Рабочая программа по физике 8 класс на 2023-2024 уч.г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЪНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБоУ СШ ЛЬ б г. Котово

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ЕМ.Щ

зам.директора по

протокол }lЪ 1
от <<27>> августа 202З r.

УВР

Потемкина о.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (Физика>>
для обучающихся 8 классов

(учитель ЛЕВИНА Т.В.)

г. Котово,202З

Подписан:
Гаджирамазанов
а Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата: 2023.10.03
11:06:16+03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к
результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также
с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественно­научной грамотности обучающихся и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а
также межпредметные связи естественно­научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам),
предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и
учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы
лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит
вклад в естественно­научную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании
естественно­научной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями,
характеризующимиестественно­научную грамотность:
научно объяснять явления;
оценивать и понимать особенности научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства дляполучения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в

образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г.
№ ПК­4вн).
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучениюприроды, развитие их интеллектуальных и
творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формированиеисследовательского отношения к окружающим
явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основстроения материи и фундаментальных законов
физики;
формирование представлений о роли физики для развития другихестественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой,
подготовка к дальнейшему обучениюв этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основногообщего образования обеспечивается решением
следующих задач: приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических,
магнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и
практико­ориентированных задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях
физики, анализ и критическое оценивание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями,
основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится 238 часов: в 7 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит рекомендательный характер,
учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

8 КЛАСС
Раздел 1. Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-­кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул.
Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно­кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение
свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-­кинетической теории. Смачивание и
капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Внутренняя энергия. Способы
изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность,
конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового
баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления.
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплотапарообразования. Зависимость температуры
кипения от атмосферного
давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя.
Тепловые двигатели и защита окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
Наблюдение броуновского движения. Наблюдение диффузии.
Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений. Наблюдение теплового расширения тел.
Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании илиохлаждении.

Правила измерения температуры. Виды теплопередачи.
Охлаждение при совершении работы.
Нагревание при совершении работы внешними силами.Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
Наблюдение кипения.
Наблюдение постоянства температуры при плавлении.Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.Опыты по выращиванию кристаллов поваренной
соли или сахара.
Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдыхтел.
Определение давления воздуха в баллоне шприца.
Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма инагревания или охлаждения.
Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры.
Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результатетеплопередачи и работы внешних сил.
Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячейводы.
Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене снагретым металлическим цилиндром.
Определение удельной теплоёмкости вещества. Исследование процесса испарения.
Определение относительной влажности воздуха. Определение удельной теплоты плавления
льда.
Раздел 2. Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость
силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на
качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и
диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия
электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление
вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Электрические цепи и потребители электрической
энергии в быту.Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его
значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в
технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Использование
электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения
электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации.
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.Устройство и действие электроскопа.
Электростатическая индукция.
Закон сохранения электрических зарядов.Проводники и диэлектрики.
Моделирование силовых линий электрического поля.
Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Электрический
ток в жидкости.Газовый разряд.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение электрического напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Моделирование невозможности разделения полюсов магнита. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока. Электромагнит.
Действие магнитного поля на проводник с током.Электродвигатель постоянного тока.
Исследование явления электромагнитной индукции.Опыты Фарадея.
Зависимость направления индукционного тока от условий еговозникновения.
Электрогенератор постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты.
Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и присоприкосновении.
Исследование действия электрического поля на проводники идиэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока. Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, отсопротивления резистора и напряжения на
резисторе.
Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивленияпроводника от его длины, площади поперечного
сечения и материала.
Проверка правила сложения напряжений при последовательномсоединении двух резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном соединениирезисторов.
Определение работы электрического тока, идущего через резистор. Определение мощности электрического тока,
выделяемой на резисторе. Исследование
зависимости
силы
тока, идущего
через лампочку,
от напряжения на ней.
Определение КПД нагревателя.
Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении иразделении.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку. Опыты, демонстрирующие зависимость силы
взаимодействия катушки стоком и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.Конструирование и изучение работы электродвигателя.

Измерение КПД электродвигательной установки.
Опыты по исследованию явления электромагнитной
направления индукционного тока.

