Рабочая программа по информатике 9 класс на 2023-2024 уч.г

Подписан:
Гаджирамазано
ва Ольга
Святославовна
Основание: я
подтверждаю
этот документ
Дата: 2023.09.30
10:26:37+03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне;
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование
по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам
курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287);
- Примерной рабочей программы основного общего образования «Информатика.
Базовый уровень» (для 7–9 классов образовательных организаций).
Рабочая программа может быть скорректирована педагогами с учетом:
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования
образовательной организации;
- Рабочей программы воспитания образовательной организации;
- Учебного плана образовательной организации.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной
практики, за счет развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
- обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решенными ранее; определять шаги
для достижения результата и т. д.;
- формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах
в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования
в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением
средств информационных технологий.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
- основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;

- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования
качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных
результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
- понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
- знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
- базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
- знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
- умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
одном из языков программирования высокого уровня;
- умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической
деятельности.
Место учебного предмета «информатика» в учебном плане
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным
предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика».
Учебным планом на изучение информатики в 9 классе на базовом уровне отведено 33
учебных часа — по 1 часу в неделю. Количество часов может быть изменено и расширено в
зависимости от Учебного плана образовательной организации и индивидуальных учебных
планов обучающихся.

Основные виды учебной деятельности
Раздел

Цифровые платформы

Интернет, поисковые
запросы и
кибербезопасность

Аналитическая
деятельность

Практическая
деятельность

- анализ пользовательского
интерфейса используемого
программного средства;
- определение условий и
возможностей применения
программного средства для
решения типовых задач;
- выявление общего и отличий
в разных программных
продуктах, предназначенных
для решения одного класса
задач.

- регистрироваться в почтовых
сервисах
- проверять корректность
написания почтового адреса
- пользоваться интерфейсом
почтового сервиса для
отправки и получения
электронных писем
- вести переписку, создавать
чаты и каналы в мессенджерах
- использовать облачные
хранилища для хранения
файлов
- создавать иерархию
вложенных папок
- делиться ссылками на папки и
файлы
- создавать текстовые
документы, презентации и
таблицы в Яндекс Документах
- оставлять комментарии к на
полях документов
- ориентироваться в
интерфейсе Яндекс
Документов для поисков
информации
- регистрироваться в почтовых
сервисах
- проверять корректность
написания почтового адреса
- пользоваться интерфейсом
почтового сервиса для
отправки и получения
электронных писем
- вести переписку, создавать
чаты и каналы в мессенджерах

- анализ и сопоставление
различных источников
информации, оценка
достоверности найденной
информации;
- распознавание
потенциальных угроз и
вредных воздействий,
связанных с использованием
ИКТ; оценка предлагаемых
путей их устранения.

- соотносить основные сетевые
устройства с их функциями
- проверять корректность
записи IP и URL-адресов
- отличать подлинные
URL-ссылки и настоящие
сайты от поддельных по
косвенным признакам
- соотносить угрозы сетевой
безопасности (фишинг, спам) с
мерами защиты от них
- определять угрозы,
возникающие при общении в

- соотносить поисковые
запросы с распространенными
поисковыми сервисами

интернете (травля, скамминг,
опасный контент) по
косвенным признакам и
соотносить угрозы с мерами
защиты от них.
- определять угрозы
персональным данным (кража,
потеря доступа, изменения,
вирусы)
- соотносить эти угрозы с
мерами защиты от них
(устойчивый пароль, правила
хранения паролей,
антивирусы).
- определять основные этапы
работы поискового робота и их
последовательность.
- искать в интернете
информацию с учётом
особенностей работы
поисковых роботов.
- искать в интернете
информацию с помощью
специальных операторов
- использовать диаграммы
Эйлера для описания
отношений между
множествами
- искать специфическую
информацию с использованием
интерфейса сервисов: Яндекс
Карты, Яндекс Маркет, Яндекс
Картинки, Кинопоиск.

Цифровое общество

- знать правила
информационной
безопасности;
- знать перспективные
профессии в сфере IT;
- ориентироваться в
современных информационных
технологиях.
- перечислять факторы влияния
технологического прогресса на
жизнь людей
- соотносить цифровые
продукты и услуги со сферами
их использования

- вести аргументированную
дискуссию относительно
цифровизации общества.
- соотносить цифровые
технологии и ситуации их
применения
- выбирать профессию и
обосновывать свой выбор
- изучать и анализировать
вакансии цифровых профессий

Программирование: списки

- анализировать и выбирать
методы строк-списков;
- знать линейные алгоритмы на
списках

- применять словари и списки
для работы с данными;
- создавать и редактировать
списки.

