Рабочая программа по истории 5, 7 классов на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазано
ва Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата:
2023.09.30 10:
38:35+03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни
людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня
семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и
социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной
картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире,
важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной овладение знаниями об основных этапах развития
человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9
классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление
ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской
общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи,
чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел.
Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы
фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и
гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика,
медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство
Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища
Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский
алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон.
Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление
империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства.
Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное
устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и
литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение
Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,
положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.
Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев.
Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на
Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены,
Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла.
Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая
колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела.
Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне,
ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами
Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.
Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие
игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад
державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура
эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика
римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних
римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и
установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах.
Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками
Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь
в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин
I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную
части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук.
Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

7 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV – XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени.
Великие географические открытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в
страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да
Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро).
Европейцы в Северной Америке. Поиски северо-восточного морского пути в Китай и Индию.
Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий
конца XV – XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI–XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур.
Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне.
Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества,
появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание
Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.
Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного
движения. Контрреформация. Инквизиция.
Государства Европы в XVI–XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за
колониальные владения. Начало формирования колониальных империй.

Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика
испанских Габсбургов. Нацио- нально-освободительное движение в Нидерландах: цели,
участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной.
Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и
кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях.
Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская
реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции.
Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация
Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне его.
Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи
Посполитой.
Международные отношения в XVI–XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение
интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях.
Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов.
Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение.
Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили
художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма.
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся
ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель,
законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия при Великих
Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин.
Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление
централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран
Востока в XVI–XVII вв.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI–XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К
ЦАРСТВУ
Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение
объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской
земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика
Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским,
отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных
учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество.
Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей
великокняжеской власти. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа.
Московское восстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее
состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного
представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый
собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего
Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях.
Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского
ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича
на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. Формирование
Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство.
Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы.
Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в
Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и
Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость
личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении.
Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со
Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством.
Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства:
Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство
Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601–1603 гг. и
обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство.
Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса
в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских
отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря.
Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑ П.
Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против
России. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании
на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву.
Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание
1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода
шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против
центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю.
Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение
Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление
экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль
патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в
управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской
власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности
Земских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности.
Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум,
формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена
местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление
внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт
в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления
крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт.
Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с
православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению
католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская
рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью
Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656–1658 гг. и ее
результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской
империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.
Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и
империей Цин (Китаем).
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических
открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому
океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур.
Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение
русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения.
Формирование многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и
предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов
европейской культуры в быт высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль
в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву.
Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости
(Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных
дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана
Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского
начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского
культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К
важнейшим
личностным
результатам
изучения
истории
в
основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих
ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников
исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации
источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в
том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и
свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры,
наша эра);
 называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать
принадлежность события к веку, тысячелетию;
 определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего
мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий истории Древнего мира;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты
(расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира,
территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических
событий), используя легенду карты;
 устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды
обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
 называть и различать основные типы исторических источников (письменные,
визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
 различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в
последующие эпохи, приводить примеры;
 извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий,
даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки,
символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
 характеризовать условия жизни людей в древности;
 рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
 рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их
биографии, роли в исторических событиях);
 давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших
цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б)
положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
 сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
 иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
 объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
 Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории,
приводимые в учебной литературе;
 высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры.

8. Применение исторических знаний:
 раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость
сохранения их в современном мире;
 выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с
привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме
сообщения, альбома.

7 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки;

локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI–
XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);

устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий
по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:

использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и
всеобщей истории XVI–XVII вв.;

устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:

различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и др.);

характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность;

проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и
вещественных памятниках эпохи;

сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.,
их участниках;

составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);

рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в
раннее Новое время;

представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического
развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых
веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI–XVII вв. в
европейских странах;

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и
следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять
черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем
основываются отдельные мнения;

выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–XVII вв. с учетом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:

раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового
времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире,
системы общественных ценностей;

объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII
вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (в том
числе на региональном материале).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. История Древнего мира
1.1

