Рабочая программа по биологии 8 класс на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазано
ва Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата: 2023.09.30
11:17:50+03'00'

1

Пояснительная записка
к рабочей программе по «Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Рабочая программа составлена на основе документов:
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерством образования
России от 5 марта 2004 г. № 1089; (для 1-3 классов по ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
 Программа, создана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования; ( ФГОС: примерная
программа, созданная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)
сборника программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.
Пасечника ( автор – составитель Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2017).
 Рабочая программа по биологии разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных
учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.
– 2-е изд., - М.: Дрофа, 2017. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
Методическое пособие учителю биологии «Реализация образовательных программ естественнонаучной и
технологическойнаправленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» Буслаков В.В., Пынеев
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Общая характеристика курса
Школьный курс «Биология. Человек» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: анатомии,
гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту
учащихся. Он является продолжением курсов «Биология. Растения.» и «Биология. Животные.» и частью специального курса цикла
биологических дисциплин.
При изучении данного курса у учащихся складываются представления о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе
антропогенеза и формировании социальной среды, о целостности организма человека, взаимосвязях между органами в системах и систем
органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной и гуморальной системами.
Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет
осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и
функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за
пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом,
выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность
знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля,

2

способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ
от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых,
легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и
натуралистических умений, научного мировоззрения, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения к своему
здоровью.
Цели обучения
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах
познания человека;
 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и
риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и
состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим
организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
 воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи
себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью
других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование;
 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
3

Информационно-коммуникативная деятельность:
 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на
иное мнение;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Место и роль курса в учебном плане ОУ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 8 классе 68 часов, из
расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 64 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв учебного времени, включая повторительнообобщающие уроки, в объеме 4 учебных часов (или 20%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Используемый УМК
Рабочая программа предполагает использование следующих учебных материалов:
 Колесов Д. В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология Человек. Учебник для 8 кл. общеобразовательных школ. М.: Дрофа,2020 - 334с.
 Колесов Д.В., Маш Р.Д. Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа,
2021
 Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа,
2017;
 Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. - Нью Медиа Дженерейшн (NMG), 2007
 Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные,
электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
Изменения, внесенные в примерную программу
Введение лабораторной работы №6 "Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом" с целью активизации знаний.

4

Используемые технологии и формы организации обучения
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти
каждой темы практические и лабораторные работы. Поэлементно и полностью используются следующие технологии и формы организации
обучения:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии;
 коллективный способ обучения (работа в группах постоянного и сменного состава);
 проектная технология;технология моделирующих игр.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса биологии в 8 классе ученик должен
знать / понимать:
 признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;
 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
 основы экологии человека
уметь:
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и
самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
 изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
 распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
 проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
5






соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
п/п
1

2

3

4

5

Раздел программы, темы уроков
(элементы содержания)
Биосоциальная природа человека и
науки, изучающие его.

Становление наук о человеке.

Систематическое положение человека.

Историческое прошлое людей.

Расы человека.

Виды деятельности
учащихся (на уровне
учебных действий)

Планируемые результаты

Введение. Науки, изучающие организм человека (2часа)
Ознакомление с
Понимать человека как биосоциальное существо;
дополнительной
раскрывать черты сходства и отличия человека от
информацией и выделение животных; знать предмет и задачи анатомии,
главного.
физиологии, психологии и гигиены человека.
Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках. Приведение
примеров из жизни.

Описывать методы изучения человека. Различать
предметы изучения наук о человеке.
Приводить примеры научных открытий на этапах
становления наук о человеке. Характеризовать
основные открытия ученых на различных этапах
становления наук о человеке.

Происхождение человека (3 часа)
Приводить примеры рудиментов и атавизмов
Изучение материала по
человека. Доказывать принадлежность человека к
готовым компьютерным
типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к
программам на CDотряду Приматы. Находить черты сходства
дисках. Приведение
зародыша человека и животных. Уметь
примеров из жизни.
использовать сравнительно-анатомические,
физиологические и эмбриоло-гические
доказательства родства живых организмов.
Ознакомление с
дополнительной
информацией и выделение
главного.
Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках. Приведение
примеров из жизни.

