МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Комитет образования Котовского муниципального района МБОУ СШ № 6 г. Котово РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заседанием КЕМД, Зам. директора по УВР Директор МБОУ СШ №6 г. Котово зав. кафедры ________________________ ________________________ ________________________ Шалаева Н.Г. Потемкина О.В. протокол № 1 от «16» августа 2024 г. Гаджирамазанова О.С. Приказ № 122-од от «17» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА практикума «Дополнительные вопросы математики» для обучающихся 6А класса (Мангушева Л.А.) г. Котово 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. “Математика - царица наук, арифметика - царица математики» К. Гаусс Данный курс представляется актуальным и современным, так как расширяет и углубляет знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию математики. Математическое образование вносит свой неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и гармонии окружающего мира, развивает воображение, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. В ходе проведения занятий спецкурса учащиеся овладеют умениями общеучебного характера; приобретут а) опыт решения разнообразных задач, в том числе повышенного уровня; б) поиска, систематизации, анализа, классификации, информации, использования различных её источников. Смогут ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать словесный, символический, графический язык математики. Все это очень актуально в связи с осуществлением компетентностно ориентированного подхода. Цель курса: подготовить учащихся к углубленному изучению математики, развивать кругозор и логическое мышление, пробуждать и развивать устойчивый интерес предмету. Задачи: развитие математических способностей и логического мышления учащихся; развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой и другими источниками информации; воспитание воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу; развитие навыков исследовательской деятельности в процессе изучения отдельных тем. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа - 5 класс, 34 часа - 6 класс. Содержание курса дает возможность расширить и углубить знания учащихся по арифметике, сформировать приемы умственной деятельности. Последовательность предлагаемых видов заданий существенно изменяется. Сначала это частично-поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка или на ранее усвоенные знания, затем организация целенаправленного наблюдения, сравнения, анализа. Углубленное изучения арифметики, теории чисел, элементов комбинаторики и теории вероятностей, логики способствуют расширению миропонимания учащихся, а творческие задания, исследовательская деятельность, игры укрепляют интерес к предмету. Основные формы учебных занятий: собеседование, семинары, дискуссии, практикумы, конкурсы, дидактические игры. В результате работы школьники овладевают не только новыми знаниями, но и навыками самоанализа, самопознания. Ребята научатся: а) анализировать тексты, выделять в них главное; б) находить закономерности, сравнивать и сопоставлять математические объекты. в) делать выводы, аргументировать их, подтверждать рассуждениями. г) уметь точно и ясно выражать свои мысли; д) безошибочно вычислять, грамотно оформлять свои работы. Тематический план спецкурса 5 класс-34 часа Название темы Всего часов Теория Прак тика Вводное занятие «Развитие арифметики как науки о числах» 1 1 Натуральные числа и их действия над ними. -Приемы быстрого счета. Магические квадраты. -Решение задач методом подбора. -Задачи на уравнивание. -Треугольные числа. Легенды о числах. -Разные арифметические задачи. 6 1 1 2 1 1 2 1 1 - 4 1 2 1 Делимость чисел, дроби. -Каноническое разложение числа на простые множители. Решето Эратосфена. -Делимость суммы и произведения чисел. -Текстовые задачи на применение признаков делимости. -Нахождение части целого и целого по его части. -Задачи на все действия с дробями. -Старинные задачи на дроби. -Вопросы теории множеств. Круги Эйлера. 13 2 4 1 9 1 2 2 1 - 1 2 2 2 1 2 1 1 - 1 1 1 2 Логические задачи. 3 - 3 Вероятность и статистика: Случайные события Статистические характеристики. Решение задач. 6 2 4 2 1 1 4 1 3 Конкурсные задачи «В гостях у «Кенгуру»». 3 - 3 Конкурс мини-проектов «Математика и шифры» 2 - 2 Тематический план спецкурса 6-ой класс-34 часа Отношение и проценты -“Многоэтажные» дроби. -Выражение отношения в %. -Решение простейших текстовых задач на проценты. -Задачи на смеси и сплавы. -Презентация проекта «Процентные расчеты на каждый день». 11 2 2 2 3 1 1 - 8 1 1 2 3 2 1 - 2 2 Комбинаторика и элементы теории вероятностей. -Правила сложения и умножения комбинаторики. -Логика перебора. -Сравнение шансов. -Эксперименты со случайными исходами. -Решение задач «на обратный ход» -Решение комбинаторных задач. -Вероятность. Решение простейших задач. 13 2 11 2 1 1 1 2 2 2 2 2 1 - 1 1 2 2 2 2 Модуль числа -Модуль числа и его основные свойства -Геометрический смысл модуля -Решение уравнений, содержащих переменную со знаком модуля 5 1 1 3 2 1 1 - 3 3 Логические задачи Урок- игра « Биржа знаний» 3 1 - 3 1 Фестиваль мини- проектов. 1 - 1 Содержание занятий спецкурса 1. Развитие арифметики как науки о числах. Наука уходит на Восток. Открытие нуля. Что такое квадриллион. Всегда ли 2*2=4? Из истории дробей. Кто и зачем придумал отрицательные числа. Числа правят миром. Проблема Гольдбаха. Любопытные свойства натуральных чисел. 2. Натуральные числа и действия над ними. Проблемы вычислительные. Приёмы быстрого счёта. Числовые фокусы. Перебор возможных вариантов. Треугольные числа. Число зверя. Легенды о числах. Задачи на уравнивание. Шифры. Секретная переписка. 3. Делимость чисел, дроби. Простые и составные числа, каноническое разложение на простые множители. Решето Эратосфена. Делимость суммы и произведения. Текстовые задачи. Множества. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Задачи из «Арифметики» Магницкого. Олимпиадные задачи. 4. Логические задачи. Понятия о логических задачах. Решение с помощью таблицы, с помощью построения логической цепочки. 5. Вероятность и статистика. Понятие случайного события. Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. 6. Задачи математического клуба. «Кенгуру». 7. Конкурс мини-проектов «Математика и шифры». 6-ой класс. 1. Отношения и проценты: Решение ключевых задач на проценты и их комбинации. Задачи на смеси и сплавы, практическая направленность задач на проценты. Процентные расчеты на каждый день. Образец презентации этого проекта. 2. Комбинаторика и элементы теории вероятностей. Понятие о комбинаторике как науке. Комбинаторные правила, формулы.. Простейшие задачи. Статистика. 3. Модуль числа. Понятие модуля, его определение. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. Преобразование выражений с модулем. 4. Логические задачи. Решение олимпиадных логических задач. 5.Урок-игра «Биржа знаний» Решение различных задач. 6.Фестиваль мини-проектов. Литература для учителя Альхова З.Н, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов Лицей 2001г. Депман И.Я, Виленкин Н.Я «За страницами учебника математики». Курант Р, Роббинс. Г «Что такое математика, Элементарный очерк идей и методов» М.Просвещение 1967. Мороз О.П «Прекрасна ли истина? М.Знание.1989г. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции М.Строй. Издательство 1986. Фарков А.В. «Математические кружки в школе» Москва. Айрис-пресс.2005г. Литература для учащихся Депман И.Л. Мир чисел. Л. Детская литература 1982г. Депман И.Л. Рассказы о решении задач. Л.Детская литература. 1964г. Игнатьев Е.И «В царстве смекалки» М.Наука, 1984г. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.Наука 1965г. Учебники «Математика 5”, “Математика 6”. Авторы. Дорофеев Г.В и Шарыгин Н.Ф и др. М. Просвещение, 2009. Энциклопедический словарь юного математика. Педагогика. 1985г.