Практикум по Русскому языку 5 класс на 2021 - 2022 учебный год

Гаджира Гаджирамазан
ова Ольга
мазанова Святославовна
Ольга я подтверждаю
этот документ
Святосла 2021.09.02
вовна 09:48:07+03'00'

Пояснительная записка.
Обоснование программы курса «Трудные вопросы орфографии».
В условиях модернизации школьного образования разбор трудных вопросов по орфографии имеет
немаловажное значение, так как одним из сложных вступительных экзаменов в колледжи и в вузы является
экзамен по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ). В 5 классе, который занимается по ФГОС, это особенно актуально, так
как есть необходимость углубления и расширения знаний по орфографии и пунктуации и совершенствования
навыка правильного письма.
Программа курса актуальна, она поддерживает и углубляет изучение основных тем уроков русского языка. В
основе курса лежит системный подход в обучении, поэтому реализация программы осуществляется через
связанную систему занятий, в процессе которых в сознании учащихся должен сформироваться навык поиска
орфограммы, затем навык по успешному определению алгоритма работы и, в конечном результате, - грамотное
написание. Такое расположение материала повышает качество его усвоения. Следовательно, актуальность
изучения данного курса определяется недостаточным вниманием к проблемам нормативной письменной речи, и
как результат – снижение речевой культуры общества.
Учащиеся должны понимать, что изучение орфографии содействует формированию функциональной
грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что представленный курс позволяет, с одной
стороны, расширить лингвистический кругозор обучаемых за счѐт усвоения новых языковых знаний,
совершенствовать их практические (коммуникативные, орфографические, пунктуационные и т.д.) навыки и
умения, а с другой стороны, – выявить и поддержать лингвистически одарѐнных учащихся, так как курс
направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных
способностей и творческих возможностей каждого ребенка. Данная программа закрепляет навыки грамотного
письма, предполагает расширение словарного запаса, развитие как устной, так и письменной речи, повышение
мотивации в изучении языка.
Цели и задачи:
Цель программы – Повторение и усовершенствование знания по каждой теме программы русского языка в 5
классе, формирование орфографической грамотности учащихся через применение форм и методов обучения,
способствующих сознательному усвоению и применению на практике правил, творческому развитию личности
обучающихся. Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена для учащихся 5 класса,
следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию ВПР (Всероссийская проверочная работа).
В связи с этим ставятся следующие задачи:
1) Знакомство учащихся с трудными вопросами орфографии.
2) Знакомство учащихся с трудными вопросами пунктуации.
3) Стройное и последовательное изложение своих мыслей и оформление их в определенном стиле и жанре.
4) Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.
5) Проверка грамотности.
Структура курса.
В основу курса «Трудные вопросы орфографии» легли разработки и исследования в данной области Драбкиной
С.В., Субботина Д.И. «Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА» и
М.Ю.Никулина «Проверочные работы по русскому языку. 5 класс».
Для более эффективного использования учебно-тренировочных материалов курса важно учитывать специфику его
построения. Практикум орфографии и пунктуации включает в себя:
1) Опорный теоретический материал, необходимый для овладения навыками практической грамотности:
базовые орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в 5 классе и представленные в виде
таблиц, схем, стихотворных инструкций по применению и рисунков;
2) Орфографический тренинг: составленные с повышением уровня сложности задания, способствующие
формированию практической грамотности;
3) Приемы мнемотехники, знание которых помогает учащимся более успешно осваивать трудные вопросы
орфографии и пунктуации;
4) Комплексный орфографический и пунктуационный анализ текста;
5) Творческие задания, связанные с содержательным анализом предложенного текста миниатюры;
6) Тестовые задания в новом формате;
7) Итоговые тесты.
Учебные задачи
Обучающие:

развитие умения опознавать орфограммы (развитие орфографической зоркости);

развитие умения находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие орфографические

правила для определѐнной части речи;

развитие умения находить варианты применения той или иной орфограммы;

развитие умения находить и исправлять орфографические ошибки;

обогащение словарного запаса;

формирование способности свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдая нормы литературного языка;

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
Воспитательные:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления;

совершенствование навыков общения и сотрудничества друг с другом.
Развивающие:

формирование познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать
учебную работу, способности к самооценке и самоконтролю;

развитие умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности;

развитие умения пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами,
словарями).

