Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс

РА С С М О ТРЕ Н О :
н а за с е д а н и и к а ф е д р ы
п р о т о к о л № 1 о т 30.08.2021 г .
за в к а ф е д р о й
/ Т о м и л и н а Л .Н ./

С О ГЛ А С О В А Н О :
З ам . д и р ек то р а п о У В Р
--М а р т ы н е н к о Л .П .
*—31.08.2021 г .

У Т В Е РЖ Д А Ю :
Д и р е к т о р М Б О У С Ш № 6 г. К о то в о
Г а д ж и р а м а з а н о в а О .С .
П р и к а з № 142-о д о т 31.08.2021 г .

Гаджирама
Ольга
занова Гаджирамазанова
Святославовна
я подтверждаю этот
Ольга документ
Святослав 2021.08.31 13:22:26+03'00'
овна

М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е тн о е о б щ е о б р а зо в а те л ь н о е у ч р е ж д е н и е
«С р е д н я я ш к о л а № 6 с у г л у б л е н н ы м и з у ч е н и е м
о т д е л ь н ы х п р е д м е т о в г. К о т о в о »
К о то в с к о го м у н и ц и п а л ь н о го р а й о н а В о л го гр а д ск о й о б л асти

Р абоч ая п р огр ам м а
п о ок р уж аю щ ем у м и р у
д ля 4 класса
у ч и тел я н ач ал ьн ы х кл ассо в
Г о р д еево й Н атальи И ван о вн ы

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10 июля 2015 года № 26;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" * (с изменениями на 22 мая 2019 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол заседания от 08 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального
учебно-методического объединения по общему образованию;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
Приказы Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 и №2357 от 22.09.2011 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373;
Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 г.№986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 506 от 07.06.2017 «О внесении изменений в федеральный компонент
государственного образовательного стандарта начального основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования РФ 05.03.2004 (№ 1089);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 6 г. Котово;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Котово» Котовского муниципального района Волгоградской области.
Особенности класса и образовательного процесса:
В классе в условиях инклюзивного образования обучается ребёнок с ОВЗ (ЗПР 7.2). Для данного ребенка обучение изобразительному
искусству предусматривает коррекционную направленность. Адаптированная основная образовательная программа АООП НОО для детей с ЗПР
(Вариант 7.2.) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обязательным является систематическая
специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Для
обучающегося особое внимание уделяется практической направленности уроков. В частности адаптируется содержание учебного материала,
выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируются задания в зависимости от коррекционных

задач. Для ученика предусмотрена дополнительная индивидуальная коррекционная работа, организованы систематические занятия с логопедом и
психологом.
Специфика предмета «Окружающий мир» в 4 классе заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,
соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет
«Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Программа «Окружающий мир» 4 класс создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично
объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира
природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как
часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие
параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В
основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета
успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания,
формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет
«Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы .
Цели и задачи:
Программа «Окружающий мир» для 4 класса направлена на достижение следующих целей:
. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.

Основной задачей реализации содержания предмета «Окружающий мир» 4 класс является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе:
примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при
Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными
учреждениями РФ;
программы курса Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2021 г.
Информация об используемом учебнике.
А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2021 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2021 г.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Окружающий мир» полностью соответствует авторской программе А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.
В рамках учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс в качестве учебного модуля реализуются программа "Правила и безопасность
дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)» и программа «Краеведение», на изучение которых в
учебно-тематический план: добавлено по 10 часов.
Особенность курса.
Существенная особенность предмета «Окружающий мир» в 4 классе состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения,
полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у
детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Специфика предмета «Окружающий мир» 4 класс заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым
для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт,
делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества,
тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на
уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-

научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших
школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной
части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии курса.
Программа «Окружающий мир» 4 класс создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично
объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира
природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как
часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир,
системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают
возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры
универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры
обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого
бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие
параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших
школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки,
литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А.
Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П.
Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть
выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших
школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной
тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны
(аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции
культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового
потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной
взаимной связи:
. природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
. наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума;
. искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов
познания человеком самого себя, природы и общества;
. человечество как многообразие народов, культур, религий;
. семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
. труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
. здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье
физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
. нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
людям.
Правила и безопасность дорожного движения
(в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)»
Вводное занятие «Юный пешеход»
Путешествие в прошлое»
Дорога, что ты расскажешь о себе?
Участники дорожного движения
Транспорт на дорогах нашего города
Безопасность на дороге - зависит от нас
Средства регулирования дорожного
Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)
Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)
Итоговое занятие «Круговорот в стране дорожных знаков
Краеведение
Карта Волгоградской области
Особенности поверхности Волгоградской области
Реки Волгоградской области
Озёра Волгоградской области
Лесная зона Волгоградской области
Растительный и животный мир Волгоградской области
Заповедник Волгоградкой области
Я помню, я горжусь
Наши земляки, прославившие свои имена

Виды сельскохозяйственной деятельности Волгоградкой области
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Окружающий мир» в 4 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 70 часов
в год (35 недель).
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты, практические, проверочные, контрольные работы)

Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок закрепление изученного материала;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
К концу 4 класса учащиеся должны:
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края (на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский,
Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и
знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания
количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф.
Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4 классе являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
УМК «Перспектива» Автор: А.А. Плешаков
2 часа в неделю (68 часов в год)

Тема урока

Предметные

Метапредметные,
личностные УУД

Вид деятельности

№
страницы

Дата

Планируемые результаты
Кол-во
часов

№
п/п

Дата
по
факту

— определять различные

Часть 1

Мы граждане единого Отечества (13 ч.)
1

01.09

Общество – это мы.

1

- Сформировать

Познавательные умения:

2

03.09

Российский народ.

1

3

08.09

Конституция России. Тест 1.

1

4

10.09

5

15.09

6

17.09

7

22.09

8

24.09

9

28.09

10

01.10

11

06.10

12

08.10

Права ребенка.
ОБЖ Безопасность на
дороге. Правила безопасного
перехода улиц (1)
Государственное устройство
России.
Тест 2.
Российский союз равных.
Проект «Путешествие в
…» (1)
Государственная граница
России.
ОБЖ Безопасность в школе.
Травматизм. Основные
виды травм (2)
Путешествие за границу
России.
Сокровища России и их
хранители. Тест 3.
Творческий союз.
ПП Самоуважение (1)
Обобщение по разделу «Мы
граждане единого
Отечества».
ПП Привычки (2)
Наши проекты.
«За страницами учебника».

13

13.10

Проверочная работа по

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

представление о
гражданине, его правах и
обязанностях в обществе.
- Ввести способ
определения законности
действия человека.
- Научить использовать
приобретённые знания и
умения в практической
деятельности.
Рассказывать:
— о причинах вхождения
людей в различные
общества/сообщества и о
своей роли в различных
обществах;
— о гражданском
обществе;
— о Конституции РФ и
Декларации прав ребёнка
ООН;
— о правах и
обязанностях гражданина
России;
— о правах ребёнка и
законах, их
гарантирующих в РФ.
• Составлять и
оформлять:
— проект («Мой проект
на благо России»);
— фоторассказ об
общности народов
России;
— паспорт ученика.
• Составлять и писать
рассказ о действиях

