Программа курса "Особенности написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ» (11 класс) Пояснительная записка Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 64 часа (2 часа в неделю). Программа курса "Особенности написания сочинения-рассуждения” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях. Цели и задачи курса: ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей; сформировать навыки анализа текстов разных стилей; сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений; научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания; организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности; создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности; сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей; воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения; развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом. Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты. Курс направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Курс направлен на образовательное развитие учащихся: углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах; умение владеть различными видами речевой деятельности, создание творческих текстов различных жанров; развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности. Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений: анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства; умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова; умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции; умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров. Содержание программы Понятие о тексте. Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об основной мысли текста Тема текста и проблема, поднятая в тексте. Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста. Опорные (ключевые) слова. Понятие об опорных (ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте. Комментарий проблемы. Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте. Авторская позиция. Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции. Композиция текста. Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений. Способы связи предложений в тексте. Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте. Средства связи смысловых частей текста. Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика. Уроки развития речи. Составление текстов разных стилей и типов речи. Календарно-тематическое планирование № Дата план тема 1 Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста. 2 Признаки текста. Основная мысль теста. 3-4 Композиция и структурные элементы сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста на ЕГЭ по русскому языку (задание 27) 5 Типы информации в тексте. 6 Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. 7 Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления (практическая часть). 8-9 Понятие о проблеме. Типы проблем. 10 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. 11-12 Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при формулировании проблемы, поднятой в тексте. 13-14 Способы формулировки проблем, поднятых в тексте. 15 Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения 16-17 Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в тексте. Типы комментария: текстуальный и концептуальный 18 Типовые конструкции для комментирования проблемы. 19-20 Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте. 21-22 Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте Дата факт (практическая часть). 23-24 Урок-практикум по написанию комментария. 25 Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции. 26 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. 27 Авторская позиция в публицистическом тексте 28 Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. 29 Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме (практическая часть) 30 Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении. 31 Виды аргументов. Структуры аргументов. 32 Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции. 33 Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. 34 Практикум по аргументации проблемы. 35 Виды заключения. 36 Виды заключения (практическая часть). 37 Основные средства связи между предложениями в тексте. 38 Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте 39 Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте (практическая часть) 40 Лексические средства связи предложений в тексте. 41 Лексические средства связи предложений в тексте (практическая часть). 42 Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей. 43 Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей (практическая часть) . 44 Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок. 45-46 Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей. 47 Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей. 48-50 Самостоятельное конструирование текстов по шаблонукомпозиции. 51 Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения. 52 Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические 53-54 Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. 55 Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением. 56 Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. 57-58 Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ. 59-60 Написание сочинения-рассуждения (задание 27) 61 Анализ самостоятельно составленных текстов. 62-63 Написание сочинения-рассуждения (задание 27) 64 Анализ самостоятельно составленных текстов. Литература для учителя и учащихся 1. 2. 3. 4. 5. Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.- Легион. , 2013. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-наДону.Легион., 2013. “Пути анализа литературного произведения” - М. Просвещение., 1985. Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста”- Л., 1990. Михайлова Екатерина Викторовна «ЕГЭ 2020. Русский язык. Алгоритм написания сочинения - Эксмо-Пресс, 2019, 2020