Рабочая программа по ИЗО 6 класс на 2023-2024 уч.г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИIО АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО

рАйонА волгогрАдской
МБоУ СШ ЛЪ б г. Котово

муниципАлъного

РАССМОТРЕНО
на заседании

КЕМЩ

оьлдсти

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по

УВР

{{

ffi

Потемкинао.В.

протокол J\Ъ 1
от к27> августа 2023 г,

Подписан:
Гаджирамазанова
Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Дата: 2023.09.30
13:44:19+03'00'

При
от <28>

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета <<Изобразительное искусство>>
для обучающихся б классов

(учитель Мохова Г.И.)

г. Котово,202з

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана в
соответствии с нормативными и методическими документами:
1.

Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением

Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014
№ 1644);
3.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015);
4.

Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия

учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия учебников под
редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для бщеобразоват. организаций / [Б.
М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина, С. Питерских].
— М. Просвещение, 2019. — 304 c. — ISBN 978-5-09-063718-3.
Рабочая программа, составлена на основе учебно-методического комплекта, включающего
учебник Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 10-е
изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071640-6,
входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации программ общего образования Министерством просвещения Российской Федерации
(Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной. Художественно-эстетическое развитие обучающегося выступает как необходимое
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры, как
способ самопознания и самоидентификации. Связи искусства с жизнью, роль искусства в
повседневной жизни человека, в жизни общества — главная содержательная линия программы.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт.
Тема 6 класса — «Искусство в жизни человека» — посвящена осмыслению, систематизации уже
имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых, формированию основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), пониманию основ
изобразительного языка.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития
курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения.
На основе данной рабочей программы создан завершённый курс интерактивных видео-уроков в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программой основного
общего образования и с учётом требований и специфики РЭШ.
Содержание рабочей программы учитывает и отражает специфику РЭШ, как одного из
современных образовательных ресурсов, имеющихся в арсенале педагога ООО, направленного
на совершенствование образовательного процесса.
Цель, задачи и функции рабочей программы
Цель рабочей программы: Формирование предметных, метапредметных и личностных
результатов обучающегося средствами изобразительного искусства, ориентированными на
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формированию умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Основные задачи рабочей программы:

1.

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального

образа реальности и произведений искусства;
2.

освоение художественной культуры как формы материального выражения в

пространственных формах духовных ценностей;
3.

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-

пространственной формы;
4.

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям

в ситуации неопределённости;
5.

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к

смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
6.

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре,

изобразительном

искусстве,

в

национальных

образах

предметно-материальной

пространственной среды и в понимании красоты человека;
7.

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Особенности содержания структурных компонентов рабочей программы, отражающие
специфику РЭШ.
Раздел 1. Планируемые результаты обучения по курсу.
Планируемые результаты настоящей программы скорректированы с учётом специфики РЭШ и
дополнены результатами, отражающими акцент работы с интерактивными видео-уроками.

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного
видео-урока;
 готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и
самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ.

Познавательные результаты

и

Обучающийся научится:
 работать с учебным материалом интерактивного видео-урока;
 находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных
материалов видео-уроков, в том числе в материалах, предложенных в рамках
дополнительных модулей видео-уроков: в энциклопедиях, справочниках, учебных
пособиях и пр.;
 осуществлять поиск заданной информации, в т.ч. иллюстраций, в интернете на сайтах,
предложенных в рамках видео-урока.
Коммуникативные результаты
Обучающийся научится:
 признавать свои ошибки, в том числе показатели (результаты) заданий обязательного
контрольного модуля видео-урока;
 понимать и принимать как индивидуальную задачу (задание) определённого модуля
видео-урока, так и совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий как интерактивного,
так и традиционного урока.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Содержание учебного курса рабочей программы соответствует структуре и содержанию
учебника Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского.. – 10-е
изд., перераб.и доп. – М. : Просвещение, 2019. Учебник создан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей
программой Изобразительное искусство. Сборник примерныхрабочих программ. Предметная
линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы.
Содержание предмета представлено в четырех разделах, соответствующих разделам учебника.
Отдельные темы выделены курсивом в соответствии с Примерной основной образовательной
программой основного общего образования.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке

изобразительного искусства.
Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра натюрморта в контексте развития
художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в
определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения
содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства
изображения предметного мира.
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через
знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности,
наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого с изображением в
портрете: сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета.
Портрет какспособ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как
изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных
художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка
пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная
перспектива. Пейзаж настроения. Пейзаж в русской живописи.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (10 ч)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1 ч)
Искусство и его виды. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их
назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметнопространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном
познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель:
художественный диалог. Творческий характер работы художника итворческий характер
зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Художественные материалы (1 ч)
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный

материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы: особенности их
выразительности и применения. Графические материалы и их особенности.Живописные
материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Рисунок — основа изобразительного творчества (1 ч)
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в
работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок.
Учебныйрисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими
материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать,
сравнивать и обобщать пространственные формы.
Ритм линии и пятен. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство
выражения (1 ч)
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и
образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в
создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных
отечественных и зарубежных мастеров.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная
шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм
пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Цвет. Основы цветоведения (1 ч)
Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа
цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный
геометрический порядок множества цветов. Основные и составные цвета. Дополнительный цвет.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала. Восприятие цвета — ощущения,
впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в
зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различных
культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше
восприятие.
Цвет в произведениях живописи (1 ч)

Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как
выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие
цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета. Понятие
«локальный цвет». Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий
образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок.
Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность
мазка.
Объёмные изображения в скульптуре (2 ч)
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни
людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения
мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объёмного изображения.
Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре:
глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь,
железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных
видах скульптуры.
Основы языка изображения (обобщение темы) (2 ч)
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке
изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и
их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство.
Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности,
зрительские умения. Культуросозидающая роль изобразительного искусства
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника (1 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности
художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского
отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в
изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Изображение предметного мира — натюрморт (1 ч)
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение

предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе.
Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к
правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в
истории искусства. Натюрморт вживописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение
и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (2 ч)
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и
объёмные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия
форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических
тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение
видеть конструкциюсложной формы.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости. Задачи
изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание
личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир
и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения
на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода.
Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Освещение. Свет и тень (2 ч). Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник
освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как
средство построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание
художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего
пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—
XVIII веков.
Натюрморт в графике . Цвет в натюрморте (1 ч)
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры.
Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды.
Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной
формы.

Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цветы живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм
цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) (1 ч)
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и
переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем
мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX
веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Образ человека — главная тема искусства (1 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения жанра портрета.
Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его
внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художникипортретисты.
Конструкция головы человека и её основные пропорции (1 ч)
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз,
носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Изображение головы человека в пространстве (1 ч)
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма
носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.
Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и
физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Портрет в скульптуре (1 ч)
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в
скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя.

Графический портретный рисунок (1 ч)
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение
изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Сатирические образы человека (1 ч)
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение
дружеского шаржа.
Образные возможности освещения в портрете (1 ч)
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Роль цвета в портрете (1 ч)
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение
портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (тёмное
— светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и
индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты прошлого (1 ч)
Нарастание глубины образа человека в истории западноевропейского и русского искусства.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её
художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портрет в изобразительном искусстве XX века (1 ч)
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны,
стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека,
красота устремлённости созидательной силы человека, красота молодости и многие другие
темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)

Изображение пространства (1 ч)
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения
пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего
Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его
развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья.
Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально
наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие
наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство
изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств
выражения, как форма определённого содержания, обусловленного культурой эпохи и
мировоззрением художника.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1 ч)
Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы.
Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий,
пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и
низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и
изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Пейзаж — большой мир. Пейзаж в русской живописи (1 ч)
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в
Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление
картины- пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в
классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в
картине. Земля и небо. Рольформата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы
в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели».
Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана
и значение его творчества для развития российской культуры.
Пейзаж в графике. Городской пейзаж (1 ч)
Графические зарисовки и на- броски пейзажей в творчестве известных художников.
Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность

графических образов вработах великих мастеров. Средства выразительности в графическом
рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и её роль в развитии культуры.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в
изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и
панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи
старинной Москвы, Санкт- Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений
для современной культуры. Образ города в искусстве ХХ века. Разнообразие в понимании
образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная
среда современной жизни.
Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры:
каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города.
Жанры в изобразительном искусстве (1 ч)
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический
жанр. Понятия «жанр», «содержанием произведения» в изобразительном искусстве.
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное
представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного
искусства.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение
темы) (1 ч)
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства.
Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения,
диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и
личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.).

Язык изобразительного искусства и художественный образ. Особенности художественного
образа в разных видах искусства. Изобразительные виды искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и художественные техники. Пространственные
искусства. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Цветовые
отношения. Основы цветоведения. Объем.
Жанры в изобразительном искусстве (27 час.).Натюрморт (8 час.).
Реальность и фантазия. Изображение предметного мира. Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Изображение объема на плоскости. Правила построения перспективы. Перспектива и ее
виды. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные
возможности натюрморта. Тон как отношение темного и светлого. Фактура.
Портрет (12 час.).
Изображение головы человека и жанр портрета. Конструкция головы человека и ее
основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет

в

скульптуре. Пропорции. Рисунок с натуры, по представлению. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Пейзаж (7 час.).
Жанры изобразительного искусства. Изображение природы и жанр пейзажа. Воздушная
перспектива. Природа и художник. Пейзаж настроения. Колорит. Пейзаж в живописи
художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на
пленэре. Язык и смысл. Средства художественной выразительности. Композиция.

Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Содержание тематического планирования представлено 6-ю блоками:
1

– Раздел (общее количество часов). Здесь указаны название (темы) раздела изучаемого

учебного курса и количество часов, как на интерактивные уроки, так и количество часов на
изучение указанного раздела в рамках традиционной классно-урочной системы. Такой подход
позволяет учителю сориентироваться в рамках содержания и объёмах материалов видео-уроков.
Пример:
Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6/9 – это значит, что в
указанном разделе 6 интерактивных уроков, включающих содержание 9 часов программы
авторов под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека. 6 класс.
2

– Контролируемые элементы содержания. Здесь представлена последовательность

элементов содержания по данному конкретному интерактивному уроку. Это ключевые
термины, понятия, определения, правила, факты (в т.ч. явления, события, процессы), а также
иные значимые краткие тезисы учебного содержания, которые обучающийся должен освоить,
понять, объяснить, с учётом технических возможностей РЭШ. На основе указанных
контролируемых элементов содержания разрабатываются соответствующие задания для
тренировочного и контрольного модулей интерактивных уроков РЭШ.
3

– Номер урока, тема урока. Здесь даётся перечень уроков, соответствующий

последовательности изучения данного учебного курса. Количество уроков соответствует
требованиям РЭШ (всего 17 уроков). Уроки пронумерованы. Тема каждого урока
уникальна.
4

– Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Представленные в

рабочей программе виды деятельности учитывают специфику ресурса РЭШ (в т.ч. её
технические возможности), наличие обязательных модулей интерактивных уроков, акцент на
«образности», «эмоциональности подачи учебного материала», а также выше указанное
требование – возможность «моделирования различных учебных ситуаций как в традиционной
классно-урочной системе, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения».
Виды деятельности, которые учитель сможет организовать в условия традиционной классноурочной системы с использованием ресурса РЭШ, выделены значком. Примеры.
—

вступать в учебный диалог, обсуждая предложенные задания или иной учебный материал

интерактивного урока;
—
5

обсуждать творческие работы одноклассников.
– Мультимедиа компоненты, отражающие элементы содержания. Здесь даётся

перечень содержательных элементов урока, а именно тех средств обучения, которые
учитель «встраивает» в урок, которые учитель (автор рабочей программы) «видит» как
средства достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Особенность в
том, что в этом разделе дается оптимальный набор мультимедиа компонентов – элементов
содержания. Творческий подход разработчиков интерактивных уроков не исключает
расширения списка данных объектов. Кроме того, в разделе не случайно чаще указывается
только содержание мультимедийного компонента, или к нему даётся обобщённое слово –
«иллюстрация…» и не конкретизируется, какая именно иллюстрация: рисунок объекта, фото
объекта, схема, или видеофрагмент и т.п. Таким образом, учителю (разработчику
интерактивного урока) даётся право выбора вида иллюстрации и особенности представления
компонента, исходя их его творческих и профессиональных интересов, возможностей. При
таком подходе рабочая программа оптимально ориентирует учителя, не ограничивая его в
выборе средств, идей, методических находок. Пример.
В разделе рабочей программы указано – иллюстрации произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства. А в материале интерактивного урока за словом «иллюстрация»
может быть: видеосюжет; фото и т.п., демонстрирующие примеры разных видов и жанров
изобразительного искусства: рисунки разных художников, пространственные формы,
скульптурные произведения.
6

– Количество часов. Здесь указывается количество часов на интерактивный урок и его

соответствие объёму учебного материала обычной программы данного курса. Пример.
В разделе показано: 1/2, где 1 – это 1 час интерактивного урока, 2 – показатель объёма учебного
материала, то есть на этом уроке дан объём двух обычных уроков авторской программы.

Раздел 4. Описание учебно-методического обеспечения
В разделе дан перечень компонентов учебно-методического комплекта «Изобразительное
искусство. 6 класс», которые учитель может рекомендовать к использованию, как в рамках
дополнительного модуля интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке. Также
указанные компоненты УМК могут быть использованы для разработки интерактивных

компонентов, предполагающих их использование.

