Рабочая программа практикума «За страницами учебника географии». 5 класс. Пояснительная записка к рабочей программе практикума Программа практикума направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формируется потребность применять знания в повседневнойжизни. Новизна предлагаемой программы: Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных действий. Педагогическая целесообразность: Состоит в том, что в еѐ содержание внесены темы, которые не изучается учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь более сложные вопросы» Эффективным, для развития детей, является введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями социализации обучающихся. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии); - принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); - методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов). - средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.) Цели: - Освоение знаний об основных географических понятиях, - овладение умением решения заданий повышенной сложности. - развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения новых знаний; Воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Задачи: : 1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности. 2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации; 3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии; 4.Воспитание географической культуры школьников. Программа рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 час в неделю. Программа практикума рассчитана на учащихся 5-го класса. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы практикума являются: -формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной сложности; -обеспечить условия для раскрытия творческих способностей учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету. - отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях; - формировать у них отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности; Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях кружка обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им необходимы для жизни и деятельности. Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни Направленность предлагаемого курса: -по содержанию: предметная -по функциональному предназначению: учебно-познавательная -по форме организации: практикумная -по времени реализации: годичная Программа практикума предусмотрена на один год обучения. По расписанию занятия проводятся по 40 минут. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Ожидаемые результаты: Предметным результатом освоения программы является: - умение работать с разными источниками географической информации; -умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. - картографическая грамотность; - умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия. - умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания; - умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - умение составлять географический прогноз. Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; - способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью. - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. - умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию; - умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Личностным результатом обучающихся по программе практикума является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения. -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность. Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Место учебного курса в учебном плане. Рабочая программа практикума для учащихся 5 класса рассчитан на 35 ч. в год (1 час в неделю).В программе предусмотрены как теоретические занятия , так и практические работы в том числе на местности. В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю. Содержание и планируемые результаты изучения разделов курса. Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела. Источники географической информации. Карта-величайшее творение человечества. Основные источники географической Знать и объяснять понятия «географический информации: глобус, справочники, объект».Применять изображения из космоса для географические сайты. Карта – величайшее определения географических объектов.Уметь творение человечества. Типы географических определять направления по карте и на местности. карт. Географическая карта в профессиях. Различать географические карты, различные по История географической карты, глобуса. содержанию и масштабу. Определять значение Великие учѐные древности и современности, карт для людей разных профессий. Знать и внѐсших вклад в развитие науки география. По объяснять роль и вклад выдающихся ученых- следам географических открытий. Без карты нет географов в развитие науки географии. географии. Их имена на географической карте. Названия –близнецы .Приключения с географией (история географических названий) Путешествие по родному краю. История заселения Поволжья. Регионы нашего Знать историю своего края, его заселение , края. формирование обычаев, традиций. Составления визитных карточек регионов Знать отечественных географов-исследователей области. Обычаи, традиции, и праздники Поволжья , их вклад в изучение природы.