Перечислять характерные особенности
предшественников современного человека.
Называть факторы, способствующие развитию
прямохождения. Объяснятьвлияние факторов на
эволюцию человека.
Узнавать по рисункам представителей рас
человека. Доказывать, что все представители
человечества относятся к одному виду.
Описывать характерные черты рас.

Задания
для учащихся

Планиру
емые
сроки

§1
понятийный
словарь

06.09.

§2
вопрос 6

08.09.

§3
понятийный
словарь

13.09.

§4
вопросы4, 5

15.09.

§5
вопрос 1

20.09.

7

6

7

8

Общий обзор организма.

Клеточное строение организма.

Ткани: эпителиальная, соединительная,
мышечная.
Лабораторная работа №1 "Ткани
организма человека" Работа с

оборудованием «Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты
9

10

11

Нервная ткань.

Общий обзор организма (1 час)
Ознакомление с
Узнавать по рисункам расположение органов и
дополнительной
систем органов. Называть органы человека,
информацией и выделение относящиеся к определенным системам.
главного.
Называть факторы сохранения постоянства
внутренней среды организма. Раскрывать суть
понятий молекулярный, клеточный, тканевой и
организменный уровни организации.
Клеточное строение. Ткани (3 часа)
Изучение материала по
Называть органоиды клетки и их функции.
готовым компьютерным
Узнавать органоиды на немых рисунках.
программам на CDОписывать и узнавать этапы деления клетки.
дисках.
Находить соответствие между органоидами и их
функциями. Прогнозировать последствия для
жизнедеятельности клетки при повреждении или
отсутствии органоида.
Выполнение практических Называть основные группы тканей. Называть
заданий на местах.
функции тканей и структурных компонентов.
Характеризовать основные виды тканей.
Работа с
Узнавать основные виды тканей на таблицах и
оборудованием
рисунках.

§6
вопрос 3

22.09.

§7
вопрос 1

27.09.

§8
вопросы 1,4

29.09.

«Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты

Изучение материала по
Различать функции дендритов и аксонов.
готовым компьютерным
Объяснять механизм проведения нервного
программам на CDимпульса.
дисках.
Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1час)
Рефлекторная регуляция. Рефлекс и
Изучение материала по
Давать определение терминам. Называть
рефлекторная дуга.
готовым компьютерным
функции вставочных, исполнительных нейронов.
программам на CDНазывать функции компонентов рефлекторной
дисках. Приведение
дуги. Описывать механизм проявления
безусловного рефлекса.
примеров из жизни.
Опорно-двигательная система (6 часов)
Значение опорно-двигательной системы,
Выполнение практических Называть функции опорно-двигательной
системы. Описывать химический состав костей.
ее состав. Строение костей.
заданий на местах.
Лабораторная работа №2
Объяснять зависимость характера повреждения
Работа с
"Микроскопическое строение костей"
костей от химического состава. Характеризовать
оборудованием

§8
вопрос 5

04.10.

§9
вопрос 6

06.10.

§10
вопрос 4

11.10.

8

12

13

14

15

16

17

«Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты

типы соединения костей. Доказывать
принадлежность скелета и мышц к одной
системе.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет
конечностей.

Ознакомление с
дополнительной
информацией и выделение
главного.

Соединение костей.

Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.
Выполнение практических
заданий на местах.

Давать определение терминам. Называть
компоненты осевого и добавочного скелета.
Узнавать по немому рисунку строение отделов
скелета. Показывать взаимосвязь между
строением осевого скелета и функциями.
Давать определение терминам. Узнавать по
немому рисунку типы соединения костей.
Показывать взаимосвязь между строением
скелета и функциями.
Описывать строение: мышечного пучка,
поперечнополосатой мышечной ткани. Узнавать
расположение скелетных мышц. Выделять
особенности поперечнополосатой скелетной
мышечной ткани.
Называть последствия гиподинамии. Описывать
энергетику мышечного сокращения. Различать
механизм статической и динамической работы.
Характеризовать механизм регуляции работы
мышц.

Строение мышц. Обзор мышц человека.
Практическая работа №1 " Мышцы
человеческого тела"
Работа скелетных мышц и их регуляция.
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Лабораторная работа №3 " Утомление
при статической и динамической работе"
Лабораторная работа №4 " Выявление
нарушений осанки"

Выполнение практических
заданий на местах.

