ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в
современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской
гражданской идентичности, освоения традиционных ценностей многонационального российского
народа, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию
с другими людьми в процессе решения задач личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня основного
общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду
с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания,
социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы,
регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне предполагает
включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно полное
представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности человека как
субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из
содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в
углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме того, содержание
предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных
институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип
многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных
социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития
способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов)
познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными
источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование
жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развёрнутого) опыта учебноисследовательской деятельности, характерной для высшего
образования.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального
опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов
содержание учебного предмета на углублённом уровне обеспечивает обучающимся активность,
позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах,
расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные
организации, реализующие программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,
правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности,
правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, функциональной
грамотности, способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни:
семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета
социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного общества, его
социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта
социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование общественных
отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных
источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения
образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных социальных
ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации,
достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами,
финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы) социального
познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для освоения
способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации
личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, в
том числе по направлениям социальногуманитарной подготовки.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 272 часа: в 10 классе – 136
часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение в социологию
Социология в системе социально-гуманитарного знания, её структура и функции. Этапы и
основные направления развития социологии. Структурный и функциональный анализ общества в
социологии.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные субъекты и их
многообразие. Социальные общности и группы. Виды социальных групп.
Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и
гражданская общность. Этнические отношения. Этническое многообразие современного мира.
Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной политики
в Российской Федерации.
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социально-психологические
характеристики. Особенности молодёжной субкультуры. Проблемы молодёжи в современной
России. Государственная молодёжная политика Российской Федерации.
Институты социальной стратификации. Социальная структура и стратификация.
Социальное неравенство. Критерии социальной стратификации. Стратификация в
информационном обществе.
Институт семьи. Типы семей. Семья в современном обществе. Традиционные семейные
ценности. Изменение социальных ролей в современной семье. Демографическая и семейная
политика в Российской Федерации.
Образование как социальный институт. Функции образования. Общее и профессиональное
образование. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного
образования в информационном обществе. Система образования в Российской Федерации.
Тенденции развития образования в Российской Федерации.
Религия как социальный институт. Роль религии в жизни общества и человека. Мировые и
национальные религии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Принцип свободы совести и его конституционные основы в Российской Федерации.
Социализация личности, её этапы. Социальное поведение. Социальный статус и социальная
роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Статусно-ролевые отношения как основа социальных институтов. Возможности повышения
социального статуса в современном обществе. Социальная мобильность, её формы и каналы.
Социальные интересы. Социальные, этно-социальные (межнациональные) конфликты. Причины
социальных конфликтов. Способы их разрешения.
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение, его
формы и проявления. Конформизм и девиантное поведение: последствия для общества.
Особенности профессиональной деятельности социолога. Социологическое образование.
Введение в политологию
Политология в системе общественных наук, её структура, функции и методы.
Политика как общественное явление. Политические отношения, их виды. Политический
конфликт, пути его урегулирования. Политика и мораль. Роль личности в политике.
Власть в обществе и политическая власть. Структура, ресурсы и функции политической
власти. Легитимность власти. Институционализация политической власти. Политические
институты современного общества.
Политическая система общества, её структура и функции. Факторы формирования
политической системы. Политические ценности. Политические нормы. Политическая
коммуникация. Политическая система современного российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие формы государства. Формы
правления. Государственнотерриториальное устройство. Политический режим. Типы
политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Проблемы современной
демократии.
Институты государственной власти. Институт главы государства.
Институт законодательной власти. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм.
Развитие традиций парламентской демократии в России. Местное самоуправление в Российской
Федерации.
Институт исполнительной власти.
Институты судопроизводства и охраны правопорядка.
Институт государственного управления. Основные функциии направления политики
государства. Понятие бюрократии. Особенности государственной службы.
Институты представительства
социальных интересов. Гражданское
общество.
Взаимодействие институтов гражданского общества и публичной власти.
Выборы в демократическом обществе. Институт всеобщего избирательного права.
Избирательный процесс и избирательные системы. Избирательная система Российской
Федерации. Избирательная кампания. Абсентеизм, его причины и опасность.