индукции:исследование изменений значения и

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
 проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
 ценностное отношение к достижениям российских учёных-­физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
 готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с
практическим применением достижений физики;
 осознание важности морально-­этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
 восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
 осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий,
важнейшей составляющей культуры;
 развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5)
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного
поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием вдомашних условиях;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;

 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
6) экологического воспитания:
 ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки ихвозможных последствий для окружающей среды;
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
7) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость
опыту и знаниямдругих;
 повышение уровня своей компетентности через практическуюдеятельность;
 потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических
объектах и явлениях;
 осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
 планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием
физических знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный
признак
классификации, основания
дляобобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях, относящихся к
физическим явлениям;
выявлять причинно­-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических
величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения,
выбор наиболее подходящегос учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; проводить по самостоятельно составленному
плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления; оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную входе исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, опыта,
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом
предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу

идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической
проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать
процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения
(недостижения)
результатовдеятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии нанаучную тему, понимать мотивы, намерения и
логику другого;
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или вутверждениях на научные темы и такое же
право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния
вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха,
температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель, элементарныйэлектрический заряд, электрическое поле,
проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные
явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача
(теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока,
короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в
природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца,
замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега, электрические явления в атмосфере,
электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле,
полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя
энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины,
относительная

влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное
сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока), при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используяосновные
положения молекулярно­кинетической
теории
строениявещества, принцип суперпозиции полей (на
качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико­ориентированного
характера: выявлять причинно­следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2
изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы
и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины
с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования,
выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость
давления воздуха от его объёма, температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета
излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её
поверхности, электризация тел и взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, свойства
электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из

предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с
использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом
заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений
(зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления
вещества проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике, исследование
последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника,
работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том
числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии,
электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители,
электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам
(жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат),
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначенияэлементов электрических цепей;

приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе имеющихся знаний и путём
сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-­популярную литературу физического содержания, справочные
материалы, ресурсы
сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников
физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать
выступлениепрезентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в
соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя
готовность разрешать конфликты.

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Тепловые явления
1.1

Строение и свойства вещества

7

0

0

Библиотека ЦОК

1.2

Тепловые процессы

21

1

5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

Итого по разделу
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электрические заряды. Заряженные тела и
2.1
их взаимодействие

28
7

0

1

Библиотека ЦОК

2.2

Постоянный электрический ток

20

1

7

Библиотека ЦОК

2.3

Магнитные явления

6

1

1.5

Библиотека ЦОК

2.4

Электромагнитная индукция

4

0

0

Библиотека ЦОК

3

14.5

Итого по разделу

37

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

Календарно-тематическое планирование по физике в 8 классе
№
у
р
Тема урока:
о
к
а
Тепловые явления (28 ч)
1 Тепловое движение.
Температура.

Дата:
Тип
урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания

Получени
е новых
знаний
Комб.

Тепловое движение.
Температура.

Знать понятия: тепловое движение,
температура.

Внутренняя энергия.

Знать понятия: внутренняя энергия
Знать способы изменения внутренней
энергии.

2

Внутренняя энергия.

3

Комб.

4

Способы изменения
внутренней энергии
тела.
Теплопроводность.

Комб.

Способы изменения
внутренней энергии
тела.
Теплопроводность.

5

Конвекция.

Комб.

Конвекция.

Знать понятия: конвекция.

6

Излучение.

Комб.

Излучение.

Знать понятия: излучение

7

Количество теплоты.
Единицы количества
теплоты.
Удельная
теплоёмкость.
Расчёт количества
теплоты,
необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
охлаждении.
Лабораторная работа
№ 1. «Сравнение
количеств теплоты при
смешивании воды
разной температуры».
Лабораторная работа

Комб.

Количество теплоты.
Единицы количества
теплоты.
Удельная
теплоёмкость.
Расчёт количества
теплоты,
необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
охлаждении.
Сравнение количеств
теплоты при
смешивании воды
разной температуры.

Знать определение «количество
теплоты», единицы измерения,
формулу.
Знать определение удельной
теплоёмкости, физический смысл.
Знать формулу расчёта количества
теплоты, необходимого для
нагревания тела или выделяемого им
при охлаждении.
Уметь решать задачи на расчёт
количества теплоты.
Уметь решать задачи на расчёт
количества теплоты.

