МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОВЛДСТИ ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО муниципдльного рдйонд волгогрдiской оьлдъiiл ЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБоУ СШ РАССМОТРЕНО ЛЬ б г. СОГЛАСОВАНО зtlп,I.директора по протокол J'iЪ l от к16> августа 2024r. Котово УВР Потемкина о.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 532б981) учебного предмета учебногО предмеТа <<ОбществознаНие>> (углублённ ы й уровень) для обу"rающихся 10 классов (учитель Прилипкина Е.В.) Котово, 2024 r. -4: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения традиционных ценностей многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач личной и социальной значимости. Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни. Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования. Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций. Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность, опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду, интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы, моделирование жизненных ситуаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебноисследовательской деятельности, характерной для высшего образования. С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного предмета на углублённом уровне обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования. Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня являются: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным ценностям, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие духовнонравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной; освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов, человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и регулирование общественных отношений; развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с государственными органами, финансовыми организациями; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы) социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии; обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности задач, реализации личностного потенциала; расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора, поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования, в том числе по направлениям социальногуманитарной подготовки. На изучение обществознания на углубленном уровне отводится 272 часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Социальные науки и их особенности Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества. Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание. Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи. Введение в философию Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии общества. Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых коммуникаций на развитие общества и человека. Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость глобализации и её последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Философская антропология о становлении человека и зарождении общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к познанию и деятельности – фундаментальные особенности человека. Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное, политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания. Воздействие средств массовой информации на массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и недостоверной информации. Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности. Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира. Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина. Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные исследования. Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели. Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое понимание. Влияние религии на развитие культуры. Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное искусство. Художественная культура. Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе. Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном этапе. Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия. Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения людей. Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с философией. Введение в социальную психологию Социальная психология в системе социальногуманитарного знания. Этапы и основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер социальной психологии. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений. Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка. Личность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии. Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах. Феномен психологии масс, «эффект толпы». Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость. Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение. Общение как объект социальнопсихологических исследований. Функции общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность. Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Особенности профессиональной деятельности социального психолога. Психологическое образование. Введение в экономическую науку Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена. Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики в Российской Федерации. Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационноправовые формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика импортозамещения в Российской Федерации. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации. Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства. Экономический рост. Измерение экономического роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических колебаний и долгосрочного экономического роста. Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок. Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной деятельности в экономической сфере. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии решений; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов. Базовые исследовательские действия: развивать навыки учебноисследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинноследственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, учебных и внеучебных источников информации; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с информацией: владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы; оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу 10 класса обучающийся будет: владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств коммуникации формировании социально-психологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства; владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков; владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование, доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования финансовых услуг, выборе будущей профессиональнотрудовой сферы, о возможностях применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности; уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов и способы их разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые технологии, методы антимонопольного регулирования экономики, виды предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые институты, факторы производства и факторные доходы; уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации, относительности истины, характера воздействия средств массовой информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной справедливости в условиях рыночной экономики; уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научнопублицистического характера, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебноисследовательскую и проектную работу по философской, социально-психологической и экономической проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией, возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда; уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки»; проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной психологией и экономической наукой. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1.1 Наименование разделов и тем программы Всего часов Социальные науки в системе научного знания. Особенности социального познания Итого по разделу 4 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ 4 2.1 Общество как система. Динамика и многообразие процессов развития общества 4 https://resh.edu.ru/ 2.2 Общественный прогресс. Процессы глобализации 4 https://resh.edu.ru/ 2.3 Сущность человека. Духовное и материальное в человеке 2 https://www.rsl.ru/ 2.4 Сознание. Массовое сознание и его особенности 3 https://www.rsl.ru/ 2.5 Деятельность как способ существования людей 2 https://resh.edu.ru/ 2.6 Теория познания. Истина и её критерии 4 https://www.rsl.ru/ 2.7 Научное знание и его характерные черты 2 https://www.rsl.ru/ 2.8 Духовная жизнь человека и общества 6 https://resh.edu.ru/ 2.9 Направления духовной деятельности. Формы духовной культуры 4 https://www.rsl.ru/ 2.10 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 2 https://www.rsl.ru/ 2.11 Этика и этические нормы 4 https://resh.edu.ru/ 2.12 Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в философию» 2 https://www.rsl.ru/ Итого по разделу 39 3.1 Социальная психология как наука 2 https://resh.edu.ru/ 3.2 Общество и личность в социальной психологии 6 https://www.rsl.ru/ 3.3 Социальная психология групп 6 https://resh.edu.ru/ 3.4 Общение и социальное взаимодействие 6 https://www.rsl.ru/ 3.5 Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога 2 https://www.rsl.ru/ 3.6 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 2 https://resh.edu.ru/ 3.7 Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в социальную психологию» 2 https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 26 4.1 Экономика как наука и сфера деятельности человека 4 https://fas.gov.ru/ 4.2 Экономическая деятельность и её субъекты 5 https://www.nalog.gov.ru/ 4.3 Институт рынка 6 https://cbr.ru/ 4.4 Рынки и ресурсы 6 https://fas.gov.ru/ 4.5 Институт предпринимательства 4 https://fas.gov.ru/ 4.6 Фирмы в экономике 4 https://fas.gov.ru/ 4.7 Финансовые институты 8 https://cbr.ru/ 4.8 Государство в экономике 9 https://fas.gov.ru/ 4.9 Основные макроэкономические показатели 6 https://fas.gov.ru/ 4.10 Международная экономика 6 https://www.nalog.gov.ru/ 4.11 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 2 https://www.nalog.gov.ru/ 4.12 Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Введение в экономическую науку» 2 https://www.nalog.gov.ru/ Итого по разделу 62 Итоговое повторение 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы часов 1 