Рабочая программа по истории 6 класс на 2023-2024 уч.г.

,' ,
,,;,.'r]
i:,:

1,

llj

,,.i

коми,гЕ,г оБрАзовлния, [IАуItи и
ОБЛАСТИ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

миниСтЕрстI}о проСвЕ

оТДЕЛltооБРАЗоВАНИIоАДМинИСIццИИко.гоtsСкоI.О
оь,llдсти
мунициilййого рдЙойд волгогрддсItоЙ
ЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ CIII

б г. Ittt,г августа 202З г.

и

r

Подписан:
Гаджирамазан
ова Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата:
2023.09.30 10:
37:35+03'00'

ritЛ" .ý! \

;iЬrЧtэ"I",
з и

I,АБочАя пр()грАмIVIА
(ID 44l675)
((Истори'I))
у.rебllого предмета
для обучаIощихся б классов

(учитель Прилипltина Е,В,)

ItoToBo, 202З г.

нз} ]ЫJZ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;





развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 6 классах отводится по 68 часов (2 часа в
неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация
Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских
королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской
власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов.
Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого.
Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его
причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная
Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.
Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;
Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и
славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура
Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия
арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение
ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский
халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и
наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное
производство.
Натуральное
хозяйство.
Феодальное
землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок
сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора,
повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи
и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление.
Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые
пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов.
Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти.
Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены.
Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя
в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских
странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское
движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв.
Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение
Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни
человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный
характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной
культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее
Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского
книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение
Византии), управление империей, положение покоренных народов.
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания
Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями.
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.
Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и
управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные
искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации
российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое
искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности
перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы
древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и
их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии.
Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян,
их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские
общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания
русской
государственности:
природно-климатический
фактор
и
политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой
политической и этнической карты континента.

Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь.
Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые
русские князья. Отношения с Византийской империей, странами
Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских
степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский
торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства
Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения
Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориальнополитическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник,
тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между
сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья,
дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и
зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные
уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика
и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами
(Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном
контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь,
сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства.
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение
грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово
Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и
Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет».
Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись.
Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная
церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств.
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:

Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли,
имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного
строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и
памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила
Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы СевероВосточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли,
Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его
потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой
Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское
иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского
государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные
земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова.
Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах
Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества.
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего
положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви
в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и
преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика,
культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства
во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское
ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда.
Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа.
Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их
роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира
в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное
взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации

(взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов
Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла.
Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским
государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная
война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.
Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой,
Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение
Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире.
Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей
Московского
государства.
Принятие
общерусского
Судебника.
Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в
устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский
титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси.
Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства.
Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение
за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен
мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в
древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории
своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов
отечественной истории).
Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции
и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты важнейших событий Средневековья, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков,
их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства);
 устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и
всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи
Средневековья;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на карте исторические объекты, используя
легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
 извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов,
завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории.
4. Работа с историческими источниками:
 различать основные виды письменных источников Средневековья
(летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература,
источники личного происхождения);
 характеризовать авторство, время, место создания источника;

выделять в тексте письменного источника исторические описания
(хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности,
последствий исторических событий);
 находить в визуальном источнике и вещественном памятнике
ключевые символы, образы;
 характеризовать позицию автора письменного и визуального
исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории в эпоху Средневековья, их участниках;
 составлять
краткую характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной
и всеобщей истории
средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные
качества, основные деяния);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах,
представлений средневекового человека о мире;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на
примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
б) соотносить объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;
 проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному
плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять,
на каких фактах они основаны;


высказывать отношение к поступкам и качествам людей
средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия
современного человека.
8. Применение исторических знаний:
 объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других
стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в
современном мире;
 выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе
на региональном материале).


9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и
процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинноследственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;
 группировать,
систематизировать факты по самостоятельно
определяемому
признаку
(хронологии,
принадлежности
к
историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логические
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы
события и процессы Новейшей истории: Февральская и Октябрьская
революции 1917 г., Великая Отечественная война (1941—1945 гг.),
распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг.,
воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:

выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в
результате значительных социально-экономических и политических
событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на
развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных
источников особенности таких материалов, как произведения
общественной
мысли,
газетная
публицистика,
программы
политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального);
выявлять принадлежность источника определенному лицу,
социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о
событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из
разных письменных, визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации
событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять
развернутый рассказ о ключевых событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. с
использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей
XIX – начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности
(сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в
России и других странах в XIX – начале XX в., показывая изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их
создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.;
б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных
социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)


международных отношений рассматриваемого периода и участия в
них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и
факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом
тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое
отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие
ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России
XX - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения
по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения,
формулировать и аргументировать свое мнение;
 объяснять,
какими ценностями руководствовались люди в
рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций,
персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе,
регионе памятники материальной и художественной культуры XIX –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени
их создания и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для
России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое
отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.



осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в
различных учебных и жизненных ситуациях с использованием
исторического материала о событиях и процессах истории России
XX – начала ХХI вв.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков
1.1

Введение

1

0

0

1.2

Народы Европы в раннее
Средневековье

4

0

0

1.3

Византийская империя в VI—XI вв.

2

0

0

1.4

Арабы в VI—ХI вв.

2

0

0

1.5

Средневековое европейское общество

3

0

0

1.6

Государства Европы в XII—XV вв.

4

0

0

1.7

Культура средневековой Европы

2

0

0

1.8

Страны Востока в Средние века

3

0

0

1.9

Государства доколумбовой Америки в
Средние века

1

0

0

1.10

Обобщение

1

1

0

Итого по разделу

23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04

Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству
2.1

Введение

1

0

0

2.2

Народы и государства на территории
нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.

5

0

0

2.3

Русь в IX — начале XII в.

13

0

0

2.4

Русь в середине XII — начале XIII в.

6

0

0

2.5

Русские земли и их соседи в середине
XIII — XIV в.

10

0

0

2.6

Формирование единого Русского
государства в XV в.

8

0

0

2.7

Наш край с древнейших времен до
конца XV в.

1

0

0

2.8

Обобщение

1

1

0

2

0

Итого по разделу

45

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Средние века: понятие,
хронологические рамки и
периодизация Средневековья

1

0

0

2

Падение Западной Римской
империи и возникновение
варварских королевств

1

0

0

3

Франкское государство в VIII—
IX вв.

1

0

0

4

Государства Западной Европы,
Британия и Ирландия в раннее
Средневековье

1

0

0

5

Ранние славянские государства

1

0

0

6

Византия в VI-XI вв.

1

0

0

7

Культура Византии

1

0

0

8

Аравийский полуостров:
природные условия, основные
занятия жителей, верования.
Арабский халифат: его расцвет и
распад

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

04.09.2023

https://m.edsoo.ru/88647fa4

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/886480bc

Библиотека ЦОК
11.09.2023

https://m.edsoo.ru/886481d4

Библиотека ЦОК
13.09.2023

https://m.edsoo.ru/886482ec

Библиотека ЦОК
18.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864840e

Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/886485bc

Библиотека ЦОК
25.09.2023

https://m.edsoo.ru/886486e8

Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/8864880a

9

Культура исламского мира

1

0

0

10

Феодалы и крестьянство в
средние века

1

0

0

11

Средневековые города — центры
ремесла, торговли, культуры

1

0

0

12

Церковь и духовенство в
средневековом обществе

1

0

0

13

Усиление королевской власти в
странах Западной Европы

1

0

0

14

Реконкиста и образование
централизованных государств на
Пиренейском полуострове

1

0

0

15

Обострение социальных
противоречий в ХIV в. (Жакерия,
восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии

1

0

0

16

Византийская империя и
славянские государства в XII—
XV вв.

1

0

0

17

Религия и культура
средневековой Европы

1

0

0

18

Гуманизм. Раннее Возрождение

1

0

0

19

Османская империя и
Монгольская держава в Средние
века

1

0

0

20

Китай и Япония в Средние века

1

0

0

Библиотека ЦОК
02.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864892c

Библиотека ЦОК
04.10.2023

https://m.edsoo.ru/88648a44

Библиотека ЦОК
09.10.2023

https://m.edsoo.ru/88648b5c

Библиотека ЦОК
11.10.2023

https://m.edsoo.ru/88648c7e

Библиотека ЦОК
16.10.2023

https://m.edsoo.ru/88648e36

Библиотека ЦОК
18.10.2023

https://m.edsoo.ru/88648f62

Библиотека ЦОК
23.10.2023

https://m.edsoo.ru/88649070

Библиотека ЦОК
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/8864919c

Библиотека ЦОК
08.11.2023

https://m.edsoo.ru/886492be

Библиотека ЦОК
13.11.2023

https://m.edsoo.ru/886493d6

Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/886494f8

Библиотека ЦОК

20.11.2023
21

Индия в Средние века

1

0

0

22

Цивилизации майя, ацтеков и
инков

1

0

0

23

Историческое и культурное
наследие Средних веков

1

1

0

24

Роль и место России в мировой
истории

1

0

0

25

Заселение территории нашей
страны человеком

1

0

0

26

Народы и государства на
территории нашей страны в
древности

1

0

0

27

Великое переселение народов

1

0

0

28

Хозяйство, быт и верования
восточных славян

1

0

0

29

Страны и народы Восточной
Европы, Сибири и Дальнего
Востока

1

0

0

30

Образование государства Русь.
Исторические условия
складывания русской
государственности

1

0

0

31

Формирование государства Русь

1

0

0

32

Внешняя политика Руси в IX-XI

1

0

0

https://m.edsoo.ru/88649872

Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/88649a5c

Библиотека ЦОК
27.11.2023

https://m.edsoo.ru/88649b92

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/88649cd2

Библиотека ЦОК
04.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17efa2

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f31c

Библиотека ЦОК
11.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f448

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f560

Библиотека ЦОК
18.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f66e

Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f790

Библиотека ЦОК
25.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17f916

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/8a17fad8

Библиотека ЦОК

вв.