развитие смекалки и сообразительности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования.
Программа «Трудные случаи орфографии и морфологии» предназначена для работы с учащимися 5-х
классов, проявляющими интерес к русскому языку и культуре речи.
Сроки реализации образовательной программы
Обучение по программе «Трудные случаи орфографии и морфологии» рассчитано на 1 год. На освоениеучебного
материала отводится 34 часа.
Формы организации деятельности:
- групповая
- индивидуальная
- парная.
Режим занятий
Для обеспечения эффективности воспитательных и образовательных задач, продолжительность занятия будет
составлять 1 академический час в неделю, во второй половине дня внеурочного времени.
Ожидаемые результаты
При успешном прохождении программы школьники к концу года обучения
должны знать:
основные принципы русской орфографии;
правила правописания слов с изученными орфограммами;
условия, от которых зависит написание слов;
приѐмы разграничения схожих написаний;
признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);
морфологические способы словообразования.
Должны уметь:
различать приставки и предлоги, писать предлоги со словами раздельно, приставки -слитно;
безошибочно выбирать гласные после шипящих и Ц;
правильно употреблять прописную и строчную буквы;
правильно употреблять кавычки при написании имѐн существительных;
безошибочно писать окончания имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов;
различать части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
подбирать родственные слова для решения практических задач;
проводить орфографический анализ слова;
пользоваться орфографическим, словообразовательным, этимологическим словарями.

Критерии и способы определения результативности:
устные сообщения, высказывания;
письменные работы;
тестовые задания.
Формы подведения итогов:
уроки-практикумы;
различные виды диктантов;
контрольное списывание;
тестирование
Учебно–тематический план
п/п
дата

1

2
.
0
9

2

9.09

3,4

16.09
23.09

5

30.09

6

7.10

7

14.10

8,9 21.10
28.10

Название раздела,
темы

Как и когда
появилась
письменност
ь на Руси?

Количество часов
Форма аттестации/
контроля
Всего
Теория Практи
ка
Раздел 1. Из истории возникновения письменности.
1 час
1
1
Семинар

Раздел 2. Основные принципы русской
орфографии. 1 час
Основные принципы
1
1
Практикум
русской орфографии.
Орфограмма. Виды
орфограмм
Раздел 3. Правописание гласных и согласных в
корне слова. 13 часов
Правописание
безударных гласных в
корне слова (гласные,
проверяемые
ударением;
непроверяемые
безударные гласные;
чередующиеся
гласные)
Правописание
непроверяемых
безударных гласных
в заимствованных
словах
Исторические
чередования гласныхи
согласных звуков

2

Вопрос об
употреблении букв Е и
Э после гласных и
после букв,
обозначающих парные
по
твѐрдости-мягкости
согласные
Правописание
согласных в корне
слова (звонкие,
глухие,
непроизносимые,

1

1

2

2

1

1

1

Устный опрос
Работа с
орфографическим
словарѐм
Распределительный
диктант

1

1

1

Работа с
орфографическим
словарѐм
Мини-сочинение
Семинар
Работа с
этимологическим
словарѐм
Практикум

Работа с
орфографическим
словарѐм
Контрольное
списывание

удвоенные
согласные)

10,1 11.11
1 18.11

12 25.11
13,1 2.12
4 9.12

15 16.12

16,1 23.12
7 30.12

18,1 13.01
9 20.01

20 27.01

21 3.02

22,2 10.02
3 17.02

24

24.02

Правописание О-Е-Ё
после шипящих (в
корне слова; в
окончаниях и
суффиксах
существительных,
прилагательных, в
окончаниях
глаголов)
Буквы И-Ы после Ц

2

1

Устный опрос
Практикум

1

1

Правописание Ъ и Ь
(разделительные Ъ и
Ь; Ь послешипящих в
существительных,
глаголах, кратких
формах
прилагательных)
Тестирование

2

2

Устный опрос
Выборочный диктант
Устный опрос
Контрольное
списывание

Правописание
приставок
(неизменяемые
приставки; приставки,
оканчивающиеся на 3
и С; приставки ПРИ - и
ПРЕ-)
Трудные случаи
употребления
приставок ПРИ- и
ПРЕ-

2

Правописание
удвоенных
согласных на стыке
приставкии корня
Тестирование

Правописание
падежных
окончаний
существительных,
прилагательных, личных
окончаний глаголов
Трудные случаи
правописания
безударных
окончаний и
суффиксов
существительных и

1

1

1
Тест
Раздел 4. Правописание
приставок. 6 часов
1
2
Устный опрос
Объяснительный
диктант
Творческий диктант

Устный опрос
Работа с
орфографическим
словарѐм
Распределительный
диктант
1
1
Работа со
словообразовательным
словарѐм
Практикум
1
1
Тест
Раздел 5. Правописание окончаний и
суффиксов имѐн
существительных,
имѐн
прилагательных,
глаголов. 5 часов
2
1
1
Устный опрос
Практикум
2

1

2

1

Объяснительный
диктант

прилагательных

25

3.03

26

10.03

27

17.03

28,2 24.03
9
7.04

30

14.04

Правописание суффиксов
глаголов
Тестирование

1

Правописание слов с ПОЛ- 1
, ПОЛУ-

Трудные вопросы
орфографии,
связанные с
употреблением
прописных и
строчных букв

2

Употребление кавычек при 1
написании
собственных
существитель
ных

31- 21.04
33 28.04
5.05

Повторение и
систематизация
изученного.

