Рабочая программа по истории 9 класс на 2023-2024 уч.г.

МИНИСТЕРСТВО

ПРОСВЕ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРДДСКОЙ ОБЛДСТИ

ОТДЕЛ ПО ОБРДЗОВДНИЮ ДДМИНИСТРДЦИИ КОТОВСКОГО

муниципдльного рдЙонд волгогрддскоЙ овлдсти
ЩВНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБоУ сш

NЬ б г.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании КОЛин.Щ

зtlN,{.директора по

Котово

l

УВР

Ob,,4z
пкина Е. В.

Потемкина о.В.

протокол Nч 1
от <27> августа 2023 r.

Подписан:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гаджирамазан
ова Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ учебного предмета <<История>>
Дата:
2023.09.30 10:
для обучаюIцихся 9 классов
37:37+03'00'

(учитель Прилипкина Е.В.)

Котово, 2023 г.

!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях



прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 9 классах отводится по 68 часов (2 часа в
неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX –
НАЧАЛО ХХ в.
Введение
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы.
Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции.
Политика Наполеона в завоеванных странах. Отношение населения к
завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в
Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные
участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.:
экономика, социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США.
Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.
Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление
консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика.
Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание
освободительных движений. Освобождение Греции. Европейские революции
1830 г. и 1848–1849 гг. Возникновение и распространение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ
в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее
движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная
империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика.
Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871
гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К.
Кавур, Дж. Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор
Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О.
Бисмарк. Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи.
Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических
союзов и колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй
половине XIX – начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и
политическое развитие, положение народов, национальные движения.
Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867).
Югославянские народы: борьба за освобождение от османского господства.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм.
Гражданская война (1861–1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн.
Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и
США в конце XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная
революция.
Индустриализация.
Монополистический
капитализм.
Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие
транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение
основных социальных групп. Рабочее движение и профсоюзы. Образование
социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное
общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений.
Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых
государств. Влияние США на страны Латинской Америки. Традиционные
отношения; латифундизм. Проблемы модернизации. Мексиканская
революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.

Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие
Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в
экономике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов.
«Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней».
Революция 1911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения
реформ. Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая
революция 1908–1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение.
Восстание сипаев (1857–1859). Объявление Индии владением британской
короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание
Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и
традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления
против колонизаторов. Англо-бурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в.
Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие
философии, психологии и социологии. Распространение образования.
Технический прогресс и изменения в условиях труда и повседневной жизни
людей. Художественная культура XIX – начала ХХ в. Эволюция стилей в
литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм.
Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное
искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические
интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос.
Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры
индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав. Первая Гаагская мирная
конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце XIX –
начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война,
боснийский кризис). Балканские войны.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие XIX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ
XX В.
Введение

Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние
факторы. Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М.
Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг.
Тильзитский мир. Война со Швецией 1808–1809 г. и присоединение
Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная
война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.
Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России
в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского
конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике.
Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция
самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия,
Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I.
Экономическая политика в условиях политического консерватизма.
Государственная регламентация общественной жизни: централизация
управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура,
попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа
государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–1841 гг. Официальная
идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование
профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия
и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз».
Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство.
Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный
переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного
строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как
административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Роль литературы, печати,
университетов в формировании независимого общественного мнения.
Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники,
зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского
социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского
социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как
центральный пункт общественных дебатов.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Государственная политика в области культуры. Основные стили в
художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль
империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы.
Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура.
Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и
университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение
комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть
европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная
церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам,
иудаизм, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами.
Особенности административного управления на окраинах империи. Царство
Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и
Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и
гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия.
Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление
общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового
сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом
строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской
войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая
война 1877–1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного
развития
России.
Государственный
национализм.
Реформы
и
«контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение
общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие.
Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и
цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство
в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая
политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство
империи.
Основные
сферы
и
направления
внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы.
Освоение государственной территории.

Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня:
традиции и новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство.
Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье
«оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворянепредприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в
экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения
в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные,
общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие
городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной
жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение
грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в
формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая
культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.
Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное
знание. Достижения российской науки. Общественная значимость
художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр.
Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни
страны. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы
национального и религиозного возрождения у народов Российской империи.
Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных
культур и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление
автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский
вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь, Дальний
Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее
знаменитые миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления
общественных движений
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной
самодеятельности.
Расширение
публичной
сферы
(общественное
самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции.
Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение.
Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма,
дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной
мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности
в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической

оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция.
Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и
практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и
воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический
терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии.
Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего
класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития.
Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики.
Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его
роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба.
Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение
сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия.
Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские
слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне.
Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской
идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты
и национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем
Востоке. Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура.
Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в
России. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту
министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз
освобождения». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных
протестов. Деятельность профессиональных революционеров. Политический
терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих,
крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская
октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые
движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации
(социалисты-революционеры).
Социал-демократия:
большевики
и
меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные
партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и
профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве.
Особенности революционных выступлений в 1906–1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I
Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.
Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая
стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа
системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований
и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума.
Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в
ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в
художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и
стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства».
Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.
Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского
кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом. Открытия российских ученых.
Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской
школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
Обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции
и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты

окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и
процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинноследственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;

группировать, систематизировать факты по самостоятельно
определяемому
признаку
(хронологии,
принадлежности
к
историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логические
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы
события и процессы Новейшей истории: Февральская и Октябрьская
революции 1917 г., Великая Отечественная война (1941—1945 гг.),
распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг.,
воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в
результате значительных социально-экономических и политических
событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на
развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных
источников особенности таких материалов, как произведения
общественной
мысли,
газетная
публицистика,
программы
политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального);
выявлять принадлежность источника определенному лицу,
социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о
событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из
разных письменных, визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации
событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять
развернутый рассказ о ключевых событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. с
использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей
XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности
(сообщение, презентация, эссе);


составлять описание образа жизни различных групп населения в
России и других странах в XIX – начале XX в., показывая изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их
создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.;
б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных
социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)
международных отношений рассматриваемого периода и участия в
них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и
факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом
тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое
отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие
ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России
XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения
по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения,
формулировать и аргументировать свое мнение;
 объяснять,
какими ценностями руководствовались люди в
рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций,
персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:











№
п/
п

распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе,
регионе памятники материальной и художественной культуры XIX –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени
их создания и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для
России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое
отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в
различных учебных и жизненных ситуациях с использованием
исторического материала о событиях и процессах истории России
XX – начала ХХI вв.
9 КЛАСС
Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.
Библиотека ЦОК
1.1

Введение

1.2

Европа в
начале XIX в.

1.3

Развитие
индустриально
го общества в
первой
половине XIX
в.: экономика,
социальные
отношения,
политические
процессы

2

0

0

1.4

Политическое
развитие
европейских
стран в 1815—
1840-е гг.

2

0

0

1.5

Страны
Европы и

6

0

0

1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a

Северной
Америки в
середине XIX начале XX в.

dc0

1.6

Страны
Латинской
Америки в XIX
- начале XX в.

1.7

Страны Азии в
XIX - начале
XX века

1.8

Народы
Африки в ХIХ
— начале ХХ
в.

1.9

Развитие
культуры в
XIX — начале
ХХ в.

2

0

0

1.10

Международны
е отношения в
XIX - начале
XX в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Библиотека ЦОК
Обобщение

1

Итого по разделу

23

1.11

1

0

https://m.edsoo.ru/7f41a
dc0

Раздел 2. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
Библиотека ЦОК
2.1

Введение

1

0

0

2.2

Александровск
ая эпоха:
государственн
ый либерализм

7

0

0

2.3

Николаевское
самодержавие:
государственн
ый
консерватизм

5

0

0

2.4

Культурное
пространство
империи в

3

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

первой
половине XIX
в.

2.5

Народы России
в первой
половине XIX
в.

2.6

Социальная и
правовая
модернизация
страны при
Александре II

6

0

0

2.7

Россия в 18801890-х гг.

4

0

0

2.8

Культурное
пространство
империи во
второй
половине XIX
в.

3

0

0

2.9

Этнокультурны
й облик
империи

2

0

0

2.10

Формирование
гражданского
общества и
основные
направления
общественных
движений

2

0

0

2.11

Россия на
пороге XX в.

