Практикум по Географии Волгоградской области 6 класс на 2021 - 2022 учебный год

Гаджира Гаджирамазан
ова Ольга
мазанов Святославовн
а Ольга ая подтверждаю
этот документ
Святосл 2021.09.02
авовна 09:53:20+03'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа практикума «География Волгоградской области» составлена в
соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего
образования;
- с требованиями основной образовательной программы основного общего образования.
Количество часов: Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Учебно методический комплекс: - География. Землеведение. 5 – 6 кл.: учебник / В.П.
Дронов, Л. Е Савельева,
- География и экология Волгоградской области. - Под ред. В. А. Брылева.
- Географический атлас 6 класс,
- Географический атлас-справочник Волгоградской области.
- Рабочая тетрадь: Н. В. Болотникова «География Волгоградской области. Практикум. 6
класс. Рабочая тетрадь».
Цели программы:
- усвоение учащимися знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы Волгоградской области во всем ее географическом разнообразии и
целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использования географической
карты, статистических материалов, современных геоинформационных технологий для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применение
географических знаний для объяснения и оценки разнообразных природных и социальных
явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей стране, малой Родине; формирование экологической
культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения
окружающей среды и формирования социально-ответственного поведения в ней; адаптации
к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизни и деятельности человека;
- создание условий для формирования и развития у учащихся:
 интеллектуальных и практических умений в области изучения начального
курса физической географии,
 интереса к изучению данного курса,
 умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по
географии,
 творческих способностей учащихся,
 коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать
в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Для успешного достижения основной цели решаются следующие учебно-методические
задачи:
- актуализация знаний и умений школьников, сформированных при изучении курсов
«Окружающий мир» и «География. Начальный курс» в 4 – 5 кл.;

- развитие познавательных интересов учащихся к объектам и процессам окружающего
мира;
- обучение применению знаний о своей местности при изучении природы Земли и жизни
человека;
- обучение установлению связей в системе географических знаний (геологогеоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физикогеографических и общественно-географических знаний;
- включение учащихся в практическую деятельность по практическому применению
изучаемого материала.
- приобщение к терминологическому языку географии и формированию
пространственных представлений об объектах и явлениях, происходящих в окружающем
мире;
- знакомство с географической картой как наглядным источником знаний и средством
обучения;
Практикум предполагает обязательную практическую деятельность, которая является
неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении
нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в
условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций и
навыков учащихся.
Результаты обучения.
Личностные. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов
и норм поведения:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и природе Отечества, малой Родины;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных
интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления.
Предметные.
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в
решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
- формирование представления о современной географической научной картине мира и
владение основами научных географических знаний;
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
- овладение основами картографической грамотности;
- овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты
для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды;
- применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их
последствия.
Содержание программы практикума «География Волгоградской области».
Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы;
ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты:
географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.
Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки.
Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной
сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут.
Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности.
Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на
плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой,
геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и
представления географической информации. Работа географа в полевых условиях.
Использование новых геоинформационных систем.
Литосфера. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного
происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Минеральные ресурсы

литосферы, их виды, добыча и транспортировка. Воздействие хозяйственной деятельности
людей на литосферу, ее последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию
ресурсов литосферы.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия
внутренних сил Земли и внешних процессов. Различия гор и равнин по высоте. Изображение
рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Деятельность человека,
преобразующая рельеф.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.
Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение
температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза
ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия
образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы
погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана,
океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические
условия, правила обеспечения личной безопасности.
Источники пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная
система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование
водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное
значение озер, водохранилищ, болот. Проблемы, связанные с ограниченными запасами
пресной воды на Земле и пути их решения. Природные памятники гидросферы
Волгоградской области.
Почва. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое,
биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв.
Биосфера. Роль биосферы в природе. Человек и биосфера. Особенности географической
оболочки.
Критерии оценки учебной деятельности.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся обращается внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность, речевая грамотность и логичность ответа. Оценка знаний
предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы в классе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала. Полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;
давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных
понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать
для доказательства выводы из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко

исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и ее использование, верное решение географических задач.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Ученик только при помощи наводящих вопросов устанавливает географические
связи.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения
работы: 10-15 мин. Отметки: «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее
5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения
работы: 30-40 мин. Отметки: «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2»
-менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности. Учащийся работал полностью
самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показал необходимые для проведения практических и самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в
оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть
предложена учителем или выбрана самим учащимся.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимся в полном
объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов
типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы
указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к
учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного
теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов
работы.
Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимся с помощью
учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу
учащихся. Учащийся показал знания теоретического материала, но испытывал затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка «2». Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и
полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и
хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

Дата
проведения

Образовательные результаты
на предметном уровне

на метапредметном уровне

на личностном уровне

Введение (1 ч.)

1

Земля – планета Солнечной
системы. Определение
географического положения
страны, Волгоградской
области, города Котово,
школы, родного дома.
Волгоградская область
сегодня.
Предварительное задание на
предстоящий учебный год

07.09.21

Анализировать иллюстративно-справочных
материалов и сравнение планет Солнечной
системы по разным параметрам.
Составление «космического адреса» планеты
Земля. Положения страны, Волгоградской
области, города Котово, школы, родного
дома.

Использовать различные источники
географической информации
(картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
Анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию;
Находить и формулировать по
результатам наблюдений зависимости и
закономерности ;
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации;
Представлять в различных формах
географическую информацию,
необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач.

Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции.

Источники географической информации (12 ч.)
14.09.21

Называть имена и объяснять вклад ученых и
путешественников в исследование Нижнего
Поволжья. Обозначать на контурной карте
маршруты путешественников.

21.09.21

Работать с планом местности, выбирать
масштаб, переводить цифровой масштаб в
именованный и численный. Определять
направления на местности по компасу,
местным признакам, звездам, Солнцу.

Определение расстояния на
местности и плане в масштабе.
Масштаб карты Волгоградской
области

28.09.21

Определять стороны горизонта
по компасу. Определять направления
и азимут по плану местности Определять
расстояния на местности и плане в масштабе

5

Движение по азимуту на
местности, осуществление его
привязки к местным объектам

05.10.21

Определять азимут по плану местности и на
местности

6

Измерение относительной
высоты точек местности.
Изображение рельефа
местности горизонталями

12.10.21

Измерять относительную и абсолютную
высоту местности. Определять высоту
рельефа местности по горизонталям

7

Условные знаки. Чтение
топографического плана
местности

19.10.21

Определять по условным знакам основные
объекты плана местности

8

Описание маршрута на
местности

26.10.21

Составлять план местности методом
маршрутной съемки

9

Географическая карта.
Определение элементов
градусной сетки на карте
Волгоградской области

09.11.21

Определять элементы градусной сетки на
карте Волгоградской области

10

Определение направлений и
расстояний, географических
координат на карте России и
Волгоградской области

16.11.21

Определять направления и расстояния на
карте Волгоградской области. Определять
координаты г. Волгограда, крупных городов
Волгоградской области, своего населенного
пункта

11

Чтение карты Волгоградской
области

23.11.21

Определять с помощью условных знаков
карты основные объекты рельефа на карте
Волгоградской области

2

Развитие географических
знаний о Нижнем Поволжье

3

План местности. Определение
направления на местности по
компасу, местным признакам,
звездам, Солнцу.

4

Использовать различные источники
географической информации
(картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
Анализировать, обобщать и
интерпретировать географическую
информацию;
Находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и
закономерности;
Выявлять в процессе работы с одним или
несколькими источниками
географической информации
содержащуюся в них противоречивую
информацию;
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации ;
Представлять в различных формах
географическую информацию,
необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач.
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения
цели.
Отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.

Аргументированно оценивать
свои и чужие поступки,
опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
Осознавать свои эмоции,
адекватно выражать и
контролировать, понимать
эмоциональное состояние
других людей
Осознавать, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции.