Измерение удельной

Знать расчёт удельной теплоёмкости

8
9

1
0

1

Комб.
Комб.

Урок –
практикум

Урок –

Знать понятия: теплопроводность.

Вид
ДЗ
контроля §

По
план
у

Фронт.
опрос

1

05.09

Фронт.
опрос

2

07.09

С/р

3

12.09

4

14.09

5

19.09

6

21.09

С/р

7

26.09

С/р

8

28.09

С/р

9

03.10

Фронт.
опрос
Фронт.
опрос
Фронт.
опрос

Л/р

05.10

Л/р

10.10

Факт
и
чески

1

№ 2. «Измерение
удельной
теплоёмкости твёрдого
тела».

практикум

теплоёмкости
твёрдого тела.

Энергия топлива.
Получени Энергия топлива.
Удельная теплота
е новых
Удельная теплота
сгорания.
знаний
сгорания.
Закон
сохранения
и
Комб.
Закон сохранения и
1
превращения энергии
3 превращения энергии в
механических и
в механических и
тепловых процессах.
тепловых процессах.
Тепловые явления
1 Контрольная работа Урок контроля
4 № 1. «Тепловые
явления».
Изменение агрегатных состояний вещества.
1 Агрегатные состояния Получени Агрегатные
е новых
состояния вещества.
5 вещества.
знаний
Комб.
Плавление и
1 Плавление и
отвердевание
6 отвердевание
кристаллических тел.
кристаллических тел.
Комб.
График плавления и
1 График плавления и
отвердевания
7 отвердевания
кристаллических тел.
кристаллических тел.
Получени Удельная теплота
1 Удельная теплота
е новых
плавления.
8 плавления.
знаний
Комб.
Испарение.
1 Испарение.
Насыщенный и
9 Насыщенный и
ненасыщенный пар.
ненасыщенный пар.
1
2

2
0

Поглощение энергии
при испарении
жидкости и выделение
её при конденсации

Комб.

Поглощение энергии
при испарении
жидкости и
выделение её при

твёрдых тел.
Уметь решать задачи на удельную
теплоёмкость
Знать понятия: энергия топлива,
удельная теплота сгорания.
Знать закон сохранения и
превращения энергии в механических
и тепловых процессах, приводить
примеры.
Уметь решать задачи по теме:
«Тепловые явления».
Знать понятия: агрегатные состояния
вещества, плавление и отвердевание
кристаллических тел.
Уметь объяснять график плавления и
отвердевания кристаллических тел.

Знать понятия: удельная теплота
плавления.

С/р

10

12.10

Физ.
диктант

11

17.10

К/р

19.10

Фронт.
опрос

12

24.10

Фронт.
опрос

13

26.10

Фронт.
опрос

14

07.11

С/р

15

09.11

Фронт.
опрос

16

14.11

Фронт.
опрос

17

16.11

Знать понятия: испарение,
насыщенный и ненасыщенный пар.

Уметь объяснять процесс
поглощения энергии при испарении
жидкости и выделение её при
конденсации пара.

пара.

конденсации пара.

2
1
2
2

Кипение.

Комб.

Кипение.

Знать понятие «кипение»

Влажность воздуха.
Способы определения
влажности воздуха.

Комб.

2
3
2
4

Удельная теплота
парообразования и
конденсации.
Работа газа и пара при
расширении.

Получени
е новых
знаний
Комб.

Влажность воздуха.
Способы
определения
влажности воздуха.
Удельная теплота
парообразования и
конденсации.
Работа газа и пара
при расширении.

2
5

Двигатель внутреннего
сгорания.

.Комб.

Знать устройство и принцип действия
двигателя внутреннего сгорания.

2
6
2
7

Паровая турбина.

Комб.

Двигатель
внутреннего
сгорания.
Паровая турбина.

КПД теплового
двигателя.

Урок –
обобщени
яи
системати
зации
знаний
Урок контроля

2
8

Контрольная работа
№ 2. «Изменение
агрегатных состояний
вещества».

КПД теплового
двигателя.