Раздел 5. Пакет оценочных материалов и критерии оценивания
Предложенные в рабочей программе оценочные и сопутствующие контрольно-оценочной
деятельности методические материалы для учителя учитывают предметные особенности
курса «Изобразительное искусство». Предложенные типы и примеры заданий ориентируют
учителя в диапазоне контрольно-измерительных материалов по курсу «Изобразительное
искусство», позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать
результаты обучения как в рамках тренировочного, контрольного и дополнительного модулей
интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке классно-урочной системы.
Задания могут быть использованы как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока
по материалу раздела.
Раздел 6. Место учебного курса при изучении предмета
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится по 1 ч в
неделю. В 6 классе — 34 ч. (34 учебные недели). Предложенная рабочая программа и
разрабатываемый на её основе единый последовательный и сбалансированный курс из 17-ти
интерактивных видео-уроков для 6 класса открытой информационно-образовательной среды
"Российская электронная школа" является современным образовательным ресурсом учителя.
Курс позволяет учителю использовать его как в условиях традиционной классно-урочной
системы, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения предмета обучающимися
разных учебных возможностей, находящихся в разных жизненных ситуациях при наличии
необходимых технических средств.
Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 6 класс
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
основа российской гражданской идентичности как патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в
качестве гражданина России;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и

самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к
собственным поступкам;
ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного
видео-урока;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
основы целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами
изобразительного искусства, художественной культуры, установления актуальных связей
искусства и жизни, понимания роли и функций искусства во взаимоотношениях
человека с окружающим миром;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к
событиям и явлениям окружающего мира;
 чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного
искусства;
 осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
 способности

к

реализации

своего творческого

потенциала

в духовной

и

художественно-продуктивной деятельности;
 целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Метапредметные результаты.
Обучающийся научится:
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата,
 определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного
творческого замысла;
 выражать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
 действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач; воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с
репродукциями картин и другим визуально представленным материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной
выразительности;
 расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о
современных

событиях

культуры;

фиксировать

информацию

о

явлениях

художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
 соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по
различным средствам выразительности; осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных задач в зависимости от конкретных

условий;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между
людьми;
 использовать информационно-коммуникационные технологии как средство решения
учебных задач с использованием образовательного ресурса РЭШ.
Обучающийся получит возможность научиться:
 открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать

свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
 выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые
средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционногообщения;
 проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения
других участников в процессе коллективной творческой деятельности; продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; применять полученный опыт творческой деятельности
при организации содержательного культурного досуга.

Предметные результаты.
Обучающийся научится:
 знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
 знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление
о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного
изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
 знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть
имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа
и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
 понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
 знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.), особенности ритмической
организации изображения;
 знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;
 пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные

техники;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и
объёмного изображений предмета и группы предметов;
 знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:

 выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства.

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству разработана как нормативно – правовой документдля
организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 6 г. Котово.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
•

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных

принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
•

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

•

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

•

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к

равноправному сотрудничеству;
•

уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым

видам насилия и готовность противостоять им;
•

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей,

оптимизм в восприятии мира;
•

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным

нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
•

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
1

•

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение

конструктивно разрешать конфликты;
•

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома,

2

во внеучебных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные УУД
•

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

•

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров

действия в новом учебном материале;
•

планировать пути достижения целей;

•

устанавливать целевые приоритеты;

•

уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

•

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

•

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективыв

исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования.
Коммуникативные УУД

3

•

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•

формулировать собственное мнение и позицию;

•

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

•

аргументировать свою точку зрения;

•

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

•

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

•

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

•

работать в группе — устанавливать рабочие отношения;

4

•

основам коммуникативной рефлексии;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные УУД
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Предметные результаты
обучающийся научится:

обучающийся получит возможность
научиться

5

•

называть пространственные и временные виды искусства и•

активно

использовать

язык

объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видовизобразительного искусства и различные
искусства;
•

окружающего мира, технологии идр.);

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве•

владеть

диалогической

и ее значение для анализа развития искусства и понимания измененийкоммуникации,
видения мира;
•

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и

содержанием изображения;
•

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с

различными художественными материалами;

6

формой
уметь

•

создавать образы, используя все выразительные возможностиаргументировать свою точку зрения в

художественных материалов;
•

процессе
•

отношение

к

и

природе,

человеку,

общечеловеческие

ценности,

строить изображения простых предметов по правилам линейнойвыраженные в главных темах искусства;
•

выделять

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средствоустановления

признаки
стилевых

изобразительного искусства.

