Рабочая программа по Окружающему миру 2 класс

ГаджираГаджирамазан
ова Ольга
мазанов Святославовн
а
а Ольга яподтверждаю
Святосл этот документ
авовна 2021.08.31
13:18:25+03'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" * (с изменениями на 22
мая 2019 года);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол заседания от 08 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию;
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
• Приказы Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 и №2357 от 22.09.2011 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;
• Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 г.№986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации № 506 от 07.06.2017 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного
стандарта начального основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 (№ 1089);
• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 6 г. Котово;
• Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово» Котовского
муниципального района Волгоградской области.
Общая характеристика курса
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого
личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно
и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет
наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных
ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной
школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного
искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоциональноценностного постижения мира вокруг.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
•
•

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Цели:
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
● развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
● освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
● воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:
● Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
● Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
● Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
● Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Для реализации стандарта используется учебник по образовательной системе « Перспектива».
Для обучения используется: А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х частях.
Уровень программы: базовый.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из
расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и

логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по
предмету. Предметная область обществознание и естествознание.
В классе в условиях инклюзивного образования обучается ребёнок с ОВЗ (задержка психического развития). Для него обучение окружающему миру имеет коррекционную
направленность. Адаптированная основная образовательная программа АООП НОО согласно ФГОС ОВЗ для детей с ЗПР (Вариант 7.2.) предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка обучающегося учителем, родителями, детским
коллективом. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка; коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Для детей с ОВЗ в МБОУ СШ № 6 г. Котово разработана АООП, включающая также дополнительные индивидуальные внеурочные коррекционные занятия, в т.ч. с логопедом и
психологом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Содержание учебного предмета.
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе,
затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным
трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в
классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и
научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий,
диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Время и календарь
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла
и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники
конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни- погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов
растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с
животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о
развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель:
«Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные
виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы
осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям
народов своего края.
Зима
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее
гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные
зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов
своего края.
Весна и лето
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям.
Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в
народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнееноволетие в
календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Учебно-тематическое планирование
№

Наименование разделов
и тем

Всего часов

В том числе на:
уроки

уроки
контрольного
характера

1

«Вселенная,
время,
календарь»

15

14

1

2

«Осень»

19

18

1

3
4

« Зима»
«Весна и лето»
Итого

15
19
68

13
17
62

2
2
6

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

-положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознавать себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в
совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимать ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознавать себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим
странам, народам, их традициям;
-уметь выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознавать ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира
и творческих способностей;
-понимать важности здорового образа жизни;
-стремиться к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и
неудачи, умение сотрудничать;
-стремиться к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Выпускник научится:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с
контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебнопрактическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с
гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные
Выпускник научится:
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений
объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные
Выпускник научится:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной
помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение
к партнёрам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои
мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
-называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети

-называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять стороны горизонта;
- находить на глобусе океаны и материки
- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- перечислять времена года в правильной последовательности;
- измерять температуру;
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отрази лись в старинных названиях месяцев;
- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; o перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; o определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; o различать перелетных и зимующих птиц; -приводить
примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период; o перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря); o находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и
Полярную звезду;
-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; o характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре
народов своего края
- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.

Тема
урока

Мы – союз
народов России.

Колво
часо
в
1

(с.4-7)

2.

Мы — жители
Вселенной.

Наш
«космический
корабль» —
Земля.
(с.12-15)

Требования к уровню
подготовки учащихся

Виды
контроля

Планируемые результаты

Дата
план

Познакомить детей с учебником,
рабочей тетрадью. Формировать
представление о многообразии
субъектов Российской
Федерации; углублять знания о
разнообразии народов России и о
том, что соединяет нас всех в
едином государстве.

1

Формировать представление о
строении Вселенной, о планетах
и порядке их расположения в
Солнечной системе.

1

Формировать представление о
горизонте, сторонах горизонта,
компасе; изучить устройство
компаса, научить определять
стороны горизонта, учиться
устанавливать способ
определения сторон горизонта по
Солнцу, иметь представление о

(с.8-11)

3.

Элементы
содержания

Знать название субъекта
Российской Федерации, в
котором находится город (село) и
школа, где учатся дети. Уметь
находить и показывать субъект
на политической карте России;
называть некоторые его
природные и историкокультурные
достопримечательности.
Знать в общем виде строение
Вселенной.
Уметь называть планеты и
порядок их расположения в
Солнечной системе, перечислять
небесные тела в порядке
увеличения их размеров, узнавать
небесные тела по описанию,
определять взаимосвязь Земли и
Вселенной, рассказывать по
схеме о движении Земли и Луны
в космическом пространстве,
сравнивать размеры планет.

Текущий

Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты

02.09.

Текущий

Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Личностные
- осознавать значимость
зависимости жизни на Земле
от её положения в Солнечной
системе

07.09.