9

0

0

2.12

Обобщение

1

1

0

Итого по разделу

45

Общее количество
часов по программе

68

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac
44

2

9 КЛАСС
№

Тема урока

Количество часов

Дата

Электронные

п/
п

Все
го

Контроль
ные
работы

Практиче
ские
работы

изучен
ия

1

0

0

04.09.2
023

1

Введение.
История нового
времени. XIXначала XX в.

2

Провозглашени
е империи
Наполеона I во
Франции

1

0

0

08.09.2
023

3

Наполеоновски
е войны и
крушение
Французской
империи

1

0

0

11.09.2
023

4

Промышленны
й переворот,
его
особенности в
странах
Европы и США

1

0

0

15.09.2
023

5

Политические
течения и
партии в XIX
веке. Марксизм

1

0

0

18.09.2
023

6

Франция,
Великобритани
я в XIX в.

1

0

0

22.09.2
023

7

Социальные и
национальные
движения в
странах
Европы в
первой
половине XIX
века

1

0

0

25.09.2
023

8

Великобритани
яв
Викторианску
ю эпоху.

1

0

0

9

Франция в
середине XIX -

1

0

0

цифровые
образовательны
е ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864dff8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e17e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e2dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e44e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e584

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e6b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864e912

Библиотека ЦОК
29.09.2
023

https://m.edsoo.ru/8
864eb56

Библиотека ЦОК
02.10.2

https://m.edsoo.ru/8

начале XX в.

023

10

Италия в
середине XIX начале XX в.

11

Страны
Центральной и
ЮгоВосточной
Европы во
второй
половине XIX
— начале XX
в.

1

0

0

09.10.2
023

12

Соединенные
Штаты
Америки в
середине XIX начале XX в.

1

0

0

13.10.2
023

13

Экономическое
и социальнополитическое
развитие стран
Европы и США
в конце XIX —
начале ХХ в.

1

0

0

16.10.2
023

14

Политика
метрополий в
латиноамерика
нских
владениях

1

0

0

20.10.2
023

15

Влияние США
на страны
Латинской
Америки

1

0

0

23.10.2
023

16

Япония и
Китай в XIX начале XX в.

1

0

0

27.10.2
023

17

Османская
империя в XIX
- начале XX в.

1

0

0

06.11.2
023

18

Индия в XIX начале XX в.

1

0

0

10.11.2
023

19

Завершение

1

0

0

1

0

0

864ece6

06.10.2
023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f0a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f1e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f2fe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f5d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f6f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864f83a

Библиотека ЦОК

колониального
раздела мира

13.11.2
023

20

Научные
открытия и
технические
изобретения в
XIX — начале
ХХ в.

21

Художественна
я культура XIX
— начала ХХ
в.

1

0

0

20.11.2
023

22

Международны
е отношения,
конфликты и
войны в конце
XIX — начале
ХХ в.

1

0

0

24.11.2
023

23

Обобщение.
Историческое и
культурное
наследие XIX
в.

1

0

0

27.11.2
023

24

Введение.
Российская
империя в XIXначале XX в.

1

0

0

01.12.2
023

25

Проекты
либеральных
реформ
Александра I

1

0

0

04.12.2
023

26

Внешняя
политика
России в
начале XIX в.

1

0

0

08.12.2
023

27

Отечественная
война 1812 г.
— важнейшее
событие
российской и
мировой
истории XIX в.

1

0

0

28

Внешняя
политика

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8
864f9b6

Библиотека ЦОК
1

0

0

17.11.2
023

https://m.edsoo.ru/8
864fb6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864fcea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864fe16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
864ff2e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
190996

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
190b80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
190d10

Библиотека ЦОК
11.12.2
023

https://m.edsoo.ru/8a
190ebe

Библиотека ЦОК
15.12.2

https://m.edsoo.ru/8a

России в 1813–
1825 годах

023

29

Либеральные и
охранительные
тенденции во
внутренней
политике

30

Дворянская
оппозиция
самодержавию

31

Восстание
декабристов 14
декабря 1825 г.

32

Реформаторски
еи
консервативны
е тенденции в
политике
Николая I.

1

0

0

29.12.2
023

33

Внешняя
политика
России во
второй
четверти XIX
века

1

0

0

15.12.2
023

34

Восточный
вопрос во
внешней
политике
России.
Крымская
война

1

0

0

19.01.2
024

35

Сословная
структура
российского
общества.

1

0

0

22.01.2
024

36

Общественная
жизнь в 1830—
1850-е гг.