глубины пространства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное

напряжение в композиции натюрморта;
•

творческому опыту выполнения графического натюрморта и

гравюры наклейками на картоне;
•

свое

осознавать

изобразительного искусства, как средство построения объема предметов ипроцессе
•

в

состояние

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрмортобществу;

перспективы;
•

передавать

характер,

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношениеэмоциональное

с натуры из геометрических тел;
•

и

деятельности

простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•

различать

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых художественно-творческой

предметов (кухонная утварь);
•

изобразительного

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональныхискусства;

отношений;
•

изучения

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и
7

для
связей

в

изучения

переживания;
•

рассуждать

о

разных

способах

передачи

перспективы

в

изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
•

применять перспективу в практической творческой работе;

8

 навыкам изображения перспективных
сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 видеть,

 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими
графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж,
романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр,
импрессионизм;

 навыкам создания пейзажных зарисовок;

 различать и характеризовать виды портрета;

 различать

 понимать и характеризовать основы изображения головы

 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи
своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством

человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными
материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения

эмоциональной выразительности живописного

соотношения пропорций, характер освещения, цветовые

произведения;

отношения при изображении с натуры, по представлению, по

 навыкам композиции, наблюдательной
перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 различать основные средства художественной

памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными
навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;

выразительности в изобразительном искусстве

 использовать графические материалы в работе над портретом;

(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и

 использовать образные возможности освещения в портрете;

др.);

9

 определять композицию как целостный и
образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого

 пользоваться правилами схематического построения головы
человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения.

фрагмента в его метафорическом смысле;

10

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Количество часов на контрольные
Раздел
Количество часов
(лабораторные, практические, творческие)
работы
Виды изобразительного искусства и
8
6
основы образного языка
Жанры в изобразительном искусстве
27
19
Натюрморт
8
6
Портрет
12
8
Пейзаж
7
5

11

Календарно-тематическое планирование.
6 класс (ФГОС)
№п/п
Тема урока
1
1

2

Реализуемое содержание

Планируемые результаты

2

3
4
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.)
Язык изобразительного Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать
искусства и художественный искусство и почему этому надо учиться?), навык
сотрудничества с взрослыми и сверстниками
образ.
Художественныематериалы Метапредметные: пользоваться красками (гуашь, акварель),
несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),
Семья пространственных
обладать первичными навыками лепки, использовать
искусств. Художественные
коллажные техники..
материалы.
Предметные: определять цель, проблему в учебной
деятельности (различное назначение видов искусства в
жизни людей, соответственно различные художественные
средства и возможности), излагать своѐ мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы (что значит учиться
видеть?), осваивать новые социальные роли (критически
осмысливать), понимать значение знаний для человека
Рисунок – основа
Рисунок- основа
Метапредметные : активно использовать язык
изобразительноготворчества.
изобразительного искусства и различные художественные
изобразительного творчества
материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии
и др.)..

12

Дата
5

08.09

15.09

3

Линия и еѐ выразительные
возможности . Ритм линий.

4

Пятно как средство выражения.
Ритм пятен.

5

Цвет. Основы цветоведения.

Предметные: различать основные средства художественной
выразительности в изобразительном искусстве (линия,
пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.).
Личностные: осознавать свои интересы (основной элемент
рисунка, его значение и основная задача), осознавать свои
эмоции, понимать эмоции других людей.
Метапредметные:
владеть диалогической формой
Ритм.
коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в
22.09
Линия.
процессе изучения изобразительного искусства
Предметные:
навыкам композиции, наблюдательной
перспективы
и ритмической организации плоскости
изображения; различать свойства линий, виды и характер,
ритм, условность и образность линейного изображения.
Личностные: осознавать свои интересы (пятно визображении,
его выразительные
Метапредметные:определять цель, проблему в учебной
деятельности (различают ахроматические пятна в
изображении, их выразительные возможности), излагать
Ритм.
29.09
своѐ мнение в диалоге, делать выводы.возможности), иметь
Линия, пятно.
мотивацию учебной деятельности.
Предметные: композиционным навыкам работы, чувству
ритма, работе с различными художественными материалами
сравнивать по заданным критериям(свойства пятен и их
выразительные возможности).
Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойств
цвета).
Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге,
обмениваться мнениями, принимать самостоятельныерешения.
Цвет. Цветовые отношения. Предметные: научиться классифицировать по заданным
06.10
Основы цветоведения.
основаниям (спектр, цветовой круг), изучение свойств цвета;
создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов.
Метапредметные: понимать суть цветовых отношений.

13

6
Цвет в произведениях живописи.

Живопись.
Цветовые отношения.

7

Объѐмные изображения в
скульптуре.

Объем, скульптура.

8
Основы языка изображения
(обобщение темы «Виды
изобразительного искусства и
основы образного языка»).

Художественный образ.
Стилевое единство.