Первая помощь при ушибах, переломах
костей и вывихах суставов.

Подготовка и
выступление с
сообщением по
дополнительной
литературе.

Кровь и остальные компоненты
внутренней среды организма.
Лабораторная работа №6

Описывать нарушения осанки различных
степеней, работы внутренних органов при
нарушении осанки. Называть причины
искривления позвоночника, факторы развития
плоскостопия. Прогнозировать последствия
результатов нарушения осанки тела. Давать
определение понятиям перелом. Знать виды
переломов и первая помощь при переломах.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Выполнение практических Называть компоненты внутренней среды
заданий на местах.
организма, форменные клеточные элементы
крови. Раскрывать роль внутренней среды
Работа с

§11
вопрос 1

13.10.

§12
стр 62, вопрос
1,2

18.10.

§13
вопрос 3

20.10.

§14, 15
Лабораторная
работа №5
"Выявление
плоскостопия"
Подготовка
выступлений по
дополнительной
литературе.

25.10.

§16
рис 41

27.10.

§17
вопрос 3

8.11.

9

"Рассматривание крови человека и
лягушки под микроскопом" Работа с

оборудованием «Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты
18

19

20

21

22

Борьба организма с инфекцией.
Иммунитет.

Иммунология на службе здоровья
человека.

Транспортные системы организма.

Круги кровообращения.
Лабораторная работа №7 " Изменения
в тканях при перетяжках, затрудняющих
кровообращение"
Лабораторная работа №8 "Функция
венозных клапанов, их положение в
опущенной и поднятой руке"
Строение и работа сердца.

оборудованием
«Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты

организма, ее компонентов, состав крови,
функции крови.Работать с микроскопом и
микропрепаратами. Характеризовать процесс
свертываемости крови. Называть функции
эритроцитов; группы крови человека.
Перечислять органы кроветворения. Показывать
взаимосвязь между строением и функциями
клеток крови.
Изучение материала по
Называть функции лейкоцитов. Приводить
готовым компьютерным
примеры инфекционных заболеваний. Называть
программам на CDорганы иммунной системы. Давать определение
дисках. Приведение
термину – иммунитет. Объяснять механизм
примеров из жизни.
различных видов иммунитета; причины
нарушений иммунитета.
Решение задач у доски с
Понимать историческое значение иммунологии.,
объяснением.
роль вакцин в профилактике болезней и
лечебных сывороток в их предупреждении и
лечении. Знать причины аллергии и тканевой
несовместимости. Понимать принципы и
значимость переливания крови.
Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)
Изучение материала по
Давать определение термину – замкнутая
готовым компьютерным
кровеносная система. Называть транспортные
программам на CDсистемы человека и их органы. Описывать
дисках.
образование тканевой жидкости и лимфы.
Анализировать содержание определений
основных понятий. Сравнивать строение
кровеносных сосудов.
Выполнение практических Описывать движение крови по большому и
заданий на местах.
малому кругам кровообращения. Давать
Решение задач у доски с
определение терминам. Различать малый и
объяснением.
большой круги кровообращения.

Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.

Называть гормоны, влияющие на работу сердца,
свойства сердечной мышцы. Описывать
расположение сердца в организме, строение
сердца. Раскрывать взаимосвязь между

§18
понятийный
словарь
§19
вопрос 6,
задачи на
переливание
крови.

10.11.

15.11.

§20
вопрос 2

17.11.

§21
задача по
кругам
кровообращени
я.

22.11.

§22
вопрос 5

24.11.

10

строением сердца и механизмом сердечного
цикла. Характеризовать механизм нервногуморальной регуляции работы сердца.
23

24

25

26

27

28

Движение крови по сосудам. Регуляция
кровоснабжения.
Лабораторная работа №9 "Определение
скорости кровотока в сосудах ногтевого
ложа"
Лабораторная работа №10 "Опыт,
выясняющий природу пульса"
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Первая помощь при заболеваниях сердца
и сосудов.
Лабораторная работа №11 " Реакция
сердечно-сосудистой системы на
дозированную нагрузку"
Первая помощь при кровотечениях.

Значение дыхания. Органы дыхательной
системы. Дыхательные пути,
голосообразование. Заболевание
дыхательных путей.
Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция
дыхания. Охрана воздушной среды.
Лабораторная работа №12
"Определение запыленности атмосферы
в зимнее время"

Выполнение практических
заданий на местах.