Общество как предмет изучения. Подходы к изучению общества 1 02.09.2024 https://resh.edu.ru/ 2 Социальные науки в системе научного знания 1 02.09.2024 https://resh.edu.ru/ 3 Изучение социальных явлений 1 05.09.2024 http://russianculture.ru/ 4 Социальные науки и профессиональное самоопределение молодежи 1 05.09.2024 https://www.rsl.ru/ 5 Социальная философия в системе наук об обществе 1 09.09.2024 https://resh.edu.ru/ 6 Взаимосвязь природы и общества 1 09.09.2024 https://www.rsl.ru/ 7 Динамика и многообразие процессов развития общества 1 12.09.2023 http://russianculture.ru/ 8 Общественный прогресс 1 12.09.2023 https://www.rsl.ru/ 9 Критерии общественного прогресса 1 16.09.2023 https://www.culture.ru/ 10 Процессы глобализации 1 16.09.2023 https://www.rsl.ru/ 11 Глобальные проблемы современности 1 19.09.2023 https://www.culture.ru/ 12 Типы социальной динамики 1 19.09.2023 https://www.culture.ru/ 13 Сущность человека как проблема философии 1 23.09.2023 https://resh.edu.ru/ 14 Становление человека 1 23.09.2023 https://www.culture.ru/ 15 Сознание 1 26.09.2023 https://resh.edu.ru/ 16 Общественное и индивидуальное сознание 1 30.09.2023 https://www.rsl.ru/ 17 Массовое сознание и его особенности 1 30.09.2023 https://resh.edu.ru/ 18 Деятельность как способ существования людей 1 03.10.2023 https://www.culture.ru/ 19 Свобода и необходимость в деятельности 1 03.10.2023 https://www.culture.ru/ 20 Теория познания 1 03.10.2023 https://www.culture.ru/ 21 Истина и её критерии 1 07.10.2023 https://resh.edu.ru/ 22 Формы познания 1 07.10.2023 https://www.culture.ru/ 23 Мышление и язык 1 10.10.2023 http://russianculture.ru/ 24 Научное знание и его характерные черты 1 10.10.2023 https://www.culture.ru/ 25 Способы и методы научного познания 1 14.10.2023 https://resh.edu.ru/ 26 Духовная жизнь человека и общества 1 14.10.2023 http://russianculture.ru/ 27 Человек как творец культуры 1 17.10.2023 https://www.culture.ru/ 28 Мировоззрение 1 17.10.2023 http://russianculture.ru/ 29 Культура. Институты культуры 1 21.10.2023 https://www.culture.ru/ 30 Диалог культур 1 21.10.2023 https://www.culture.ru/ 31 Вклад российской культуры в мировую культуру 1 24.10.2023 http://russianculture.ru/ 32 Религия. Влияние религии на развитие культуры 1 24.10.2023 https://www.rsl.ru/ 33 Искусство, его виды и формы 1 05.11.2023 https://resh.edu.ru/ 34 Роль науки в современном обществе 1 05.11.2023 https://resh.edu.ru/ 35 Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия 1 08.11.2023 https://www.rsl.ru/ 36 Этика, мораль, нравственность 1 08.11.2023 https://resh.edu.ru/ 37 Категории этики 1 11.11.2023 http://russianculture.ru/ 38 Нравственность 1 11.11.2023 39 Этические нормы 1 14.11.2023 https://www.rsl.ru/ 40 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 14.11.2023 https://resh.edu.ru/ 41 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 18.11.2023 http://russianculture.ru/ 42 Обобщающее повторение по разделу "Введение в философию" 1 18.11.2023 https://www.rsl.ru/ 43 Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в философию" 1 21.11.2023 https://www.rsl.ru/ 44 Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания 1 21.11.2023 http://russianculture.ru/ 45 Этапы и основные направления развития социально психологии 1 25.11.2023 https://www.rsl.ru/ 46 Теории социальных отношений 1 25.11.2023 https://www.rsl.ru 47 Типы социальных отношений 1 28.11.2023 https://www.rsl.ru/ 48 Личность в социальной психологии 1 28.11.2023 http://russianculture.ru/ 49 Личность в группе 1 02.12.2023 https://www.rsl.ru/ 50 Социальная идентичность 1 02.12.2023 https://www.rsl.ru/ 51 Межличностное взаимодействие как объект социальной псхологии 1 05.12.2023 https://resh.edu.ru/ 52 Группа - объект исследования социальной психологии 1 05.12.2023 https://resh.edu.ru/ 53 Большие социальные группы 1 09.12.2023 https://resh.edu.ru/ 54 Социальная психология малых групп 1 09.12.2023 55 Влияние группы на индивидуальное поведение 1 12.12.2023 https://www.culture.ru/ 56 Межличностные отношения в группах 1 12.12.2023 https://www.culture.ru/ 57 Антисоциальные, криминальные группы 1 16.12.2023 https://www.culture.ru/ 58 Общение как объект социальнопсихологических исследований 1 16.12.2023 https://www.culture.ru/ 59 Функции общения 1 19.12.2023 https://www.culture.ru/ 60 Общение как взаимодействие 1 19.12.2023 https://www.culture.ru/ 61 Особенности общения в информационном обществе 1 23.12.2023 https://resh.edu.ru/ 62 Институты коммуникации 1 23.12.2023 https://resh.edu.ru/ 63 Конфликт 1 26.12.2023 https://resh.edu.ru/ 64 Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога 1 26.12.2023 https://www.nalog.gov.ru/ 65 Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога 1 13.01.2023 https://resh.edu.ru/ 66 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 13.01.2023 https://resh.edu.ru/ 67 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 16.01.2024 https://resh.edu.ru/ 68 Обобщающее повторение по разделу "Введение в социальную психологию" 1 16.01.2024 https://resh.edu.ru/ 69 Обобщающее повторение, тестирование по разделу "Введение в социальную психологию" 1 20.01.2024 https://resh.edu.ru/ 70 Экономика как наука 1 20.01.2024 https://resh.edu.ru/ 71 Предмет и методы экономической науки 1 23.