Фронт.
опрос

18

21.11

Знать понятие «влажность воздуха».
Уметь работать с психрометром и
гигрометром.

Фронт.
опрос

19

23.11

Уметь объяснять процесс
парообразования и конденсации.

С/р

20

28.11

Фронт.
опрос

21

30.11

Тест

22

05.12

Фронт.
опрос

23

07.12

С/р

24

12.12

Знать устройство и принцип действия
двигателя внутреннего сгорания.

Знать устройство и принцип действия
паровой турбины.
Знать понятие «КПД теплового
двигателя».
Уметь решать задачи на КПД
тепловой машины.

Изменение
Знать формулы и уметь решать
агрегатных состояний задачи по теме: «Изменение
вещества.
агрегатных состояний вещества».

К/р

14.12

Электрические явления (28 ч)
2
9

3
0

Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие
заряженных тел. Два
рода зарядов.

Получени
е новых
знаний

Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие
заряженных тел. Два
рода зарядов.

Знать понятие «электризация тел при
соприкосновении».
Уметь объяснять взаимодействие
заряженных тел.

Электроскоп.
Проводники и
непроводники
электричества.

Получени
е новых
знаний

Электроскоп.
Проводники и
непроводники
электричества.

Знать принцип действия и назначение
электроскопа.
Уметь находить в периодической
системе элементов Д.И. Менделеева

Опорный
конспект

25,2
6

19.12

Фронт.
опрос

27

21.12

3
1

3
2

3
3

3
4

3
5

3
6

3
7
3
8

Электрическое поле.
Делимость
электрического заряда.
Электрон.
Строение атомов.
Объяснение
электрических
явлений.

Комб.

Электрический ток.
Источники
электрического тока.
Электрическая цепь и
её составные части.
Электрический ток в
металлах. Действия
электрического тока.

Комб.

Комб.

Комб..

Электрическое поле.
Делимость
электрического
заряда. Электрон.
Строение атомов.
Объяснение
электрических
явлений.
Электрический ток.
Источники
электрического тока.
Электрическая цепь и
её составные части.
Электрический ток в
металлах. Действия
электрического тока.

проводники и диэлектрики.
Знать понятие «электрическое поле»,
его графическое изображение.
Знать закон сохранения
электрического заряда, строение
атомов.
Уметь объяснять электрические
явления и их свойства.
Знать понятия: «электрический ток»,
«источники электрического тока»,
«электрическая цепь», условия
возникновения электрического тока.
Знать понятие «электрический ток в
металлах».
Уметь объяснять действия
электрического тока.
Знать направление электрического
тока, понятие «Сила тока»,
обозначение, единицы измерения.

Направление
Комб.
электрического тока.
Сила тока. Единицы
силы тока.
Амперметр. Измерение Урок –
силы тока.
практикум
Лабораторная работа
№3. «Сборка
электрической цепи и
измерение силы тока в
её различных
участках».

Направление
электрического тока.
Сила тока. Единицы
силы тока.
Амперметр.
Измерение силы тока.
Сборка
электрической цепи и
измерение силы тока
в её различных
участках.

Электрическое
Комб.
напряжение. Единицы
напряжения.
Вольтметр. Измерение Урок –
напряжения.
практикум
Лабораторная работа
№ 4 «Измерение
напряжения на

Электрическое
напряжение.

Знать понятие «Электрическое
напряжение»

Единицы
напряжения.
Вольтметр.
Измерение
напряжения.

Знать: устройство вольтметра,
единицы измерения электрического
напряжения, обозначение вольтметра
на схемах и правила работы с ним.

Фронт.
опрос

28,2
9

26.12

Фронт.
опрос

30,3
1

28.12

Тест

32,3
3

Тест

34,3
5

Тест

36,3
7

Л/р

38

Фронт.
опрос

39,4
0

Л/р

41

Знать устройство амперметра,
обозначение его в электрических
схемах; уметь работать с ним.

различных участках
электрической цепи».

3
9

4
0

4
1
4
2

4
3

4
4
4
5

Зависимость силы тока
от напряжения.
Электрическое
сопротивление
проводников. Единицы
сопротивления.

Комб.

Измерение
напряжения на
различных участках
электрической цепи.
Зависимость силы
тока от напряжения.
Электрическое
сопротивление
проводников.
Единицы
сопротивления.