Знать устройство глобуса и
условные обозначения на нём,
находить на глобусе материки и
океаны.
Знать устройство компаса.
Уметь определять стороны
горизонта, находить линию
горизонта; определять по схеме

Текущий

Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала.
Коммуникативные
- отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила

09.09.

факт

4.

Время.

форме Земли.

способ обозначения сторон
горизонта, находить на глобусе
океаны и материки.

1

Учить определять по рисункам
учебника настоящее, прошлое и
будущее, изучать устройство
часов, учить определять время по
часам, выделять приметы
времени.

1

Формировать представление о
связи единиц измерения времени
«сутки», «неделя» с движением
Земли вокруг своей оси и сменой
дня и ночи.

Уметь приводить примеры связи
прошлого, настоящего и
будущего.
Уметь перечислять единицы
измерения времени в порядке их
увеличения; объяснять, как
действуют солнечные, водяные,
песочные часы, моделировать
время на часах.
Уметь давать научное
объяснение смены дня и ночи и
связывать с этим явлением
единицы измерения времени –
сутки и неделю.
Уметь определять количество
дней в неделе, называть дни
недели, выстраивать их
последовательность.

1

Формировать представления о
связи единиц измерения «месяц «
и «год» с наблюдением людей за
движением Луны вокруг Земли,
за изменениями в природе от
весны до весны, когда Земля
делает полный оборот вокруг
Солнца.

(с.16-19)

5.

Сутки и неделя.
(с.20-23)

6.

Месяц и год.
(с.24-27)

Уметь давать научное
объяснение изменению внешнего
вида Луны в течение месяца.
Уметь выстраивать
правильную последовательность
месяцев года. Знать старинный
способ определения количества
дней в каждом месяце.
Уметь представлять единицу
измерения времени «год» как

речевого этикета;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов,
сознавать важность и
необходимость бережного
отношения к Земле.

Текущий

Личностные
Осознавать образ времени
как единства прошлого,
настоящего и будущего.
Познавательные
- передавать содержание в
сжатом, выборочном или
развернутом виде.

14.09.

Текущий

Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Личностные:
-осознавать образ времени как
единства прошлого,
настоящего и будущего.

16.09.

Текущий

Личностные
- освоение личностного
смысла учения;
-осознание важности
наблюдения за живой и
неживой природой: за
«жизнью» Луны на ночном
небе, за сменой времен года;
развитие творческого
воображения детей в процессе

21.09.

7.

Времена года.

Погода.

Календарь —
хранитель
времени, страж
памяти.
(с.36-39)

Текущий

Учить устанавливать по схеме
связь сезонных изменений в
природе с движением Земли
вокруг Солнца и наклоном
земной оси; объяснять причины
смены времён года.

1

Формировать умение
конструировать определение
понятия «погода»; различать
виды термометров и
пользоваться каждым из них.

Уметь измерять температуру,
записывать показания
термометра.
Уметь рассказывать по
иллюстрациям учебника и
собственным наблюдениям о
явлениях погоды, сравнивать
различные виды термометров,
объяснять назначение
метеорологических приборов.
Понимать необходимость
бережного и безопасного
обращения с термометрами.

Текущий

1

Формировать умение
ориентироваться в сведениях,
представленных на страницах
современного календаря.

Знать разнообразные виды
старинных и современных
календарей. Уметь сравнивать
календари разных типов,
обсуждать правила пользования
ими. Уметь сравнивать даты
начала нового года в
православном, мусульманском,
буддийском, иудейском
календарях.

Текущий

(с.32-35)

9.

наблюдения за природой в
течение года.

1

(с.28-31)

8.

последовательность двенадцати
месяцев.
Уметь прослеживать изменение
облика Луны в течение месяца и
объяснять причину этого
явления.
Уметь объяснять причину смены
времён года с помощь. Схемы;
называть важнейшие сезонные
явления природы как признаки
того или иного времени года,
перечислять времена года в
правильной последовательности,
называть месяцы каждого сезона.

Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Личностные
- понимать важность связи
изменений в природе с
движением Земли по орбите
вокруг Солнца.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты.

23.09.

Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Личностные
-осознавать необходимость
уважать чужие традиции
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,

30.09.

28.09.

10.

Праздники для
всех.

1

Формировать умение кратко
характеризовать содержание
общегражданских праздников
современного российского
календаря, представленных в
учебнике.

1

Объяснять важность народного
календаря как сокровищницы
опыта общения народа с
природой и сотрудничества с
ней.

1

Формировать понятие об
экологии как науки об охране
природы. Познакомиться с
экологическим календарём как
проявлением культуры
высокоразвитого общества,
осознавшего уникальность
природы Земли.

1

Наблюдать явления природы по
сезонам года.

(с.40-43)

11.

Народный
календарь.
(с.44-47)

12.

Проект.
Экологический
календарь.
(с.48-51)

13.