Введение

2

1.2

Первобытность

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

6

Раздел 2. Древний мир. Древний Восток
2.1

Древний Египет

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

2.2

Древние цивилизации Месопотамии

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

2.3

Восточное Средиземноморье в древности

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

2.4

Персидская держава

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

2.5

Древняя Индия

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

2.6

Древний Китай

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

Итого по разделу
Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм

20

3.1

Древнейшая Греция

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

3.2

Греческие полисы

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

3.3

Культура Древней Греции

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

3.4

Македонские завоевания. Эллинизм

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

Итого по разделу

20

Раздел 4. Древний Рим
4.1

Возникновение Римского государства

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

4.2

Римские завоевания в Средиземноморье

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

4.3

Поздняя Римская республика.
Гражданские войны

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

4.4

Расцвет и падение Римской империи

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

4.5

Культура Древнего Рима

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41393a

Итого по разделу

20

Обобщение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1
0

2

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1.1

Введение

1

1.2

Великие географические открытия

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1.3

Изменения в европейском обществе
XVI—XVII вв.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1.4

Реформация и Контрреформация в
Европе

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1.5

Государства Европы в XVI—XVII вв.

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1.6

Международные отношения в XVI -XVII
вв.

2

1.7

Европейская культура в раннее Новое
время

3

1.8

Страны Востока в XVI—XVII вв.

3

1.9

Обобщение

1

Итого по разделу

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416a9a

1

23

Раздел 2. История России. Россия в XVI—XVII вв.: от Великого княжества к царству
2.1

Россия в XVI в.

13

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec

2.2

Смута в России

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec

2.3

Россия в XVII в.

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec

2.4

Культурное пространство XVI-XVII вв.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec

2.5

Наш край в XVI‒XVII вв.

1

2.6

Обобщение

1

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4168ec

1

2

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Что изучает история.

1

2

Историческая хронология.
Историческая карта

1

3

Происхождение, расселение и
эволюция древнейшего человека

1

4

Появление человека разумного

1

5

Древнейшие земледельцы и
скотоводы

1

6

От первобытности к цивилизации

1

7

Природа Египта и ее влияние на
условия жизни и занятия древних
египтян

1

8

Возникновение государственной
власти.

1

9

Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники)

1

10

Условия жизни, положение и
повинности населения

1

11

Отношения Египта с соседними
народами

1

12

Религиозные верования египтян

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
05.09.2023
1

https://m.edsoo.ru/863f8d54

Библиотека ЦОК
08.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f8f2a

Библиотека ЦОК
12.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f9380

Библиотека ЦОК
15.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f9740

Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f9c68

Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/863fa050

Библиотека ЦОК
26.09.2023

https://m.edsoo.ru/863fa244

Библиотека ЦОК
29.09.2023

https://m.edsoo.ru/863fa6ea

Библиотека ЦОК
03.10.2023

https://m.edsoo.ru/863faa50

Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/863fabea

Библиотека ЦОК
10.10.2023

https://m.edsoo.ru/863fadfc

Библиотека ЦОК

13.10.2023
13

Познания древних египтян

1

14

Природные условия Месопотамии
(Междуречья) и их влияние на
занятия населения.

1

15

Древний Вавилон.

1

16

Финикия.

1

17

Палестина и ее население.
Возникновение Израильского
государства.

1

18

Ассирия.

1

19

Нововавилонское царство.

1

20

Завоевания персов.

1

21

Государственное устройство
Персидской державы.

1

22

Древняя Индия.

1

23

Религиозные верования и культура
древних индийцев.

1

24

Древний Китай.

1

25

Правление династии Хань.

1

26

Религиозно-философские учения,

1

https://m.edsoo.ru/863fb130

Библиотека ЦОК
17.10.2023

https://m.edsoo.ru/863fb324

Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/863fb540

Библиотека ЦОК
24.10.2023

https://m.edsoo.ru/863fb748

27.10.2023

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc
Библиотека ЦОК

07.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fc26a

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fbac2

Библиотека ЦОК
14.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fbdd8

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fc4c2

Библиотека ЦОК
21.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fc6ca

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fc8dc

Библиотека ЦОК
28.11.2023

https://m.edsoo.ru/863fcaf8

Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/863fce2c

Библиотека ЦОК
05.12.2023

https://m.edsoo.ru/863fd07a

Библиотека ЦОК

наука и изобретения древних
китайцев.