1

0

0

26.01.2
024

37

Государственн
ая политика в
области
культуры

1

0

0

29.01.2
024

38

Развитие науки

1

0

0

19109e

Библиотека ЦОК
1

0

0

18.12.2
023

https://m.edsoo.ru/8a
1912ce

Библиотека ЦОК
1

0

0

22.12.2
023

https://m.edsoo.ru/8a
191490

Библиотека ЦОК
1

0

0

25.12.2
023

https://m.edsoo.ru/8a
191648

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
191cec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
19223c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1923b8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
191f12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1920c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
19261a

Библиотека ЦОК

и техники

02.02.2
024

39

Народная
культура.
Культура
повседневност
и

40

Многообразие
культур и
религий
Российской
империи

1

0

0

09.02.2
024

41

Конфликты и
сотрудничество
между
народами

1

0

0

12.02.2
024

42

Реформы
1860—1870-х
гг. — движение
к правовому
государству и
гражданскому
обществу.

1

0

0

16.02.2
024

43

Земская и
городская
реформы

1

0

0

19.02.2
024

44

Судебная
реформа и
развитие
правового
сознания

1

0

0

24.02.2
024

45

Военные
реформы

1

0

0

26.02.2
024

46

Многовекторно
сть внешней
политики
империи

1

0

0

01.03.2
024

47

Россия и
Балканы.
Русскотурецкая война
1877—1878 гг.

1

0

0

04.03.2
024

48

«Народное

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a
192912

Библиотека ЦОК
1

0

0

05.02.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
19278c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
192ad4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
192c5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
192da4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
19316e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1933da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
193542

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1936a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
193862

Библиотека ЦОК

самодержавие»
Александра III

07.03.2
024

49

Основные
сферы и
направления
внешнеполитич
еских
интересов

50

Сельское
хозяйство и
промышленнос
ть

1

0

0

15.03.2
024

51

Индустриализа
ция и
урбанизация

1

0

0

18.03.2
024

52

Культура и быт
народов России
во второй
половине XIX
в.

1

0

0

22.03.2
024

53

Наука и
образование

1

0

0

01.04.2
024

54

Художественна
я культура
второй
половины XIX
в.

1

0

0

05.04.2
024

55

Основные
регионы и
народы
Российской
империи и их
роль в жизни
страны.

1

0

0

08.04.2
024

56

Национальная
политика
самодержавия

1

0

0

12.04.2
024

57

Общественная
жизнь в 1860—
1890-х гг.

1

0

0

15.04.2
024

58

Идейные
течения и
общественное

https://m.edsoo.ru/8a
193a06

Библиотека ЦОК
1

0

0

11.03.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
193b82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
193cae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
193e5c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
193f88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1940b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1941cc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1942e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1943f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
194500

Библиотека ЦОК
1

0

0

19.04.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
1946ae

движение
второй
половины XIX
в.

59

На пороге
нового века:
динамика и
противоречия
развития

60

Демография,
социальная
стратификация
на рубеже
веков

1

0

0

26.04.2
024

61

Национальная
политика,
этнические
элиты и
национальнокультурные
движения на
рубеже веков

1

0

0

29.04.2
024

62

Россия в
системе
международны
х отношений в
начале XX в.

63

Первая
российская
революция
1905—1907 гг.
Основные
события
Первой
российской
революции.
Особенности
революционны
х выступлений
в 1906—1907
гг.

1

0

0

06.05.2
024

64

Избирательный
закон 11
декабря 1905 г.

1

0

0

10.05.2
024

Библиотека ЦОК
1

0

0

22.04.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
1947d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
1948de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
194a00

Библиотека ЦОК
1

0

0

03.05.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
194b0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
194c1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a
194d34

65

Общество и
власть после
революции

66

Серебряный
век российской
культуры.

67

Наш край в
XIX ‒ начале
ХХ в.

68

Обобщение по
теме
«Российская
империя в XIX
— начале XX
века»

1

0

0

13.05.2
024
Библиотека ЦОК

1

0

0

17.05.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
194f5a

Библиотека ЦОК
1

0

0

20.05.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
1954e6

Библиотека ЦОК
1

1

0

24.05.2
024

https://m.edsoo.ru/8a
195608

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Левандовский А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. XIX—начало XX
века : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А.,
Ванюшкина Л. М. и другие ; под ред. Искендерова А. А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».