательной;
-уметь определять касательную к
окружности;
-уметь проводить через данную
точку окружности касательную к
этой окружности
-уметь решать задачи
-уметь определять градусную
меру центрального угла;

Вписанный угол.

2

вписанный угол, теорема о
вписанном угле

Четыре
замечательные

3

свойства биссектрисы угла
и серединного

51-54

55-57

-уметь определять вписанный
угол;
-доказывать теорему о
вписанном угле и следствия к
ней;
-знать в каком отношении
пересекаются хорды окружности
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос
-уметь доказывать указанные
теоремы;

п.68,
№631(а,
б), 633

использование
справочного
материала;
-индивидуальная
работа.

п.69,№6
37, 640,
638, 643,
644

использование
справочного
материала;
-индивидуальная
работа.
-фронтальная
работа математический
диктант
-индивидуальные
карточки

п.70,
№649(в,
г), 652,
650

использование
справочного

п.72, 73,
№676,

п.71,
№655,
656, 663,
666, 667

точки
треугольника.

58-61

перпендикуляра, теорема о
пересечении высот
треугольника,
замечательные точки
треугольника
вписанная окружность,
описанный многоугольник,
теорема о вписанной
окружности

Вписанная
окружность.

2

Описанная
окружность.

2

описанная окружность,
вписанный многоугольник,
теорема об описанной
окружности, теорема о
сумме противоположных
углов вписанного
многоугольника

62-63

Решение задач.

2

касательная к окружности,
центральный угол,
вписанный угол,
замечательные точки
треугольника, вписанная и
описанная окружность

64

Контрольная
работа №5.

1

-уметь решать задачи на
применение этих теорем

материала;
-индивидуальная
работа.

678, 679,
681, 688,
720

-уметь вписывать окружность в
многоугольник;
-уметь доказывать теорему о
вписанной окружности и
свойства;
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос
-уметь описывать окружность
около многоугольника;
-уметь доказывать теорему об
описанной окружности и
замечания;
-знать, чему равна сумма
противоположных углов
вписанного многоугольника
-уметь определять градусную
меру центрального и вписанного
угла;
-уметь решать задачи с
использованием замечательных
точек треугольника;
-знать, чему равна сумма
противоположных углов
вписанного многоугольника
Умение устанавливать причинноследственные связи, аналогии.
-уметь применять полученные
знания в комплексе
Умение ориентироваться
на
разнообразие способов решения
задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему

использование
справочного
материала;
-индивидуальная
работа.

п.74,
№690,
691, 693

-фронтальная
работа
-индивидуальные
карточки

п.75,
№696,
702, 705,
708

-фронтальная
работа
-самостоятельная
работа
-индивидуальные
карточки

[3], КР5,
В-4

-самостоятельная
работа

задач, вычленять среди них
главные, избирать рациональные
способы
решения,
быстро
вносить коррективы в свою
работу.

65-67

68

Итоговое
повторение курса
геометрии 8
класса
Решение задач.

4

Итоговая
административная
контрольная
работа.

1

3

четырехугольники,
площадь многоугольника,
подобные треугольники,
окружность

-уметь находить площадь
многоугольника по формулам;
-знать свойства вписанной и
описанной окружности
Умение проводить сравнение,
классификацию по заданным
критериям, аргументировать,
отвечать на поставленный вопрос

-уметь применять все
полученные знания за курс
геометрии 8 класса
Умение ориентироваться
на
разнообразие способов решения
задач. Уметь планировать свою
работу, четко ставить систему
задач, вычленять среди них
главные, избирать рациональные
способы
решения,
быстро
вносить коррективы в свою
работу.

-фронтальная
работа математический
диктант
-самостоятельная
работа
-индивидуальные
карточки
-взаимопроверка и
взаимооценка
-самостоятельная
работа

подгото
вка к
контрол
ьной
работе

Литература:
1. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические
диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И.
Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2006.
3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для
учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
4. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс.
- М.: Просвещение, 2005.
5. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С.
Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».