Программирование: функции

- знать алгоритмы работы с
функциями;
- сравнивать различные
алгоритмы решения одной
задачи;
- анализировать готовые
программы.

- разделять программу на
релевантные функции;
- писать функции и тестировать
их работу;
- вычислять сложность
алгоритмов;
- использовать функции для
структурирования программ.

Электронные таблицы

- анализировать интерфейс
электронных таблиц;
- определять формулы,
необходимые для решения
задач;
- анализ возможных способов
представления данных в
электронной таблице.
- выбирать тип диаграммы в
зависимости от цели
визуализации.

- различать основные типы
данных в электронных
таблицах.
- выполнять базовые
вычисления в таблицах.
- использовать электронные
таблицы как инструмент для
выполнении проекта и
принятия решений.
- строить арифметических
выражений в электронных
таблицах
- писать формулы с
относительной и абсолютной
адресацией.
- использовать маркер
автозаполнения.
- Определять адрес и диапазон
ячеек в электронных таблицах
- использовать встроенные в
электронные таблицы функции
СУММ, СРЗНАЧ для решения
задач
- использовать встроенную в
электронные таблицы функцию
ЕСЛИ для фильтрации данных
- использовать условное
форматирование данных в
электронных таблицах как
средство визуализации данных
- использовать абсолютную и
смешанную адресацию для
автоматизации вычислений
- использовать встроенные
функции СЧЁТЕСЛИ,
СУММЕСЛИ, СРЗНАЧЕСЛИ
для фильтрации данных
- строить диаграммы по
готовой таблице.
- строить диаграммы на основе
табличных данных
- объединять данные из двух
таблиц в одну.

Алгоритмы на графах

- определять элементы графа и
их числовые характеристики
- находить количество путей
между двумя вершинами в
неориентированном графе
- определять элементы дерева и
их количественные
характеристики
- использовать деревья для
моделирования систем
иерархической структуры
- использовать графы для
моделирования систем сетевой
структуры
- находить кратчайший путь в
графе

Компьютерное моделирование - оценивать ситуации
применения моделей
- определять свойства
оригинала, которыми можно
пренебречь в зависимости от
цели моделирования
- оценивать адекватность
описанной модели по
заданным целям
моделирования
- оценивать необходимое
количество экспериментов в
вероятностных моделях, чтобы
добиться адекватности этой
модели.

- строить схему графа по его
словесному описанию
- строить матрицу смежности
взвешенного графа
- строить матрицу смежности
взвешенного ориентированного
графа
- строить граф по его матрице
смежности
- строить структуру данных
дерево по его представлению в
памяти
- перебирать все варианты с
помощью дерева

- соотносить описание модели
с типом модели
- проводить эксперимент с
помощью компьютерной
модели
- отличать математическую
модель от натурной модели и
от словесного (литературного)
описания объекта.
- проводить эксперименты на
компьютерных вероятностных
моделях и делать выводы
- сопоставить этап
моделирования и цели и
действия для этого этапа
- различать игровые модели
- проверять гипотезы проводя
компьютерные эксперименты в
игровых моделях

Организация учебного процесса
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса
относятся: фронтальное обсуждение вопросов с педагогом, работа с учебным курсом,
творческие проекты, практические работы.
Используются сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят
через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими
связующими звеньями: использование технологий смешанного обучения, информационных и
здоровьесберегающих технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или
проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности
обучающихся - это работа с онлайн-сервисом Яндекс.Учебник. В процессе работы над
курсом осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во
время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога с учителем
ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы.
Для участников образовательного процесса представлена система поддержки LMS.
Обучающиеся имеют доступ в личный кабинет, где сохраняются их результаты и
представлена вся необходимая теоретическая информация. Учителя имеют возможность
предоставить ученикам задания разного уровня, включая задания с автоматической
проверкой.

Содержание учебного предмета
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие
данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при
работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной
аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии
поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы
(почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т.
п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы
государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайнофисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические
редакторы, среды разработки программ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Моделирование как метод познания.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели.
Имитационные модели.
Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина
(вес) ребра.
Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального
пути в графе.
Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево.
Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.

Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической
модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Разработка алгоритмов и программ.
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или
другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка
программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на
одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в
соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива;
линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента
массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического,
минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих
заданному условию.
Управление.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в
системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в
робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома,
автономная система управления транспортным средством и т. п.).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Электронные таблицы.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма).
Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное
моделирование в электронных таблицах.

Информационные технологии в современном обществе.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.
Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.

Планируемые образовательные результаты
Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
-

-

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий;
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества.
Духовно-нравственное воспитание:

-

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
Гражданское воспитание:

-

-

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:

-

-

сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность;
готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;

-

сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:

-

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).

Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
-

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

-

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
-

-

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

-

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

-

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

-

-

-

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-

-

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

-

-

выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

-

-

-

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):

-

-

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
-

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:
-

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся
умений:
- разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных
алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
- составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки
числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов,
минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык);
-

-

-

-

-

-

раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры; находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием
(сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск
максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной
адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах
из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные
сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические
редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов
государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и
повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного
доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом
основных технологических и социально-психологических аспектов использования
сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и
ресурсов, опасность вредоносного кода);

-

распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

Календарно-тематическое планирование курса информатики 9 класса
(2 часа в неделю, 66 часов в год)
Тема раздела

№
урока

Кол-во
часов

Введение (2 часа)

1

1

2
Цифровые
сервисы (4 часа)

Интернет,
кибербезопасност
ь и поисковые
запросы (7 часов)

Тема урока

Дата по
плану
4.09

1

Введение в курс. Техника
безопасности. Повторение.
Анонс курса
Роботы, автоматизация

3

1

Почта vs мессенджеры

11.09

4

1

Облачное хранилище

13.09

5

1

Яндекс.Документы

18.09

6

1

Траблшутинг и багрепортинг

20.09

7

1

Организация интернета

25.09

8

1

Безопасность в сети

27.09

9

1

Безопасное общение в интернете

02.10

10

1

Безопасность данных

4.10

11

1

Поисковые запросы

9.10

12

1

Расширенные поисковые
запросы

11.10

13

1

6.09

16.10
Поиск в специальных сервисах

Электронные
таблицы (8 часов)

14

1

15

1

Введение в электронные
таблицы

18.10
23.10

Простые вычисления в таблицах

Дата по
факту

16

1

Как работают ссылки в
формулах

30.10

17

1

Встроенные функции в
электронных таблицах

1.11

18

1

Относительная, абсолютная и
смешанная ссылки

6.11

19

1

8.11
Основы визуализации данных

Компьютерное
моделирование (3
часа)

Алгоритмы на
графах (5 часов)

Программирован
ие: списки (15
часов)

20

1

Построение диаграмм

13.11

21

1

Практикум по решению задач

15.11

22

1

Модели и моделирование

20.11

23

1

Компьютерное моделирование и
случайные числа

22.11

24

1

Построение компьютерных
моделей

27.11

25

1

Графы

29.11

26

1

Ориентированный и взвешенный
граф

4.12

27

1

Деревья

6.12

28

1

Деревья. Хранение. Перебор
вариантов

11.12

29

1

Алгоритмы на графах

13.12

Повторение

18.12

Списки. Создание, ввод/вывод

20.12
25.12

Линейные алгоритмы на списках

27.12
15.01
17.01
22.01
24.01
29.01

30
1
31-32
2
33-36
4

Самостоятельная работа

37-38
2

39-42
4

Методы строк-списков
(возможно, вместе с sort)
Контрольная работа

43-44
2
Программирован
ие: функции (13
часов)

45-46

2

47-48

2

49-50

2

51-53
3

Цифровое
общество (3 часа)

Резерв (6 часов)

Сложность алгоритмов

21.02
23.02

Самостоятельная работа

28.02
4.03

Функции

6.03
11.03

Использование функций для
структурирования программ (на
примерах разных тем)

13.03
18.03
20.03

Рекурсия (робот + python)

25.03
27.03

Контрольная работа

1.04
3.04

54-55

2

56-57

2

58

1

Цифровое общество

59

1

Цифровые технологии

60

1

Цифровые профессии

61-66

31.01
5.02
7.02
12.02
14.02
18.02

8.04
10.04
15.04
17.04
22.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».