34

Итоговое тестирование
Итого

12.05

1

Распределительный
диктант
1
Тест
Раздел 6. Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-.
1 час
1
Практикум
1

Раздел 7. Употребление
прописных и строчных букв. 2
часа
1
1
Семинар
Практикум

Раздел 8. Употребление кавычек.
1 час
1
Творческое
списывание

Раздел 9. Итоговое повторение. 4
часа
3
3
Устный опрос
Словарноорфографические
упражнения
1
1
Тест
34часа 8 часов 26
часов

Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1. Из истории возникновения письменности (1 час)
Тема 1. Как и когда появилась письменность на Руси?
Теория. Древние письмена. Рисуночное письмо. Иероглифы. Кириллица и глаголица. Современный русский
алфавит. Значение письма в жизни общества.
Семинар.
Раздел 2. Основные принципы русской орфографии (1 час)
Тема 1. Основные принципы русской орфографии. Орфограмма. Виды орфограмм.
Практика. Отработка навыка находить в слове орфограмму, определять еѐ вид.
Практикум.
Раздел 3. Правописание гласных и согласных в корне слова (13 часов)
Тема 1. Правописание безударных гласных в корне слова.
Теория. Правописание безударных гласных в корне слова (гласные, проверяемые ударением; непроверяемые
безударные гласные; чередующиеся гласные).
Практика. Графический облик корня. Правописание гласных в корне с учѐтом вида орфограммы. Отработка
навыков правописания проверяемых гласных в корне слова, поиск однокоренных слов. Отработка навыков
правописания чередующихся гласных в корне с учѐтом условий их выбора.
Работа с орфографическим словарѐм. Распределительный диктант.
Тема 2. Правописание непроверяемых безударных гласных в заимствованных словах.
Практика. Отработка навыка этимологического анализа слова. Изучение правописания иноязычных слов с

применением орфографического словаря.
Работа с орфографическим словарѐм. Мини-сочинение.
Тема 3. Исторические чередования гласных и согласных звуков.

Теория. Понятие о науке этимологии. Современная и историческая структура слова. Этимологический анализ
слова.
Семинар. Работа с этимологическим словарѐм.
Тема 4. Вопрос об употреблении букв Е и Э после гласных и после букв, обозначающих парные по
твѐрдости-мягкости согласные.
Практика. Отработка навыка правописания букв Е и Э после гласных и после букв, обозначающих парные по
твѐрдости-мягкости согласные. Орфоэпические нормы.
Практикум.
Тема 5. Правописание согласных в корне слова (звонкие, глухие, непроизносимые, удвоенные
согласные).
Практика. Отработка навыка правописания согласных в корне слова. Поиск однокоренных слов.
Работа с орфографическим словарѐм. Объяснительный диктант. Контрольное списывание.
Тема 6. Правописание О-Е-Ё после шипящих (в корне слова; в окончаниях и суффиксах
существительных, прилагательных, в окончаниях глаголов).
Теория. Шипящие звуки. Морфемный состав существительных, прилагательных, глаголов. Условия выбора
гласной после шипящих.
Практика. Алгоритм выбора гласной после шипящих: определение части речи – морфемный разбор слова –
выбор гласной.
Практикум.
Тема 7. Буквы И-Ы после Ц.
Практика. Условия выбора гласной после Ц. Морфемный разбор слова.
Выборочный диктант.
Тема 8. Правописание Ъ и Ь (разделительные Ъ и Ь; Ь после шипящих в существительных, глаголах,
кратких формах прилагательных).
Практика. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. Правописание разделительных Ъ и Ь.
Правописание Ь после шипящих на конце слов. Отработка умения определять принадлежность слова к той
или иной части речи. Зависимость верного написания от морфемного состава слова.
Работа с орфографическим словарѐм. Контрольное списывание.
Тема 9. Тестирование.
Практика. Проверка умения применять теоретические знания на практике.
Раздел 4. Правописание приставок (6 часов)
Тема 1. Правописание приставок (неизменяемые приставки; приставки, оканчивающиеся на 3 и С; приставки
ПРИ - и ПРЕ-).
Теория. Группы приставок: приставки с традиционным написанием; приставки, оканчивающиеся на 3 и С;
приставки ПРИ - и ПРЕ-. Условия выбора верного написания приставки. Глухие и звонкие согласные.
Практика. Выделение приставки в слове. Отработка навыка верного написания приставки в соответствии с
орфографическим правилом. Разграничение глухих и звонких согласных. Умение определять значение
приставок ПРИ- и ПРЕ-.
Объяснительный диктант. Творческий диктант.
Тема 2. Трудные случаи употребления приставок ПРИ- и ПРЕ-.
Практика. Отработка навыка правописания приставок ПРИ- и ПРЕ, выбор гласной в которых зависит от
лексического значения слова (пары разных по значению слов). Написание слов, в которых значение приставки
не определяется или ПРИ- и ПРЕ- являются частью корня.
Работа с орфографическим словарѐм. Распределительный диктант.
Тема 3. Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
Практика. Отработка навыка правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня по алгоритму:
выделение приставки в слове – выделение корня – сравнение согласных на стыке приставки и корня – верное