Институт политических партий и общественных организаций. Виды, цели и функции
политических партий. Партийные системы. Становление многопартийности в Российской
Федерации. Общественно-политические движения в политической системе демократического
общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Имидж политического лидера.
Понятие, структура, функции и типы политической культуры. Политические идеологии.
Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая социализация и политическое поведение личности. Политическая психология
и политическое сознание. Типы политического поведения, политический выбор. Политическое
участие.
Политический процесс и его основные характеристики. Виды политических процессов.
Особенности политического процесса в современной России. Место и роль средств массовой
информации в политическом процессе. Интернет в политической коммуникации.
Современный этап политического развития России. Особенности профессиональной
деятельности политолога.
Политологическое образование.
Введение в правоведение
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития юридической науки.
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права. Роль права в жизни
общества. Естественное и позитивное право. Право и мораль. Понятие, структура и виды
правовых норм. Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой
обычай, судебный прецедент. Связь права и государства. Правовое государство и гражданское
общество. Основные принципы организации и деятельности механизма современного государства.
Правотворчество и законотворчество. Законодательный процесс.
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное,
национальное и международное право.
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды.
Правоспособность и дееспособность. Реализация и применение права, правоприменительные
акты. Толкование права.
Правомерное
поведение
и
правонарушение.
Виды
правонарушений,
состав
правонарушения. Законность и правопорядок, их гарантии. Понятие и виды юридической
ответственности.
Конституционное право России, его источники. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Гражданство как
политикоправовой институт. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания
приобретения. Гарантии и защита прав человека. Права ребёнка. Уполномоченный по правам
человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте
Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность и
альтернативная гражданская служба.
Россия – федеративное государство. Конституционноправовой статус субъектов Российской
Федерации.
Конституционно-правовой статус федеральных органов власти в Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами публичной власти в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации: порядок избрания, полномочия и функции.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации, порядок формирования и
функции. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти:
структура, полномочия и функции. Судебная система Российской Федерации, её структура,
конституционные
принципы
правосудия.
Конституционное
судопроизводство.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Конституционные основы деятельности
правоохранительных органов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: система, порядок
формирования и функции. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданскоправовые отношения:
понятие и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица.
Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Правомочия
собственника, формы собственности. Обязательственное право. Сделки. Гражданскоправовой
договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование как социально-правовой
институт. Основания наследования (завещание, наследственный договор, наследование по закону).
Права на результаты интеллектуальной деятельности. Защита гражданских прав. Защита прав
потребителей. Гражданскоправовая ответственность.
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые
институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок
заключения брака. Прекращение брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи
(супругов, родителей и детей). Институт материнства, отцовства и детства. Ответственность
родителей за воспитание детей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений:
работник и работодатель. Социальное партнёрство в сфере труда. Порядок приёма на работу.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Виды рабочего времени.
Время отдыха. Заработная плата. Трудовой распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная
ответственность. Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних в Российской Федерации.
Образовательное право в российской правовой системе. Образовательные правоотношения.
Права и обязанности участников образовательного процесса. Общие требования к организации
приёма на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего
образования.
Административное право, его источники. Субъекты административного права.
Государственная служба и государственный служащий. Противодействие коррупции в системе
государственной
службы.
Административное
правонарушение
и
административная
ответственность, виды наказаний в административном праве. Административная ответственность
несовершеннолетних. Управление использованием и охраной природных ресурсов. Экологическое
законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности
потребителей финансовых услуг.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов.
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав преступления. Виды
преступлений. Уголовная ответственность, виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность за коррупционные преступления. Необходимая оборона и крайняя
необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники
гражданского процесса. Стадии гражданского процесса.
Арбитражный процесс. Административный процесс.
Уголовное процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты
уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей.
Международное право, его основные принципы и источники. Субъекты международного
права. Международная защита прав человека. Источники и принципы международного
гуманитарного права.
