Рабочая программа по обществознанию 9 класс на 2023-2024 уч.г

ФЕдЕрАllии
министЕрство просвЕщЕния россиЙскоЙ

коМиТЕ'гоБРАЗоВАFlия,НАУкиИМоJtоДЕЖноЙIIоJIи,гики
ВОЛГОГРЛДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОТОВСКОГО
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИIО АДМИНИСТРАЦИИ

муниципАльного

р

Айо[IА волгогрлдской оь"llдсти

МБоУ

CШI

JYg

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на

зам.директора

заседании

КОЛинЩ

Прифпiина Е.В.

от

<<27>>

августа

202З г,

увр

б г, Котово

по

а"-4,
Потемкина о.В.

от к28>
2023 г.

РАБОЧАrI ПРОГРЛММЛ

Подписан:
Гаджирамазанова Ольга
Святославовна
Основание: я подтверждаю
этот документ
Дата: 2023.09.30 10:52:
54+03'00'

<<ОбществознаtIие>)
учебного предмета

для обучающихся 9 классов

(учитель Прилипкина Е, В,)

г. Itотово ,2023

августа

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по Обществознанию предназначена для обучающихся 9 класса средних
общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной рабочей программы по обществознанию;
- УМК «Обществознание. 9 класс» авторов Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова
2. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» изучается на уровне основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 5-9 классах.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения
курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого
этапа курса (5 —7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным
для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные
представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты
через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания
являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания,
определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные
компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические,
правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Программа рассчитана на 34 часа. На изучение учебного предмета «Обществознание» в 9-х классах
предусмотрено 1 час в неделю.
3. Цели и задачи учебного предмета
Целью освоения учебного предмета «Обществознание» является развитие личности
обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся
анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих
адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Изучение обществознания в основной школе направлено на выполнение следующих задач:
- осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности;
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных
отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего
образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в
общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный
предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества
через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология,
правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Методической основой изучения курса обществознания в основной школе является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности
школьников.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает
обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства,
возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на
которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и
обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая - отраслям
права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы
конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а
также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляется в
определенной мере систематизированные знания о праве.
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Далее представлены предметные учебные действия к концу 9 класса соответственно темам.
Политическая сфера жизни общества.
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать
характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
5. Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она
может проводиться на всех этапах урока. Главная цель — выяснить уровень усвоения знаний, умений
учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.
Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим материалом предполагают
проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему ведущих понятий,
теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания. Наиболее полно она
осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а также в процессе итоговой
аттестации.
Основные объекты проверки знаний по обществознанию:

- знания об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов, социальных
качествах личности и условиях их формирования, ключевых познавательных процедурах и
особенностях социального познания;
- знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни;
- различные умения и виды познавательной деятельности.
Типичные ошибки учащихся
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и
негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков
второстепенными;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных
вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; Недочетами являются:
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Критерии оценок знаний учащихся по обществознанию за устный ответ
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с
корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана
аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или
явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при
раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих
терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом
уровне без аргументации. Отказ от ответа.
Критерии оценок работы с источниками, иллюстрациями, диаграммами, схемами
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа учащегося сводилась к
мобилизации всех своих знаний по обществознанию, чтобы правильно ответить на заданные
вопросы.
Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением
необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: подбирает
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и
навыки;

Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в
полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы;
Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя.
Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные затруднения
при самостоятельной работе;
Оценка«2» выставляется в том случае, если выставляется в том случае, когда обучающийся не
подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Отказ от ответа.
Требования, предъявляемые к эссе:
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая
необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия,
термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Критерии оценивания эссе:
Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
Представление и пояснение собственной позиции – 1 балл
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
Максимальный балл- 5
Оценка «2» если: имеется своя точка зрения. Проблема проанализирована слабо, аргументация
практически отсутствует. Специальная терминология не используется;
Оценка «3» если: имеется своя точка зрения. Используются при подаче информации специальные
термины. Приводятся доводы из личной или социальной жизни без их научного объяснения;
Оценка «4» если: присутствует свое мнение. При описании сути используются специальные
понятия и термины. Приводится в качестве довода свой или чужой опыт, наблюдаемые явления. В
малой степени имеется объяснение фактов из личной жизни с научной точки зрения;
Оценка «5» если: при анализе проблематики показано свое мнение. Проведенный анализ дает
однозначный ответ на поставленный вопрос. Присутствует теоретическое обоснование взглядов
автора, сути проблемы и т.д. Имеется убедительная аргументация своих взглядов. Активно и к месту
используются термины. Сформулированы итоговые выводы, подтверждающие или опровергающие
изначально выдвинутую гипотезу.
Критерии оценивания письменного (развёрнутого) ответа на проблемные вопросы
Проблемный вопрос- это задание, направленное на усвоение знаний через активную
мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных
вопросов и задач, содержащих противоречие.
Вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным, но соответствующим логике науки;
- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор;
- создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Оценка «5» ставится если:

- учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;
-учащийся сумел изложить имеющиеся обществоведческие знания, раскрыв сущность
поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую
терминологию;
-проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе обществоведческого материала,
подтверждающего собственную точку зрения.
Оценка «4» ставится если:
-учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие знания
следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на жизненном опыте.
Оценка «3» ставится если:
-учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического
материала, имеющего отношение к ее решению.
Оценка «2» ставится если:
-есть серьезные ошибки по содержанию.
Критерии оценивания устного сообщения учащихся
Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть
информации. Излагается в форме краткого доклада, задача которой донести определенную
информацию не выходя из рамок заданной темы.
Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:
Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы
доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.
Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц,
иллюстраций и т.д.;
Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений темы сообщения, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого,
не владеет монологической речью;
Низкий уровень (Оценка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Критерии оценивания обществоведческих рефератов
Реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного
изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной
темы, проблемы. Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает
самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения учащегося на базе содержащихся в
литературе сведений.
Критерии оценки реферата (по 5-балльной системе):
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточнику;
- логичность, аргументированность изложения и выводов;

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);
- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.),
качество сопроводительных материалов;
- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его
суждений;
- стилистическая, языковая грамотность.
Оценка «5»- умение выбрать главное и конкретное;
- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует обществоведческие термины,
понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в событиях, умеет их
анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает
рисунки, схемы, презентации – при необходимости);
Оценка «4»- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке
обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме;
Оценка «3»- поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется
главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат
оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
Оценка «2» - поднятая проблема не раскрыта, есть серьезные ошибки по содержанию.
6. Содержание рабочей программы
6.1. Политическая сфера жизни общества.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
6.2. Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью
посредством электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека
и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

6.3. Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности

административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда
работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности
уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Повторение и обобщение материала.

7. Поурочно-тематическое планирование
Тема

Освоение предметных знаний

1. Вводный урок.

Политика
власть
2.

3. Государство

и

УУД
личностные, метапредметные.

Научатся: актуализировать и
систематизировать информацию по
изученному курсу;
характеризовать особенности отдельных тем
и понятий, процессов, явлений: в политике,
экономике, социальной жизни, культуре.
Получат возможность научиться: решать
проблемные задания.

Личностные УУД
Намечают перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Метапредметные УУД
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей,
товарищей и родителей;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в
совместной деятельности.

Научатся: характеризовать власть и
политику как социальные явления; выявлять
полит. события в нашей стране, изучать
полит. партии и их основные программные
материалы.
Получат возможность научиться: оценивать
роль политики в жизни общества. Выделять
основные направления политики.

Личностные УУД
Учатся: осознавать какое значение и смысл имеет для меня
политика;
Устанавливать связь между целью политики и ее
последствиями для общества.
Метапредметные УУД
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

Научатся: различать понятия государство,
монархия, республика, государственный
суверенитет. Определять, что такое
государство, его отличительные признаки.
Характеризировать внутренние и внешние
функции государства. Формы государства.
Получат возможность научиться: оценивать

Личностные УУД
Учатся: Объяснять, как развитие общества влияет на
развитие государства и меня в частности.
Метапредметные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях одного
и другого, рассматривая схему.
Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества,

Дата проведения.
Планируемая

05.09.23

12.09.23

19.09.23

Фактическая

4. Политические
режимы

5. Правовое
государство.

6. Гражданское
общество и
государство.

7. Участие граждан в
политической жизни.

утверждение о связи развития государства и
общества и аргументировать свою позицию.
Конкретизировать на примерах влияние
государства на людей.

иллюстрировать конкретными примерами;
Описывать с опорой на примеры взаимодействия людей в
группах;
Осознавать качество и уровень подготовки.

Научатся: объяснять понятия Тоталитаризм,
Авторитаризм, Демократия. Называть Виды
и формы полит. Режимов и давать краткую
характеристику. Объяснять демократические
ценности. Получат возможность научиться:
иллюстрировать развитие демократии в
современном мире на конкретных примерах.