12

Чтение, дешифрирование
аэрофотоснимков,
статистических материалов
(таблиц, графиков, диаграмм),
работа с геоинформационными
системами.

30.11.21

Читать и дешифровать аэрофотоснимки,
сопоставлять их с планом местности и
картой. Строить элементарные графики,
анализировать данные таблиц.

13

План и карта. (Урок
обобщающего повторения)

07.12.21

Давать определение основным понятиям.
Выполнять задания по плану местности и
карте.

Земная кора и литосфера (5 ч.)

14

Изучение свойств минералов,
горных пород и полезных
ископаемых слагающих
земную кору своей местности,
причины их своеобразия

15

Описание по карте
географического положения и
высот равнин Волгоградской
области, их максимальных
высот. Обозначение их на
контурной карте.

16

Составление и объяснение
схемы «Различие равнин по
высоте»

17

Воздействие хозяйственной
деятельности человека на
рельеф Волгоградской
области, меры по сохранению
и восстановлению отдельных
форм рельефа.

14.12.21

Сравнение свойств горных пород различного
происхождения. Определение горных пород
Волгоградской области (в том числе
полезных ископаемых) по их свойствам.
Анализ схемы преобразования горных пород

21.12.21

Находить и показывать на карте
Волгоградской области крупные равнины.
Определять их географическое положение,
обозначать их на контурной карте.
Определять высоту равнин.

28.12.21

Составлять и объяснять схему «Различие
равнин по высоте». Находить и показывать
на карте Волгоградской области крупные
равнины.

18.01.22

Анализировать воздействие человека на
рельеф Волгоградской области. Объяснять
изменение природы под воздействием
человека, прогнозировать последствия

Анализировать, обобщать и
интерпретировать географическую
информацию;
Находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и
закономерности ;
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации ;
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения
цели.
Отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.

Аргументированно оценивать
свои и чужие поступки,
опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
Осознавать свои эмоции,
адекватно выражать и
контролировать, понимать
эмоциональное состояние
других людей
Осознавать, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции

18

Обобщающий по теме:
"Литосфера"

25.01.22

Формулировать определение понятий.
Решать географические задачи с помощью
карт атласа «Волгоградской области»

Гидросфера (4 ч.)

19

Описание на местности
ближайшего водного объекта.
Составление схемы «Части
реки».

20

Определение по карте
направлений течений четырёх
рек
Волгоградской области, их
связь с рельефом

21

Определение по физической
карте Волгоградской области
крупных озер и измерение до
них расстояний

01.02.22

Давать определение понятий река, исток,
устье, притоки. Составлять схему реки.
Описывать реку Волгоградской области по
плану.

08.02.22

Объяснять зависимость течения рек
Волгоградской области от рельефа.
Определять по картам направление течений
рек Волгоградской области.

15.02.22

Находить и показывать на картах крупные
озера Волгоградской области. Объяснять их
происхождение, зависимость распределения
по территории области от климатических
особенностей. Измерять расстояния по карте

Использовать различные источники
географической информации
(картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
Находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и
закономерности ;
Выявлять в процессе работы с одним или
несколькими источниками
географической информации
содержащуюся в них противоречивую
информацию;
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации;
Представлять в различных формах
географическую информацию,
необходимую для решения учебных и

Аргументированно оценивать
свои и чужие поступки,
опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
Осознавать свои эмоции,
адекватно выражать и
контролировать, понимать
эмоциональное состояние
других людей
Осознавать, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции
Выбирать, как поступить, в т.ч.
в неоднозначных ситуациях,
(моральные проблемы) и
отвечать за свой выбор

22

Описание мер воздействия
хозяйственной деятельности
человека на водные объекты
Волгоградской области. Меры
по их сохранению и
восстановлению

22.02.22

Объяснять меры воздействия хозяйственной
деятельности человека на водные объекты
Волгоградской области. Прогнозировать
меры по их сохранению и восстановлению

практико-ориентированных задач.
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения
цели.

