Рабочая программа практикума по обществознанию 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

волгогрддской оБлАсти

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РДЙОНА ВQЛГОГРАДСКОЙ ОЬЛДСТИ

МБоУ сш

лlЪ

б г. Котово

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании КФ.Щ

зЕlп{.директора по УВР

протокол}Ф 1
от  августа 2024r.

Ф4"l,

Потемкина о.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
практикума по обществознанию
<<Акryальные вопросы изучения обществознания>
для обучающихся 9 класса
(у"rитель Прилипкина Е. В.)

г. Котово,2024

Пояснительная записка
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого
ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики,
социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко
представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на
доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание
охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии,
психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его
сфер, институтов и общественных процессов.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в
новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала
проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к ГИА
по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.
Занятия
ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания
основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.
Данная рабочая программа разработана на основе:
 требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),
 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 6
г. Котово,
 Примерной программы основного общего образования по обществознанию,
 рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников
под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников
под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.:
Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования,
одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный
перечень.
 авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова.
(Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а
также реализует компетентностный подход к образованию.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции
Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования».
3) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2019-2020 учебный год.



устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по
заданной теме; собеседование; тестирование);
письменные виды контроля (тестирование).

Курс «Практическое обществознание» для 9 класса основной школы направлен на реализацию
нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е.
включает знания различных общественных наук:







социологии,
экономической теории,
политологии,
правоведения,
психологии,
этики

в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой
аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой
аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в
контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в
современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового
возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
- развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и










поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа занятий состоит из трех разделов:
Особенности ГИА по обществознанию.
Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства
коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей
различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы
современности.
Программой предусмотрено проведение занятий
в 9 классе – 17 часов в год
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как
целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его
социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде
всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но
недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 89классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с
дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы:
лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых
тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса
предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ
Требования
по обществознанию

к

уровню

подготовки

выпускников

В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
 биосоциальную сущность человека
 основные этапы и факторы социализации личности
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 место и роль человека в системе общественных отношений
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
 основные социальные институты и процессы
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
 особенности социально-гуманитарного познания
уметь:
 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,






















процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;внутренние и внешние связи
(причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры,
подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека,
сфер общественной жизни, гражданина и государства)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и
мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности);

использовать приобретенные знания
повседневной жизни для:





и

умения

в

практической

деятельности

и

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся
формируются следующие умения:
Рефлексивные:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способы видения мира другими людьми;
 Логические:

- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к
абстрактному;
 - оперировать с абстракциями различной степени сложности;

- выдвигать гипотезы;
Текстовые:

- уметь освещать материал логически, последовательно;

- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:

- определять основания чужой точки зрения;
 - вести дискуссию;

- проявлять толерантность;
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Методы обучения: технология социального развития,
лекции, лабораторные работы,
практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с
документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через
обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных
задач, тесты для этапа контроля.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой
аттестации учащихся:




Программа
Введение
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития
общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации
общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира.
Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей.
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка.
«Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества.
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения
права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право.
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного
устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества.
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные
субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества.
Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение

Календарно-тематическое планирование.

№

Тема

урока
1-2
Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации.
Особенности ОГЭ по обществознанию. Основные типы
заданий и навыки работы с ними.

3-4

Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На
пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых
заданий.

КолДата проведения
во
По плану
По факту
часов
2
4.09
7.09

2

11.09
18.09

2

25.09
2.10

Глобальные проблемы современности. Составление плана
текста.

5-6

Биологическое и социальное в человеке. Выполнение
заданий к тексту.
Социальные конфликты и пути их решения. Задания на
установление соответствия.

7-8

Человек и его ближайшее окружение. Личность и
межличностные отношения Семья как малая группа.
Работа с графиками и диаграммами.

1

9.10
16.10

9-10

Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.

1

23.10
6.11

11-12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные
ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило
нравственности». Воспитательная роль морали.

1

13.11
20.11

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические
системы. Разбор ситуаций.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания
на установление соответствия.

1

27.11
4.12
11.12
18.12

Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм.
Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и

1

Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по
чертам сходства и различия.

13-14
15-16

17-18

1

25.12
15.01

различия

19-20

Экономические цели и функции государства. Анализ
статистических данных.

1

22.01
29.01

21-22

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование
выводов на основе различных видов данных. и т.д.
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки. Тесты.

1

05.02
12.02

23-24

Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение
заданий к тексту.

1

19.02
26.02

25-26

Основы Конституционного строя Российской федерации.
Принципы конституционного устройства РФ.
Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

05.03
12.03

27-28

Политический режим. Демократия. Участие граждан в
политике и управлении. Выборы. Референдумы. Анализ
выполнения тренировочной работы.

19.03
2.04

.

1

31-32

Правовое государство и гражданское общество.
Составление плана текста
Органы государственной власти Российской федерации.
Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и
различия.

33-34

Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.

1

29-30

Выполнение заданий в формате ОГЭ..

1

9.04
16.04
23.04
30.04

7.05
14.05

Литература:
1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010;
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009;
3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.,
АСТ:Астрель, 2009
4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А.
Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н.
Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008.
7. Конституция РФ.- Москва. 2014
8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010
10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010
11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/
авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011.
13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002
14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С.
И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internet-адреса:
 http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
 http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
 http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
 http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого
государственного экзамена
o http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы.
 Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы.
 Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
 Видеохрестоматия "Основы права"
 Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс"
 Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».