Экскурсия в
парк

Понимать важность праздников
современного российского
гражданского календаря как
способа дружеского объединения
всех граждан нашего Отечества.
Уметь описывать празднование
одного из праздников в своём
городе, определять различие
между государственными
праздниками России и
международными праздниками.
Знать некоторые народные
приметы на погоду своего края,
наблюдать за поведением
животных, изменениями в мире
растений в помещении и в
неживой природе. Уметь
проверять народный прогноз на
погоду по ближайшему дню –
погодоуказателю, сравнивать
результат с прогнозом
метеорологов.
Знать, что такое «экология»,
выражать своё отношение к
природе в собственном рисунке.
Уметь находить в тексте
учебника определение экологии
как науки, выражать своё
отношение к природе в
собственном рисунке.
Уметь подготовить рассказ об
одном из экологических дней.

Текущий

Знать правила поведения в
природе; отличительные
признаки леса. Уметь
устанавливать связи между
сезонными изменениями в
неживой и живой природе;
работать в группе.

Текущий

высказывать свою точку
зрения на события и
поступки.
Познавательные
- анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения
- ценить и понимать
следующие базовые ценности
«добро», «мир», «Родина».

05.10.

Текущий

Личностные:
- воспринимать
экологический календарь как
важное явление современной
культуры.
Познавательные
- анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты

07.10.

Защита
проекта

Личностные:
- воспринимать
экологический календарь как
важное явление современной
культуры.
Познавательные
- анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты.
Оценивать красоту
окружающей природы.
Наблюдать за объектами и
явлениями природы;
фиксировать результаты
наблюдений; рассказывать о
наблюдениях.

12.10.

19.10.

14.

15.

Обобщение по
разделу
«Вселенная,
время,
календарь»
Проверочная
работа.
Осенние месяцы.

1

Обобщение полученных знаний.

Знать изученный материал по теме
«Вселенная, время, календарь»

Тематическ
ий

Выражать своё отношение к
природе.
Сопоставлять реальные
наблюдения и данные
народных примет.

21.10.

1

Формировать представление о
народных названиях осенних
месяцев. Познакомить со
старинными осенними
праздниками народов России, с
обрядами и обычаями поры
осеннего равноденствия в
культуре разных народов России,
в том числе народов своего края.

Уметь находить признаки
осенних явлений природы и
указания на особенности
жизни людей осенью в
старинных названиях осенних
месяцев.
Уметь сочинять устный рассказ
по картине.

Текущий

26.10.

1

Формировать представление об
осенних явлениях в неживой
природе, дне осеннего
равноденствия, особенностях
ранней и поздней осени.

Понимать зависимость осенних
изменений в неживой природе от
положения земной поверхности
по отношению к Солнцу и от
характера ее освещенности.
Уметь называть осенние
погодные и природные явления в
неживой природе (иней,
заморозки, моросящие затяжные
дожди, туманы и др.). Уметь
наблюдать за изменениями
погоды.

Текущий

Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Познавательные
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
- самостоятельно делать
выводы
-наблюдать за погодой
осенью, фиксировать
результаты наблюдения в
таблицах сравнивать их,
делать выводы об изменении
погоды в течение осени.

1

Познакомить детей с
праздниками как выражение
благодарности природе за всё,
что она даёт людям. Познакомить
с праздниками земледельцев,
охотников и оленеводов.
Выявить связь народных
праздников с сезонными
изменениями в природе.

Уметь соотносить текст и
иллюстрации учебника. Уметь в
обрядах и обычаях осеннего
равноденствия различать
особенности, характерные для
быта и хозяйственной жизни
земледельцев, охотников,
скотоводов; называть общее
свойство праздников
осеннего равноденствия у разных
народов, определять их главный
нравственный смысл —
благодарность природе.
Уметь творчески проявлять

Текущий

Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
-уметь работать в паре.
Личностные
- осваивать личностный
смысла учения

09.11

(с.53 – 57)

16.

Осень в
неживой
природе.
(с.58-61)

17.

Народные
праздники в
пору осеннего
равноденствия.
(с.62-65)

28.10.

18.

Звездное небо
осенью.

1

(с.66-69)

19.

Трава у нашего
дома.

1

(с.70-73)

20.

Старинная
женская работа.

Деревья и
кустарники
осенью.
(с.78-81)

Текущий

Текущий

1

Познакомить с важнейшим
старинным женским трудом –
работа со льном и его значением
в жизни народов России.

Уметь назвать
последовательность трудовых
операций в работе со льном;
Уметь выполнять задание
учителя, распределяя операции
между собой в группе.
Знать лоскуты ткани на ощупь
и уметь назвать известные
ткани и описать словами те из
них, которые понравились.

Текущий

1

Познакомить детей с
вечнозелеными хвойными
растениями
средней полосы России;
Развивать навыки
работы с атласом-определителем
и дополнительной литературой.

Понимать причины листопада.
Уметь сравнивать осеннюю
окраску листьев деревьев и
кустарников (по иллюстрациям в
учебнике и натуральным
образцам). Уметь сравнивать
состояние лиственных и хвойных
растений осенью.

Текущий

(с.74-77)

21.

Познакомить детей с
созвездиями Большая
Медведица, Лебедь и
древнегреческими мифами о них.
Представить красоту и
таинственность звёздного неба.
Познакомить детей с наиболее
распространёнными травами:
полынь, крапива, птичья
гречишка, подорожник и другие,
с их особенностями и значением
для человека.

