министв,l,ство просвЕшЕния росси ЙскоЙ ФЕдЕрАI Комитет образования, науки и мOJl0/lсжllоГл пOjlи,[}lки lI,1 Eltl'rl,cl1,1la,lcKtlilt об"lrас,l,и Коми,l,еr,образtlва}lиrl lttll,tltlclt0l tl Nl),llициllit.llьll()l () ptrйtlIrа N,rБ()У СIШ л,, б l,. KoтoBtl РАССМО'ГРllLIо COl JlАс,()t}дI-1() y-1,I] t-. lr)l{llН I {( ) заседанием КЕV[t{, зав. кафелры ILla-rzrcBa I i.['. l ltl l см Klt t-ttr ().I}. протокол Nэ l от Kl6> августа 2О24 г. I,АБочАrt Il l,()t,I)AM м А прак,гикума по маl,ема,гике <<Решеll ие разноу роl}невых зада li Ilo Ma,l,eý,la,I икс)) л"llя обучаlоlцихсrt 9Б Krtaccat (I\4аrrг\ tllcl]il jI.A. r,. Ко l olltl 202.1 l ) . ll лtlBlt () ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практикума по математике « Решение разноуровневых задач по математике» для 9 класса Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и многие учащиеся испытывают трудности при ее изучении. А экзамен по алгебре ОГЭ 9 не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих учащихся испуг или даже удивление. Именно поэтому к нему надо готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике. Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения с 5 по 9 класс. Практикум «Решение разноуровневых задач при подготовке к ОГЭ по математике» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии). Целесообразность изучения данного курса определяется тем, что он направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Поэтому данный практикум сможет привлечь внимание не только учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе и подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ, но и тех, у кого имеются пробелы в знаниях по математике. Программа практикума составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. При его прохождении угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Практикум соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Практикум предназначен для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Он предназначен для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе. Цель практикума: систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике. Практикум направлен на решение следующих задач: закрепить основные теоретические понятия и определения по основным изучаемым разделам; отработать основные типы задач изучаемых типов КИМ ОГЭ «Реальная математика», «Алгебра» и «Геометрия» и их алгоритм решения; формирование у обучающихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, межпредметные связи с другими темами; способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых ученику для успешной сдачи ОГЭ, для общей социальной ориентации; акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы. способствовать созданию условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности с применением тех или иных методов обучения. Планируемые образовательные результаты: Предметные результаты: формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ; формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ; уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач; приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач; выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи; Метапредметные результаты обучения Регулятивные УУД определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами; формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого деятельности; объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебнопознавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами; выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение); самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью; уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи; уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности; умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке; умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями; Познавательные УУД умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов; умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных; умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений; умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии; умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке; умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов; умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления; умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики; умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи; умение строить доказательство методом от противного; умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства; уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов; умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных; Коммуникативные УУД умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия; умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера; умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды; корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи; умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели; уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа; уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы. Результат обучения: формирование умений и навыков решения основных типовых задач основного государственного экзамена по математике, умение применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике. Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем п/п Всего часов 1. Числа 7 2. Буквенные выражения 5 3. Уравнения. Системы уравнений 4 4. Неравенства. Системы неравенств 2 5. Функции и графики 3 6. Прогрессии 3 7. Геометрия 7 8. Диагностическая работа 2 9. Анализ итогового теста и диагностической работы 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование № урока Дата проведения Содержание учебного материала Числа (7 ч) 1 Натуральные числа. Действия над натуральными числами 2 Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. 3 Дроби. Действия с дробями 4 Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. 5 Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. 6 Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, по по плану факту содержащих корни. 7 Задачи на проценты. Промежуточный тест. Буквенные выражения (5 ч) 8 Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. 9 Преобразование алгебраических выражений. 10 Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. 11 Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. 12 Действия с алгебраическими дробями. Уравнения. Системы уравнений (4 ч) 13 Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. 14 Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с модулем. 15 Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решений. 16 Промежуточный тест Неравенства. Системы неравенств (2 ч) 17 Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. 18 Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. Функции и графики (3 ч) 19 Функции. Свойства функций и графики. 20 Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. 21 Промежуточный тест. Прогрессии (3 ч) 22 Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. 23 Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии 24 Промежуточный тест. Геометрия (7 ч) 25 Основные понятия и утверждения геометрии. 26 Вычисление длин. Вычисление углов. 27 Вычисление площадей. 28 Тригонометрия. 29 Векторы на плоскости. 30 Задачи на доказательство. 31 Итоговый тест 32-33 34 Диагностическая работа (2 ч) Анализ итогового теста и диагностической работы (1 ч) Итого: 34 ч Список используемой учебно-методической литературы, в том числе электронные образовательные ресурсы 1. Учебники: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников «Алгебра7», «Алгебра8», «Алгебра9». М.: Просвещение, 2014. 2. Дидактические материалы: М.К. Потапов, А.В. Шевкин. Алгебра 7, 8, 9. М.: Просвещение, 2006. 3. Л.С.Атанасян и др. «Геометрия 7 – 9» Учебник. М. : Просвещение, 2011 4. Н.Б. Мельникова. Геометрия 7, 8, 9. Контрольные работы. М.: Экзамен, 2014 5. А.В. Фарков. Тесты по геометрии 7, 8, 9. Экзамен, 2014 6. Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. Дидактические материалы по геометрии 7, 8, 9. М.: Экзамен, 2014 7. ОГЭ 2019. Математика. 50 вариантов. Типовые задания от разработчиков ОГЭ/ И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, В.А. и др.; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2019. 8. ОГЭ 2020. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Математика/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. 9. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром: теория, методика, упражнения и задачи. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону, Легион, 2014. 10. Интернет ресурсы для подготовки к ГИА 11. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) - www.fipi.ru http://www.gotovkege.ru/demos.html