определять цель, ставить проблему в учебной деятельности,
излагать своѐ мнение в диалоге, адекватно, принимать и
сохранять учебную задачу.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть
готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.
13.10
Предметные: научиться самостоятельно классифицировать
группы цветов, сравнивать цветовые отношения по
заданным критериям.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
стремиться к приобретению новых знаний, приобретать
мотивацию процесса становления художественно- творческих
навыков. Учиться критически оценивать своюдеятельность.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока. Отвечать
на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной
деятельности. Осознанно использовать речевыесредства в
соответствии учебной ситуацией.
20.10
Предметные: изучать выразительные возможности объѐмного
изображения, классифицировать по заданнымоснованиям
(виды скульптуры). Пользоваться
художественными материалами и инструментами,
организовывать рабочее место.
определять цель,проблему
в учебной деятельности, осознавать
недостаточность своих знаний.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в
различных учебных ситуациях. Осознавать целостность мира и
разнообразие взглядов.
Метапредметные: различать и передавать в художественно27.10
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние
и свое отношение к природе, человеку, обществу;осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства.
Предметные: использовать в работе и анализировать

14

цветовые отношения. Понимать выразительные
возможности объѐмного изображения .и пользоваться ими.
Жанры в изобразительном искусстве (27 час.)Натюрморт (8 час.)
9

Реальность и фантазия в
творчестве художника.

Реальность и фантазия.

10

Изображение предметного мира Изображение предметного
мира.
– натюрморт.

11
Многообразие формокружающего
мира.

Форма.
Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.

Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче.
Осознавать свои эмоции. Осознавать многообразие взглядов
Метапредметные:
выделять признаки для установления
стилевых связей в процессе изучения изобразительного
искусства.Различать художественные средства и их
10.11
возможности. Адекватно выражать и контролировать свои
эмоции..
Предметные: учиться понимать условности и правдоподобиев
изобразительном искусстве, реальность и фантазии в
творчестве художника, составлять речевое высказывание по
алгоритму.
Личностные : проявлять интерес к поставленной задаче,иметь
мотивацию учебной деятельности.
Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать
модель объектов. Сравнивать объекты по заданным
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в
учебной деятельности, принимать учебную задачу.
17.11
Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять
способы достижения цели.
критериям. Строить логически обоснованные рассуждения.
Познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории
искусства. Знать имена выдающихся художников,
работавших в жанре натюрморта. Получить навыки
составления композиции натюрморта.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Стремиться к достижению поставленной цели.учиться видеть
внутреннюю структуру предмета, его конструкцию.
24.11
Метапредметные: проявлять интерес к изучению нового
материала и поставленной задаче. Соблюдать нормы

15

12

13

коллективного общения, Планировать деятельность в учебной
ситуации. Наблюдать окружающие предметы,
использовать ассоциативные качества мышления, выдумку,
неординарный образ мышления.
Предметные: применять перспективу в практической
творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений взарисовках
наблюдаемого.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Стремиться к достижению поставленной цели.ознакомиться с
перспективой.
Изображение объема на .Метапредметные: рассуждать о разных способах передачи
Изображение объѐма наплоскости.
плоскости. Правила
перспективы в изобразительном искусстве как выражении
01.12
Линейная перспектива.
построения перспективы. различных мировоззренческих смыслов.
Перспектива и ее виды.
Предметные: научиться различать фронтальную и угловую
перспективу, освоить основные правила линейной
перспективы; строить изображения простых предметов по
правилам линейной перспективы.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Осознавать свои эмоции, контролировать их.Проявлять
познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели.
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в
учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного
Тон как отношение темного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации,
и светлого.
Освещение. Свет и тень.
08.12
определять способы достижения цели.
Освещение. Свет и тень. Предметные: характеризовать освещение как важнейшее
выразительное средство изобразительного искусства, как
средство построения объема предметов и глубины
пространства.

14
Натюрморт в графике.

Фактура.
Натюрморт в графике.

Личностные: понимать значение внимания и
наблюдательности для человека, проявлять интерес
к видам изобразительного искусства. Осознавать свои

16

15.12

15

16

17

интересы и цели.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности, соблюдать нормы коллективного общения.
Учиться задавать вопросы.
Предметные: передавать с помощью света характер формы и
эмоциональное напряжение в композиции натюрморта,
творческому опыту выполнения графического натюрморта и
гравюры наклейками на картоне.
Личностные: проявлять интерес к изучению новогоматериала.
Осознавать свои эмоции, уметь
чувствовать настроение в картине. Проявлять интерес к
произведениям искусства.
Метапредметные: научиться планировать деятельность в
Цвет в натюрморте.
учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и22.12
Цвет в натюрморте.
эмоций посредством цвета и техники импрессионистов.
Предметные: изучать богатство выразительных возможностей
цвета в живописи, научиться анализироватьновый материал,
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и
переживания.
Личностные: осознавать свои интересы, опыт
и знания. Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять
интерес к новой технике создания картины и желание
использовать еѐ в своѐм творчестве. Получать эстетическое
наслаждение от произведений искусства.
Выразительные возможности
Выразительные возможности Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге,
12.01
натюрморта (обобщение темы
натюрморта.
аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно
«Натюрморт»).
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией
общения.
Предметные: видеть конструктивную форму предмета,владеть
первичными навыками плоского и объемного изображения
предмета и группы предметов.
Портрет (12 час.)
Изображение головы
Личностные: осваивать новые правила, осознавать
Образ человека – главная тема
19.01
человека и жанр портрета. многообразие взглядов. Понимать значение знаний для
искусства.