благодарность природе в
условиях современной жизни.
Понимать, что звезды, как и
Солнце, — сгустки раскаленных
газов; Знать, что понимали под
созвездиями древние и что
называют созвездиями
современные ученые.
Понимать причины пожелтения
травы осенью. Уметь
распознавать травы с помощью
атласа-определителя. Уметь
рассказывать по своим
наблюдениям о состоянии
травянистых растений осенью.

Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы
Личностные
- осваивать личностной смысл
учения
Познавательные
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
- самостоятельно делать
выводы.
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
-уметь работать в группе.
Личностные
- осваивать личностный
смысла учения
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из

11.11.

16.11.

18.11.

23.11.

22.

Чудесные
цветники
осенью.

1

Познакомить с растениями
цветника, клумб, цветущих
осенью.

Знать цветы в цветниках города
и в собственном саду
осенью. Понимать, что
выращивание цветов — большой
труд на радость людям. Уметь
узнавать изученные растения на
фотографиях, в рисунках и в
природе.

Текущий

(с.82-85)

23.

Грибы.
(с.86-89)

1

Выяснить, почему грибы
выделены в особое царство
живой природы; познакомиться
со
строением грибов; научиться
отличать съедобные грибы от
несъедобных и ядовитых.

Уметь сравнивать грибы по
внешнему виду, с помощью
схемы в учебнике узнавать и
рассказывать о строении гриба.
Уметь устанавливать связи
грибов с растениями и
животными.
Уметь различать схожие внешне
съедобные и несъедобные грибы
по характерным признакам.

Текущий

24.

Шестиногие и
восьминогие.

1

Познакомить с насекомыми и
пауками и с осенними
изменениями в их жизни.
Выяснить, чем отличаются
насекомые от паукообразных;
познакомиться с этапами
развития бабочки и стрекозы.

Текущий

1

Выяснить причины, по которым
перелетные птицы покидают
родные края; научить различать
перелетных и зимующих птиц.

1

Выяснить, как животные
готовятся к зиме в зависимости
от того, впадают они в спячку
или нет.

Уметь узнавать изученных
насекомых на рисунках,
раскрашивать рисунки, передавая
характерные особенности
насекомых.
Уметь рассказывать о
разнообразии насекомых. Уметь
устно описывать паукакрестовика и его сеть.
Уметь узнавать на рисунке
изученных птиц.
Уметь классифицировать их
(перелётные, зимующие).
Уметь приводить примеры:
перелётные, зимующие.
Уметь устанавливать связь
между сезонными изменениями в
природе и жизнью животных.
Уметь выявлять
приспособительное значение
спячки, линьки, запасания корма

(с.90-93)

25.

Птичьи секреты.

(с.94-97)

26.

Как разные
животные
готовятся к зиме.
(с.98-101)

Текущий

Текущий

различных источников
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
-работать в паре и группе
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения.
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы.
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать

25.11.

30.11.

02.12.

07.12.

09.12.

и других явлений в жизни
животных.

27.

Невидимые нити
в осеннем лесу.

1

Выявить взаимосвязи между
растениями и животными в
осеннем лесу; научиться
приводить примеры невидимых
нитей в осеннем лесу.

Уметь извлекать из текста и
иллюстраций учебника
информацию о связях в природе.
Уметь моделировать связи в
осеннем лесу с помощью схемаппликаций и графических схем.

Итоговый
контроль

1

Продолжить знакомство с
многообразием осенних работ в
городах и в сёлах в старину и в
настоящее время.

Текущий

1

Повторить и расширить
полученные ранее сведения о
правилах здорового образа жизни
в осенний период. Познакомить с
особенностями ЗОЖ в культуре
народов своего края.

1

Освоить правила сбора грибов,
ягод, орехов; выполнять правила
поведения по отношению к
перелетным и зимующим
птицам, к животным парка и леса
в предзимнюю пору.

Знать некоторые виды работ,
выполняемых осенью с
культурными растениями и
домашними животными. Уметь
проявлять заботу о животных
накануне предстоящей зимы.
Уметь выполнять некоторые
виды посильной работы по
подготовке дома и двора к зиме.
Уметь выполнять правила
здорового образа жизни в
осенний период. Знать и уметь
объяснить товарищу правила
двух-трех народных игр,
подходящих для осени.
Уметь контролировать во время
игры
свое поведение по отношению к
сверстникам, соблюдая правила,
предусмотренные игрой.
Знать правила охраны природы
осенью. Уметь защищать и
охранять природу.
Знать изученный материал по
теме «Осень»

(с.102-105)
Комплексная
работа.

28.

Осенний труд.
(с.106- 109)

29.

Будь здоров!
(с.110-113)

30.

Охрана природы
осенью.
(с.114-117)
Обобщение по
разделу «Осень»
Проверочная

информацию, полученную из
различных источников
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников.
Коммуникативные
- принимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)

14.12.

16.12.

Текущий

Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения

21.12.

Тематическ
ий

Личностные
- осваивать личностный
смысл учения.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,

23.12.

работа.

высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы
(прогнозы) и обосновывать
их, обмениваться мыслями,
прислушиваться к мнению
собеседников.
Давать доброжелательные
советы по поводу творческих
работ, корректировать собственные работы.

31.

Проектная
деятельность.

1

Рассмотреть предлагаемые
проектные работы. Помочь
выбрать групповые и
индивидуальные виды. Обсудить
возможные результаты, их
полезность, возможность
организовать коллективный
праздник или другой вид
презентации для одноклассников.

Уметь выбирать тему проекта
из предложенных или
придумывать свою; продумывать
этапы деятельности; определять
необходимые материалы и
инструменты; распределять роли
в группе.

Защита
проектов

32.

Зимние месяцы.

1

Учить различать признаки
зимних явлений природы в
старинных названиях зимних
месяцев. Учить описывать
красоту зимней природы и
произведений искусства,
посвященных этой теме,
используя
выразительные средства родного
языка.
Называть те черты в судьбе и
произведениях художников,
которые
вызвали эмоциональное
переживание у каждого из
учащихся.
Познакомить с некоторыми
зимними народными приметами
на погоду. Формировать умение
объяснить, чему учат народные
сказки, рассказать о персонажах
картин А. И. Морозова и братьевхудожников А. П. и С. П.
Ткачевых, опираясь на сюжет
этих произведений.

Уметь находить признаки
зимних явлений природы в
названиях зимних месяцев.

Текущий

Сопоставлять старинные и
современные названия зимних
месяцев, соотносить их
внутренний смысл с
природными особенностями
зимних месяцев и с
событиями в жизни людей.
Характеризовать погодные
явления зимних месяцев по
картинам художников с
помощью выразительных
средств русского языка.

30.12.

Знать несколько зимних
народных примет на погоду.
Уметь объяснить, чему учат
сказки, как в них оцениваются
такие качества, как скупость,
жадность, хитрость.

Текущий

13.01.

Пронаблюдать за формой
снежинок (подготовка к
усвоению сведений о
кристаллизации замерзающей

Уметь обобщить и
систематизировать наблюдения
детей над зимними природными
явлениями.

Текущий

Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения;
- ценить и понимать
следующие базовые ценности
через сказку: «добро», «мир»,
«красота», «желание
понимать друг друга»
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку

(с.4-7)

33.

Зима — время
науки и сказок.

1

(с.8-11)

34.

Зима в неживой
природе.
(с.12-15)

1

28.12.

18.01.

воды).
Познакомить с датой зимнего
солнцестояния
(22 декабря).
35.

Звездное небо
зимой.

1

Учить ориентироваться по
Полярной звезде, определять
созвездия Малая Медведица и
Орион.

Уметь находить на звездном
небе зимой «ковши» Большой и
Малой Медведиц и
Полярную звезду.
Знать правила ориентирования
по Полярной звезде.

Текущий

(с.16-19)

36.

Экскурсия в
зимний лес.

1

Наблюдать явления природы по
сезонам года.

Знать правила поведения в
природе; отличительные
признаки леса. Уметь
устанавливать связи между
сезонными изменениями в
неживой и живой природе.
Уметь работать в группе.

Текущий

37.

Зима в мире
растений.

1

Познакомить со способами
определения пород деревьев
зимой по силуэтам и плодам,
формировать представление о
жизни растений в зимнее время

Уметь определять породы
деревьев зимой по силуэтам и
плодам.

Текущий

1

Познакомить с особенностями
народных обычаев
рождественского праздника в
странах, с обычаем украшать ель

Текущий

1

Учить определять лекарственные
растения
по описанию и определять, какие
части их используют для
лечения; познакомить с
лекарственными растениями в

Знать особенности народных
обычаев рождественского
праздника.
Понимать, что обычай украшать
ель возник как обычай
рождественского праздника, а
затем закрепился как новогодний
обычай.
Уметь называть несколько
лекарственных растений и
определять, какие части их
используют для лечения.
Знать, какие
лекарственные растения должны

(с.20-23)

38.

Зимние
праздники.
(с.24-27)

39.

Растения в
домашней
аптечке.
(с.28-31)

Текущий

зрения на события и поступки
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения.
Оценивать красоту
окружающей природы.
Наблюдать за объектами и
явлениями природы;
фиксировать результаты
наблюдений; рассказывать о
наблюдениях.
Коммуникативные
- отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов.
Познавательные
- передавать содержание в
сжатом, выборочном или
развернутом виде
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты, узнавать о старинных
традициях зимних праздников
и посиделок, сочетающих
труд и развлечения, изучать
страницы Красной книги.
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения;
Познавательные
- анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,

20.01.

25.01.

27.01.

01.02.

03.02.

40.

Зимняя жизнь
птиц и зверей.

домашней аптечке, привести
примеры использования их
лечебных свойств в домашних
условиях.
Познакомить с образом
жизни и питания зимующих
птиц;
формировать знания о зимнем
образе жизни зверей, не
впадающих в спячку.

присутствовать в домашней
аптечке.

