Рабочая программа спецкурса по литературе 11 класс Джусова Т.В

1. Пояснительная записка
Курс учебной практики по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
Актуальность данного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого
выпускника и подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса выпускники научатся :
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,
определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя еѐ логике выражения своего
коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая
принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к русскому языку и литературе.
Задачи курса
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Учебная практика неразрывно связана с учебными курсами «Литература» и «Русский язык» и
отражает специфику внеурочной деятельности.
Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы
обучения: семинар, практическая работа, практикум и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуально.


Тематическое планирование

Раздел
Количество часов

Основные виды деятельности

Раздел 1.Ввведение - 1

Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания
эссе - 16

Теоретическая основа написания эссе.
Практическая работа по написанию эссе.

Раздел 2. Теория и практика написания
сочинения-рассуждения - 17

Теоретическая основа написания сочинениярассуждения. Практическая работа по написанию
сочинения-рассуждения.

Содержание программы :
I. Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи учебной практики по литературе «Технологические аспекты написания
сочинения по литературе»
II. Теория и практика написания эссе. (16 ч)
Структура эссе, план, признаки эссе.
Классификация эссе.
Критерии оценивания эссе.
Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.
III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч)
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное,
дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту.
Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от
противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы
цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение
тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Наглядные пособия: демонстрационные таблицы
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, копировальная техника

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные:
1) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, еѐ значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к ней;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прочитанный текст (план, пересказ, конспект, аннотация, анализ);
• умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных
видов монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее

содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметные:
1) Знание:
– способов формулирования проблемы текста;
– видов вступлений и заключений; комментария;
– особенности выпускного сочинения ;
– основ анализа текста;
– способов аргументации в сочинении;
– видов ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
2)Умение:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании
сочинения.
3) освоение базовых понятий литературоведения и его основных разделов;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей
синонимии и использование их в собственной речевой практике;

лексической

и

грамматической

9) осознание эстетической функции литературы, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Коли
чество
часов

Вид занятия

Виды
самостоятельной
работы

Раздел 1.Ввведение.
1. Особенности

выпускного
сочинения в 2021
году

Урок
формирования
новых знаний

1

Раздел 2. Эссе.
2. Структура, план,

Урок
формирования
новых знаний

1

Написание
литературнокритического эссе

3. Классификация эссе.

Урок
формирования
новых знаний

1

Написание
личностного эссе в
форме письма

4. Требования к

Урок
формирования
новых знаний

1

Подбор
художественного
материала к

признаки эссе.

написанию
выпускного эссе.

Дата
проведения
План

Факт

тематическим
направлениям
5. Критерии

Урок
формирования
новых знаний

1

Подбор
художественного
материала к
тематическим
направлениям

Практикум

2

Аргументация по
тематическому
направлению

7. Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению

Практикум

3

Аргументация по
тематическому
направлению

8. Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлени

Практикум

3

Аргументация по
тематическому
направлению

9. Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направленю

Практикум

2

Аргументация по
тематическому
направлению

10. Подбор материала и
написания эссе по
тематическому
направлению

Практикум

2

Аргументация по
тематическому
направлению

Раздел 3.
Сочинение-

расс
ужде
ние

Практикум

2

Тестирование.
Комментарий и
оценивание
ученического
сочинения.
Редактирование
текста.

12. Варианты
вступительной части.

Урок
формирования
новых знаний

1

Написание
вступительной части

13. Схема основной
части сочинениярассуждения.

Урок
формирования
новых знаний

1

Написание основной
части

14. Варианты
заключительной

Урок
формирования

1

Написание
заключительной части

оценивания эссе.

6. Подбор материала и

написания эссе по
тематическому
направлению

11. Особенности
написания
сочинениярассуждения.
Тезис. Проблема.
Аргументы.

части.

новых знаний

15. Структурные
компоненты и
типичные
конструкции
предложений в
сочинениирассуждении.

Комбинирован
ный урок

2

Работа с таблицами
речевых моделей
различных
структурных
компонентов
сочинения.
Упражнения по
анализу и написанию
отдельных частей
сочинения. Анализ
композиции
ученического
сочинения.

16. Аргументация
собственного мнения

Практикум

2

Подбор тематических
аргументов

17. Фактические ошибки
в содержании
сочинениярассуждения и
способы их
устранения

Комбинирован
ный урок

1

Логические ошибки в
содержании
сочинениярассуждения и
способы их
устранения.

18. Понимание и
интерпретация
содержания
исходного текста.

Практикум

1

Работа с текстами из
вариантов ЕГЭ разных
лет в соответствии с
критериями
оценивания задания С
текущего учебного
года.

19. Итоговая работа.
Написание
сочинениярассуждения.

Практикум

4

Контрольная работа.

20. Анализ сочинения

Практикум

1

Оценивание своего
сочинениярассуждения.

6. Список литературы
1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. –
256 с.
2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.
3.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий /
Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».