Юридическое образование. Профессиональная деятельность юриста. Основные виды
юридических профессий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего общего
образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической
и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни,
интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её
разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять
связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и
процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных
рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям,
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем,
при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения
проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы
социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинноследственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать
познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов,
в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук,
учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические
данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и
моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях,
включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к
социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 11 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ социологии, политологии, правоведения, включая знания о
предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в
социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять
взаимосвязь социальных наук, необходимости комплексного подхода к изучению социальных
явлений и процессов, знания ключевых тем, исследуемых этими науками, в том числе такие
вопросы, как социальная структура и социальная стратификация, социальная мобильность в
современном обществе, статусноролевая теория личности, семья и её социальная поддержка,
нация как этническая и гражданская общность, девиантное поведение и социальный контроль,
динамика и особенности политического процесса, субъекты политики, государство в
политической
системе
общества,
факторы
политической
социализации,
функции
государственного управления, взаимосвязь права и государства, признаки и виды
правоотношений, отрасли права и их институты, основы конституционного строя России,
конституционно-правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы
деятельности правоохранительных органов и местного самоуправления, пути преодоления
правового нигилизма;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов,
включая семью, образование, религию, институты в сфере массовых коммуникаций, в том числе
средства массовой информации, институты социальной стратификации, базовые политические
институты, включая государство и институты государственной власти: институт главы
государства, законодательной и исполнительной власти, судопроизводства и охраны
правопорядка, государственного управления, институты всеобщего избирательного права,
политических партий и общественных организаций, представительства социальных интересов, в
том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,
институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты
гражданства, брака, материнства, отцовства и детства, наследования; о взаимосвязи и
взаимовлиянии различных социальных институтов, об изменении их состава и функций в
процессе общественного развития, о политике Российской Федерации, направленной на
укрепление и развитие социальных институтов российского общества; о способах и элементах
социального контроля, о типах и способах разрешения социальных конфликтов, о
конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой
среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы:
социологии, такие как социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ документов и
социологический эксперимент; политологии, такие как нормативно-ценностный подход,
структурнофункциональный анализ, системный, институциональный, социальнопсихологический
подход; правоведения, такие как формально-юридический, сравнительноправовой для принятия
обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения
познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной
роли участника различных социальных групп, избирателя, участии в политической коммуникации,
в деятельности политических партий и общественно-политических движений, в противодействии
политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные группы, разновидности
социальных конфликтов, виды социального контроля; виды политических отношений, формы
государства, типы политических режимов, формы правления и государственно-территориального
устройства, виды политических институтов, типы политических партий, виды политических
идеологий, типы политического поведения; виды правовых норм, источники права, отрасли права,
виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести
дискуссию, в том числе при рассмотрении миграционных процессов и их особенностей, проблемы
социального неравенства, путей сохранения традиционных семейных ценностей, способов
разрешения социальных конфликтов, причин отклоняющегося поведения, деятельность
политических институтов, роль политических партий и общественных организаций в современном
обществе, роль средств массовой информации в формировании политической культуры личности,
трансформация традиционных политических идеологий, деятельность правовых институтов,
соотношение права и закона;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники
научного и научно-публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением
научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям
распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные
из различных источников знания учебноисследовательскую, проектноисследовательскую и
другую творческую работу по социальной, политической, правовой проблематике: определять
тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их
реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ, владеть навыками
презентации результатов учебноисследовательской и проектной деятельности на публичных
мероприятиях;
уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт
самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения
социальных ролей, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных
проблем, в том числе связанных с изучением социальных групп, социального взаимодействия,
деятельности социальных институтов (семья, образование, средства массовой информации,
религия), с деятельностью различных политических институтов современного общества,
политической социализацией и политическим поведением личности, её политическим выбором и
политическим участием, действиями субъектов политики в политическом процессе,
деятельностью участников правоотношений в отраслевом многообразии, осознанным выбором
правомерных моделей поведения;
уметь конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной
действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы
социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения», включая положения об этнических
отношениях и этническом многообразии современного мира, молодёжи как социальной группе,
изменении социальных ролей в семье, системе образования Российской Федерации и тенденциях
его развития, средствах массовой информации, мировых и национальных религиях, политике как
общественном явлении, структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти,
политических нормах и ценностях, политических конфликтах и путях их урегулирования, выборах
в демократическом обществе, о политической психологии и политическом сознании, влиянии
средств массовой коммуникации на политическое сознание, о защите прав человека, сделках,
обязательствах, основаниях наследования, правах на результаты интеллектуальной деятельности,
особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации, о
причинах преступности, необходимой обороне и крайней необходимости, стадиях гражданского и
уголовного процесса, развитии правовой культуры;
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на
основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала
разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям
социальногуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми
способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию,
полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах,
способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с
социальногуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной деятельности
социолога, политолога, юриста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Введение в социологию
1.1
Социология как наука
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.2
Социальная структура и социальная
стратификация
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.3
Субъекты общественных отношений
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.4
Социальные институты семьи,
образования, религии, СМИ
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.5
Положение личности в обществе
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.6
Социологическое образование и
профессиональная деятельность
социолога
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.7
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
1.8
Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в социологию»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
Итого по разделу
32
Раздел 2. Введение в политологию
2.1
Политология как наука
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.2
Политика и общество
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.3
Политическая власть. Политическая
система. Роль государства в политической
системе
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.4
Институты государственной власти в
Российской Федерации
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.5
Институты представительства
социальных интересов в Российской
Федерации
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.6
Политическая культура и политическое
сознание
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.7
Политический процесс
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.8
Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.9
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
2.10
Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в политологию»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
Итого по разделу
34
Раздел 3. Введение в правоведение
3.1
Юридическая наука: этапы и основные
направления развития
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.2
Право как социальный институт. Система
права
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.3
Связь права и государства.