Уметь определять невидимые
связи между растительным и
животным миром
Знать животных и птиц,
занесённых в Красную книгу.
Знать образ жизни и питания
зимующих птиц.

Текущий

1

Познакомить с взаимосвязями
между растениями и животными
в зимнем лесу;
учить приводить примеры
невидимых нитей в зимнем лесу.

Уметь оформлять невидимые
связи животного и растительного
мира
Уметь определять по внешнему
виду
охраняемых животных

Текущий

1

Познакомить со старинным
календарём народов мира.
Показать, как можно приготовить
подарок старшим родственникам
на Масленицу (или другой
местный праздник февраля) и
выбрать веселую забаву для
сверстников во время
масленичного гулянья по
традициям своего края.
Познакомить с особенностями
ухода зимой за растениями и
животными;
Учить понимать необходимость
поддержания порядка на улице;
Учить выращивать в домашних
условиях витаминные растения
для поддержания здоровья в
зимнее время.

Знать, что по старинному
календарю многих народов мира
февраль был не вторым, а
последним, двенадцатым
месяцем года или даже первым.
Знать, когда в народе отмечали
первую встречу весны. Уметь
приготовить подарок старшим
родственникам на
местный праздник февраля.
Понимать социальнонравственное значение зимних
посиделок для жизни молодежи
разного возраста. Знать
особенности ухода зимой за
растениями и животными.
Понимать необходимость
поддерживать порядок на улице.
Уметь вырастить в домашних
условиях 1—2 витаминных
растения для поддержания

Текущий

1

(с.32-35)

41.

Невидимые нити
в зимнем лесу.
(с.36-39)

42.

В феврале зима с
весной
встречается
впервой.
(с.40-43)

43.

Зимний труд.
(с.44-47)

1

факты

Текущий

Коммуникативные
- отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов.
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения.
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы

08.02.

Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения

17.02.

10.02.

15.02.

44.

Будь здоров!

Познакомить с правилами
здорового образа жизни в зимний
период; учить контролировать
свое поведение по отношению к
сверстникам, соблюдая правила,
предусмотренные игрой

1

Познакомить с правилами
охраны чистоты во время
прогулки в зимнем парке, сквере,
лесу.

1

Обобщение полученных знаний.

1

Рассмотреть предлагаемые
проектные работы. Помочь
выбрать групповые и
индивидуальные виды. Обсудить
возможные результаты, их
полезность, возможность
организовать коллективный
праздник или другой вид
презентации для одноклассников.

Уметь ; продумывать этапы
деятельности; определять
необходимые материалы и
инструменты; распределять роли
в группе.

Учить находить признаки
весенних явлений природы.
Познакомить с особенностями
жизни людей весной в старинных
названиях весенних месяцев;
описывать красоту весенней
природы и произведений
искусства, посвященных этой
теме, используя выразительные
средства родного языка;

Уметь находить признаки
весенних явлений природы с
указанием на особенности
жизни людей весной в старинных
названиях весенних месяцев.

(с.48-51)

45.

Охрана природы
зимой.
(с.52-55)

46.

Обобщение о
разделу «Зима»
Проверочная
работа.

47.
Комплексная
работа.

48.

Весенние
месяцы.
(с.57-61)

здоровья в зимнее время.
Выполнять правила здорового
образа жизни в зимний период;
знать и уметь объяснить
товарищу правила 2—3
народных игр, подходящих для
зимы (из учебника и из
репертуара игровой культуры
народов своего края); уметь
контролировать во время игры
свое поведение по отношению к
сверстникам, соблюдая правила,
предусмотренные игрой
Знать и соблюдать правила
охраны чистоты во время
прогулки в зимнем парке, сквере,
лесу.
Уметь изготовить простейшие
кормушки для птиц. Знать
особенности жизни зимой 2—3
диких животных.
Знать изученные материал по
теме «Зима»

1

1

Текущий

Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы
Регулятивные
Выполнять учебные действия
в соответствии с планом

22.02.

Текущий

Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Извлекать из текста и
иллюстраций учебника
информацию о связях в
природе.
Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы
(прогнозы) и обосновывать
их, обмениваться мыслями,
прислушиваться к мнению
собеседников.
Давать доброжелательные советы по поводу творческих
работ, корректировать собственные работы.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Личностные
- осваивать личностный
смысл учения

24.02

Тематическ
ий

Итоговый
контроль

Текущий

01.03.

03.03.

08.03

49.

Весна в неживой
природе.

1

(с.62-65)

50.

Весна — утро
года.

провести наблюдения за погодой
14 марта
для сопоставления их
результатов с результатами
предстоящих наблюдений 6 мая;
называть те черты в судьбе и
произведениях художников,
которые вызвали эмоциональное
переживание у каждого из
учащихся.
Исследовать причины
потепления весной;
усвоить дату весеннего
равноденствия и основные
весенние природные явления;
продолжить работу по
наблюдениям за погодой.

Знать дату весеннего
равноденствия и основные
весенние природные явления.

Текущий

1

Познакомить с тем, почему
многие народы России и мира
символически представляют
весну в образе птицы; находить
общее и различное в обычаях
весеннего нового года в Древней
Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору
весеннего равноденствия.