Уметь народов. Необычные памятники нашего края. давать характеристику регионов области. «И жизни след оставили свой…» Приводить примеры событий и явлений, Проектная деятельность учащихся. значимых для нашего края. Использовать Защита проектов. полученные знания в повседневной жизни, для самостоятельного поиска информации об истории и заселении края и занимательного материала. Загадки географических оболочек Земли. Удивительное разнообразие Знать и иметь представления о взаимосвязи оболочекЗемли.Литосфера- каменная оболочка процессов происходящих на Земле, о величии Земли.. Геологическое прошлое планеты. природных явлений, о значимости природы в Неразгаданные тайны глубин земли жизни человека, его хозяйственной деятельности. .Уникальные памятники созданные природой. Прогнозировать изменение окружающей среды Загадки атмосферы. Живые барометры.. Загадки под влиянием хозяйственной деятельности атмосферы. Аномальные зоны. Проблемы человека. Приводить примеры действий во изменения климата и как следствие- природы время стихийных явлений на территории края. планеты. Природа и здоровье человека. Отбирать источники для поиска занимательной Загадки Мирового океана. Рекорды океанов и научной информации.Использовать «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих приобретенные знания и умения для чтения карт земель. растительного и животного мира, для Биосфера. Эти удивительные растения составления коллекции лекарственных трав. (лекарственные растения вокруг нас). «Зеленая аптека». Лекарственные растения Красная книга. Скверы и парки. Природные парки и заповедники.Экскурсия. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Страны мира. Путешествие по странам мира. Разнообразие Знать и объяснять причины разнообразия стран мира. Различия по территории, народов на Земле. Устанавливать зависимость географическому положению, населению, человека , его хозяйственной деятельности, природе и хозяйственной деятельности развития видов жилищ, пищи, обычаев и традиций от страны. Материальная и духовная культура природных условий.Понимать причины народов мира. Памятники всемирного неравномерного размещения людей на земле. культурного наследия. Обычаи и традиции Знакомство с основными религиями мира. народов мира.Страны, которых нет Содержание курса <<За страницами учебника географии>> 5 класс. № 1 Название темы Введение. Содержание темы Организация занятий по теме практикума. Требования по Программа работе. Определение требований к учебной организации учащихся практикума. в ходе реализации программы практикума 1 час 2 Источники Основные источники географической информации: глобус, географической справочники, географические сайты. Карта – величайшее творение информации. Карта человечества. Типы географических карт. Географическая карта в – величайшее профессиях. История географической карты, глобуса. Великие творение учѐные древности и современности, внѐсших вклад в развитие человечества. науки география. По следам географических открытий. Без карты 5 часа нет географии. Их имена на географической карте. Названия – близнецы .Приключения с географией (история географических названий) Пособия: атлас, географические карты, портреты учѐных – географов. 3 Путешествие по Занимательный материал по родному краю .Рекорды в рубрике родному краю . «самый, самое, самая». Составления визитных карточек регионов 6 часов области.. Необычные памятники нашего края.Обычаи, традиции, и праздники. Проектная деятельность учащихся.Защита проектов. «И жизни след оставили свой…» Оборудование: презентации видеоматериала 4 Загадки Удивительное разнообразие оболочекЗемли. Литосфера- каменная географических оболочка Земли. Неразгаданные тайны глубин земли. оболочек Земли. Геологическое прошлое планеты. 15 часов Загадки атмосферы. Живые барометры . Проблемы изменения климата и как следствие- природы планеты. Природа и здоровье человека. Загадки Мирового океана. Рекорды океанов «Самая, самое, самый». Атлас несуществующих земель. Биосфера. Эти удивительные растения (лекарственные растения вокруг нас).Красная книга. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия: видеоматериал «История развития жизни на планете Земля» энциклопедии, справочники, хрестоматии. 5 Страны мира 5 часов Путешествие по странам мира. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира. Проектная деятельность учащихся. Защита проектов. Оборудование и пособия:политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия. 6 Итоговое занятие 2ч. Обобщение и контроль усвоения материала по программе практикума. Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе практикума. 35ч. Распределение часов практикума № Перечень тем и Количество Теория Практика Виды и формы п.п. разделов часов деятельности 1. Введение. Программа 1ч 1 1 6 ч. 4 2 Беседа практикума Источники Лекция Практикум. географической 2. Проектная деятельность информации. Карта – учащихся. Защита величайшее творение проектов человечества 3. Путешествие по 6 ч. 4 Лекция. 2 родному краю Практическум.Проектная деятельность учащихся. Защита проектов 4. Загадки географических 15 ч. 8 7 5 ч. 3 2 Практикум оболочек Земли. 5. Страны мира Практикум Проектная деятельность учащихся. Защита проектов 6. Итоговое занятие 2 ч. Итоговое тестирование . 1 Защита проектов. Итого 35 20 15 Календарно-тематическое планирование. Виды № Тема внеурочной Цель работы Результаты обучения Методы Оборудов деятель деятельности ание ности Введение. 