1. Пояснительная записка Курс учебной практики по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Актуальность данного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника и подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. В результате изучения курса выпускники научатся : понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте); определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора; оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль; выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя еѐ логике выражения своего коммуникативного намерения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные; самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения. Цели курса -Подготовка учащихся к выпускному экзамену. -Развитие творческих способностей учащихся. -Развитие связной монологической речи. -Развитие логического мышления. -Привитие любви к русскому языку и литературе. Задачи курса – обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения; – совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения; - развитие мышления через анализ текста; - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся; - развитие способности к самостоятельной деятельности; - привитие стремления к приобретению знаний. Учебная практика неразрывно связана с учебными курсами «Литература» и «Русский язык» и отражает специфику внеурочной деятельности. Технологии проведения занятий. Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, практическая работа, практикум и другие. Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуально. Тематическое планирование Раздел Количество часов Основные виды деятельности Раздел 1.Ввведение - 1 Аналитическая беседа Раздел 2. Теория и практика написания эссе - 16 Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе. Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения - 17 Теоретическая основа написания сочинениярассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения. Содержание программы : I. Введение (1 ч) Введение. Цели и задачи учебной практики по литературе «Технологические аспекты написания сочинения по литературе» II. Теория и практика написания эссе. (16 ч) Структура эссе, план, признаки эссе. Классификация эссе. Критерии оценивания эссе. Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических. III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (17 ч) Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция. Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения. Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие. Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования. Выражение собственной позиции. Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения. Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения. Точность и выразительность речи. Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа. Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения. Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм. Точность и выразительность речи. Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений. Анализ сочинения по критериям. Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка. Материально-техническое обеспечение программы 1. Наглядные пособия: демонстрационные таблицы 2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, копировальная техника ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные: 1) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, еѐ значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности литературы; уважительное отношение к ней; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прочитанный текст (план, пересказ, конспект, аннотация, анализ); • умение создавать письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; Предметные: 1) Знание: – способов формулирования проблемы текста; – видов вступлений и заключений; комментария; – особенности выпускного сочинения ; – основ анализа текста; – способов аргументации в сочинении; – видов ошибок в сочинении и пути их предупреждения; 2)Умение: – логично выстраивать сочинение по тексту; – убедительно и аргументированно изложить собственную позицию; – выполнять лингвостилистический анализ текста; – формулировать свое отношение на основе проведенного анализа; – не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения. 3) освоение базовых понятий литературоведения и его основных разделов; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей синонимии и использование их в собственной речевой практике; лексической и грамматической 9) осознание эстетической функции литературы, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Коли чество часов Вид занятия Виды самостоятельной работы Раздел 1.Ввведение. 1. Особенности выпускного сочинения в 2021 году Урок формирования новых знаний 1 Раздел 2. Эссе. 2. Структура, план, Урок формирования новых знаний 1 Написание литературнокритического эссе 3. Классификация эссе. Урок формирования новых знаний 1 Написание личностного эссе в форме письма 4. Требования к Урок формирования новых знаний 1 Подбор художественного материала к признаки эссе. написанию выпускного эссе. Дата проведения План Факт тематическим направлениям 5. Критерии Урок формирования новых знаний 1 Подбор художественного материала к тематическим направлениям Практикум 2 Аргументация по тематическому направлению 7. Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению Практикум 3 Аргументация по тематическому направлению 8. Подбор материала и написания эссе по тематическому направлени Практикум 3 Аргументация по тематическому направлению 9. Подбор материала и написания эссе по тематическому направленю Практикум 2 Аргументация по тематическому направлению 10. Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению Практикум 2 Аргументация по тематическому направлению Раздел 3. Сочинение- расс ужде ние Практикум 2 Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста. 12. Варианты вступительной части. Урок формирования новых знаний 1 Написание вступительной части 13. Схема основной части сочинениярассуждения. Урок формирования новых знаний 1 Написание основной части 14. Варианты заключительной Урок формирования 1 Написание заключительной части оценивания эссе. 6. Подбор материала и написания эссе по тематическому направлению 11. Особенности написания сочинениярассуждения. Тезис. Проблема. Аргументы. части. новых знаний 15. Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинениирассуждении. Комбинирован ный урок 2 Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения. 16. Аргументация собственного мнения Практикум 2 Подбор тематических аргументов 17. Фактические ошибки в содержании сочинениярассуждения и способы их устранения Комбинирован ный урок 1 Логические ошибки в содержании сочинениярассуждения и способы их устранения. 18. Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Практикум 1 Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года. 19. Итоговая работа. Написание сочинениярассуждения. Практикум 4 Контрольная работа. 20. Анализ сочинения Практикум 1 Оценивание своего сочинениярассуждения. 6. Список литературы 1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебнометодическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с. 2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с. 3.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.