МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ волгогрддской оБлАсти ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РДЙОНА ВQЛГОГРАДСКОЙ ОЬЛДСТИ МБоУ сш лlЪ б г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании КФ.Щ зЕlп{.директора по УВР протокол}Ф 1 отавгуста 2024r. Ф4"l, Потемкина о.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА практикума по обществознанию <<Акryальные вопросы изучения обществознания> для обучающихся 9 класса (у"rитель Прилипкина Е. В.) г. Котово,2024 Пояснительная записка Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА. Данная рабочая программа разработана на основе: требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 6 г. Котово, Примерной программы основного общего образования по обществознанию, рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»). Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Нормативно-правовая основа рабочей программы: 1) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ) 2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2019-2020 учебный год. устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование); письменные виды контроля (тестирование). Курс «Практическое обществознание» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук: социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена; - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях, - формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; - дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; - способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; - формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Программа занятий состоит из трех разделов: Особенности ГИА по обществознанию. Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности. Тестовый практикум. Практические работы в рамках курса включают следующие формы: работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности. Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 17 часов в год Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 89классы». При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия. Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ Требования по обществознанию к уровню подготовки выпускников В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать: биосоциальную сущность человека основные этапы и факторы социализации личности социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; место и роль человека в системе общественных отношений сущность общества как формы совместной деятельности людей; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов основные социальные институты и процессы необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования особенности социально-гуманитарного познания уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека, сфер общественной жизни, гражданина и государства) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); использовать приобретенные знания повседневной жизни для: и умения в практической деятельности и полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции предвидения возможных последствий определенных социальных действий ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения: Рефлексивные: - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом; - определять основания и способы своих и чужих действий; - определять способы видения мира другими людьми; Логические: - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному; - оперировать с абстракциями различной степени сложности; - выдвигать гипотезы; Текстовые: - уметь освещать материал логически, последовательно; - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение; Коммуникативные: - определять основания чужой точки зрения; - вести дискуссию; - проявлять толерантность; Продолжительность одного занятия – 1 учебный час Методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение. Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля. Формы организации учебного процесса: - индивидуальная; - групповая; - фронтальная. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся: Программа Введение ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Тема 1. Современное общество. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей. Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Тема 4. Политика и право. Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Итоговое повторение Календарно-тематическое планирование. № Тема урока 1-2 Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ по обществознанию. Основные типы заданий и навыки работы с ними. 3-4 Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий. КолДата проведения во По плану По факту часов 2 4.09 7.09 2 11.09 18.09 2 25.09 2.10 Глобальные проблемы современности. Составление плана текста. 5-6 Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту. Социальные конфликты и пути их решения. Задания на установление соответствия. 7-8 Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами. 1 9.10 16.10 9-10 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов. 1 23.10 6.11 11-12 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. 1 13.11 20.11 Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Разбор ситуаций. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия. 1 27.11 4.12 11.12 18.12 Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и 1 Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. 13-14 15-16 17-18 1 25.12 15.01 различия 19-20 Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных. 1 22.01 29.01 21-22 Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты. 1 05.02 12.02 23-24 Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту. 1 19.02 26.02 25-26 Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ. 1 05.03 12.03 27-28 Политический режим. Демократия. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Анализ выполнения тренировочной работы. 19.03 2.04 . 1 31-32 Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия. 33-34 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 1 29-30 Выполнение заданий в формате ОГЭ.. 1 9.04 16.04 23.04 30.04 7.05 14.05 Литература: 1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010; 2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2009; 3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009 4. ГИА 2017. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016. 5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002. 6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2008. 7. Конституция РФ.- Москва. 2014 8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000 9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2010 10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010 11. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011. 12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2011. 13. Сборник кодексов РФ. – М., 2002 14. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. Основные Internet-адреса: http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого государственного экзамена o http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" 2. Электронные учебные пособия: 1С: Школа. Экономика и право,9-11 классы. Учимся вместе. Обществознание. 8-11 классы. Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание Видеохрестоматия "Основы права" Мультимедийное учебное пособие по курсу "Обществознание. 8-11 класс" Учебное электронное издание по курсу "Обществознание. Практикум"