Уметь объяснить, почему
многие народы России и мира
символически представляют
весну в образе птицы;
Знать общее и различное в
обычаях весеннего нового года в
Древней Руси и празднования
нового года у нанайцев в пору
весеннего равноденствия.

Текущий

(с.66-69)

51.

Экскурсия в
весенний лес.

1

Наблюдать за явлениями
природы по сезонам года.

Знать правила поведения в
природе; отличительные
признаки леса. Уметь
устанавливать связи между
сезонными изменениями в
неживой и живой природе;
работать в группе.

Текущий

52.

Звездное небо
весной.

1

Познакомить с положением
весной
созвездий Большая Медведица,

Знать положение весной
созвездий Большая Медведица,
Малая Медведица.

Текущий

Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы.
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Познавательные
-анализировать, сравнивать
различные объекты, явления,
факты
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и
поступки.
Оценивать красоту
окружающей природы.
Наблюдать за объектами и
явлениями природы;
фиксировать результаты
наблюдений; рассказывать о
наблюд.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,

10.03

15.03

17.03.

22.03.

Малая Медведица;
научиться находить созвездия
Кассиопея и Лев на звездном
небе.

Уметь находить созвездия
Кассиопея и Лев на звездном
небе.

1

Познакомить с причинами, по
которым раннецветущие
растения зацветают первыми;
научиться любоваться
первоцветами и стремиться
беречь их.

Знать причины, по которым
раннецветущие растения
зацветают первыми.
Уметь любоваться первоцветами
и стремиться беречь их

Текущий

1

Познакомить с названия ми
культурных растений весенних
цветников,
учить находить их в атласеопределителе; учить любоваться
весенними цветниками,
учить стремлению самому
участвовать в создании таких
цветников

Знать названия культурных
растений весенних цветников,
уметь находить их в атласеопределителе;

Текущий

(с.70-73)

53.

Весеннее
пробуждение
растений.
(с.74-77)

54.

Чудесные
цветники
весной.

(с.78-81)

55.

Весна в мире
насекомых.
(с.82-85)

1

Учить любоваться красотой
бабочек, а не ловить их;
Выяснить, в чём состоит
полезность пчел, ос, шмелей и
муравьев; Исследовать
взаимосвязь насекомых и птиц.

Уметь любоваться красотой
бабочек, а не ловить их.
Знать, в чём полезность пчел,
ос, шмелей и муравьев.
Знать, в чём состоит
взаимосвязь насекомых и
птиц.

Текущий

56.

Весна в мире
птиц и зверей.

1

Познакомить с весенними
изменениями в жизни птиц и
зверей.

Знать о весенних изменениях в
жизни птиц и зверей.

Текущий

(с.86-89)

высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из
различных источников
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в

24.03

05.04.

07.04.

12.04.

57.

Невидимые нити
в весеннем лесу.

1

Познакомить со взаимосвязями
между растениями и животными
в весеннем лесу.
Учить приводить примеры
невидимых нитей в весеннем
лесу.

Знать о взаимосвязях между
растениями и животными в
весеннем лесу.
Уметь приводить примеры
невидимых нитей в весеннем
лесу.

Текущий

1

Учить различать особенности
весеннего труда у женщин и
мужчин в старину; объяснить
значение пословиц «Весенний
день год кормит»,
«Кто спит весною, плачет
зимою»;
учить проводить наблюдения за
состоянием природы и
сопоставлять эти наблюдения с
ранее полученными данными о
погоде, ориентируясь на
народные приметы .
Учить выразительно произносить
народные благопожелания детям
в Вербное воскресенье и
молодоженам на Пасхальной
неделе; познакомить с тем, как
оформлять рамочки для
фотографий.

Уметь различать особенности
весеннего труда у женщин и
мужчин в старину.
Уметь объяснить значение
пословиц
Знать, как проводятся
наблюдения за состоянием
природы 6 мая и сопоставлять
эти наблюдения с ранее
полученными данными о погоде
14 марта, ориентируясь на
народные приметы этих дней.

Текущий

Уметь выразительно
произносить народные
благопожелания детям в Вербное
воскресенье и молодоженам на
Пасхальной неделе;
Знать, как оформлять рамочки
для фотографий.

Текущий

Познакомить с правилами
здорового образа жизни в
весенний период; учить
объяснять товарищу с помощью

Знать правила здорового
образа жизни в весенний период;
знать и уметь объяснить
товарищу с помощью схемы

Текущий

(с.90-93)

58.

Весенний труд.
(с.94-97)

59.

Старинные
весенние
праздники.

1

(с.98-101)

60.
61.

Будь здоров!
(с.102-105)

2

совместном решении
проблемы (задачи)
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала
Личностные
- освоение личностного
смысла учения
Коммуникативные
- участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
высказывать свою точку
зрения на события и поступки
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы.
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать
выводы
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению

14.04.

19.04.

21.04.

26.04.
28.04.