1час 1 Этот загадочный мир Пробудить Предметные:-представление Наблюде Спревочн 2.09 природы. познавательн о природных условиях, о ния ики, ый интерес к растительном и животном учебник миру природы мире,умениенадлюдать за географии окружающей природой. атласы. . Универсальные:умение постановки цели и задач, развитие познавательного интереса. Личностные:осознание значения знаний о природе и применение их в жизни, осознание целостности мира природы. Источники географической информации. 6 час. 2. Основные источники Найти 9.0 географической необходимую 9 информации. информацию 3. Карта- величайшее с помощью 16. творение чаловечества. географическ их 09 4. Типы географических источников. 23. карт.Географическая Раскрыть 09 карта в профессиях. историю 5. История географической создания карт, 30. карты и глобуса. Их их значение 09 имена на географической для людей карте различных 6. По следам великих профессий.По 7.1 географических знакомить с 0 открытий.Географически интересными е закрытия. фактами 7. Приключения с возникновени 14. географией.(История с я названий на 10 географическими карте. Предметные:-представление о способах изображения местности на карте; умение работать с источниками информации.представление об ориентировании на местности, умение определять направление на карте,представление о картах городов и военных картах, о значении карт для людей разных профессий. Методы Атлас, Практи анализа глобус,гео кум и графическ сравнен ие карты. ия Портреты путешеств енников Универсальные: умение сравнивать, анализировать, сличать , вносить коррекцию,развитие навыков Работы с различными источниками знаний. Практи кум Личностные:формирование целостного восприятия мира, основ экологической культуры. названиями) Путешествие по родному краю. 6 часов. 8. История заселения История Предметные: Методы Карта 21.1 Симбирского края. заселения умение овладевать исследов Ульяновск края картографическими знаниями ания. ой 0 9. Составление визитной древними Универсальные: 11.1 карточки Ульяновска. племенами формирование устойчивого области Практи 1 (буртасы, познавательного интереса к 10 Регионы нашего края. ильменьковск истории своего края. 18.1 (блинная столица) ие племена, Личностные:осознание своей формирование этнической принадлежности. 1. 11. Обычаи и традиции народностей 25.1 Симбирского края. Поволжья).Зн кум Метод проекти рования. Практи кум акомство с 1 12. Обычаи и традиции народной 2.12 Симбирского края. культурой, выдающимися 13. «И жизни след оставили земляками,их 9.12 свой…» вклад в историю края. Загадки географических оболочек Земли.15 часов. 14. Неразгаданные тайны Особенности Предметные: представление Метод Физическ Практи 16.1 глубин Земли. Рельефа о геологическом прошлом исследов ие карты кум Земли. Земли, о горных породах и ания и мира , России. 2 15. Земли.Геологическое Изучить минералах, слагающих проектов 23.1 прошлое планеты. памятники земную кору,и силах . природы формирующих рельеф Уникальные памятники Выявить роль планеты,умение сопоставлять ,созданные природой. рельефа, метеорологические карты и климата, и прогнозировать изменение Уникальные памятники мирового погоды, выявлять причины ,созданные природой океана в изменения состояния вод Практи жизни и мирового океана,сходство и кум хозяйственно различие географических й объектов. деятельности Умение доказывать человека. необходимость охраны Практи Формировать природы. кум потребность в Универсальные:анализирова бережном ть необходимую отношении к информацию из различных окружающей источников(карты, дневник природе. наблюдения, диаграммы). Разработать Личностные:формированием маршрут отивации к саморазвитию и путешествия самообразованию. 2 16. 17 18 Загадки атмосферы. по наиболее интересным и значимым географическ им объектам. Защита проек тов 19 Живые барометры. 20. Защита проектов по темам. 21. Аномальные зоны океанов. 22. Атлас несуществующих земель.Топонимика. Практи 23. Биосфера. кум 24. Эти удивительные Защита проек Тов растения. «Зеленая аптека». 25. Защита проектов по теме «Лекарственные растения» 26 Природные парки и заповедники. 27. Экскурс ия Парки и скверы города Ульяновска. Ландшафтный дизайн. 28. Экскурсия по парку «Приволжский» Страны мира.5 часов. 29. Путешествие по странам Разработать Исследо Политиче мира. маршрут Предметные: формирование вательск ская карта путешествия представлений о целостности ий. мира и по наиболее и неоднородности Земли как отдельных интересным и планеты людей и изменения в стран. значимым пространстве и географическ времени.Универсальные: им объектам. умение организовать свою Знакомство с деятельность по описанию обычаями и народов разных материков. традициями Личностные: уважение к народов мира. другим народам; осознание 30. Различие стран по своей этнической площади, положению на принадлежности. карте. 31. Люди такие разные. Защита проек тов Народы мира. 32. Обычаи и традиции народов мира. 33. Защита проектов. Защита проек тов Презентации. 3435 Итоговое занятие.2ч. Подведение итогов. Самоанализ.курса. Тестирование. Методическое обеспечение. Наименование Литература для Литература и пособия программы учащихся для учителя Медиаресурсы практикума 5 класс География.Начальный В.А. курс.5-5 классы. Учебник «География. для олимпиады», общеобразовательных Айрис – Пресс, 2006 год учреждений.А.А.Летягин .\\Вентана граф//;-М. 2015. Низовцев Ресурсы Интернета Школьные Москва, В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной Географическое деятельности учащихся». краеведение. г.Ульяновск Волгоград., .2010г 2009 год. Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014 «Учитель»., Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»