Правотворчество и законотворчество
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.4
Правовая культура. Правоотношения и
6
Библиотека ЦОК
правонарушения. Юридическая
ответственность
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.5
Основы конституционного права
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.6
Права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.7
Конституционно-правовой статус России
как федеративного государства. Органы
власти в Российской Федерации
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.8
Основные отрасли частного права
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.9
Основные отрасли публичного права
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.10
Основные отрасли процессуального права
7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.11
Международное право
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.12
Юридическое образование и
профессиональная деятельность юриста
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.13
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
3.14
Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в правоведение»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
Итого по разделу
60
Итоговое повторение
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/10bf8ccd
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Планируемая
дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Социология как наука, структура и
функции
1
03.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a4bec052
2
Этапы и основные направления
развития социологии
1
04.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a761ae18
3
Институты социальной
стратификации
1
05.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/15c284bb
4
Критерии социальной стратификации
1
06.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5e65208f
5
Стратификация в информационном
обществе
1
10.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da66d44e
6
Социальное взаимодействие и
общественные отношения
1
11.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bfd96a1b
7
Социальные общности и группы
1
12.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c8f94f99
8
Этнические общности. Этнические
отношения
1
13.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f21a8fb2
9
Этническое многообразие
современного мира
1
17.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d3fadecf
10
Молодежь как социальная группа
1
18.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/861c2eb5
11
Проблемы молодежи в современной
России
1
19.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/648f7bd6
12
Институт семьи
1
20.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1f5218fd
13
Демографическая и семейная
1
24.09.2024
Библиотека ЦОК
политика государства
https://m.edsoo.ru/52cf7ba2
14
Социальный институт образования
1
25.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9f788a4
15
Система образования в Российской
Федерации
1
26.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2d0b1a0c
16
Религия как социальный институт
1
27.09.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6792045b
17
Конституционные основы принципа
свободы совести в Российской
Федерации
1
01.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3c4f5ebf
18
Социализация личности
1
02.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/156c94f9
19
Социальное поведение
1
03.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2eb490ba
20
Социальный статус
1
04.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/28a31ea9
21
Социальная роль
1
08.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ce6838be
22
Статусно-ролевые отношения
1
09.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/da78e595
23
Социальная мобильность
1
10.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/aad65f59
24
Социальные интересы
1
11.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/55a026e6
25
Социальный контроль
1
15.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/93fc2bdb
26
Отклоняющееся поведение
1
16.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ce91cf0
27
Социологическое образование
1
17.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/04e7e765
28
Профессиональная деятельность
социолога
1
18.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/764bd5a6
29
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
22.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2219a120
30
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
23.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/09f0f523
31
Обобщающее повторение по разделу
"Введение в социологию"
1
24.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89cd7b8a
32
Обобщающее повторение,
тестирование по разделу "Введение в
социологию"
1
25.10.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0e05f08b
33
Политология в системе
общественных наук
1
05.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d50a49fe
34
Структура, методы и функции
политологии
1
06.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76acba8
35
Политика как общественное явление.