— раскрывать значение
понятий «мы», «общество»,
«объединение»,
«сообщество», «земляк»,
«землячество»,
«гражданин», «гражданское
общество»,
«соотечественник»,
«отечественная война»,
«конституция», «паспорт»,
«дубликат», «преамбула»,
«права», «обязанности»,
«ООН», «декларация»,
«федеральный закон» и
использовать их в активном
— определять вид общества
и обосновывать своё
мнение;
— обосновывать условия
принадлежности человека к
определённому
обществу/сообществу;
— отмечать показатели
всенародного единства и
обосновывать своё мнение;
— определять права и
обязанности гражданина
России и обосновывать своё
мнение;
— устанавливать
соответствие прав ребёнка
со статьёй Конституции РФ
и обосновывать своё
мнение;
— использовать
приобретённые знания при
составлении рассказа о
действиях героя,
подтверждая их законность
определённой статьёй
Конституции РФ о
соблюдении прав и свобод
ребёнка.
Регулятивные умения:

виды обществ и
обосновывать
своё мнение;
— определять условия
принадлежности человека
к определённому
обществу/сообществу и
обосновывать своё
мнение;
— отмечать показатели
всенародного единства и
обосновывать своё
мнение;
— рассказывать о
причинах вхождения
людей в различные
общества/сообщества;
— рассказывать о своей
роли в различных
обществах;
— рассказывать о
гражданском обществе;
— рассказывать о
паспорте гражданина;
— рассказывать о
государственной
символике;
— рассказывать о
событиях Отечественной
войны 1812 года;
— составлять и
оформлять паспорт
ученика;
— составлять и
оформлять фоторассказ
об общности народов
России;
— определять права и
обязанности гражданина
России и обосновывать
своё мнение;
— находить соответствие
статей Конституции РФ
старинным нравственным

4-7
8-11
12-15

16-19

20-23

24-29

30-33

34-37
38-43
44-47

48

теме «Мы – граждане
единого Отечества» (1)

героя, подтверждая их
законность определённой
статьёй Конституции РФ.

— выполнять учебное
задание в соответствии с
целью;
— ориентироваться в
разных вариантах
выполнения задания;
— выполнять
взаимопроверку и
корректировку учебного
задания;
— соотносить
поставленную цель и
полученный результат
деятельности;
— оценивать результат
собственной деятельности.
Коммуникативные
умения:
— формулировать
высказывание в рамках
учебного диалога,
используя термины;
— учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках
учебного диалога;
— конструктивно
взаимодействовать с
партнёром при проверке
учебного задания;
— использовать
соответствующие речевые
средства для представления
результата.
Личностные:
Проявлять:
-интерес к изучению темы;
- уважительное отношение
к государственной
символике, к правам и
обязанностям,
установленным
Конституцией РФ;
- желание изучать законы
РФ, Декларацию прав

правилам отечественной
культуры и обосновывать
своё мнение;
— находить соответствие
прав ребёнка статьям
Конституции РФ и
обосновывать своё
мнение;
— рассказывать о
структуре Конституции
РФ;
— рассказывать о правах
и обязанностях граждан
России.

ребенка ООН и соотносить
их с деятельностью героев
повести-сказки;
- понимание успешности
при изучении темы.

По родным просторам (20 ч.)
14

15.10

15

20.10

16

22.10

17

27.10

18

29.10

19

10.11

20

12.11

21

17.11

22

19.11

23

24.11

24

Карта – наш экскурсовод.
По равнинам и горам.
ОБЖ Предупреждение
бытового травматизма (3)
В поисках подземных
кладовых. Практическая
работа «Изучение полезных
ископаемых» (1)
ПП Дружба-1 (3)
Наши реки.
Озера – краса Земли.
ПП Дружба-2 (4)
По морским просторам. Тест
4.
С севера на юг.
ОБЖ Государственная
автомобильная инспекция
(4)
В ледяной пустыне. Тест 5.

1
1

1

1
1
1

1
1
1

26.11

В холодной тундре.
Среди лесов.
ОБЖ Безопасность на
дороге. Правила поведения
на улице (5)
В широкой степи. Тест 6.

25

01.12

В жаркой пустыне.

1

26

03.12

У теплого моря.