Называть факторы, влияющие на движение
крови. Описывать механизм измерения
артериального давления. Выявлять причины
изменения давления в артериях, венах,
капиллярах. Уметь сравнивать скорость
движения крови по сосудам.

Выполнение практических
заданий на местах.

Подготовка и
выступление с
демонстрацией по
дополнительной
литературе.

§23
вопрос 5

29.11.

Называть причины юношеской гипертонии.
Описывать приемы первой помощи при
стенокардии, гипертоническом кризе. Понимать
важность и способы профилактики заболеваний
ССС.

§24
Подготовка
выступлений.

1.12.

Перечислять последовательность действий при
лечении раны. Различать артериальное, венозное
и капиллярное кровотечения; внешнее и
внутреннее.

§25
вопрос 7

06.12.

§26
рис 65

08.12.

§27
задание 1

13.12.

§28
вопрос 3

15.12.

Дыхание (4 часа)
Узнавать по немым рисункам органы дыхания.
Изучение материала по
Называть этапы дыхания. Устанавливать
готовым компьютерным
взаимосвязь между строением органов дыхания и
программам на CDфункциями. Объяснять преимущества носового
дисках.
дыхания для сохранения здоровья.
Ознакомление с
Описывать механизм газообмена легких и
тканевого дыхания. Знать особенности строения
дополнительной
информацией и выделение легких в связи с выполняемыми функциями.
главного.
Выполнение практических Называть расположение центров дыхательной
системы. Определять последовательность этапов
заданий на местах.
при вдохе и выдохе.
Работа с

оборудованием
«Точка роста»:

Цифровая лаборатория

11

по экологии (датчик
углекислого газа и
кислорода)
29

30

31

32

33

34

Функциональные возможности
дыхательной системы как показатель
здоровья. Болезни и травмы органов
дыхания. Приемы реанимации.
Лабораторная работа №13 " Изменение
обхвата грудной клетки в состоянии
вдоха и выдоха"
Лабораторная работа №14
"Функциональные пробы с задержкой
дыхания на вдохе и выдохе"
Питание и пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости.
Действие ферментов слюны.
Лабораторная работа №15 " Действие
слюны на крахмал"

Выполнение практических
заданий на местах.

Работа с
оборудованием
«Точка роста»:

Описывать приемы реанимации, первой помощи
утопающему, при электротравме, при удушении
заваливании землей. Объяснять целесообразность
мер профилактики заболеваний дыхательной
системы.

§29
тест

20.12.

§30
! вопрос 3

22.12.

§31
! вопрос 3

27.12

§32
!вопрос 10, 11

29.12.

§33
подготовка
выступлений

17.01.

Цифровая лаборатория
по экологии (датчик
углекислого газа и
кислорода)
Пищеварение (5часов)
Приводить примеры пищи животного и
Ознакомление с
растительного происхождения. Знать значение
дополнительной
информацией и выделение кулинарной обработки пищи. Перечислять
функции пищи. Описывать этапы пищеварения.
главного.
Выполнение практических Узнавать на немых рисунках органы
заданий на местах.
пищеварительной системы. Описывать строение
зубов; проявление функций органов ротовой
полости. Устанавливать взаимосвязь между
строением зубов и выполняемыми функциями.

Пищеварение в желудке и
двенадцатиперстной кишке. Действие
ферментов желудочного сока.

Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.

Функции тонкого и толстого кишечника.
Всасывание. Барьерная роль печени.
Аппендицит.

Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.

Регуляция пищеварения. Гигиена

Подготовка и

Описывать строение и расположение желудка и
двенадцати перстной кишки; механизм действия
ферментов. Описывать состав желудочного сока.
Взаимосвязь между строением желудка,
двенадцатиперстной кишки и выполняемыми
функциями.
Описывать механизм всасывания; роль печени в
организме человека. Перечислять функции
тонкого и толстого кишечника. Называть и
показывать по таблице расположение органов
пищеварительной системы. Устанавливать
взаимосвязь между строением тонкого и толстого
кишечника и выполняемыми ими функциями.
Приводить примеры безусловных и условных

12

органов пищеварения. Предупреждение
желудочно-кишечных инфекций.

