МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МБоУ СШ м б г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании КОЛИНЩ з.lNI.директора по УВР hлипкина Е.В. протокол Jtlb l от <<2J>> августа 202З г. потемкина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета <<Музыка>>Подписан: Гаджирамазанова Ольга для обучающихся 7 классов Святославовна (учитель Кармазина Д.В.) Основание: я подтверждаю этот документ Дата: 2023.10.03 11:01: 37+03'00' г. Котово,202З ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7 КЛАСС Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с. Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю) В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»). Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса. Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты: - школьники воспринимают музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - умеют находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - развивают интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывается эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - воспитывается культура мышления и речи. Метапредметные результаты: - определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке; - находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений - находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи; - аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве Предметные результаты: - размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий; - певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; - самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Дополнительный материал для учащихся: • Vil – laz.narod.ru • Musecgeo – myliwirade.ru • www.netslowa.ru • Cl.mmw.ru/composers/bah.htm • www.rian.ru • www.esperanto.mw.ru • Biographer.ru/biographes/48.htm • www.evarussia.ru 1 четверть № урока п/п 1 2 3 4 Раздел программы Тема года: «Содержание и форма в музыке» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат(предметн межпредметн., личностный) Понимать неповторимость музыкальных произведений; Исполнение песни «Что такое осень» Дом. задание Дата проведения урока По плану 7-1-1 Магическая единственность музыкального произведения. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-1-2 Музыку трудно объяснить словами Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение терминов: интерпретация, Переложение, Ремикс, Аранжировка, Обработка; Выученная песня «Что такое осень» 12.09.(7Б) 7-1-3 7-1-4 Слушание, исполнение (индивидуальная и Исполнение песни «Ты, да я, да мы с 19.09.(7Б) Что такое музыкальное содержание? групповая формы работы) тобой»; Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки. 05.09.(7Б) 08.09. (7А) 15.09. (7А) 22.09. (7А) 26.09.(7Б) 29.09. (7А) фактически 5 6 7 8 Музыкальное содержание 7-1-5 Музыка, которую необходимо объяснить словами Слушание, исполнение(индивидуа льная и групповая формы работы) Исполнение «Осеннего вокализа»; Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. 03.10.(7Б) 7-1-6 Ноябрьский образ в пьесе Чайковского Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение; Выученная «Осенний блюз» 10.10.(7Б) 7-1-7 «Восточная» партитура Н. РимскогоКорсакова «Шехеразада» Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Уметь проанализировать музыкальное произведение. 17.10.(7Б) 7-1-8 Когда музыка не нуждается в словах Слушание, исполнение(индивидуа льная и групповая формы работы) Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокальнохоровые навыки. 24.10.(7Б) 06.10. (7А) 13.10. (7А) 20.10. (7А) 27.10. (7А) 2 четверть № урока п/п 9 Раздел программы Кол-во Тема урока часов на изуч. раздел 7-2-1 Музыкальный Лирические образ образы в музыке 10 11 12 13 14 15 «О чем рассказывает музыкальный жанр» Деятельность учащихся (Формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Планируемый результат(предметн., межпредметн., личностный) Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Дом. задание Дата проведения урока По плану 07.11.(7Б) 10.11.(7А) 7-2-2 Драматические образы в музыке Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. 14.11.(7Б) 7-2-3 Эпические образы в музыке Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. 21.11.(7Б) 7-2-4 Память жанра Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение и основные признаки в вокальной музыке; Исполнение песни «Ты река ль моя, реченька» 28.11.(7Б) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Уметь определять образы музыкальных произведений; 05.12. 12.12. (7Б) 19.12 7-2-5 7-2-6 7-2-7 17.11.(7А) 24.11.(7А) 01.12.(7А) фактически Такие разные песни, танцы, марши. 7-2-8 Содержание в музыке 16 Участие в муз. викторине (инд. групповая формы работы) исполнение песни «Под музыку Вивальди» 08.12. 15.12.( 22.12 (А) Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия муз. произведений. Закрепить вокальнохоровые навыки. 26.12.(7Б) 29.12.(7А) 3 четверть 3 № Раздел урока программы п/п 17 18 «Что такое музыкальная форма» Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока Деятельность учащихся (Формы работы) Планируемый результат(предметн., межпредметн., личностный) Дом. задание Дата проведения урока По плану 7-3-1 Сюжеты и герои музыкальной формы. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Выученная песня «Люди идут по свету»; Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокальнохоровые навыки. 16.01.(7Б) 7-3-2 Художественная форма-это ставшее зримым содержание Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму 23.01.(7Б) 19.01.(7А) 26.01.(7А) фактически 19 20 21 22 23 «Виды музыкальных форм» музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки; Выученная песня «Есть только миг». 7-3-3 Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 7-3-4 Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокальнохоровые навыки; Выученный 1 куплет песни «Снежинка» 06.02.(7Б) 7-3-5 О роли повторов в музыкальной форме Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 13.02.(7Б) Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 20.02.(7Б) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. 27.02.(7Б) 7-3-6 Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» 7-3-7 Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки 30.01.(7Б) 02.02.(7В) 09.02.(7А) 16.02.(7А) 16.02.(7А) 01.03.(7А) 24 25 26 7-3-8 Многомерность образа в форме рондо. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокальнохоровые навыки. 05.03.(7Б) 7-3-9 Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации) Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Выученная песня «Благодарим, солдаты, вас!» 12.03.(7Б) 7-3-10 Форма в музыке Участие в викторине (фронтальный опрос) Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокальнохоровые навыки. 19.03.(7Б) 01.03.(7А) 15.03.(7А) 22.03.(7А) 4 четверть 4 № Раздел урока программы п/п 27 Музыкальная драматургия Кол-во часов на изуч. раздел Тема урока 7-4-1 О связи музыкальной Деятельность учащихся (Формы работы) Слушание, исполнение (индивидуальная и Планируемый результат (предметн., межпредметн., личностный Понимать особенности развития музыкальной ткани, Дом. задание Дата проведения урока По плану 02.04.(7Б) фактически 28 29 30 31 32 33 формы и музыкальной драматургии. групповая формы работы) уметь определять средства музыкальной выразительности. 05.04.(7А) 7-4-2 Музыкальный порыв. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 09.04.(7Б) 7-4-3 7-4-4 Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокальнохоровые навыки(«Песня туристов»). Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокальнохоровые навыки. 7-4-5 7-4-6 Диалог искусств "Князь Игорь". Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) 30.04.(7Б) 26.04.(7А) 7-4-7 Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Слушание, исполнение (индивидуальная и групповая формы работы) Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музык. произведения. Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. 12.04.(7А) 16.04.(7Б) 19.04.(7А) 23.04.(7Б) 26.04.(7А) 07.05.(7Б) 17.05.(7А) 14.05.(7Б) 17.05.(7А) 34 7- 4-8 Музыкальная драматургия. Участие в викторине (индивидуальная, групповая, фронт. формы работы) Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки. 21.05.(7Б) 24.05.(7А)