Личностные УУД
Формирование отношение к разного рода режимам,
оценивать роль демократии в своем государстве.
Метапредметные УУД
Учатся: Выявлять типологию режима в зависимости от
конкретных примеров; Охарактеризовать основные типы
режимов, дать им оценку, сравнить их.

Научатся: давать определения понятиям
Публичная власть, теория разделения
властей, верховенство права, незыблемость
прав и свобод человека, конституционный
суд, суд общей юрисдикции, арбитражный
суд. Характеризовать особенности правового
государства, причины, по которым
необходимо строгое соблюдение законов в
обществе.
Получат возможность научиться:
иллюстрировать причины, по которым
необходимо строгое соблюдение законов в
обществе примерами.

Личностные УУД
Учатся: Осознавать какое значение и смысл имеет для меня
жизнь в правовом государстве;
Устанавливать связь между своим положением и статусом
правового государства.
Метапредметные УУД
Ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблем;
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

Научатся: давать определения понятиям
Гражданское общество, государство,
референдум общественные объединения,
местное самоуправление, муниципальная
собственность, территориальное
общественное самоуправление.
Характеризовать значение существования
гражданского общества, важность
деятельности местного самоуправления.
Получат возможность научиться: описывать
пути формирования гражданского общества
в РФ. Обобщать Знания по разделу

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свои предположения о том, и каковы
характеристики сильного гражданского общества;
Способности видеть и анализировать процесс развития
гражданского общества, задаться вопросом: "Я – достойный
гражданин?"
Метапредметные УУД
Определять незнакомые слова и находить их значение;
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность
гражданского общества;
Составлять свой план ответа;
Оценить себя и своих товарищей в группе через призму

26.09.23

3.10.23

10.10.2

17.10.23

«Гражданин. Государство. Право».

ценностей гражданского общества.

Научатся: давать определения понятиям
Лидер, Политическая партия; анализировать
роль партий в жизни общества, признаки
партий и общ. организаций. Получат
возможность научиться:
характеризовать деятельность партии, её
особенности.

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свое мнение.
Метапредметные УУД
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с
различной деятельностью человека общества;
Составлять план идей своей партии;
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
Проверять и оценивать результаты работы.

24.10.23

10. Практикум по
теме «Политика»

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов. Уметь объяснять процессы и
явления социальных процессов. Находить
нужную социальную информацию,
адекватно ее воспринимать, применяя
обществоведческие понятия и определения.
Анализировать социальные явления.
Выбирать адекватные способы деятельности.
Уметь выполнять практические и
познавательные задания.

Личностные УУД
Учатся: Высказывать свое мнение.
Метапредметные УУД
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с
различной деятельностью человека общества;
Составлять план идей своей партии;
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
Проверять и оценивать результаты работы.

7.11.23

11. Роль права в
жизни человека,
общества,
государства

Научатся: давать определения понятиям
право, мораль, гражданство, гражданин,
норма права, закон, частное и публичное
право, указ, постановление, конституция,
референдум. Характеризовать значение
права в жизни человека, общества и
государства;
понятие нормативно-правовой акт, виды
нормативных актов. Раскрывать систему
законодательства.
Получат возможность научиться:
Выражать свое отношение к роли права в
жизни человека, общества, государства.

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития права.
Метапредметные УУД
Учатся: заполнять таблицу на основе текста, выписывая
цитаты и свои мысли;
Прогнозировать свой результат.

14.11.23

8- 9. Политические
партии и движения.

12. Правоотношения
и субъекты права

13. Правонарушения
и юридическая
ответственность

14.
Правоохранительные
органы РФ

15. Конституция РФ

Научатся: давать определения понятиям
субъект, Объект. Характеризовать Сущность
и особенности правоотношений. Получат
возможность научиться: приводить примеры
правоотношений

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития правоотношений.
Метапредметные УУД
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и
вступать в диалог.

Научатся: Давать определение понятий
правонарушение и правомерное поведение,
юридическая ответственность, презумпция
невиновности. Различать правонарушение и
правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки
правонарушений.
Характеризовать юридическую
ответственность в качестве критерия
правомерного поведения. Объяснять смысл
презумпции невиновности.
Получат возможность научиться: приводить
примеры правонарушений.