Знать понятие сопротивления,
обозначение физической величины,
единицы измерения, обозначения его
в электрических цепях.

Закон Ома для участка Урок –
цепи.
практикум
Лабораторная работа
№ 6. «Измерение
сопротивления
проводника при
помощи амперметра и
вольтметра».

Закон Ома для
участка цепи.
Измерение
сопротивления
проводника при
помощи амперметра
и вольтметра.

Знать закон Ома для участка цепи,
его физический смыслю
Уметь определять сопротивление
проводника при помощи вольтметра
и амперметра.

Расчёт сопротивления
проводника, силы тока
и напряжения.
Примеры на расчёт
сопротивления
проводника, силы тока
и напряжения.

Комб.

Расчёт
сопротивления
проводника, силы
тока и напряжения.

Уметь производить расчёт
сопротивления проводников,
используя формулу закона Ома,
находить удельное сопротивление по
таблицам.

Реостаты.
Лабораторная работа
№ 5. «Регулирование
силы тока реостатом».
Последовательное
соединение
проводников.
Параллельное
соединение

Урок –
практикум

Реостаты.
Регулирование силы
тока реостатом.

Знать устройство и принцип действия
реостата, обозначение его в
электрических цепях.

Комб.

Последовательное
соединение
проводников.
Параллельное
соединение

Уметь рассчитывать силу тока,
напряжение и сопротивление цепи
при последовательном и
параллельном соединении
проводников.

Урок
закреплен
ия знаний

Комб.

Фронт.
опрос

42,4
3

Л/р

44

С/р

45

С/р

46

Л/р

47

С/р

48

С/р

49

4
6

проводников.
Работа электрического
тока.

Комб.

4
7

Мощность
электрического тока.

Комб.

4
8

Единицы работы
электрического тока,
применяемые на
практике.
Лабораторная работа
№ 7. «Измерение
мощности и работы
тока в электрической
лампе».
Нагревание
проводников
электрическим током.
Закон Джоуля-Ленца.
Лампа накаливания.
Электрические
нагревательные
приборы. Короткое
замыкание.
Предохранители.

Урок –
практикум

Контрольная работа
№ 3. «Электрический
ток».
Магнитное поле.
Магнитное поле
прямого тока.
Магнитные линии.
Магнитное поле
катушки с током.
Электромагниты и их

4
9

5
0

5
1
5
2

5
3

Комб.

проводников.
Работа
электрического тока.

Мощность
электрического тока.
Единицы работы
электрического тока,
применяемые на
практике.
Измерение мощности
и работы тока в
электрической лампе.

Знать определение, обозначение,
единицы измерения работы
электрического тока.

Знать определение, обозначение,
единицы измерения мощности
электрического тока.
Уметь снимать показания приборов и
вычислять работу и мощность
электрического тока.

Нагревание
проводников
электрическим током.
Закон Джоуля-Ленца.
Лампа накаливания.
Электрические
нагревательные
приборы. Короткое
замыкание.
Предохранители.

Знать и объяснять физический смысл
закона Джоуля-Ленца.

Урок контроля

Электрический ток

Знать и уметь применять формулы по
теме «Электрический ток».

Получени
е новых
знаний

Магнитное поле.
Магнитное поле
прямого тока.
Магнитные линии.

Урок –
практикум

Магнитное поле
катушки с током.
Электромагниты и их

Комб..

С/р

50

С/р

51

Л/р

52

С/р

53

Фронт.
опрос

54,5
5

Знать устройство и объяснять работу
электрических приборов.

Знать понятие «Магнитное поле» и
его физический смысл.
Объяснять графическое изображение
магнитного поля прямого тока при
помощи магнитных силовых линий.
Приобретение навыков при работе с
оборудованием.

К/р

Фронт.
опрос

56,5
7

Л/р

58

5
4

5
5

применение.
Лабораторная работа
№ 8 «Сборка
электромагнита и
испытание его
действия».
Постоянные магниты.
Комб.
Магнитное поле
постоянных магнитов.
Магнитное поле
Земли.

применение.
Сборка
электромагнита и
испытание его
действия.
Постоянные магниты.
Магнитное поле
постоянных
магнитов. Магнитное
поле Земли.