35

36

37

38

39

Обмен веществ и энергии - основное
свойство всех живых организмов.

Витамины.

Энерготраты человека и пищевой
рацион.
Лабораторная работа № 16
"Установление зависимости между
дозированной нагрузкой и уровнем
энергетического обмена"
Лабораторная работа №17
"Составление пищевых рационов в
зависимости от энерготрат"
Кожа - наружный покровный орган.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

выступление с
демонстрацией по
дополнительной
литературе.

пищеварительных рефлексов. Находить различия
между условными и безусловными пищевыми
рефлексами. Описывать условия,
способствующие и затрудняющие пищеварение.
Называть правила приема пищи. Характеризовать
возбудителей желудочно-кишечных
инфекционных заболеваний. Объяснять меры
предосторожности заражения желудочнокишечными инфекциями.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Называть основные этапы обмена веществ.
Изучение материала по
Перечислять функции белков, жиров и углеводов.
готовым компьютерным
Раскрывать роль белков, жиров, углеводов,
программам на CDминеральных веществ и воды в организме
дисках.
человека.
Ознакомление с
дополнительной
информацией и выделение
главного.

Называть группы витаминов; продукты питания,
в которых находятся витамины. Пояснять
разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз.
Знать принципы рационального использования
витаминов.

Выполнение практических
заданий на местах.

Приводить примеры продуктов, содержащих
незаменимые аминокислоты, ненасыщенные
жирные кислоты. Различать основной и общий
обмены веществ. Уметь планировать свой
пищевой рацион на день.

Покровные органы. Терморегуляция (3часа)
Ознакомление с
Знать строение кожи в связи с выполняемыми
дополнительной
функциями. Показывать взаимосвязь между
информацией и выделение строением и функциями кожи.
главного.
Подготовка и

§34, 35
вопрос 2

19.01.

§36

24.01.

§37

26.01.

§38
Составить свой
пищевой
рацион на 1
день.

2.02.

§39
вопросы 3, 4
подготовка
выступления

7.02.

Называть возбудителей, причины заболеваний

13

Болезни кожи.

40

41

42

43

44

Терморегуляция организма. Закаливание.

Выделение.

Значение нервной системы.

выступление с
демонстрацией по
дополнительной
литературе.
Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.

кожи, гормональные нарушения. Называть меры
помощи при химическом и термическом ожогах.
Перечислять признаки теплового и солнечного
ударов. Описывать изменения кожи при действии
тепловых и холодовых рецепторов.

Выделение (1 час)
Изучение материала по
Называть функции системы мочевыделения;
готовым компьютерным
факторы, влияющие на работу почек; меры
программам на CDпрофилактики болезней почек. Описывать
дисках.
строение и работу нефрона. Устанавливать
взаимосвязь между строением и функциями
системы мочевыделения.
Нервная система (5 часов)
Ознакомление с
Знать роль нервной системы в регуляции
дополнительной
функций организма человека, осуществлении
информацией и выделение согласованной деятельности органов, связи
главного.
организма с окружающей средой.
Сравнивать строение нервной системы человека
и животных.

Строение нервной системы. Спинной
мозг.

Ознакомление с
дополнительной
информацией и выделение
главного.

Различать функции дендритов и аксонов.
Объяснять механизм проведения нервного
импульса. Объяснять роль нервной системы в
регуляции функций организма как единого
целого. Описать по рисунку и микропрепарату
строение и функции спинного мозга. оказывать
взаимосвязь между строением и функциями
спинного мозга. Прогнозировать последствия для
человека нарушения функций спинного мозга.

Строение головного мозга. Функции
продолговатого и среднего мозга, моста
и мозжечка.
Лабораторная работа №18
"Пальценосовая проба и особенности

Выполнение практических
заданий на местах.

Описать по рисунку строение головного мозга.
Узнавать по немому рисунку структурные
компоненты головного мозга . Называть функции
отделов головного мозга; долей коры больших
полушарий. Сравнивать строение головного и

§40
стр 209 вопрос
2

9.02.

§41
стр 213 заполнить
таблицу

14.02.

§42
вопрос 4

16.02.

§43
вопрос 4

21.02.

§44
вопрос1

28.02

§45
! вопрос 1

2.03.

14

движения, связанные с функцией
мозжечка"

45

46

47

48

49

Функции переднего мозга.