17

человека, осознавать свои интересы
и цели. Понимать значение знаний для человека.
Метапредметные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели.
Предметные: научиться различать и характеризовать виды
портрета.
18

19

20

21

Конструкция головы человека
Предметные: понимать и характеризовать основыизображения 26.01
и ее основные
Конструкция головы человека.
головы человека.
пропорции.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной
деятельности.
Метапредметные: Обмениваться мнениями, слушать друг
Изображение головы
Изображение головы человекав
02.02
друга. Планировать деятельность в учебной ситуации,
человека в пространстве.
пространстве.
определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели. Излагать своѐ мнение в диалоге.
Предметные: пользоваться правилами схематического
построения головы человека в рисунке.
Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов
мира искусств, иметь мотивацию учебной деятельности.
Вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое
воображение. Проявлять интерес к произведениям
скульптурного искусства. Осознавать свою цель, включатьсяв
определѐнный вид деятельности
Портрет в скульптуре.
Метапредметные: определять цель, принимать учебнуюзадачу, 09.02
Портрет в скульптуре.
Пропорции.
осознавать недостаточность своих знаний.
Определять проблему учебной деятельности. Планировать
деятельность в учебной ситуации.
Предметные: изучать скульптурный портрет
в истории искусства, скульптурные материалы, пользоваться
навыками работы с доступными скульптурными материалами.
Графический портретный

Рисунок с натуры, по

Личностные: понимать значение знаний для человека,

18

16.02

рисунок.

представлению.
Графический портретный
рисунок.

22

Графический портретный
рисунок.

Рисунок с натуры, по
представлению.
Графический портретный
рисунок.

23

Сатирические образы человека.

24

Образные возможности
портрета.

Образные возможностиосвещения Образные возможности
освещения в портрете.
в портрете.

осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию кучебной
деятельности.
Метапредметные: определять цель, проблему
в учебной деятельности,самостоятельно исправлять ошибки.
Излагать своѐ мнение в диалоге.
Предметные: использовать графические материалы в работе
над портретом.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной
деятельности.
Метапредметные: Планировать деятельность, выбирать
23.02
способы достижения цели, самостоятельно исправлять
ошибки.
Предметные: Выполнять зарисовки с целью изучения строения
головы человека, еѐ пропорций и расположения в
пространстве.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять познавательную активность. Осознавать свои
интересы и цели, эмоции, адекватно ихвыражать.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему художественного преувеличения,
способы достижения цели.
01.03
Предметные: научиться определять понятия,
художественные термины. Знакомиться с приѐмами
художественного преувеличения, известными
карикатуристами нашей страны. Проявлять положительное
отношение к юмору. Учиться приѐмам
художественного преувеличения, отбирать детали, обострять
образы.
Личностные: соблюдать нормы коллективного общения.
Метапредметные: соблюдать нормы коллективного

19

08.03

25

Роль цвета в портрете.

Роль цвета в портрете.

Роль цвета в портрете.

Роль цвета в портрете.

26

общения. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему возможностей освещения в портрете,
способы достижения практической цели. Корректировать своѐ
мнение.Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему возможностей освещения в портрете,
способы достижения практической цели. Корректировать своѐ
мнение.
Предметные: научиться воспринимать изменения образа
человека при естественном освещении, использовать
образные возможности освещения в портрете.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Критически оценивать свою деятельность.Осознавать свои
эмоции, адекватно их выражать.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Оценивать
степень
достижения
цели.
Планировать15.03
деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять
ошибки.
Предметные: классифицировать по заданным основаниям
цветовое решение образа в портрете. Сравнивать по
определѐнным критериям тон и цвет, цвет и освещение.
Осваивать навыки использования живописной фактуры.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Осознавать свои черты характера. Соблюдать правила
общественного поведения. Излагать своѐ мнение.Понимать
значение знаний для человека, приобретать мотивацию
процесса становления художественно- творческих навыков.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
22.03
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения,
планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своѐ
мнение, самостоятельно задавать вопросы. Оценивать степень
достижения цели.
Предметные: научиться определять понятие автопортрет,

20

27

Великие портретисты прошлого.

28

Портрет в изобразительном
искусстве ХХ века.

29
Жанры в изобразительном
искусстве .