08.12.2023

27

Природные условия Древней Греции
и их влияние на занятия населения.

1

28

Древнейшие государства Греции.

1

29

Троянская война.

1

30

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

31

Религия древних греков

1

32

Образование городов-государств.

1

33

Подъем хозяйственной жизни
греческих полисов после «темных
веков»

1

34

Афины: утверждение демократии

1

35

Спарта: основные группы населения,
общественное устройство

1

36

Пелопоннесская война

1

37

Великая греческая колонизация

1

38

Греко-персидские войны

1

39

Крупные сражения греко-персидских
войн и их итоги

1

40

Расцвет Афинского государства

1

https://m.edsoo.ru/863fd336

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/863fd5c0

Библиотека ЦОК
15.12.2023

https://m.edsoo.ru/863fd836

Библиотека ЦОК
19.12.2023

https://m.edsoo.ru/8640a31a

Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/8640a770

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/8640b990

Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/8640aae0

Библиотека ЦОК
16.01.2024

https://m.edsoo.ru/8640a91e

Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/8640ae32

Библиотека ЦОК
23.01.2024

https://m.edsoo.ru/8640afcc

Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/8640b7f6

30.01.2024

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84
Библиотека ЦОК

02.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640b1ca

Библиотека ЦОК
06.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640b382

Библиотека ЦОК

09.02.2024
41

Хозяйственная жизнь в
древнегреческом обществе

1

42

Образование и наука в Древней
Греции

1

43

Искусство и досуг в Древней Греции

1

44

Возвышение Македонии

1

45

Александр Македонский и его
завоевания на Востоке

1

46

Эллинистические государства
Востока

1

47

Природа и население Апеннинского
полуострова в древности

1

48

Республика римских граждан

1

49

Войны Рима с Карфагеном

1

50

Ганнибал; битва при Каннах

1

51

Установление господства Рима в
Средиземноморье. Римские
провинции

1

52

Социально-экономическое развитие
поздней Римской республики

1

53

Реформы Гракхов: проекты реформ,
мероприятия, итоги

1

54

Гражданская война и установление
диктатуры Суллы

1

https://m.edsoo.ru/8640b508

Библиотека ЦОК
13.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640b67a

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640bb16

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640bcf6

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640be72

Библиотека ЦОК
27.02.2024

https://m.edsoo.ru/8640c002

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/8640c1c4

Библиотека ЦОК
05.03.2024

https://m.edsoo.ru/886460aa

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/886465e6

Библиотека ЦОК
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/88646848

Библиотека ЦОК
15.03.2024

https://m.edsoo.ru/88646adc

Библиотека ЦОК
19.03.2024

https://m.edsoo.ru/88646c1c

Библиотека ЦОК
22.03.2024

https://m.edsoo.ru/88646d5c

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/88646e7e

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/88646faa

55

Гай Юлий Цезарь: путь к власти,
диктатура

1

56

Борьба между наследниками Цезаря

1

57

Установление императорской власти

1

58

Императоры Рима: завоеватели и
правители

1

59

Римская империя: территория,
управление

1

60

Верования древних римлян

1

61

Возникновение и распространение
христианства

1

62

Римская литература, золотой век
поэзии

1

63

Развитие наук в Древнем Риме

1

64

Искусство Древнего Рима

1

65

Император Константин I, перенос
столицы в Константинополь

1

66

Начало Великого переселения
народов. Рим и варвары

1

67

Историческое и культурное наследие
цивилизаций Древнего мира

1

68

Историческое и культурное наследие
цивилизаций Древнего мира

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
09.04.2024

https://m.edsoo.ru/886470f4

Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/886472a2

Библиотека ЦОК
16.04.2024

https://m.edsoo.ru/886473ba

Библиотека ЦОК
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/886474dc

Библиотека ЦОК
23.04.2024

https://m.edsoo.ru/88647608

Библиотека ЦОК
26.04.2024

https://m.edsoo.ru/886469b0

Библиотека ЦОК
30.04.2024

https://m.edsoo.ru/88647716

Библиотека ЦОК
03.05.2024

https://m.edsoo.ru/88647a86

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/88647c2a

Библиотека ЦОК
10.05.2024

https://m.edsoo.ru/88647d4c

Библиотека ЦОК
14.05.2024

https://m.edsoo.ru/88647838

Библиотека ЦОК
17.05.2024

https://m.edsoo.ru/8864795a

Библиотека ЦОК
21.05.2024
1
0

2

24.05.2024

https://m.edsoo.ru/88647e78

7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Понятие «Новое время»

1

2

Предпосылки и начало Великих
географических открытий

1

3

Великие географические открытия конца
XV — XVI в. и их последствия

1

4

Социально-экономические изменения в
европейском обществе в XVI-XVII вв.