Соматический и автономный
(вегетативный) отделы нервной системы.
Лабораторная работа №19 "Тест на
определение изменения тонуса отделов
.вегетативной н. с."

Анализаторы.

Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.
Выполнение практических
заданий на местах.

спинного мозга. Показывать взаимосвязь между
строением и функциями отделов головного
мозга. Прогнозировать последствия для
организма при нарушении функций головного
мозга.
Показывать взаимосвязь между строением и
функциями отделов головного мозга.
Прогнозировать последствия для организма при
нарушении функций головного мозга.
Узнавать на рисунках расположение отделов
автономной нервной системы. Описывать
функции симпатической и парасимпатической
нервных систем. Объяснять механизм
совместной работы симпатического и
парасимпатического отделов.

Анализаторы. Органы чувств ( 5 часов)
Называть структурные компоненты анализатора.
Изучение материала по
Объяснять значение анализаторов. Находить
готовым компьютерным
соответствие между функциями и частями
программам на CDанализатора. Понимать отличия анализатора от
дисках.
органа чувств.

Зрительный анализатор.
Лабораторная работа №20 "Измерение
величины зрачков при разном
освещении"
Лабораторная работа №21 "Функции
хрусталика при рассматривании далеких
и близких предметов"
Лабораторная работа №22 "Функции
палочек и колбочек, особенности
центрального и периферического зрения"
Лабораторная работа № 23 "Поиск
слепого пятна"
Лабораторная работа №24 " Иллюзия,
связанная с бинокулярным зрением"

Выполнение практических
заданий на местах.

Гигиена зрения. Предупреждение

Подготовка и

Работа с
оборудованием
«Точка роста» Микроскопцифровой,
микропрепараты

Отличать иллюзии от галлюцинаций. Описывать
строение глаза, сетчатки, зрительного
анализатора; механизм бинокулярного зрения.
Называть функции структур глаза. Показывать
взаимосвязь строения глаза и выполняемой им
функцией. Различать близорукое и дальнозоркое
зрение.

§46
вопрос 6, 7

7.03.

§47
вопрос 1

9.03.

§48
! вопрос 1

14.03.

§49
подготовка
выступлений

16.03.

Понимать взаимосвязь строения органа зрения с

15

глазных болезней.

50

51

52

53

54

55

Слуховой анализатор.

Органы равновесия, кожно-мышечной
чувствительности, обоняния, вкуса.

Вклад отечественных ученых в
разработку учения о высшей нервной
деятельности.
Врожденные и приобретенные
программы поведения.

Сон и сновидения.

Особенности высшей нервной
деятельности человека. Речь и сознание.
Познавательные процессы.

выступление с
демонстрацией по
дополнительной
литературе.
Изучение материала по
готовым компьютерным
программам на CDдисках.

выполняемой функцией. Знать меры
профилактики глазных болезней и меры
сохранения зрения.

Ознакомление с
информацией и выделение
главного.

Называть расположение зон чувствительности в
коре больших полушарий. Описывать строение и
расположение органов равновесия, мышечного
чувства, кожной чувствительности, обоняния,
органа вкуса. Объяснять механизм
взаимодействия органов чувств, формирования
чувств.

Описывать строение органа слуха, механизм
передачи звуковых сигналов. Называть значение
слуха для жизни человека. Показывать
взаимосвязь строения и выполняемой функцией.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Понимать роль отечественных ученых в
Подготовка и
развитии учения а ВНД, понимать практическое
выступление с
применение учения о ВНД.
демонстрацией по
дополнительной
литературе.
Изучение материала по
Приводить примеры торможения рефлексов.
готовым компьютерным
Характеризовать механизм выработки условных
программам на CDрефлексов. Приводить примеры врожденных и
дисках.
приобретенных программ поведения.
Подготовка и
выступление с
демонстрацией по
дополнительной
литературе.
Ознакомление с
информацией и выделение
главного.

Описывать Объяснять правила гигиены сна;
влияние на организм нарушений сна. фазы сна.

Называть познавательные процессы человека;
качества ума. Приводить примеры факторов,
влияющих на формирование потребностей.
Объяснять разницу между активным
воображением и пассивным; краткосрочной
памяти и долгосрочной.

§50
вопрос 1

21.03.

