Подписан: Гаджирамазанова Ольга Святославовна Основание: я подтверждаю этот документ Дата: 2023.09.30 10:52: 53+03'00' Рабочая программа по курсу «Обществознание» 7 класс(УМК Л.Н.Боголюбов) ФГОС Пояснительная записка обществознание 7 класс (УМК Л.Н. Боголюбов) Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе: Законы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ); - Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» ( в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС). Программы: - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединениемпо общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15). - Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакциейакадемика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидатапедагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2011. Постановления: - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81). Приказы: - Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609); - Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74); - Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016-2017 учебный год; - Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письма: - письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»; - письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №24/4.1. «О примерной структуре рабочих программучителя» - Устав МБОУ СОШ №32 г.Шахты, утвержденный Постановлением Администрации г.Шахты от 28.07.2015г №4149; - Основная образовательная программа МБОУ СОШ №32 г.Шахты на 2017-2018 учебный год; - Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №32 (протокол педсовета №1 от 30.08.2017г); - Протокола №1 заседания МО от 29.08.17 г. Цели изучения обществознания в основной школе: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах • человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.Рабочая программа направлена на решение следующих задач: -содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации; -формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; -воспитание гражданственности и любви к Родине; -создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний; -выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры; -содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими исоциальными группами; -помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений; -ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своейстраны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободамкак высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать ихкомплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правиламведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступнойсоциальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковыхсистем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей впределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам спозиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения вжизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современномобществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникациидля поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точкузрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Содержание программы Введение – 1 час Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч). Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдениязаконов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления ипроступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношенияорганов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительностьтруда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовыеформы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемыегражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства,конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (4 часа). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическаямораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники.Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Учебно-тематический план № п/п 1 2 Наименование раздела Всего часов 1 14 1 14 1 4 Введение. Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа 4 1 5 6 Итоговое повторение Итого: 2 34 1 4 3 Из них на контрольные работы Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Критерии оценки устного ответа: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятьюбаллами; твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя; неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремябаллами; наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно,отметкой «2»; отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). Критерии оценки работы на уроке: активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами; активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя; неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами; полное отсутствие активности - отметка «2»; Критерии оценки тестового задания: 75-100% - отлично «5»; 60-74% - хорошо «4» 50-59% - удовлетворительно «3»; менее 50% - неудовлетворительно «2»; Критерии оценки сообщения или проекта: глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами; привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя; выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы - отметка «2»; Критерии выведения четвертных и годовых оценок: Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований: - активная и правильная работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов - высокий уровень знания базового материала; Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала; Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований: - отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала; Учебно-методический комплекс Для учителя: Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт. Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017. Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф.Ивановой. – М: ВАКО, 2012. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011 Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009. 17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию:Материалы к курсу.— М., 1998. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999. Для обучающихся: Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт. Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012 Конституция РФ. М., 2002. Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995. Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000. Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г. Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г. Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год. . Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996. 19. Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993. 20. Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993. 21. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007. Цифровые образовательные ресурсы: http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации). http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительскойгазете». http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике. http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов. http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнесобразование без границ. http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете. http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России. http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал. http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема». http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России». http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс (ФГОС) (по учебнику Боголюбова Л.Н.) Дата № план 1 7.09 2 14.09 факт Название темы урока Кол-во час Введение в курс 1 Что значит жить по правилам 1 личностные План реализации УУД метапредметные предметные Умеет аргументированно высказывать свою позицию Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников Понимает место человека в обществеи свою собственную роль в окружающем мире Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспе шности учебной деятельности Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу Научатся объяснять понятия: социальные нормы, привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония, правила, манеры, санкции, табу, традиции, этикет, сетикет; называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета Домашнее задание Прочитать с.5-6 в учебнике §1, ?? 1-4 с.14., подготовить пословицы и поговорки по теме «Человек и закон» 3 4 5 21.09 28.09 5.10 Права и обязанности граждан Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолет них. 2 1 Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличнуюот своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Научатся объяснять понятия: право человека, свобода, гражданские права, политические права, социальноэкономические права, культурные права, Организация объединённых наций, омбудсмен, декларация, пакт, конвенция, закон, гарантия, всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер, стандарт; определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе» §2, с.1619,22, вопр. 13 с.21, зад. №1-3 (раздел «В классе и дома») с.21 §2, стр.19-21 6 12.10 Почему важно соблюдать законы. Учимся читать и уважать закон. 