15.01.2024

33

Принятие христианства и его
значение

1

0

0

34

Русь в конце X — начале XII в.

1

0

0

35

Территориально-политическая
структура Руси

1

0

0

36

Внутренняя и внешняя политика
русских князей в конце X —
первой трети XII в.

1

0

0

37

Русская церковь в X- начале XII в.

1

0

0

38

Древнерусское право: Русская
Правда, церковные уставы

1

0

0

39

Внешняя политика и
международные связи Руси

1

0

0

40

Культурное пространство:
повседневная жизнь, сельский и
городской быт

1

0

0

41

Формирование единого
культурного пространства.

1

0

0

42

Художественная культура и
ремесло Руси

1

0

0

43

Формирование системы земель —
самостоятельных государств

1

0

0

44

Важнейшие земли, управляемые
ветвями княжеского рода
Рюриковичей: Черниговская,

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a17ff2e

Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a180140

Библиотека ЦОК
22.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a18030c

Библиотека ЦОК
24.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a1804f6

Библиотека ЦОК
29.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a1806a4

Библиотека ЦОК
31.01.2024

https://m.edsoo.ru/8a180848

Библиотека ЦОК
05.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a180c26

Библиотека ЦОК
07.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a180e06

Библиотека ЦОК
12.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a180fd2

Библиотека ЦОК
14.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a181194

Библиотека ЦОК
19.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a18134c

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a181518

Библиотека ЦОК
26.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a1816e4

Смоленская, Галицкая,
Волынская, Суздальская
45

Земли, имевшие особый статус:
Киевская и Новгородская

1

0

0

46

Эволюция общественного строя и
права; внешняя политика русских
земель

1

0

0

47

Формирование региональных
центров культуры

1

0

0

48

Белокаменные храмы СевероВосточной Руси

1

0

0

49

Возникновение Монгольской
империи и ее завоевательные
походы

1

0

0

50

Борьба Руси против монгольского
нашествия.

1

0

0

51

Южные и западные русские земли

1

0

0

52

Северо-западные земли:
Новгородская и Псковская

1

0

0

53

Ордена крестоносцев и борьба с
их экспансией на западных
границах Руси

1

0

0

54

Княжества Северо-Восточной
Руси.

1

0

0

55

Дмитрий Донской. Куликовская
битва

1

0

0

56

Роль Православной церкви в

1

0

0

Библиотека ЦОК
28.02.2024

https://m.edsoo.ru/8a181d1a

Библиотека ЦОК
04.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a1821b6

Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a18230a

Библиотека ЦОК
11.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a182436

Библиотека ЦОК
13.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a182562

18.03.2024
Библиотека ЦОК
20.03.2024

https://m.edsoo.ru/8a182954

Библиотека ЦОК
01.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a182c92

03.04.2024
Библиотека ЦОК
08.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a182e5e

Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a183002

Библиотека ЦОК

ордынский период русской
истории

15.04.2024

57

Народы и государства степной
зоны Восточной Европы и
Сибири в XIII–XV веках

1

0

0

58

Культурное пространство Руси в
XIII-XIV вв.

1

0

0

59

Объединение русских земель
вокруг Москвы

1

0

0

60

Новгород и Псков в XV в :
политический строй, отношения с
Москвой, Ливонским орденом,
Ганзой, Великим княжеством
Литовским

1

0

0

61

Падение Византии и рост
церковно-политической роли
Москвы в православном Мире

1

0

0

62

Присоединение Новгорода и
Твери. Ликвидация зависимости
от Орды

1

0

0

63

Формирование системы
управления единого государства
при Иване III

1

0

0

64

Культурное пространство
Русского государства в XV веке

1

0

0

65

Развитие культуры единого
Русского государства:
летописание и житийная

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8a1831d8

Библиотека ЦОК
17.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a1835b6

Библиотека ЦОК
22.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a1837d2

Библиотека ЦОК
24.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a183994

Библиотека ЦОК
29.04.2024

https://m.edsoo.ru/8a183e76

Библиотека ЦОК
02.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18402e

Библиотека ЦОК
06.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a1841c8

Библиотека ЦОК
08.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a184358

Библиотека ЦОК
13.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a1844de

Библиотека ЦОК
15.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a18466e

литература
66

Искусство и повседневная жизнь
населения Руси

1

0

0

67

Наш край с древнейших времен
до конца XV в.

1

0

0

68

Обобщение по теме "От Руси к
Российскому государству"

1

1

0

68

2

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
20.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a184dda

Библиотека ЦОК
22.05.2024
27.05.2024

https://m.edsoo.ru/8a185154

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История России (в 2 частях), 6 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,
Левандовский А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Средних веков : 6-й класс : учебник,
6 класс/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. ; под ред. Сванидзе А. А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. XIX—начало XX
века : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А.,
Ванюшкина Л. М. и другие ; под ред. Искендерова А. А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».