1

5

Изменения в социальной структуре
общества в XVI-XVII вв.

1

6

Причины и начало Реформации

1

7

Распространение протестантизма в
Европе. Контрреформация

1

8

Абсолютизм и сословное
представительство

1

9

Испания под властью потомков
католических королей

1

10

Национально-освободительное движение
в Нидерландах

1

11

Франция: путь к абсолютизму

1

12

Англия в XVI-XVII вв.

1

13

Английская революция середины XVII в.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

06.09.2023

https://m.edsoo.ru/88649f52

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a1a0

Библиотека ЦОК
13.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a36c

Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a4ca

Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a5e2

Библиотека ЦОК
21.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a786

Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864a8da

Библиотека ЦОК
28.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864aa24

Библиотека ЦОК
04.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864ab78

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864acea

Библиотека ЦОК
11.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864ae16

Библиотека ЦОК
12.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864af38

Библиотека ЦОК

18.10.2023
14

Страны Центральной, Южной и ЮгоВосточной Европы

1

15

Борьба за первенство, военные
конфликты между европейскими
державами в XVI-XVII вв.

1

16

Тридцатилетняя война

1

17

Высокое Возрождение в Италии

1

18

Мир человека в литературе раннего
Нового времени

1

19

Развитие науки: переворот в
естествознании, возникновение новой
картины мира

1

20

Османская империя в XVI-XVII вв.

1

21

Индия, Китай, Япония в XVI-XVII вв.

1

22

Культура и искусство стран Востока в
XVI—XVII вв.

1

23

Обобщение. Историческое и культурное
наследие Раннего Нового времени

1

24

Завершение объединения русских земель

1

25

Внешняя политика Московского
княжества в первой трети XVI в.

1

26

Органы государственной власти

1

27

Царствование Ивана IV. Регентство
Елены Глинской. Период боярского

1

https://m.edsoo.ru/8864b050

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864b37a

Библиотека ЦОК
25.10.2023
1

https://m.edsoo.ru/8864b4c4

Библиотека ЦОК
26.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864b5e6

Библиотека ЦОК
08.11.2023

https://m.edsoo.ru/8864b6f4

Библиотека ЦОК
09.11.2023

https://m.edsoo.ru/8864b802

Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/8864b924

Библиотека ЦОК
16.11.2023
1

https://m.edsoo.ru/8864ba46

Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/8864bb86

Библиотека ЦОК
23.11.2023
1

https://m.edsoo.ru/8864bd8e

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/8864bf32

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/8a1852e4

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a18546a

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a1855e6

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a185780

правления
28

Принятие Иваном IV царского титула.
Реформы середины XVI в.

1

29

Внешняя политика России в XVI в.

1

30

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское
ханство

1

31

Ливонская война: причины и характер

1

32

Социальная структура российского
общества

1

33

Многонациональный состав населения
Русского государства

1

34

Опричнина, дискуссия о ее причинах и
характере

1

35

Противоречивость личности Ивана
Грозного. Результаты и цена
преобразований

1

36

Россия в конце XVI в.

1

37

Накануне Смуты

1

38

Смутное время начала XVII в.

1

39

Царь Василий Шуйский

1

40

Лжедмитрий II. Военная интервенция в
Россию и борьба с ней

1

41

Свержение Василия Шуйского и переход
власти к «семибоярщине».

1

42

Подъем национально-освободительного

1

Библиотека ЦОК
14.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a185906

Библиотека ЦОК
20.12.2023
1

https://m.edsoo.ru/8a185d34

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a18602c

Библиотека ЦОК
21.12.2020

https://m.edsoo.ru/8a185eba

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a1861b2

Библиотека ЦОК
17.01.2024
1

https://m.edsoo.ru/8a186356

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a1864dc

Библиотека ЦОК
24.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a186856

Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a1869dc

Библиотека ЦОК
31.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a186b6c

Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a186d1a

Библиотека ЦОК
07.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a186eb4

Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a187076

Библиотека ЦОК
14.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a187242

Библиотека ЦОК

движения

15.02.2024

43

Освобождение Москвы в 1612 г.