1

1
1

• Рассказывать:
— о природных
богатствах России,
используя физическую
карту, условные знаки;
— о значении природных
богатств в жизни людей.
• Определять и
показывать природные
объекты на физической
карте России.
• Проводить
исследование полезных
ископаемых России и
оформлять результаты в
таблице.
• Оформлять и
представлять
фоторассказ/презентацию
о различных природных
объектах России, родного
края.
• Решать (или составлять)
кроссворд по теме
«Удивительные озёра
России».

Познавательные умения:
• раскрывать значение
понятий «карта»,
«географическая карта»,
«физическая карта»,
«контур», «контурная
карта», «масштаб», «формы
земной поверхности»,
«равнина», «низменность»,
«возвышенность», «холм»,
«плоскогорье», «горы»,
«горный хребет», «балка»,
«овраг», «полезные
ископаемые», «минералы»,
«горные породы»,
«месторождение»,
«железная руда»,
«каменный уголь»,
«гранит», «известняк»,
«песок», «глина», «торф»,
«нефть», «природный газ»,
«вода», «пресная вода»,
«солёная вода», «река»,
«исток», «устье», «берег»,
«русло», «приток», «озеро»,
«океан», «море», «остров» и
использовать их в активном
словаре;
• определять:
— различие физической и
контурной карты и
обосновывать своё мнение;
— особенности форм
земной поверхности России
и обосновывать своё
мнение;

— определять различие
физической карты России
и мира и обосновывать
своё мнение;
— определять условные
знаки физической карты и
обосновывать своё
мнение;
— определять
особенности изображения
природных объектов на
физической карте России
и обосновывать своё
мнение;
— определять различие
физической и контурной
карты и обосновывать
своё мнение;
— определять
особенности форм земной
поверхности России и
обосновывать своё
мнение;
— определять
особенности холма, горы
и обосновывать своё
мнение;
— определять
особенности оврага,
балки и обосновывать
своё мнение;
— рассказывать о
физической/контурной
карте России;
— рассказывать об
условных знаках

50-53
54-57

58-61

62-65
66-69
70-73

74-77
78-81
82-85
86-89
90-93
94-97
98-101

27

08.12

28

10.12

29

15.12

30

17.12

31

22.12

32

24.12

33

29.12

Мы – дети родной земли.
ОБЖ Как уберечься от
порезов, ушибов, переломов
(6)
В содружестве с природой.
ОБЖ Безопасность
пешеходов (7)
Как сберечь природу России.
Тест 7.
По страницам Красной
книги. Проект «Красная
книга нашего региона» (2)
По заповедникам и
национальным паркам.
Наши проекты.
«За страницами учебника».
ПП Учусь сопротивляться
давлению (5)

Проверочная работа по
теме «По родным
просторам» (2)

1

1
1
1
1

1

1

— свойства полезных
ископаемых и
обосновывать своё мнение;
— водное пространство, его
части и обосновывать своё
мнение;
• использовать
приобретённые знания для
решения кроссворда
«Удивительные озёра
России».
Регулятивные умения:
— выполнять учебное
задание, используя план,
алгоритм;
— выбирать вариант
выполнения задания;
— выполнять
взаимопроверку,
корректировку и
взаимооценку учебного
задания;
— соотносить
поставленную цель и
полученный результат
деятельности.
Коммуникативные
умения:
— конструктивно
взаимодействовать с
партнёром в рамках
учебного диалога;
— учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках
учебного диалога;
— договариваться и
приходить к общему
решению при работе в паре
и группе;
— адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.
Личностные:

физической карты
России;
— рассказывать о своей
стране, используя
физическую карту
России;
— рассказывать о
крупнейших равнинах и
горных хребтах России;
— рассказывать о
различных формах
земной поверхности
России;
— рассказывать о формах
земной поверхности
своего края;
— определять природные
объекты на физической
карте России;
— оформлять и
представлять фоторассказ
о формах земной
поверхности родного
края;
— конструктивно
взаимодействовать с
партнёром в рамках
учебного диалога;
— учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках
учебного диалога.

