Программа по окружающему миру 2 класс на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазанова Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Дата: 2023.09.29 13:16:
02+03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий
мир» / Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.:
Просвещение, 2022г.

Данная программа соответствует стандартам начального общего
образования и учебному плану МБОУ СШ № 6 г. Котово
Общие цели начального общего образования с учётом специфики
учебного предмета «Окружающий мир»:
▪ формирование целостной картины мира и осознание места в нем
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысление ребенком лычного опыта
общения с людьми и природой;
▪ духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина в
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
▪ 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
▪ 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
▪ 3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
▪ 4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место предмета в учебном плане. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в
природной, и в социальной сфере.
На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в предмете выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой
деятельности, стан и народов. Особое внимание уделяется знакомству
младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается
и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
Программа
обеспечена
следующим
учебно-методическим
комплектом:
1 класс
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В двух частях. - М.: Просвещение, 2016г.
2 класс

1.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В двух частях. - М.: Просвещение, 2016г.
3 класс
1.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В двух частях. - М.: Просвещение, 2016г.
4 класс
1.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе. В двух частях. - М.: Просвещение, 2016г.
Программа рассчитана на 270 ч.
На реализацию программы по учебному предмету «Окружающий мир»
предусмотрено:
Класс Количе
ство
учебны
х
недель

Количес Количест
тво
во часов
Контро
часов в в год
льных
неделю
уроков

Из них
Комплекс Практи
ная
ческих
контроль
работ
ная
работа на
межпредм
етной
основе

Проек
тов

Экску
рсий

1

33

2

66

-

1

23

4

-

2

34

2

68

4

1

6

6

3

3

34

2

68

4

1

9

6

-

4

34

2

68

4

1

3

6

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою
принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные
чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского
общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как
духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с
течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в
изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том
числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной
жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным
принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через
бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений
окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе
взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное
отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через
выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с
правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте,
осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания,
выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что —
потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,
проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей
тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно
относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом,
оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию
из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной
форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять
полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей
тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале
относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой
работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных,
созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца
(кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
2 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка;

• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России, выступающей в форме национального
языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий
мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания
и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны
в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы,
Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях
людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания
ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных
проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной
гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном
окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных
производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных
профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе
урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных
этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с
учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к
сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для
выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемыаппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе
связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и
сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего
опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село),
где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические
знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить
взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в
лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу
сверстников;

• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками,
правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию; читать карту и план,
правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на
политической карте мира разные страны.
3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме
осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и
культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство
с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных
ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и
современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через
последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том
числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и
народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле,
выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ
безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной
среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца
ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как
условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по
отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам
природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее
многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками
истории и культуры городов России и разных стан мира;
• этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире
человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании
личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в
семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в
ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в
опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в
природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение
к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области
экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и
уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе
выполнения работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных
правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи
информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов
(справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные
модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы,
рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы
круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе
круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и
сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на
позицию партнёра в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его
участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и
культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость
ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и
описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное
оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы,
моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных
объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком,
изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и
систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения
болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать
соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные
знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть
скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила
экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых
стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость
уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;

• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации
учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить
уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для
поиска информации о человеке и обществе.
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, ответственного за сохранение её природного и
культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для
выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина
России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской
Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей
семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России
посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников
в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа
российской гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского
общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий
«Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе
на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения
астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира
через понимание их взаимной связи и представление о необходимости
исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом
развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и
возможностях собственного участия в построении её будущего;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика
(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),
мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,
сохранность объектов природы, будущее России;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы
России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием
культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе
знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников,
картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от
природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение
к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и
культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в
создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
•
фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно
относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу
его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:

• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с
условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других
образовательных ресурсах для передачи информации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников
(библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных
типов и видов (художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с
возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем,
составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и
практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в
стремлении высказываться, задавать вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать
на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной
форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при
выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций
всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает
и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство
гордости за свою страну;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты
Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города
современной
России,
узнавать
по
фотографиям
и
описывать
достопримечательности регионов и городов России;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль
в жизни страны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его
полномочия как главы государства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством
современной России и государственным устройством нашей страны в другие
периоды её истории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из
них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права,
приводить конкретные примеры прав ребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди
государственных символов других стран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни
страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• проводить несложные астрономические наблюдения;
• изготавливать модели планет и созвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их
решения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
международной Красной книги;
• находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России — основные
природные зоны;

• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные
зоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том
числе внесённых в Красную книгу России;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти
связи с помощью моделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить
примеры заповедников и национальных парков России;
• давать краткую характеристику своего края;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти
связи с помощью моделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
• рассказывать об охране природы в своём крае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в
экономике своего края;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события
на «ленте времени»;
• читать историческую карту;
• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности,
кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по
знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей
прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в
истории человечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в
разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных
событиях истории России;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их
достопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и
культуры России;
• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

• раскрывать связь современной России с её историей;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России
и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
2 КЛАСС
Вид
контроля

Входн
ая

Промежуточный контроль

Итоговый
контроль

(диагн
остиче
ская)
работа

Контрольны
х работ

уровня достижения результатов
1четв

1

2четв.

3четв.

1

1

4четв.

уровня
Итого
достижения
результатов

1

4

Практически
х работ

2

2

1

1

6

Проектов

1

2

1

2

6

Экскурсий

1

1

1

3

1

1

Комплексная
работа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА
ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

2 КЛАСС (68 ч)
№
п/п

Наименование раздела
программы, тема

Часы учебного
времени

дата
план

Где мы живём

4

1. Родная страна.

1

05.09

2. Город и село.
Проект «Родной город
(село)».
3. Природа и рукотворный мир.

1

0709

1

12.09

4. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где
мы живём».
Природа

1

14.09

20

5. Неживая и живая природа.

1

6. Явления природы.
Практическая работа
7. Входная контрольная работа
(тестирование)
Что такое погода.
8. В гости к осени (экскурсия).

1

1

28.09

9. В гости к осени (урок).

1

03.10

10.Звездное небо.

1

05.10

11.Заглянем в кладовые земли.
Практическая работа
12.Про воздух и про воду.

1

10.10

1

12.10

13.Про воздух и про воду.

1

17.10

14.Какие бывают растения.

1

19.10

15.Какие бывают животные.

1

24.10

16.Невидимые нити.

1

26.10

17.Дикорастущие и культурные
растения.

1

18.Дикие и домашние животные.

1

14.11

19.Комнатные растения.
Практическая работа в группе.
20.Животные живого уголка.
Практическая работа в группе

1

16.11

1

21.11

19.09
21.09

1
28.09

09.11

21.Про кошек и собак.

1

23.11

22. Красная книга.

1

28.11

23.Будь природе другом. Проект
«Красная книга, или Возьмём
под защиту»
24.Проверим себя и оценим свои
достижения
по
разделу
«Природа».
Жизнь города и села.

1

30.11

1

05.12

10

25.Что такое экономика.

1

07.12

26.Из чего что сделано.

1

12.12

27.Как построить новый дом.

1

14.12

28.Какой бывает транспорт.

1

19.12

29.Контрольная
работа
№2
«Жизнь города и села»
30.Культура и образование. Все
профессии важны. Проект
«Профессии».
31.В гости к зиме (экскурсия).

1

21.12

1

26.12

1

28.12

32.В гости к зиме (урок).

1

16.01

33.Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Жизнь
города и села».
34.Презентация проектов «Родной
город, село», «Красная книга,
или Возьмём под защиту»,
«Профессии».
Здоровье и безопасность

1

18.01

1

23.01

35.Строение тела человека.

1

25.01

36.Если хочешь быть здоров.

1

30.01

37.Берегись автомобиля!

1

01.02

38.Школа
пешехода.
Практическая работа в группе.
39.Домашние опасности.

1

06.02

1

08.02

40.Пожар.

1

13.02

41.На воде и в лесу.

1

15.02

9

42.Опасные незнакомцы.

1

43.Проверим себя и оценим свои
достижения
по
разделу
«Здоровье и безопасность».
Общение

1

44.Наша дружная семья.

1

27.02

45.Проект «Родословная».

1

29.02

46.В школе.

1

05.03

47.Правила вежливости. Ты и твои
друзья.
48.Мы - зрители и пассажиры.

1

07.03

1

12.02

49.Проверим себя и оценим свои
достижения
по
разделу
«Общение».
50.Контрольная
работа
№3
«Здоровье и безопасность»
Путешествия

1

14.02

1

19.02

18

51.Посмотри вокруг.