сравнивать объекты, определять цвет и тона в живописном
портрете, осваивать навыки применения живописной
фактуры, самостоятельно выбирать и использовать
художественную технику.
Личночтные: осваивать новые правила, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.
Метапредметные: знать имена выдающихся художниковВеликие портретисты
портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
прошлого (В.А. Тропинин,
05.04
индивидуальность произведений в портретном жанре,
И.Е. Репин, И.Н. Крамской,
находить и представлять информацию о портрете.
В.А. Серов).
Выполнять художественный анализ своих работ. Предметные:
знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе, называть имена
выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения.
Личностные: осваивать новые правила, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.
Портрет в изобразительном Метапредметные: знать имена выдающихся художниковискусстве XX века (К.С. портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
12.04
Петров-Водкин, П.Д. Корин). индивидуальность произведений в портретном жанре,
находить и представлять информацию о портрете.
Предметные: знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
индивидуальность произведений в портретном жанре,
находить и представлять информацию о портрете.
Пейзаж (7 час.)
Личностные: иметь желание учиться, проявлять
Жанры изобразительного
познавательную активность. Понимать значение знаний для
19.04
искусства.
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.

21

30

Изображение пространства.
Воздушная перспектива.

Метапредметные: определять цель учебной деятельности.
Соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
Планировать и организовывать свою деятельность.
Предметные: анализировать, выделять главное в картине и
обобщать. Определять термин жанр и его виды: портрет,
натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный,
бытовой. Анализировать картины, написанные в разных
жанрах. Обобщать полученные знания, сравнивать объектыи
определять термин тематическая картина и еѐ виды.
Личностные: иметь желание учиться, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков. Идти на взаимные
уступки в разных ситуациях.
Метапредметные: научиться определять цель учебной
Изображение природы и жанр деятельности, соблюдать нормы коллективного общения.
пейзажа. Воздушная
26.04
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с
перспектива.
ситуацией. Планировать и организовывать свою
деятельность. Выбирать свои мировоззренческие позиции.
Предметные: учиться навыкам изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и воздушной
перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать
изменчивость цветового состояния и настроенияв природе.

31

Пейзаж-большой мир.

Природа и художник.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала,
познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели.
Метапредметные: определять учебную цель, соблюдать нормы
коллективного общения. Планировать деятельность вучебной
03.04
ситуации. Определять способы достижения цели.
Предметные: научиться навыкам создания пейзажных
зарисовок; различать и характеризовать понятия:
пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться

22

32

Пейзаж настроения. Природа и
художник

33
Пейзаж в русской живописи

правилами работы на пленэре.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала,
определять своѐ настроение. Проявлять познавательную
активность. Осознавать свои эмоции,интересы и цели, свои
мировоззренческие позиции.
Метапредметные: определять проблему будущей
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Пейзаж настроения. Природа Излагать своѐ мнение. Планировать деятельность в учебной
и художник.
ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять 10.05
Колорит.
работу по памяти и по представлению. Давать эстетическую
оценку выполненным работам. Анализировать использование
перспективы.Предметные: научиться использовать цвет как
инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является
средством эмоциональной выразительности живописного
произведения.
Предметные: научиться применять в творческой работе
Пейзаж в живописи
различные средства выражения, характер освещения, цветовые
художников –
отношения, применять правила перспективы,анализировать, 17.05
импрессионистов (К. Моне,А.
выделять главное и обобщать
Сислей).
изобразительные средства для передачи настроения впейзаже.

34

Пейзаж в графике. Городской
пейзаж

Пейзаж в графике.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять познавательную активность. Критически оценивать
художественные произведения.Осознавать свои интересы и
цели, мировоззренческие позиции. Учиться критически
осмысливать результатыдеятельности.
Метапредметные: определять тему урока. Соблюдать нормы24.05
коллективного общения. Излагать своѐ мнение. Планировать
деятельность в учебной ситуации. Определять способы
достижения цели. Выполнять работу по памяти.
Предметные: научиться анализировать графические средства

23

35

Выразительные возможности
искусства. Язык и смысл
(обобщение темы «Пейзаж»).

выразительности, выделять главные функции основных
элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять
понятие – городской пейзаж, самостоятельно делать выводыоб
организации перспективы в картинной плоскости
художника. Знать правила линейной и воздушной
перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной
плоскости, анализировать, выделять главное.
Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания.
Осваивать новую учебную ситуацию. Адекватно выражать и
контролировать свои эмоции. Предметные: различать и
характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
Работа на пленэре. Язык и пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм.
смысл. Средства
Метапредметные: определять цель урока. Организовывать
художественной
21.05
работу в группе, излагать своѐ мнение в диалоге с
выразительности.
товарищами. Понимать позицию одноклассника.
Композиция.
Корректировать своѐ мнение под воздействием
контраргументов.
Предметные: научиться анализировать графические средства
выразительности, выделять главные функции основных
элементов.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».