Знать понятие магнитного поля.
Уметь объяснять наличие магнитного
поля Земли и его влияние.

Действие магнитного
Урок –
поля на проводник с
практикум
током. Электрический
двигатель.
Лабораторная работа
№ 9. «Изучение
электрического
двигателя постоянного
тока» (на модели).

Действие магнитного
поля на проводник с
током.
Электрический
двигатель.
Изучение
электрического
двигателя
постоянного тока (на
модели).

Знать устройство электрического
двигателя. Уметь объяснять действие
магнитного поля на проводник с
током. Объяснять устройство
двигателя постоянного тока на
модели.

Работа и мощность
электрического тока.
Электромагнитные
явления.

Знать и уметь применять формулы по
теме «Работа и мощность
электрического тока.
Электромагнитные явления».

Источники света.
Распространение
света.
Отражение света.
Законы отражения

Знать понятия: источники света.
Уметь объяснять прямолинейное
распространение света.
Знать законы отражения света.

Контрольная работа
№ 4. «Работа и
мощность
электрического тока.
Электромагнитные
явления».
Световые явления (9 ч)
5 Источники света.
7 Распространение света.
5
6

5
8

Отражение света.
Законы отражения

Урок контроля

Получени
е новых
знаний
Получени
е новых

С/р

59,6
0

Л/р

61

К/р

Фронт.
опрос

62

С/р

63

знаний
Получени
е новых
знаний
Получени
6 Преломление света.
е новых
0
знаний
Получени
6 Линзы. Оптическая
е новых
1 сила линзы.
знаний
Получени
6 Изображения,
е новых
2 даваемые линзой.
знаний
Урок
6 Изображения,
закреплен
3 даваемые линзой.
ия знаний
6 Лабораторная работа Урок –
практикум
4 № 10. «Получение
изображения при
помощи линзы».
6 Контрольная работа Урок контроля
5 № 5. «Световые
явления»
Повторение (3 ч)
Урок –
6 Тепловые явления.
6 Изменение агрегатных обобщени
состояний вещества.
яи
п.п. 1 - 24
системати
зации
знаний
Урок –
6 Электрические
обобщени
7 явления. п.п. 25 – 55.
Электромагнитные
яи
явления. Световые
системати
явления. п.п. 56 – 67.
зации
знаний
6 Резерв. Повторение
8
5
9

света.
Плоское зеркало.

света.
Плоское зеркало.
Преломление света.

Знать понятие «Плоское зеркало»
С/р

64

С/р

65

Знать законы преломления света.

Линзы. Оптическая
сила линзы.

Знать, что такое линзы. Давать
определение и изображать их.

С/р

66

Изображения,
даваемые линзой.

Уметь строить изображения,
даваемые линзой.

С/р

67

С/р

67

Приобретение навыков при работе с
оборудованием. Построение
изображений с помощью линз.

Л/р

Световые явления

Умение решать задачи по теме:
«Световые явления».

К/р

Базовые понятия.
Стандарт.

Знать определения, обозначение,
нахождение изученных величин.

Тест

Тест

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 8 класс/ Перышкин А.В.И.М.Перышкин,А.И.Иванов М:Просвещение 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Федеральная рабочая программа «ФИЗИКА 7-9» Базовый уровень. Москва 2023г
2. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений . М.:Дрофа. 2011
3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.:Просвещение, 2010. –192с.
4. Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные иконтрольные работы. –5-е издание,М.ИЛЕКСА, 2013.
5. Астахова Т.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольныезадания. –Саратов:Лицей, 2014.
6. «Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс/Сост. Н.И.Зорин. – 2-е изд.,перераб. – М.:ВАКО, 2013.
7. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон.- М.: Дрофа, 2011.- 123с.:
8. А.В. Перышкин Физика-8кл 2017 М. Дрофа
9. Н.В. Филонович Методическое пособие 2015 М. Дрофа
10. А.Е. Марон, Е.А. Марон Самостоятельные и контрольные работы-8класс 2017 М. Дрофа
11. В.В. Шахматова ,О.Р. Шефер Диагностические работы -8 класс 2016М. Дрофа
12. А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский Сборник Вопросов и задач2015 М. Дрофа

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа:http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режимдоступа: http://school- collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам;
наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа:http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режимдоступа:http://www.fizika.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».