написание слова.
Работа со словообразовательным словарѐм. Практикум.
Тема 4. Тестирование.
Практика. Проверка умения применять теоретические знания на практике.
Раздел 5. Правописание окончаний и суффиксов имѐн существительных, имѐн прилагательных
глаголов (5 часов)
Тема 1. Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний
глаголов
Теория. Окончание как изменяемая морфема в слове. Формы одного и того же слова. Система падежей в
русском языке и типы склонения имѐн существительных. Правописание падежных окончаний
существительных и прилагательных. Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Практика. Выделение окончаний у слов, принадлежащих к разным частям речи. Отработка навыка
правописания падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов в
соответствии с орфографическим правилом.
Практикум.
Тема 2. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных и
прилагательных.
Практика. Работа с трудными случаями правописания безударных окончаний и суффиксов существительных
и прилагательных.
Объяснительный диктант.
Тема 3. Правописание суффиксов глаголов.
Практика. Графическое обозначение суффиксов глаголов. Отработка навыка правописания суффиксов
глаголов.
Распределительный диктант.
Тема 4. Тестирование.
Практика. Проверка умения применять теоретические знания на практике.
Раздел 6. Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ- (1 час)
Тема 1. Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Практика. Условия слитного и дефисного написания слов с элементом ПОЛ- и ПОЛУ-.
Практикум.
Раздел 7. Употребление прописных и строчных букв (2 часа)
Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв.
Теория. Функции прописной буквы. Правила употребления прописной и строчной букв.
Семинар.
Практика. Отработка навыка правильного выбора заглавной и строчной буквы в словах.
Практикум. Работа с орфографическим справочником.
Раздел 8. Употребление кавычек (1 час)
Тема 1. Употребление кавычек при написании собственных существительных.
Практика. Условия употребления кавычек при написании собственных существительных. Переход
собственных существительных в нарицательные.
Творческое списывание.
Раздел 9. Итоговое повторение (4 часа)
Тема 1. Повторение и систематизация изученного.
Практика. Выполнение словарно-орфографических упражнений.
Тема 2. Итоговое тестирование.
Практика. Применение знаний по теме «Трудные случаи морфологии и орфографии».
Методическое обеспечение программы
В основу программы положен коммуникативный подход.
На I этапе – определение темы и постановка цели – используются такие методы, как эвристический (какова
будет тема занятия?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.

На II этапе – практическая работа – используются элементы проблемно-поискового обучения, развиваются
коммуникативные умения на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа»,
осуществляется диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволяет организовать
сотрудничество обучающихся, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с
дифференцированными заданиями помогает формировать лингвистическую компетенцию обучающихся,
совершенствовать речевые умения.
На III этапе осуществляется проверка уровня сформированности орфографических умений, осознанность и
прочность полученных знаний.
На этапе рефлексии ученики дают самоанализ своей деятельности и оценку проделанной работы.
Роль учителя на уроке – консультативная, направляющая.
Список литературы
1.
Ахременкова К пятѐрке шаг за шагом. 5 класс.- Просвещение, 2019.
2.
Бабайцева В.В. Русский язык. 5 класс. Сборник упражнений. М.: Дрофа, 2012.
3.
Кузнецов А.Ю. Русский язык. ВПР. 5 класс. Типовые задания.- М.:Экзамен,2018.
4.
Львова С.И., Ларионова Л.Г. Русский язык. Сборник упражнений. 5 класс. – М.: Олма, 2008.
5.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии.- М.: Просвещение, 2001
6.
Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе - М.: Просвещение, 2006.
7.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.:Айрис-пресс, 2012.
8.
Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова
[и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2006.
9.
Сенина Н.А. Русский язык. Тесты. 5 класс. - Ростов-на -Дону:. Легион,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».