Подписан: Гаджирамазанова Ольга Святославовна Основание: я подтверждаю этот документ Дата: 2023.09.29 13:16: 04+03'00' ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: • раскрытие роли человека в природе и обществе; • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет в 4 классе – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; • создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; • описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: • выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; • выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; • ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; • соблюдать правила нравственного поведения в социуме; • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); • показывать на исторической карте места изученных исторических событий; • находить место изученных событий на «ленте времени»; • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; • • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); • называть экологические проблемы и определять пути их решения; • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; • использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; • соблюдать правила нравственного поведения на природе; • осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; • соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); • соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; • осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем программы Мы – граждане единого Отечества По родным просторам Путешествие по Реке времени Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 10 1 18 1 1 30 1 1 10 1 68 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Мы строим будущее России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 2 4 КЛАСС КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 Тема урока Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество. Российский народ. Количество часов Контро Всего льные работы 1 Конституция России. Права и обязанности человека и гражданина. 1 4 Права ребенка. 1 5 6 7 8 9 10 Государственное устройство России. Российский Союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз.Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества» 07.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea https://m.edsoo.ru/f841d188 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 13.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 20.09.2023 1 21.09.2023 1 27.09.2023 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e664 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e4c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841e876 8.09.2023 04.10.2023 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 5.10.2023 Карта – наш экскурсовод. 11 Электронные цифровые образовательные ресурсы 4.09.2023 1 1 Дата изучения 06.09.2023 1 3 Практи ческие работы 1.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418bb0 12 По равнинам и горам. 1 12.10.2023 В поисках подземных кладовых. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Пр.р.«Изучение полезных ископаемых». Наши реки. Озёра – краса земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. 1 1 1 1 8.10.2023 9.10.2023 25.10.2023 1 26.10.2023 1 8.11.2023 1 1 1 1 09.11.2023 15.11.2023 6.11.2023 22.11.2023 В жаркой пустыне. 22 23 24 25 26 1 У тёплого моря. Мы- дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a082 https://m.edsoo.ru/f841a262 https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419e7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b694 23.11.2023 29.11.2023 1 0.11.2023 1 6.12.2023 1 7.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b89c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841bf72 https://m.edsoo.ru/f841c12a https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 27 28 29 По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Проверочная работа по разделу «По родным просторам» В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат». 1 1 1 1 13.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cd14 14.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841cf94 20.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ae1a 21.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Путешествуем с археологами. 30 31 «Археологические находки» В путь по страницам летописи. 1 1 27.12.2023 Истоки Древней Руси. 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Работа с картой «Древние торговые пути» Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» 1 28.12.2023 1 17.01.2024 1 18.01.2024 1 1 1 1 1 1 1 24.01.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d516 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a62c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841a82a 25.01.2024 31.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c 01.02.2024 07.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca 08.02.2024 14.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Отечественная война 1812 года. 1 Отечественная война 1812 года. 1 Великий путь. В поисках справедливости. искусства Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417382 29.02.2024 1 Расцвет изобразительного искусства и литературы. 13.03.2024 28.02.2024 1 Расцвет изобразительного искусства и литературы. 07.03.2024 22.02.2024 1 Золотой век театра и музыки Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841668a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416806 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae 21.02.2024 1 Золотой век театра и музыки. «Расцвет изобразительного литературы» 15.02.2024 06.03.2024 1 и 1 1 1 14.03.2024 Век бед и побед. 51 52 53 1 «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. 20.03.2024 1 21.03.2024 1 03.04.2024 «Нет в России семьи такой…» 54 1 1 04.04.2024 «Нет в России семьи такой…» 55 56 1 После Великой войны. 1 10.04.2024 11.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417918 https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84183b8 https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418778 https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841546a 57 58 59 Достижения 1950 – 1970 годов. Проверочная работа по разделу«Путешествие по Реке времени» Современная Россия 1 1 17.04.2024 1 18.04.2024 1 61 62 63 64 65 66 67 68 1 «Хороша честь, когда есть, что есть».. Умная сила России. Светлая душа России Начни с себя! Обобщение по теме: Мы строим будущее России. Начни с себя!. Я сторою будущее России. Отправимся на экскурсию. Контрольная работа по итогам года. Работа над ошибками. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 24.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84152c6 25.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Современная Россия. 60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c 30.04.2024 1 07.05.2024 1 02.05.2024 1 08.05.2024 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 15.05.2024 1 1 1 1 68 4 16.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 22.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 3.05.2024 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., : М.:«Просвещение», 2022; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Окружающий мир. 4 класс. Поурочные разработки к УМК А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой"Перспектива»И.Яценко. М.: Вако, 2022. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://nsportal.ru/ https://multiurok.ru/ https://infourok.ru/