Рабочая программа спецкурса по русскому языку 10 класс Потемкина О.В

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ СШ № 6 г. Котово

РАССМОТРЕНО
на заседании КФ1
Джусова Т.В.
протокол № 1
от «16» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
замдиректора по УВР
Потемкина О.В.
Приказ № 231-од
от «17» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального курса по выбору по русскому языку
«Культура устной и письменной речи»
для обучающихся 10 А класса
(учитель Потемкина О.В.)

г. Котово, 2024

Программа спецкурса по русскому языку
«Культура устной и письменной речи»
10 класс

Пояснительная записка
Спецкурс «Культура устной и письменной речи» предполагает расширение знаний о
языке и речи, совершенствование умений в области орфоэпии, словообразования,
грамматики, лексики и фразеологии. Языковые средства рассматриваются с точки зрения
их практического использования в речи. Основное внимание при изучении курса
уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых
средств с учетом условий общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как
правильность, ясность, точность, стилистическая уместность, выразительность, что может
быть достигнуто при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого
контроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и
к разнообразной справочной литературе для определения нормы. Формы организации
работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер.
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Задачи курса :


Употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;



Пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;



Отбирать из множества слов самое нужное, точно передающее мысль;



Отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;



Отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;



Избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;



Править написанное;



Грамотно в орфографическом , пунктуационном и речевом отношении оформлять
письменные тексты;



Пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

1

Понятие нормы литературного языка. Типы норм.

4

2

Орфоэпические нормы

6

3

Лексические нормы

8

4

Стилистические нормы

6

5

Грамматические нормы

12

6

Синтаксические нормы

12

7

Логические ошибки и их исправление. Ошибки
фактические и этические

6

8

Образность речи

10

9

Обобщение

4

Содержание
Понятие нормы литературного языка. Типы норм (4час)
Понятие и норма. Норма в системе языка. Культурная ценность нормы. Соблюдение норм
как признак речевой культуры личности. Разновидности норм.
Орфоэпические нормы (6часов)
Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм. Трудные случаи
произношения гласных и согласных звуков. Нормы ударения.
Лексические нормы (8часов)
Общее понятие о лексических нормах. Лексическое значение слова и его особенности.
Лексические значения заимствованных слов. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Лексические ошибки и их исправление.
Нарушение лексической сочетаемости слов. Плеоназм. Тавтология. Смешение паронимов.
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

Стилистические нормы (6часов)
Общее понятие о стилистических нормах. Функционально-стилистическая окраска..
Особенности употребления просторечных, жаргонных и диалектных слов.
Стилистические ошибки и их исправление. Устранение канцеляризмов и штампов.
Грамматические нормы русского литературного языка (12 часов)
Словообразовательные нормы. Морфологические нормы. Особенности употребления
имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов,
причастий. Грамматические ошибки и их устранение в тексте.
Синтаксические нормы (12 часов)
Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы
управления. Употребление однородных членов предложения. Связь частей в сложных
предложениях. Синтаксические ошибки и их исправление
Логические ошибки и их исправление (6 часов)
Ошибки в основаниях доказательства, подмена тезиса или отступление от тезиса, ошибки
в аргументации. Фактические ошибки. Этические ошибки.
Образность речи (10 часов)
Эпитеты. Образные сравнения. Метафоры. Метонимия и синекдоха. Олицетворение.
Перифразы.
Обобщение (4 часа)

Поурочное планирование
№

Тема

Дата по
плану

1.

Понятие нормы литературного языка.

05.09

2.

05.09

3.
4.
5.
6.

Норма в системе языка. Соблюдение норм как признак
речевой культуры личности.
Разновидности норм.
Разновидности норм. Практическая работа.
Общее понятие об орфоэпических нормах.
Типы орфоэпических норм.

7.
8.
9.
10.

Нормы ударения.
Нормы ударения. Практическая работа.
Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков.
Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии.

26.09
26.09
03.10
03.10

11.

Общее понятие о лексических нормах.

10.10

12.
13.

Лексическое значение слова и его особенности.
Неоправданное употребление иностранных слов.
Лексические значения заимствованных слов.

10.10
17.10

14.

Плеоназм и тавтология. Благозвучие речи.

17.10

15.

Смешение паронимов.

24.10

16.