§51
вопрос 4

23.03.

§52
вопрос 6
подготовка
выступлений.

4.04.

§53
! вопрос 2

6.04.

§54
вопрос 4
подготовка
выступлений

11.04.

§55
вопрос4

13.04.

§56
! вопрос 2

18.04.

16

56

57

58

59

60

61

62

63

Воля, эмоции, внимание.
Лабораторная работа № 25 "Измерение
числа колебаний образа усеченной
пирамиды в различных условиях"
Лабораторная работа №26 "Выработка
навыка зеркального письма, как пример
разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа"
Роль эндокринной регуляции.

Функции желез внутренней секреции.

Жизненные циклы. Размножение.

Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды.
Развитие ребенка после рождения.
Становление личности.
Интересы, склонности, способности.
Наследственные и врожденные
заболевания. Болезни передающиеся
половым путем.

Выполнение практических
заданий на местах.

Приводить примеры ситуаций проявления
функций воли; аффекта. Описывать
физиологические основы внимания.
Характеризовать основные виды внимания.

Эндокринная система (2 часа)
Изучение материала по
Называть органы эндокринной системы.
готовым компьютерным
Узнавать по рисункам органы эндокринной
программам на CDсистемы. Различать железы внешней и
внутренней секреции; действие гормонов,
дисках.
витаминов.
Ознакомление с
Различать железы внешней и внутренней
информацией и выделение секреции; действие гормонов, витаминов.
главного.
Доказывать единство нервной и гуморальной
регуляций. Описывать симптомы нарушений
функций желез внутренней секреции.
Индивидуальное развитие организма ( 5 часов)
Перечислять этапы жизненного цикла особи.
Изучение материала по
Различать типы развития организмов. Узнавать
готовым компьютерным
по рисункам органы размножения.
программам на CDдисках.
Изучение материала по
Знать стадии эмбриогенеза. Называть функции
готовым компьютерным
плаценты. Описывать режим беременной.
программам на CDдисках.
Ознакомление с
Называть типы темперамента. Описывать
информацией и выделение изменения с юношами и девушками в процессе
главного.
развития. Сопоставлять понятия темперамент и
характер.
Ознакомление с
Сопоставлять понятия темперамент и характер.
информацией и выделение Анализировать содержание определений
главного.
основных понятий.
Изучение материала по
Называть меры профилактики заболеваний
готовым компьютерным
передаваемых половых путем. Описывать
программам на CDнарушения в организме при сифилисе. Объяснять

§57
! вопрос 2

20.04.

§58
! вопрос 2

25.04.

§59
вопрос 9, 10

27.04.

§60
вопрос 4

2.05.

§61
вопрос 2

4.05.

§63
рис 130

11.05.

§64
вопрос1

16.05.

§62
вопрос5

18.05.

17

дисках.

64

Здоровье - величайшая ценность для
личности и общества.

опасность заражения вирусом СПИДа.
Характеризовать наследственные и врожденные
заболевания человека.
Обобщение (1 час)
Ознакомление с
Понимать человека как биосоциальное существо;
информацией и выделение раскрывать черты сходства и отличия человека от
главного.
животных; знать предмет и задачи анатомии,
физиологии, психологии и гигиены человека.

Летнее
домашнее
задание

23.05

резерв времени 2 часа 25.05, 30.05.2021

18

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник
 Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - Дрофа, 2020. - 332с;
Методические пособия для учителя
 Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа,
2016г.
 Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 511 классы.
Дополнительная литература для учителя
 Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» - М.: Просвещение, 1990 г
 Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.:
Просвещение, 1983
 Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» - М.: Просвещение, 1996.
 Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс - М.: Дрофа. 2017
 Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2020. - 240с: ил.;
 Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2018
 Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2018
 Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология в 3х т.3-е изд. - М.: Мир, 2014.
 Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2019
 Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные,
электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты.
Дополнительная литература для учащихся
 Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене - М.: Просвещение, 1989 .
 Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа,
2021. -96с;
 Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии - М.: Просвещение, 1989
 Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2017
 Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. - Нью Медиа Дженерейшн (NMG), 2007
19

Internet – ресурсы:
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные,
электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные
1.Банк передового преподавательского опыта –биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
2….Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/.
5. РЭШ образовательная платформа, Учи. ру

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».