схемы правила двух-трех
народных игр,
подходящих для весны (из
учебника и из репертуара
игровой культуры народов своего
края); учить контролировать во
время игры свое поведение по
отношению к сверстникам,
соблюдая правила,
предусмотренные игрой.

правила двух-трех народных игр,
подходящих для весны;
Уметь контролировать во время
игры свое поведение по
отношению к сверстникам,
соблюдая правила,
предусмотренные игрой.

62.

Экскурсия к
водоему

1

Познакомить с разными
источниками информации, необходимой для изучения
географических и биологических
объектов и явлений.

Знать отличительные признаки
водоема.
Уметь выполнять простейшие
опыты и наблюдения,
фиксировать их и делать выводы

Текущий

63.
64.

Охрана природы
весной.

2

Раскрыть роль природы, учить
детей замечать и ценить ее,
продолжать прививать любовь к
родному краю, стремление
украсить его.
Формировать представление об
угрозах природе, исходящих от
человека, и мерах по ее охране,
показать, как младшие
школьники могут охранять
природу, учить оценивать
поступки человека по
отношению к природе.
Стимулировать бережное
отношение к природе.
Учить находить признаки летних
явлений природы и особенностей
жизни людей летом в старинных
названиях летних месяцев;
описывать красоту летней
природы и произведений
искусства, посвященных этой
теме, используя выразительные
средства родного языка;
называть те черты в судьбе и
произведениях художников,
которые вызвали эмоциональное
переживание у каждого из

Знать, что природа — это
источник красоты, здоровья,
хорошего настроения.
Понимать необходимость
охраны природы и своего
активного участия в этой работе.
Уметь проводить самоконтроль
во время прогулки в парке,
сквере, лесу (не оставлять после
себя мусор
и т. д.)

Итоговый
контроль

Уметь находить признаки
летних явлений природы и
особенностей жизни людей
летом в старинных названиях
летних месяцев; Уметь
описывать
красоту летней природы и
произведений искусства,
посвященных этой теме,
используя выразительные
средства родного языка.
Знать называния
тех черт в судьбе и

Текущий

(с.106-109)

65.

Лето красное.
(с.110-113)
Комплексная
работа

1

незнакомого материала;
Коммуникативные
- отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов.
Личностные
Проявлять желание
выполнять правила здорового
образа жизни;
Оценивать свои наблюдения и
наблюдения одноклассников.
Фиксировать результаты
наблюдений; рассказывать о
наблюдениях и делать
выводы.
Коммуникативные
- понимать точку зрения
другого;
- выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении
проблемы (задачи)
Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;

Личностные
- освоение личностного
смысла учения
- ценить следующие базовые
ценности «добро», «мир»,
«желание понимать друг
друга», «терпение»,
«настоящий друг».
Познавательные
- анализировать, сравнивать,
группировать различные
объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать

03.05.

05.05.
10.05.

12.05.

учащихся.

66.

Летние
праздники и
труд.

Обобщение
наблюдений за
весенними
изменениями в
природе и труде
людей.

68.

Проверочная
работа

выводы.

Текущий

1

Выяснить важность
сотрудничества природы и
человека; разгадывать и
составлять загадки о старинных
орудиях труда;
перечислять летние дары
природы своего края.

1

Проводить наблюдения за весенними изменениями в природе
и труде людей.

Знать признаки весны.
Уметь обобщать наблюдения за
весенними изменениями в
природе и труде людей;
устанавливать связи между
сезонными изменениями в
неживой и живой природе; работать в группе.

Тематическ
ий

Рассмотреть предлагаемые
проектные работы. Помочь
выбрать групповые и
индивидуальные виды. Обсудить
возможные результаты, их
полезность, возможность
организовать коллективный
праздник или другой вид
презентации для одноклассников.

Уметь выбирать тему проекта
из предложенных или
придумывать свою; продумывать
этапы деятельности; определять
необходимые материалы и
инструменты; распределять роли
в группе.

Итоговый

(с.114-117)

67.

произведениях
художников, которые вызвали
эмоциональное переживание у
каждого из учащихся.
Знать как разгадывать и
составлять загадки о старинных
орудиях труда.
Знать летние дары природы
своего края.

Познавательные
- определять круг своего
незнания, планировать свою
работу по изучению
незнакомого материала;
Коммуникативные
- отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила
речевого этикета;
аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов.
Регулятивные
- определять самостоятельно
критерии оценивания, давать
самооценку
Давать общую
характеристику весны,
выделяя существенные
признаки; называть основную
причину весеннего
потепления и увеличения
продолжительности дня –
изменение положения Солнца
на небосклоне.
Наблюдать, сравнивать и
обобщать наблюдаемые
явления, делать выводы
Сотрудничать в парах:
выдвигать собственные
гипотезы (прогнозы) и
обосновывать их,
обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.
Давать доброжелательные советы по поводу творческих
работ, корректировать
собственные работы.

17.05.

19.05.

24.05.

Нормы оценивания по окружающему миру

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений
в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью
учителя.
Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает
предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик
обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Отметка
«5»
«4»
«3»
«2»

Процент выполнения
90%-100%
75%-90%
55%-74%
Менее 55%


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».