Атмосфера (8 ч.)
23

Организация наблюдений за
погодой: измерение элементов
погоды с помощью приборов

01.03.22

Наблюдение за погодой, измерение
элементов погоды с помощью приборов

24

Построение графика хода
температуры и атмосферного
давления при обработке
собранных материалов

09.03.22

Строить график хода температуры и
атмосферного давления при обработке
собранных материалов. Анализировать
полученные результаты

25

Обработка собранных
материалов: составление розы
ветров и диаграммы
среднемесячного количества
осадков

15.03.22

Обрабатывать собранные материалы:
вычерчивать розу ветров и диаграммы
среднемесячного количества осадков

26

Обработка данных и
составление диаграммы
облачности

22.03.22

Обрабатывать данные наблюдений и
составление диаграммы облачности.
Анализировать полученные результаты

27

Обработка данных и
выделение преобладающих
типов погоды за период
наблюдения

05.04.22

Обрабатывать данные наблюдений и
выделять преобладающие типы погоды за
период наблюдения

28

Решение практических задач
на определение изменений
температуры и давления
воздуха с высотой, влажности

12.04.22

Решать практические задачи на определение
изменений температуры и давления воздуха
с высотой, влажности

Использовать различные источники
географической информации
(картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой
для решения учебных и практикоориентированных задач;
Анализировать, обобщать и
интерпретировать географическую
информацию;
Находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и
закономерности;
Выявлять в процессе работы с одним или
несколькими источниками
географической информации
содержащуюся в них противоречивую
информацию;
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации;

Аргументированно оценивать
свои и чужие поступки,
опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
Осознавать свои эмоции,
адекватно выражать и
контролировать, понимать
эмоциональное состояние
других людей
Осознавать, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции

29

30

Описание погоды за день,
месяц по своему пункту
наблюдения

Климат Волгоградской
области

19.04.22

26.04.22

Описывать погоду за день, месяц по своему
пункту наблюдения
Формулировать определение понятия
климат. Определять зависимость климата от
климатообразующих факторов.
Анализировать основные климатические
показатели своей местности. Описывать
климат Волгоградской области с помощью
климатических карт атласа.

Биосфера (4 ч.)

31

Природные комплексы
Волгоградской области

03.05.22

32

Взаимосвязь земных оболочек

10.05.22

Анализировать схемы для выявления
причинно-следственных взаимосвязей между
компонентами в природном комплексе.
Анализировать тематические карты для
выявления причинно-следственных
взаимосвязей между компонентами в
природной зоне. Обозначать на контурной
карте границы природных зон и их
качественные характеристики. Приводить
примеры природных комплексов своей
местности. Высказывать мнения о
сохранении равновесия в природных
комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью
человека. Знать и объяснять существенные
признаки понятий: географическая оболочка,
природно-территориальный комплекс.
Использовать понятия географическая
оболочка, литосфера, атмосфера,
гидросфера, биосфера, природнохозяйственный комплекс для решения
учебных задач по выявлению характера
взаимодействия геосфер
Устанавливать взаимосвязи между
оболочками Земли.

Анализировать, обобщать и
интерпретировать географическую
информацию.
Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников
географической информации.
Представлять в различных формах
географическую информацию,
необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач.
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения
цели.

Аргументированно оценивать
свои и чужие поступки,
опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности
Осознавать свои эмоции,
адекватно выражать и
контролировать, понимать
эмоциональное состояние
других людей
Осознавать, свой
мировоззренческий выбор
Осознавать целостность мира и
многообразия взглядов на него,
вырабатывать собственные
мировоззренческие позиции
Выбирать, как поступить, в т.ч.
в неоднозначных ситуациях,
(моральные проблемы) и
отвечать за свой выбор

33

Описание по физической
карте, карте природных зон
Волгоградской области (Зоны
степей и полупустынь).

17.05.22

34

Обобщающее повторение по
курсу. Весенняя экскурсия

24.05.22

Отбирать источники географической
информации для составления описаний
состава и строения географической
оболочки.
Выделять, описывать и объяснять
существенные признаки круговорота
вещества в природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».