1

44

Окончание Смуты. Земский собор 1613 г.
и его роль в укреплении
государственности

1

45

Итоги и последствия Смутного времени

1

46

Царствование Михаила Федоровича

1

47

Земские соборы. Роль патриарха
Филарета в управлении государством

1

48

Цартвование Алексея Михайловича

1

49

Патриарх Никон, его конфликт с царской
властью

1

50

Царь Федор Алексеевич

1

51

Экономическое развитие России в XVII в.

1

52

Социальная структура российского
общества в XVII в.

1

53

Городские восстания середины XVII в.

1

54

Соборное уложение 1649 г.

1

55

Денежная реформа 1654 г. Медный бунт

1

56

Восстание Степана Разина

1

57

Внешняя политика России в XVII в.

1

https://m.edsoo.ru/8a1873fa

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a187878

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a187a6c

Библиотека ЦОК
28.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a187e90

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a188070

Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a18821e

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a1883ea

Библиотека ЦОК
13.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a1885b6

Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a188a70

Библиотека ЦОК
20.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a188c50

Библиотека ЦОК
21.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a188e08

Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a188f7a

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189132

Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189308

Библиотека ЦОК
11.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a1896f0

Библиотека ЦОК

17.04.2024

58

Контакты с православным населением
Речи Посполитой: противодействие
полонизации, распространению
католичества.

1

59

Укрепление южных рубежей

1

60

Отношения России со странами Западной
Европы и Востока

1

61

Освоение новых территорий. Народы
России в XVII в.

1

62

Архитектура в XVI-XVII вв.

1

63

Изобразительное искусство XVI-XVII вв.

1

64

Летописание и начало книгопечатания
XVII в.

1

65

Развитие образования и научных знаний в
XVI-XVII вв.

1

66

Изменения в картине мира человека в
XVI—XVII вв. и повседневная жизнь

1

67

Наш край в XVI‒XVII вв.

1

68

Обобщение по теме "Россия в XVI-XVII
вв.: от Великого княжества к царству"

1

1

68

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/8a1898d0

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189a88

Библиотека ЦОК
24.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189dda

Библиотека ЦОК
25.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189c2c

Библиотека ЦОК
30.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a189f92

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18a604

Библиотека ЦОК
09.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18a7b2

Библиотека ЦОК
15.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18a99c

Библиотека ЦОК
16.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18ab68

Библиотека ЦОК
02.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18a41a

Библиотека ЦОК
22.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18afdc

Библиотека ЦОК
23.05.2024
5

https://m.edsoo.ru/8a18b1d0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История. Всеобщая история. История Древнего мира : 5-й класс : учебник, 5 класс/ Вигасин А.
А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVII век : 7-й класс :
учебник, 7 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. ; под ред. Искендерова А. А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие;
под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вернер Э. Мифы и легенды Китая / Э. Вернер. - М., 2007.
Гальперин Г.А., Доброва Е.В. Популярная археология / Г.А. Гальперин, Е.В. Доброва. - М., 2012.
Гхош С. Легенды и предания Древней Индии / С. Гхош. - М., 2009.
Древний мир. Книга для чтения / под. ред. В.П. Будановой. - М., 2006.
История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Вигасина. М., 2008.
Новое время: книга для чтения по истории / под ред. В.П. Будановой. - М., 2007.
Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1997.
Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Аванта +, 2008.
Андреев А.Р. Москва. Быт XIV - XIX веков /А.Р. Андреев. - М., 2005.
Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XVII XVIII вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. - М., 1992.
Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М.М. Забылин. - М.,
1997.
Козляков В.Н. Герои Смуты / В.Н. Козляков. - М., 2012.
Морозова Л.Е. История России. Смутное время / Л.Е. Морозова. - М., 2011.
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский / Р.Г. Скрынников. - М., 2011.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
https://resh.edu.ru/ - российская электронная школа.
http://www.hrono.ru/ - портал "Хронос" (дополнительные материалы, исторические источники и
карты).
https://rusmuseum.ru/ - интернет-сайт Русского музея.
https://uchi.ru/ - Дистанционное образование для школьников.
https://portal.historyrussia.org/ - Российское историческое общество.
https://bigenc.ru/ - Большая историческая энциклопедия.
https://rulers.narod.ru/ - Всемирная история в лицах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».