Личностные УУД
Учатся: оценивать свое поведение с точки зрения
правомерности.
Метапредметные УУД
Характеризовать и иллюстрировать примерами
правонарушения; Объяснять поступки человека в
соответствии с правомерностью;
Участвовать в коллективно обсуждении проблем;
Оценивать результаты своей работы в группе

Научатся: Объяснять понятия
правоохранительные органы, Прокуратура,
Суд. Адвокатура. Полиция.
Называть основные правоохранительные
органы РФ; различать сферу деятельности
правоохранительных органов и судебной
системы.
Получат возможность научиться: приводить
примеры деятельности правоохранительных
органов.
Научатся: давать определения понятиям
Конституция, конституционные нормы,
конституционный суд.
Характеризовать особенности Конституции
как высшего закона страны. Раскрывать

Личностные УУД
Осмысление роли правоохранительных органов в обществе;
проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к
новым общим способам решения задач.
Метапредметные УУД
Приводить примеры, иллюстрирующие правоохранительных
органов в стране;
анализировать состояние страны;
осознавать качество и уровень усвоения материала.
Личностные УУД
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному процессу;
понимают необходимость учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и

21.11.23

28.11.23

5.12.23

12.12.23

конституционные нормы.
Получат возможность научиться:
Выражать свое отношение к роли
конституции в жизни гражданина, общества,
государства.

предпочтении социального способа оценки знаний.
Метапредметные УУД
ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и
произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
адекватно используют речевые средства для эффективного
решения коммуникативных задач.

16. Основы
конституционного
строя России

Научатся: давать определения понятиям
Конституционный строй, выборы,
референдум, государство, федерация,
республика, самоопределение, сепаратизм,
светское государство, гражданство, права
человека. Характеризовать Основы
конституционного строя России. Раскрывать
систему законодательства.
Получат возможность научиться:
Выражать свое отношение к роли права в
жизни человека, общества, государства.

Личностные УУД
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному процессу;
понимают необходимость учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний.
Метапредметные УУД
ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и
произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
адекватно используют речевые средства для эффективного
решения коммуникативных задач.

19.12.23

17. Права и свободы
человека и
гражданина

Научатся: давать определения понятиям
Гражданин, государство, право, права
человека, Конституция,. Характеризовать
Всеобщая декларация прав человека —
идеал права. Раскрывать систему прав и
свободы человека и гражданина.
Получат возможность научиться: определять
воздействие международных документов по
правам человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина в РФ..

Личностные УУД
Учатся: Осознавать какое значение и смысл имеет для меня
Права и свободы человека и гражданина.
Метапредметные УУД
Ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблем;
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

26.12.23

18. Права и свободы
человека и
гражданина

Научатся: давать определения понятиям
Гражданин, государство, право, права
человека, Конституция. Характеризовать
Права и свободы человека и гражданина в
РФ, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Раскрывать Права
ребенка и их защита, механизмы реализации
и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Личностные УУД
Учатся: осознавать какое значение и смысл имеет для меня
Права и свободы человека и гражданина.
Метапредметные УУД
Ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблем;
Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на

16.01.24

19. Гражданские
правоотношения

20. Право на труд.
Трудовые
правоотношения.

Получат возможность научиться: определять
механизмы реализации и защиты прав
человека и гражданина в РФ на конкретных
примерах.
Научатся: давать определения понятиям
Гражданин, гражданские правоотношения,
гражданское общество, частная жизнь,
частное право.
Характеризовать особенности гражданских
правоотношений
Раскрывать смысл «право собственности»;
называть виды и приводить примеры
гражданских договоров;
Раскрывать особенности гражданской
дееспособности несовершеннолетних.
Получат возможность научиться:
раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей,
характеризовать способы защиты
гражданских прав.
Научатся: давать определение понятий
Труд, трудовые отношения, трудовой
договор, коллективный договор, дисциплина
труда, тунеядство, трудовая книжка,
трудовое партнёрство, профсоюзы,
безработица.
Называть основные юридические гарантии
права на свободный труд.
Характеризовать особенности трудовых
правоотношений.
Объяснять роль трудового договора в
отношениях между работником и
работодателем. Получат возможность
научиться:
Раскрывать особенности положения
несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях.

основе учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Составлять план своих действий.

Личностные УУД
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
в границах правомерных гражданских отношений;
Оценить свои гражданские правоотношения.
Метапредметные УУД
Учатся: Уметь анализировать положение человека в
обществе с использованием социологических понятий;
Иллюстрировать примерами различные социальные статусы
и роли.
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод
незаконченных предложений.

23.01.24

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития трудовых правоотношений.
Метапредметные УУД
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и
вступать в диалог.

30.01.24

Научатся: раскрывать смысл юридических
понятий «семья» и «брак», Семейное право,
брак, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права
ребёнка, брачный договор.
Приводить примеры прав и обязанностей
родителей и детей. Получат возможность
научиться:
Характеризовать формы защиты детей,
оставшихся без попечения родителей.