Функции политики
1
07.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e4b24376
36
Политическая деятельность и
политические отношения
1
08.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/338a032a
37
Политические институты
современного общества
1
12.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d3c6124d
38
Политическая система
1
13.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1ffc4b49
39
Политические институты
1
14.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/69bd96a5
40
Политическая система общества.
Политические ценности и нормы
1
15.11.2024
Библиотека ЦОК
'https://m.edsoo.ru/70a7174d
41
Место государства в политической
системе
1
19.11.2024
Библиотека ЦОК
'https://m.edsoo.ru/0afd11a0
42
Понятие формы государства. Формы
1
20.11.2024
Библиотека ЦОК
правления.Политический режим
https://m.edsoo.ru/a35d5390
43
Институты государственной власти
1
21.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cd021e24
44
Институт законодательной власти
1
22.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/01c04b38
45
Парламентаризм
1
26.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b33a50bd
46
Институт исполнительной власти
1
27.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6812870
47
Институт судопроизводства и охраны
правопорядка
1
28.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3e714ed0
48
Институт государственного
управления
1
29.11.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38f99728
49
Институты представительства
социальных интересов
1
03.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb9454ba
50
Гражданское общество. Выборы в
демократическом обществе
1
04.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c6dc3e73
51
Институт всобщего избирательного
права
1
05.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1df50eca
52
Институт политических партий и
общественных организаций.
Партийные системы и
многопартийность
1
05.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad881c48
53
Политическая элита. Политическое
лидерство
1
06.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8164bed7
54
Политическая культура
1
10.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/deeac103
55
Политические идеологии
1
11.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6d15b477
56
Политическая социализация . Типы
1
12.12.2024
Библиотека ЦОК
политического
поведения.Политическое участие
https://m.edsoo.ru/5dca4b16
57
Политический процесс
1
13.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/26e10f44
58
Политический конфликт
1
17.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cacea8d0
59
Место и роль СМИ в политическом
процессе
1
18.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0d46bb7
60
Современнный этап политического
развития России
1
19.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2790d766
61
Политологическое образование и
профессиональная деятельность
политолога
1
20.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/eddc192e
62
Профессиональная деятельность
политолога
1
24.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/572d782e
63
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
25.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b958b373
64
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
26.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5429d712
65
Обобщающее повторение по разделу
"Введение в политологию"
1
27.12.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/14660a84
66
Обобщающее повторение,
тестирование по разделу "Введение в
политологию"
1
14.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d20ebee8
67
Понятие правоведения. Юридические
науки
1
15.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8de15ff1
68
Этапы и основные направления
развития юридической науки
1
16.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/96d47077
69
Право как социальный институт
1
17.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2878d0b9
70
Роль права в жизни общества
1
21.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/893fa244
71
Источники права
1
22.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0be448c5
72
Система права. Отрасли права
1
22.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/730b7c39
73
Связь права и государства
1
23.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8dbb732b
74
Правовое государство и гражданское
общество
1
24.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a9c8fa28
75
Механизм современного государства
1
28.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/de5f93e0
76
Правотворчество и законотворчество
1
29.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f9fdce0f
77
Правосознание, правовая культура
1
30.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c6c3b45e
78
Понятие и признаки правоотношений
1
31.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46d2a17c
79
Субъекты правоотношений
1
04.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3425c32d
80
Реализация и применение права
1
05.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1676fd70
81
Правововое поведение и
правонарушение
1
06.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/82e0e2d2
82
Понятие и виды юридической
ответственности
1
07.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf3b6e4f
83
Конституционное право.
Конституция Российской Федерации
1
11.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/38a0736b
84
Основы конституционного строя
Российской Федерации
1
12.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6f727def
85
Права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации
1
13.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6a204951
86
Гражданство Российской Федерации
1
14.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d98207fd
87
Гарантии и защита прав человека
1
18.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2c079b87
88
Права ребенка
1
19.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/943a1275
89
Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации
1
20.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1885ba75
90
Россия - федеративное государство
1
21.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/909ba776
91
Президент Российской Федерации.