102105
106109
110113
114117
118123
124

Проявлять:
— интерес к изучению
темы;
— бережное отношение к
природным ресурсам
России;
— творческое отношение к
процессу решения
кроссворда «Удивительные
озёра России»;
— понимание успешности
при изучении темы.

Путешествие по реке времени (26 ч.)
34

14.01

35

19.01

36

21.01

37

26.01

38

28.01

39

02.02

40

04.22

41

09.02

42

11.02

43

16.02

В путь по реке времени.
ОБЖ Основы ЗОЖ и
безопасность человека (8)
Путешествуем с
археологами.
По страницам летописи.
Истоки Древней Руси.
Мудрый выбор.
ПП Учусь говорить «нет»
(6)
Наследница Киевской Руси.
Москва – преемница
Владимира. Тест 8.
ОБЖ Предосторожности
при обращении с
животными (9)
Начало Московского царства.
ОБЖ Первая помощь при
отравлении жидкостями,
парами, пищей, газами,
дымом (10)
Подвижники Руси и
землепроходцы. Тест 9.
На пути к единству.

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

Актуализировать знания:
— о видах леса и его
обитателях;
— о невидимых связях
растений и животных.
• Ввести понятия
«сообщество»,
«природное
сообщество»,
«круговорот веществ в
природе».
• Научить:
— раскрывать значение
понятий «сообщество»,
«природное
сообщество»,
«круговорот»,
«круговорот веществ»,
«ярусы» и использовать
их в активном словаре;
— различать природные
сообщества и
обосновывать своё
мнение.
- Сформировать
представление о том, как

Личностные умения
Проявлять:
- интерес к познанию мира;
- уважительное отношение
к природному и
культурному наследию
человечества, России.
Познавательные умения:
• раскрывать значение
понятия «Семь чудес
света», «Всемирное
наследие», «Всемирное
природное наследие»,
«Всемирное культурное
наследие», «кремль»,
«кремлёвская стена»,
«Московский Кремль»,
«музей-заповедник»,
«историко-культурный
памятник»,
«благословение», «собор»,
«озеро», «озеро Байкал»,
«презентация», «пресная
вода», «целлюлознобумажный комбинат» и
использовать их в активном
словаре;
• определять:
- объекты Всемирного
природного и культурного
наследия планеты, включая

Сформировать
представление о том,
как человечество
сохраняло и
передавало опыт
потомкам;
познакомить с
понятиями «река
времени», «история»,
с тем, как ведется
летоисчисление;
развивать речь,
интерес к изучению
истории.
• Выполнять
простейшие опыты
по изучению свойств
полезных
ископаемых.
• Составлять картину
«Мир как дом»,
используя
символические
изображения
окружающего мира.

Часть 2
4-7
8-11
12-15
16-19
20-23
24-27

28-31

32-35

36-39
40-43

ПП И снова алкоголь (7)
44

18.02

45

25.02

46

02.03

47

04.03

48

09.03

49

11.03

50

16.03

51

18.03

52

23.03

53

06.04

54

08.04

55

13.04

56

15.04

Начало Российской империи.
ПП Алкоголь в компании (8)
«Жизнь – Отечеству, честь –
никому». Тест 10.
Отечественная война 1812
года.
ОБЖ Как уберечься от
ударов электрического тока
(11)
Великий путь. Проект «Моя
семья в истории России» (3)
ОБЖ Как защититься от
насекомых (12)
Золотой век театра и музыки.
Рассвет изобразительного
искусства и литературы.
В поисках справедливости.
ОБЖ Железнодорожный
транспорт (13)
Век бед и побед.
Тест 11.
ОБЖ Как правильно
пользоваться
огнетушителем (14)
«Вставай, страна огромная!»
Трудовой фронт России.
ОБЖ Когда кусаются
насекомые (15)
«Нет в России семьи
такой…» Проект «Моя
семья в истории России» (4)
После великой войны.
Экскурсия в музей боевой
славы.

