СОГЛАСОВАНО протокол заседания совета обучающихся от 21.05.2018 № 2 СОГЛАСОВАНО протокол заседания совета родителей от 21.05.2018 № 2 СОГЛАСОВАНО протокол заседания педагогического совета от 28.05.2018 № 5 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СШ № 6 г. Котово от 29.08.2018 № 91-од Гаджирама Гаджирамазано ва Ольга занова Святославовна Ольга я подтверждаю документ Святослав этот 2021.11.22 овна 10:33:18+03'00' Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области Положение о логопедическом пункте МБОУ СШ № 6 г. Котово Общие положения Цели и задачи Направления деятельности Логопункта Организация комплектования Логопункта Организация коррекционной работы Логопункта Участники коррекционной работы Логопункта 7. Документация Логопункта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 Общие положения. 1.1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в МБОУ СШ № 6 г. Котово (далее Учреждение), реализующем общеобразовательную программу школьного образования. 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; – Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи обучающимся школы, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими образовательной программы школьного образования. Основными задачами Логопункта являются: – обеспечение коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи учеников Учреждения; – своевременное выявление особых образовательных потребностей учеников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии; – обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; – обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы школьного образования; – обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с учениками, имеющими нарушения речи; – профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников Учреждения; – профилактика нарушений в развитии устной речи первоклассников; – обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи; – разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения; – обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учеников Учреждения по преодолению речевых нарушений; – повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного, имеющих речевые нарушения. 3. Направления деятельности Логопункта. 3.1. Коррекционное: – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей, обеспечивающих достижение обучающимися, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: – отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы школьного образования. 3.3. Профилактическое: – создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи детей школьного возраста. 3.4. Просветительское: –создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного возраста. 4. Организация комплектования Логопункта. 4.1. В Логопункт зачисляются обучающиеся Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ), нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а так же с нарушением чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 4.3. Зачисление в Логопункт Учреждения детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи осуществляется на основе обследования. Обследование речи детей проводится учителем-логопедом Учреждения в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной и письменной речи регистрируются в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи. 4.4. Основанием для зачисления в Логопункт учеников, зарегистрированных в списке Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи является соглашение родителя (законного представителя) (приложение 1). 4.5. На основании соглашения родителя (законного представителя), в соответствии со списком воспитанников и учеников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом директора утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год (приложение 2). 4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 20 учеников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 4.7. Наличие у воспитанников Учреждения, зачисленных в Логопункт, имеющих диагнозы ОНР, а так же дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (далее - дизартрия, ринолалия), недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (далее - алалия) должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами территориальной психолого - медико-педагогической комиссией. 4.8. Зачисление в Логопункт воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи: – осуществляется из числа детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; –зачисление проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей. 5. Организация коррекционной работы Логопункта. 5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами. 5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей школьного возраста. 5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной и письменной речи, возраста учеников. 5.5. Продолжительность занятий определяется: - для детей начальных классов продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут. 5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью нарушения речевого развития. (Приложение 3 к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2) Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения. 6. Участники коррекционной работы Логопункта. 6.1. Учитель-логопед: 6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи. 6.1.2. Подготавливает список учеников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.6. настоящего Положения. 6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4., 5.5., 5.6. настоящего Положения. 6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми по исправлению нарушений в развитии устной и письменной речи. 6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения: – по проведению коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт; – по вопросам освоения образовательной программы школьного образования детьми, зачисленными в Логопункт. 6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений детей, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного возраста, имеющих речевые нарушения. 6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений территориальной психологомедико-педагогической комиссии. 6.1.11. Контролирует выполнение учителями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию детей, зачисленных в Логопункт. 6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта. 7. Документация Логопункта. 7.1 Для школьников: Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся; Журнал первичного обследования учащихся; Речевая карта на каждого ребенка; Список учащихся, записанных на коррекционно-логопедические занятия; Годовой план консультативно - методической работы; Перспективные планы по группам; Поурочные планы работы;