Федеральное Собрание-парламент
Российской Федерации
1
25.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3030f503
92
Правительство Российской
Федерации. Судебная система
Российской Федерации
1
26.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/49e2ddd7
93
Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Самоуправление
1
27.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b2531812
94
Гражданское право
1
28.02.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/403fee62
95
Правоспособность и дееспособность
1
04.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3bfba7b1
96
Сделка. Гражданско-правовой
договор
1
05.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ad0843eb
97
Наследование как социальноправовой институт
1
06.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/275c3a18
98
Защита гражданских прав
1
07.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2b774cf2
99
Семейное право
1
11.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/59b8803c
100
Правовое регулирование семейных
отношений
1
12.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6666e364
101
Трудовое право
1
13.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9d78176f
102
Трудовой договор
1
14.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ee6f6ef1
103
Образовательное право
1
18.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3e2b3fe7
104
Административное право
1
19.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5b9604c4
105
Государственная служба и
государственный служащий
1
20.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9294e524
106
Административное правонарушение
и административная ответственность
1
21.03.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7289479d
107
Экологическое законодательство
1
01.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9338c606
108
Финансовое право
1
02.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51ece474
109
Налоговое право
1
03.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9b5e0fea
110
Уголовное право
1
04.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ccb6af55
111
Преступление. Уголовная
ответственность
1
08.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51027aa0
112
Гражданское процессуальное право
1
09.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3f8a7f1e
113
Гражданский процесс
1
10.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/bf4ba436
114
Арбитражный процесс
1
11.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f637bdaf
115
Администтративный процесс
1
15.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/125d831d
116
Уголовное процессуальное право
1
16.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a216cc56
117
Стадии уголовного процесса
1
17.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/334871a7
118
Суд присяжных заседателей
1
18.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6ef92436
119
Международное право
1
22.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5929c87a
120
Международная защита прав
человека
1
23.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d73ed1b7
121
Юридическое образование и
профессиональная деятельность
юриста
1
24.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/046994eb
122
Основные виды юридических
профессий
1
25.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/04e77306
123
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
29.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/70e69a89
124
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
1
30.04.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/46fc72b2
125
Обобщающее повторение по разделу
"Введение в правоведение"
1
06.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a3b6df0a
126
Обобщающее повторение,
тестирование по разделу "Введение в
правоведение"
1
07.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90f631e0
127
Итоговое повторение по разделу
1
13.05.2025
Библиотека ЦОК
"Введение в социологию"
https://m.edsoo.ru/3d65e691
128
Итоговое повторение, тестирование
по разделу "Введение в социологию"
1
14.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d852970c
129
Итоговое повторение, итоговое
тестирование по разделу "Введение в
социологию"
1
15.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f0e510bc
130
Итоговое повторение по разделу
"Введение в политологию"
1
16.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0db2427f
131
Итоговое повторение по разделу
"Введение в политологию"
1
20.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/54119a8c
132
Итоговое повторение, итоговое
тестирование разделу "Введение в
политологию"
1
21.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a9c0a947
133
Итоговое повторение по разделу
"Введение в правоведение"
1
21.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea66a487
134
Итоговое повторение по разделу
"Введение в правоведение"
1
22.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fe06bda8
135
Итоговое повторение, итоговое
тестирование по разделу "Введение в
правоведение"
1
22.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a7f8d405
136
Итоговое повторение, итоговое
тестирование.
1
23.05.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7c1a9403
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Обществознание. 10 кл. Углубленный уровень. под. ред. А.Ю. Лезебниковой, В.С. Басюка. Ч. 1,
2; - М. 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алексеев П.В. Философы России XIX - ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. - М., 1999 г.
Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А. Теоритическая культурология. - М., 2005.
Гогоцкий С.С. Философский словарь. - М., 2009.
Налоговый кодекс РФ.
Вадейко Е.И. 350 терминов рыночной экономики. - М., 2005.
Шабанов С. Эмоциональный аспект. российская практика. - М., 2021.
Чевычелов В.А. Словарь-справочник экономических и юридических терминов. - М., 2015 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.culture.ru/ - Портал культурного наследия, традиций народов России.
http://russianculture.ru/ - портал "Культура России"
https://bigenc.ru/ - Большая Российская энциклопедия.
https://www.rsl.ru/ - Российская государственная энциклопедия.
https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа.
https://www.nalog.gov.ru/ - Федеральная налоговая служба.
https://fas.gov.ru/ - Федеральная антимонопольная служба.
https://cbr.ru/ - Центральный банк Российской федерации.