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 72 Экономические институты. Собственность 1 23.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 73 Типы экономических систем 1 27.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 74 Экономическая деятельность и её субъекты 1 27.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 75 Экономические отношения 1 30.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 76 Экономические интересы субъектов экономической деятельности 1 30.01.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 77 Производство 1 03.02.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 78 Факторы производства и факторные доходы 1 03.02.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 79 Институт рынка. Рыночные механизмы 1 06.02.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 80 Рыночный спрос 1 06.02.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 81 Рыночное предложение 1 10.02.2024 82 Рыночное равновесие 1 10.02.2024 83 Конкуренция. Рыночные структуры 1 13.02.2024 84 Государственная политика Россиской Федерации по защите конкуренции 1 13.02.2024 https://cbr.ru/ 85 Рынок ресурсов 1 17.02.2024 https://www.nalog.gov.ru/ 86 Рынок земли 1 17.02.2024 87 Рынок капитала 1 20.02.2024 88 Рынок труда 1 20.02.2024 89 Информация как ресурс экономики 1 24.02.2024 90 Государственая политика цифровизации экономики в Российской Федерации 1 24.02.2024 91 Роль предпринимательства в экономике 1 27.02.2024 92 Предпринимательская деятельность - виды и мотивы 1 27.02.2024 93 Форганизационно-правовые формы предприятий 1 04.03.2024 94 Малое и среднее предпринимательство 1 04.03.2024 95 Экономические цели фирмы 1 07.03.2024 96 Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль 1 07.03.2024 97 Показатели деятельности фирмы. Издержки 1 10.03.2024 98 Основные принципы менеджмента. Маркетинг 1 10.03.2024 99 Банки. Банковская система 1 17.03.2024 100 Финансовые услуги 1 17.03.2024 101 Денежная масса и денежная база 1 20.03.2024 102 Финансовые рынки 1 20.03.2024 103 Современные финансовые технологии 1 31.03.2024 104 Финансовая безопасность 1 31.03.2024 105 Монетарная и денежно-кредитная политика Банка России 1 03.04.2024 106 Инфляция 1 03.04.2024 107 Роль государства в экономике 1 07.04.2024 108 Экономические функции государства 1 07.04.2024 109 Общественные блага 1 10.04.2024 110 Несовершенства рыночной организации 1 10.04.2024 хозяйства 111 Государственное регулирование рынков 1 14.04.2024 112 Государственный бюджет 1 14.04.2024 113 Распределение доходов 1 17.04.2024 114 Бюджетная политика государства 1 17.04.2024 115 Налоговая политика государства 1 21.04.2024 116 Экономический рост 1 21.04.2024 117 Основные макроэкономические показатели 1 24.04.2024 118 ВВП 1 24.04.2024 119 Факторы долгосрочного экономического роста 1 28.04.2024 120 Экономические циклы 1 28.04.2024 121 Циклическое развитие экономики 1 02.05.2024 122 Мировая экономика 1 02.05.2024 123 Международное разделение труда 1 05.05.2024 124 Международная торговля 1 05.05.2024 125 Государственное регулирование внешней торговли 1 08.05.2024 126 Международные расчеты 1 08.05.2024 127 Профессиональная деятельность в экономической сфере 1 12.05.2024 128 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 12.05.2024 129 Представление результатов проектноисследовательской деятельности 1 15.05.2024 130 Обобщающее повторение по разделу "Введение в экономическую науку" 1 15.05.2024 131 Обобщающее повторение и итоговое тестирование по разделу "Введение к экономическую науку" 1 19.05.2024 132 Итоговое повторение , тестирование по разделу "Социальные науки" 1 133 Итоговое повторение и итоговое тестирование по разделу "Введение в философию" 1 1 22.05.2024 134 Итоговое повторение и итоговое тестирование по разделу "Введение в социальную психологию" 1 1 22.05.2024 135 Итоговое повторение по разделу "Введение в экономическую науку" 1 136 Итоговое повторение и итоговое тестирование по разделу "Введение в экономическую науку" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 1 19.05.2024 23.05.2024 1 4 23.05.2024 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Обществознание. 10 кл. Углубленный уровень. под. ред. А.Ю. Лезебниковой, В.С. Басюка. Ч. 1, 2; - М. 2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Алексеев П.В. Философы России XIX - ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. - М., 1999 г. Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А. Теоритическая культурология. - М., 2005. Гогоцкий С.С. Философский словарь. - М., 2009. Налоговый кодекс РФ. Вадейко Е.И. 350 терминов рыночной экономики. - М., 2005. Шабанов С. Эмоциональный аспект. российская практика. - М., 2021. Чевычелов В.А. Словарь-справочник экономических и юридических терминов. - М., 2015 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.culture.ru/ - Портал культурного наследия, традиций народов России. http://russianculture.ru/ - портал "Культура России" https://bigenc.ru/ - Большая Российская энциклопедия. https://www.rsl.ru/ - Российская государственная энциклопедия. https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа. https://www.nalog.gov.ru/ - Федеральная налоговая служба. https://fas.gov.ru/ - Федеральная антимонопольная служба. https://cbr.ru/ - Центральный банк Российской федерации.