1

21.03

52.Ориентирование на местности.

1

02.04

53.Ориентирование на местности.
Практическая работа в паре.
54.Формы земной поверхности.

1

04.04

1

09.04

55.Водные богатства.

1

11.04

56.В гости к весне (экскурсия).

1

16.04

57.В гости к весне (урок).

1

18.04

58.Россия на карте.

1

23.04

59.Проект «Города России».

1

25.04

60.Путешествие по Москве.

1

30.04

61.Московский Кремль.

1

62.Город на Неве.

20.02
22.02

7

1

02.05
07.05

63.Итоговая
работа №4.

контрольная

1

14.05

64.Путешествие по планете.
Путешествие по материкам.
Комплексная
контрольная
работа.
65.Страны мира.
Проект «Страны мира»
66.Впереди лето.

1

16.05

1

21.05

1

23.06

67.Проверим себя и оценим свои
достижения
по
разделу
«Путешествия».
68.Презентация
проектов
«Родословная»,
«Города
России», «Страны мира».

1

28.05

1

30.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств
Количество
материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Основная литература:
1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1—4
классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение,
2022г.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
с
приложением на электронном носителе. В двух
частях. - М.: Просвещение, 2022г..

100%

100%

100%
Дополнительная литература:
1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель:
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

– М.: Просвещение, 2013-2016.
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся
начальных классов. – М.: Просвещение, 2013-2016.
3. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки
экологической этики. Книга для учащихся начальных
классов. – М.: Просвещение, 2013-2016.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. – М.:
Просвещение.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. – М.:
Просвещение.
6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс. – М.:
Просвещение.
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. – М.:
Просвещение.

100%

100%

100%

Печатные пособия
1. Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий
мир. Начальная школа».

100%

2. Комплект таблиц "Летние и осенние изменения в
природе" (13 таблиц+32 карт.)

100%

3. Плакаты «Мир вокруг нас. Звери». С.Н.Николаева,
Н.Н.Мешкова.
4. Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
5. Коллекция семян (к гербарию для начальной
школы).
6. Коллекция «Шишки, плоды,
кустарников»,
авторы
Л.Н.Дорохина.

семена деревьев,
И.Л.Марголина,

7. Карты России, мира, полушарий.

100%

100%
100%
100%

100%

Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»
А.А. Плешаков. 1 класс

100%

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»

100%

А.А. Плешаков. 2 класс
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»
А.А. Плешаков. 3 класс

100%

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»
А.А. Плешаков. 4 класс

100%

Экранно-звуковые пособия
1. Интерактивное учебное пособие «Окружающий мир.
Человек и природа. 1 класс»

100%

2. Наглядные пособия для интерактивных досок с
тестовыми заданиями «Окружающий мир. 1 класс»

100%

3. Наглядные пособия для интерактивных досок с
тестовыми заданиями «Окружающий мир. 2 класс»

100%

4. Наглядные пособия для интерактивных досок с
тестовыми заданиями «Окружающий мир. 3 класс»

100%

5. Наглядные пособия для интерактивных досок с
тестовыми заданиями «Окружающий мир. 4 класс»

100%

6. Презентации, соответствующие тематике, данной в
стандарте начального общего образования по
окружающему миру.

100%

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Интернет-конкурсы:
Конкурсы Центра творческих инициатив Snall
100%
Олимпиады и конкурсы круглый год.
Страница начальной школы: http://www.nic-snail.ru/
"Совенок"
100%
Сайт: http://www.covenok.ru
"Умник" Всероссийский детский интернет-фестиваль
Проекты и конкурсы круглый год. Участие командное.
100%
Сайт: http://www.childfest.ru
100%
"Фактор роста"
Дистанционные конкурсы и викторины для школьников
Сайт: http://www.farosta.ru
"ЭМУ"
100%
Сайт: http://cerm.ru/

"Эрудиты
Планеты:
Онлайн-олимпиада
для
100%
сметливых" Сайт: http://www.erudites.ru
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для
100%
крепления таблиц, постеров и картинок
2. Мультимедийный проектор
100%
3. Ноутбук
100%
4. Экспозиционный экран
100%
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.
Гербарий "Для начальной школы" (30 видов, с
100%
иллюстрациями).
100%
2. Гербарий. Растительные сообщества.
3. Компас.

100%

4. Лупа.

100%

5. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания
обучения.

100%

6. Коллекция полезных ископаемых.

100%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».