1
1

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

человечество сохраняло
и передавало опыт
потомкам; познакомить с
понятиями «река
времени», «история», с
тем, как ведется
летоисчисление;
- развивать речь, интерес
к изучению истории.

Россию, и обосновывать
свое мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное
задание в соответствии с
планом;
— осуществлять взаимный
контроль и оказывать
необходимую помощь;
— выполнять
взаимопроверку и
корректировку.
— выполнять учебное
задание в соответствии с
планом;
— осуществлять взаимный
контроль и оказывать
необходимую помощь
понимать значение
полезных ископаемых в
хозяйственной
деятельности человека и
обосновывать своё мнение;
— понимать значение
почвы для растений,
животных и человека и
обосновывать своё мнение;
— различать природные
объекты по отличительным
признакам и обосновывать
своё мнение;
— различать символы и
образы природных стихий в
народном творчестве.
Коммуникативные
умения:
— конструктивно
взаимодействовать с
партнёром в рамках
учебного диалога;
— учитывать разные
мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках
учебного диалога;

44-47
48-51

52-55

56-59
60-63
64-67
68-71

72-75

76-81
82-85

86-91
92-95

57

20.04

58

22.04

59

27.04

Достижения1950 – 1970 гг.
Наши проекты.
«За страницами учебника».
ОБЖ МЫ и животные (16)
Проверочная работа по теме
«Путешествие по реке
времени».

— договариваться и
приходить к общему
решению при работе в паре
и группе;
— адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.

1
1

1

96-99
100

Мы строим будущее России (9 ч.)
Современная Россия. Тест
12.
ОБЖ Безопасность в
походах (17)
Хороша честь, когда есть,
что есть.
ОБЖ Когда ты
становишься водителем
(18)

60

29.04

61

04.05

62

06.05

Умная сила России.

1

63

11.05

Светлая душа России.

1

64

13.05

65

18.05

66

20.05

67

24.05

Начни с себя. Проект «Я
строю будущее России» (5)
ОБЖ Безопасность жизни,
основные понятия (19)
Наши проекты.
«За страницами учебника».
ОБЖ Практическое
занятие. Выход на природу
(20)
Проверочная работа по теме
«Мы строим будущее
России».
Итоговая контрольная
работа.

1

1

1

1

1
1

Сформировать
представление об
устройстве старинного
дома и жизни в нём.
Ввести правила общения
людей, проживающих в
современном доме.
Научить использовать
приобретённые знания и
умения в практической
деятельности.

Личностные умения
Проявлять:
— интерес к познанию
окружающего мира;
— уважительное
отношение к культурному
многообразию
человечества;
— интерес к обустройству
старинного дома;
— понимание своей
успешности при изучении
темы.
Познавательные умения:
- раскрывать значение
терминов и понятий и
использовать их в активном
словаре;
— объяснять значения
слова «мир» и
обосновывать своё мнение;
— определять структуру
старинного дома как образа
вселенной и обосновывать
своё мнение.
Коммуникативные
умения:
— конструктивно
взаимодействовать с
партнёром в рамках
учебного диалога;
— учитывать разные

- Формулировать
мысль о том, что
стремление к
творческому
познанию
окружающего мира
есть отличительная
черта человека.
- Определять сферы
познания: природа и
культура.
- Выявлять
особенности
познания.
- Высказывать
мотивированное
суждение об
ответственности
познающего человека
за то, как, в каких
целях используются
его открытия и
изобретения.

102105

106109
110113
114117
118121

122

68

Обобщение пройденного за
год.
Игра «Брейн-ринг».

1

мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках
учебного диалога;
— договариваться и
приходить к общему
решению при работе в паре
и группе;
— адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное
задание в соответствии с
планом;
— осуществлять взаимный
контроль и оказывать
необходимую помощь;
— выполнять
взаимопроверку и
корректировку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».