Личностные УУД
Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к браку и семейным
ценностям.
Метапредметные УУД
Формируют способность сознательно организовывать и
регулировать свою деятельность - учебную, общественную и
др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации.

6.02.24

22.
Административные
правоотношения

Научатся: раскрывать смысл юридических
понятий предупреждение, штраф,
конфискация. Определять сферу
общественных отношений, регулируемых
административным правом. Характеризовать
субъектов административных
правоотношений. значение
административных наказаний. Получат
возможность научиться:
указывать основные признаки
административного правонарушения.

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития трудовых правоотношений.
Метапредметные УУД
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и
вступать в диалог.

13.02.24

23. Уголовноправовые отношения

Научатся: раскрывать смысл юридических
понятий
УК РФ, Статья, Уголовное преступление.
Характеризовать особенности уголовного
права и уголовно-правовых отношений.
Указывать объекты уголовно-правовых
отношений.
Перечислять важнейшие признаки
преступления.
Отличать необходимую оборону от
самосуда.
Получат возможность научиться:
Характеризовать специфику уголовной
ответственности несовершеннолетних.

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития уголовных правоотношений.
Метапредметные УУД
Учатся: Извлекать информацию из текста;
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале;
Оценивать результаты работы.

21. Семейные
правоотношения

20.02.24

Личностные УУД
Формирование правового мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития социальной ответственности.
Метапредметные УУД
Знать: основные положения по теме урока
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения, работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее изученный
материал для решения познавательных задач;
уметь строить устное речевое высказывание, слушать и
вступать в диалог.

24. Социальные
права

Научатся: давать определение понятий
Социальные права, социальные отношения,
пенсия, пособие, льгота, трудная жизненная
ситуация.
Называть основные юридические гарантии
социальных прав.
Характеризовать особенности социальные
прав.
Получат возможность научиться:
Раскрывать особенности социальных прав
несовершеннолетних в РФ.

25. Международноправовая защита
жертв вооруженных
конфликтов

Научатся: давать определение понятий
международное гуманитарное право, жертвы
войны, вооружённый конфликт, военные
преступления. Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы,
направленные на защиту раненых,
военнопленных, мирного населения.
Получат возможность научиться:
Характеризовать с опорой на примеры
положительного влияния международное
гуманитарное право на жизни участников
вооруженных конфликтов.

Личностные УУД
Воспитание собственной гуманной точки зрения.
Метапредметные УУД
Научатся:
Используя СМИ, приводить примеры действия
международного гуманитарного права. Проверять и
оценивать результаты работы

Научатся: давать определение понятий
образование, культурные ценности,
самообразование, общее и профессиональное
образование, гуманизация образования.
Оценивать роль образования в современном
обществе.
Получат возможность научиться:
Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику
РФ.

Личностные УУД
Учатся: формулировать свою точку зрения на выбор пути
образования.
Метапредметные УУД
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с
влиянием образования на жизненный путь и успех человека;
Оценить себя и своих товарищей в группе через призму
образования;
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания;
моделировать ситуации и анализировать их.
Обосновывать свое отношение к непрерывному
образованию.

26. Правовое
регулирование
отношений в сфере
образования

5.03.24

12.03.24

19.03.24

27 – 28. Практикум
по теме «Право»

29. Повторительнообобщающий урок по
курсу

30. Контрольная
работа по курсу

Научатся: Систематизировать и обобщить
изученный материал;
выполнять задания по изученной теме.

Личностные УУД
Определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей,
товарищей и родителей;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в
совместной деятельности.

Научатся: актуализировать и
систематизировать информацию по
изученному курсу;
характеризовать особенности отдельных тем
и понятий, процессов, явлений: в политике,
экономике, социальной жизни, культуре.
Получат возможность научиться: решать
проблемные задания.

Личностные УУД
Определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей,
товарищей и родителей;
выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в
совместной деятельности.

Научатся: Узнавать основные теоретические
положения раздела; основные понятия.
Уметь систематизировать и обобщить
изученный материал

Личностные УУД
Научатся: Осознавать свое умение систематизировать и
применять обществоведческие знания;
Определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
выбирают наиболее эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности.

2.04.24
9.04.24

16.04.24

23.04.24

31. Обобщение и
работа над ошибками

Итого – 31.
Резерв – 3.

Научатся: Подводить итоги учебной работы
за год.
Наметить перспективы обучения в 10
классе или колледже

Личностные УУД
Научатся: Осознавать свое умение систематизировать и
применять обществоведческие знания;
Определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
Метапредметные УУД
Научатся адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей и родителей;
контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности;
договариваются о распределении ролей и функций в
совместной деятельности.

30.04.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».