1 Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. 7 19.10 Защита Отечества 1 Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят Научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия,свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. §3, с.22-29, вопр. 1-5 с. 29 Научатся объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военнойслужбе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности §4, с.31-33 8 26.10 Военная служба 1 9 9.11 Для чего нужна дисциплина 1 1 0 1 1 16.11 23.11 Виновен - отвечай 2 Определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интереск новому учебному материалу, учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативныхи познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение. Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: Научатся определять основные понятия по теме, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, §4, с.33-39 §5, с.39-43, вопр. 1,2 (Проверь себя) и задание №1 (В классе и дома) с.46-47 §5, с.44-48 §6, с.48-51,55, вопр.1-4,6 с.54 1 2 1 3 30.11 7.12 Кто стоит на страже закона 2 выражают положительное отношение к процессу познания планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. особенности наказания несовершеннолетних Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интереск новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов §6, с.50-54, вопр.5 с.54 §7, стр.55-60, вопр.1-3 стр.63 §7, стр.60-64, вопр.4-5, стр.63, повт. §§ 1-6 1 4 14.12 Регулирование поведения людейв обществе (контрольное тестирование №1) 1 Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваютсямнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Научатся работать с тестовыми контрольноизмерительными материалами 1 5 21.12 Экономика и её роль в жизни общества 1 1 6 28.12 Основные участники экономики 1 Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимаютпричины успешности/неуспеш ности учебной деятельности. Познавательные: устанавливают причинноследственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. §8, с.66-70, выучить понятия по уроку §8, с.70-71, воапрю 3,4 с.71 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 18.01 25.01 1.02 8.02 15.02 22.02 Мастерство работника Производство, затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса 2 2 2 Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуютв коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Научатся определять, из чегоскладывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. §9 с.73-75,8081, задания №4-7 с. 82 Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач. Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способностьк взаимодействию. Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия Научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. §10 с.8385,90-91, вопр.1 с.89 и задание №3 с.90 Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении Познавательные: ориентируются в разнообразииспособов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их Научатся определять роль бизнеса в современной экономике, в каких формах можно организовать бизнес, §9 с.75-83, вопр. 4,5 с.81 §10, с.85-89 §11 с.91-93, вопр. 1,2 с.96 2 3 2 4 1.03 9.03 Обмен, реклама торговля, 2 проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспе шносности решения. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интереск новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примерыв качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: распределяют функции и роли всовместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого каковы виды бизнеса, необходимость получения специальных знаний для занятия бизнесом; объяснять понятия и термины: предпринимательство (бизнес), меценатство, бизнесмен, финансы, экономический продукт, прибыль, купляпродажа, кредит, собственность, индивидуальное предпринимательство, акционерное общество, товарищество, акция, акционер. §11с.94-96, задание №1 или №5 с. 96 (дополнитель ный материал) Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок,стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель ; определять, как обмен §12 с.98-99, вопр.1,2 с.104 §12 с.99-105, вопр. 3-5 с.104 2 5 2 6 2 7 15.03 22.03 5.04 Деньги, их функции Экономика семьи 2 1 материала, принимают и сохраняют учебную задачу решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг. Проявляют способность к решению моральных дилеммна основе учета позиций партнеровв общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормами этическим требованиям. Познавательные: адекватно воспринимают предложенияи оценку учителей, родителей, товарищей. Научатся: давать определение понятия и терминам: ассигнации, банкноты, бартер, деньги, монета, номинал, эквивалент, аверс, реверс, легенда монеты, гурт, стойкость, делимость, функции денег, мера стоимости, средство измерения стоимости, монета, банкнота, банк, ассигнация, средство обращения, средство платежа, средство накопления, чек, денежная масса, валюта, конвертируемость; определять как возникли современныеденьги; какими качествами обладали первые монеты, что изсебя представляет современная монета и банкнота; определять функции денег. Определяют свою личностную Познавательные: находят нужную социальную Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Научатся: определять, что такое ресурсы §13,с.105109,вопр. 1,2 стр.111, сообщение §13 с.109-112, вопр.3,4 стр.111, задание №4 с.111-112 §14, вопр. стр.118-119, позицию, адекватную дифференцированн ую оценку своей успешности информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиямиее реализации, в т.ч. во внутреннемплане. определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. 2 8 12.04 Человек в экономических отношениях(конт рольное тестирование №2) 1 Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспе шности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль семьи, составлять бюджет семьи; объяснять понятия и термины: семья, экономика, ресурсы семьи, собственность, рантье, проценты, ссуда, бюджет, семейный бюджет, расходы обязательные, расходы произвольные, лимит, лимитировать, оптимизация. Научатся определять все термины и понятия раздела. повт. §§8-13 2 9 19.04 Воздействие человека на природу 1 Проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решениякоммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия. Научатся: определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу: давать определения понятиями терминам естественное загрязнение, деятельность человека, промышленное загрязнение воздуха, смог, биосфера, промышленные и бытовые отходы, свалка,полигон, экологический кризис, браконьер, глобальная проблема, великое экологическое правило, исчерпаемыеи неисчерпаемые природные ресурсы. §15 с.131, рисунок «Природа моего края», подготовить сообщения об экологическо м состоянии дома, улицы посёлка или о тех видах животных и птиц нашего края, которым грозит исчезновение. 3 0 26.04 Охранять природу – значит охранять жизнь 1 Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспе шности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы Коммуникативные: адекватно используют речевыесредства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации решения поставленных задач. Научатся давать определение понятиям: экологическая мораль, ресурсы, заповедник, биосферный заповедник, национальный парк; характеризовать правила экологической морали. §16, вопр. и задания с.139 3 1 3.05 Закон на страже природы 1 Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспе шности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера. Научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы. §17, вопр. и задания стр.149, повт. §§15-16 Регулятивные: планируют свои действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации. 3 2 10.05 Человек природа (контрольное тестирование №3) 3 3 17.05 3 4 24.05 и 1 Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированн ую оценку своей успешности. Познавательные: находят нужную социальную информациюв различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиямиее реализации, в т.ч. во внутреннемплане. Научатся анализировать свое отношение к окружающей среде. Повт.§ §1-17 Итоговое повторение (контрольное тестирование №4) 1 Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспеш ности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. Повт.§ §1-17 Обобщение курса «Обществознание » 1 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Выбирают наиболее эффективные способы решениязадач; контролируют и оценивают процесс и результатдеятельности. Систематизируют и проверяют знания по курсу: относительно целостное представление об обществе и человеке, осферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.