Использование фразеологических средств в речи.

24.10

17.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

07.11

18.

Тренировочно-диагностическая работа по лексике.

07.11

19.

Общее понятие о стилистических нормах.

14.11

20.
21.

Функционально-стилистическая окраска.
Особенности употребления просторечных, жаргонных и
диалектных слов
Смешение стилей.

14.11
21.11

Устранение канцеляризмов и штампов.
Стилистические ошибки и их исправление.
Словообразовательные нормы.
Морфологические нормы.
Словообразовательные и морфологические нормы.
Практическая работа.
Словообразовательные и морфологические нормы.
Практическая работа.
Особенности употребления имён существительных.

28.11
28.11
05.12
05.12
12.12

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

12.09
12.09
19.09
19.09

21.11

12.12
19.12

30.

Особенности употребления имён прилагательных.

19.12

31.

26.12

32.

Особенности употребления имён числительных и
местоимений.
Употребление форм глагола.

33.

Употребление форм причастий и деепричастий в речи.

16.01

34.

Ошибочное словообразование и формообразование.

16.01

35.
36.
37.
38.
39.

Практикум по теме «Нарушение грамматических норм».
Тренировочно-диагностическая работа по грамматике.
Порядок слов в предложении.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Нарушение согласования и управления.

23.01
23.01
30.01
30.01
06.02

40.

Употребление однородных членов.

06.02

41.

13.02

43.
44.
45.

Ошибки в построении предложений с однородными
членами.
Ошибки в построении преложений с причастным и
деепричастным оборотом.
Ошибки в предложениях с несогласованным приложением.
Связь частей в сложных предложениях.
Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

46.
47.
48.

Ошибки в построении предложений с косвенной речью.
Практикум по теме «Нарушение синтаксических норм».
Практикум по теме «Нарушение синтаксических норм».

27.02
06.03
06.03

49.

Логические ошибки.

13.03

50.

Ошибки в основания доказательства.

13.03

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Подмена тезиса или отступление от тезиса.
Ошибки в аргументации.
Этические ошибки.
Фактические ошибки и их исправление..
Образные средства языка. Тропы и стилистические фигуры.
Эпитеты.
Эпитеты и образные сравнения.
Метафора, метонимия, синекдоха.
Олицетворение, гипербола, перифразы.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства:
синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросноответная форма изложения, градация.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства:
синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросноответная форма изложения, градация.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства:
инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза;

20.03
20.03
03.04
03.04
10.04
10.04
17.04
17.04
24.04
24.04

42.

61.

62.

26.12

13.02
20.02
20.02
27.02

15.05

15.05

63.

64.
65.
66.

риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства:
инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза;
риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Диагностическая работа по теме «Образность речи»

22.05

22.05

Исправление речевых и грамматических ошибок в отрывках
из ученических сочинений.
Проверяем сочинения.

67.

Итоговая работа по курсу «Культура устной и письменной
речи».

68.

Итоговая работа по курсу «Культура устной и письменной
речи».

Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны знать:
- виды речевых ошибок;
- основные лексические, грамматические, орфоэпические нормы русского языка;
- языковые особенности функциональных стилей.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать текст, исправляя речевые недочеты;
- приводить примеры речевых ошибок разного типа;
- критически оценивать свою и чужую речь;
- выражать смысл воспринятой информации разными способами;
- ориентироваться в различных речевых ситуациях;
- адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения, грамотно в
орфографическом и пунктуационном отношении оформлять письменные тексты.
Список литературы:
1. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Проф. Максимова В. И. – М. :
Гардарики 2000.
2. Потемкина Т. В., Сабурова С. В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11
классы. – М.: «Русское слово – РС», 2006.

3. Панфилов А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.:
Просвещение 1989.
4. Райский С. И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях / С. И.
Райский.- М.: Дрофа,2006.
5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.
6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.,
1985.
7. Загоровская О. В. Нормы русского литературного языка. Практический материал к
урокам М., Просвещение, 2006
8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Стилистика и культура речи. М., Махаон,
2005
9. Фроянова Т. И. Культура русской речи. Практикум. Санкт-Петербург, Паритет, 2003
10. Нарушевич А. Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки Аргументы
Комментарии М., Просвещение 2015(стр. 87-100).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».