Пояснительная записка Современный этап развития методики преподавания характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Обновлена система государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку. Совершенствование КИМов обусловлено прежде всего опытом проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов и единого государственного экзамена по русскому языку. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма работы требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нѐм микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” рассчитана на подготовку детей к выполнению первой части экзаменационной работы, на развитие продуктивных коммуникативных умений компрессии (сжатия), т.к. действующие программы по русскому языку в разделе “Развитие связной речи” не акцентируют внимание на данном виде деятельности. Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания, из которых ученик должен выбрать только одно. Следует признать, что действующие программы и стандарты по русскому языку, современная методика преподавания русского языка не уделяют должного внимания воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения на лингвистическую тему, на тему, связанную с анализом содержания текста (фрагмента текста). Настоящий курс даѐт возможность проводить в системе подготовку учащихся 8-9 классов к выполнению заданий 1 (написание сжатого изложения), 13 (сочинение) Следует отметить, что итоговая аттестация в 9 классе является важнейшим этапом в подготовке к написанию сочинениярассуждения при сдаче ЕГЭ в 11 классе. Цели практикума: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания 1 и 15 КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку; Задачи: развитие коммуникативных умений компрессии текста; развитие умений создавать собственное речевое высказывание (сочинение-рассуждение) на лингвистическую тему с указанием 2 (или более) разных функций в соответствии с указанной темой; выдвигать тезис, приводить примеры-аргументы, используя прочитанный текст, формулировать вывод; формирование устойчивых речевых навыков, направленных на самостоятельную интерпретацию учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста; повышение уровня речевой компетентности учащихся. Программа курса “Текст как речевое произведение” предназначена для учащихся 8 классов. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 34 часов, включает в себя пять разделов: Содержание программы Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Основные приѐмы сжатия (компрессии) текста. II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи Тема. Главная мысль текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Ш. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения Рассуждение. Его структура и языковые особенности. Виды рассуждений. Тезис, аргументы и вывод сочинения на лингвистическую тему. IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения. Рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. V. Выполнение экзаменационной работы по модели 2025 года. Итоговые зачѐтные работы. Общая и частная диагностика успешности и затруднений. Корректорская правка I. Применяемые технологии: - технология исследовательской деятельности учащихся; - технология проблемного обучения. -информационные технологии Критерии оценки знаний, умений и навыков учащегося определяются по критериям оценивания ГИА. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся Учащиеся должны: чѐтко представлять содержание используемых в задании 1 экзаменационной работы понятий и терминов: “тема текста”, “основное содержание прослушанного текста”, “важные микротемы”, “приѐмы сжатия (компрессии) текста”; создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста, аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса; создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста , чѐтко представлять содержание используемых в задании понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента; понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию; уметь выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста; последовательно излагать собственные мысли, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку. Предполагаемый результат Передача учащимися 8-9 классов основного содержания прослушанного текста с обязательным использованием приѐмов сжатия (компрессии) текста; создание учащимися 8-9 классов собственных текстов (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) на основе прочитанного текста или на основе фрагмента текста в соответствии с критериями оценивания части экзаменационной работы по русскому языку в новой форме Учебно-тематический план № Тема п/п 1. Количество Форма часов занятия Введение. Структура и 1 содержание экзаменационной работы для выпускников 9 класса по новой форме итоговой аттестации по русскому языку I. Текст. Сжатое 11 изложение. Структурированное восприятие содержания текста Лекция Виды деятельности учащихся Дата Дата план факт Изучение ДВ 2020 04.09. 2. Сжатое изложение. Критерии 1 оценивания задания части 1 Лекция Индивидуальная работа 11.09. Индивидуальная работа 18.09. Практикум 3. Сжатое изложение. 1 Основные приѐмы сжатия (компрессии) текста Лекция. Практикум Работа в парах 4. Задание 1. Сжатое изложение. Что такое Минимикротема. Учимся находить лекция, микротемы исходного практикум текста. Абзацное членение текста. Работа текстом, создание текста. с Групповая работа 5. Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие Мини(компрессия) текста. Приемы лекция, сжатия текста. Отработка практикум приѐма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Работа текстом, создание текста. с Групповая и 02.10. Индивидуальная работа 6. Задание 1. Сжатое Миниизложение. Приемы сжатия лекция, текста. Отработка приѐма практикум ОБОБЩЕНИЕ. Работа текстом, создание текста. с Групповая и 09.10. Индивидуальная работа 7. Задание 1. Сжатое Миниизложение. Приемы сжатия лекция, текста. Отработка приема практикум УПРОЩЕНИЕ. Работа текстом, создание текста. с Групповая и 16.10. Индивидуальная работа 8. Задание 1. Выбор приемов сжатия. Создание текста, оценивание Индивидуальная работа 23.10. Написание изложения Индивидуальная работа 06.11. 25.09. Практикум, изложение 9. 10. Тренировочнодиагностическая работа 13.11. 1 работа. 1 11. Зачѐтная Выполнение задания 1 Индивидуальная работа 20.11. 12. Анализ сжатого изложения. 2 Использование приѐмов компрессии текста. Редактирование текста Групповая работа 27.11. 04.12. сжатого изложения II. Текст. Признаки текста. 6 Стили речи. Типы речи. 13. Текст. Тема. Главная мысль 1 текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Беседа, практикум текстов по 1 14. Типы функционально смысловым особенностям и стилям речи Лабораторная Составление работа опорных конспектов 18.12. 15. Понимание текста. Задание 2 25.12. Практикум Работа с Работа в парах тестом, заполнение бланков 15.01. Практикум Работа с Работа в парах тестом, заполнение бланков 22.01. Практикум Работа с Работа в парах тестом, заполнение бланков 16. Целостность текста. Задание 3. 17. Извлечение информации. Задание 4. 18. Тренировочнодиагностическая работа Составление опорных конспектов, исследование текста 11.12. Индивидуальная работа 29.01. 19. Рассуждение. Его структура 1 и языковые особенности. Критерии оценивания задания 13 Практикум, Составление работа с опорного текстом конспекта. Редактирование предложенного текста 03.02. рассуждений: 1 20. Виды рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление. Практикум Составление 12.02. таблицы, создание мини-текстов, относящихся к различным видам рассуждений 21. Задание Элементы Работа в парах III. Содержательные блоки 8 сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения 13.1 Учимся Практикум 19.02. формулировать тезис. 13.1. 22. Задание аргументировать. сочинения, анализ текстов Учимся Элементы сочинения, анализ текстов Работа в парах 26.02. 23. Задание 13.1. Учимся писать вывод сочинения на Практикум лингвистическую тему. Элементы сочинения, анализ текстов Работа в парах 05.03. 24. Тренировочнодиагностическая работа Написание сочинения Индивидуальная работа 12.03. Минилекция, практикум 2 25. Анализ и образцов 26. сочинений. 19.03. редактирование ученических Групповая работа 02.04. Работа с текстом. 09.04. IV. Содержательные блоки 6 интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинениярассуждения. оценивания 1 27. Критерии сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений Практикум их 1 28. Примеры-аргументы, соответствие объяснению содержания данного фрагмента Практикум цельность, 1 29. Смысловая речевая связность и последовательность изложения. Композиционное Лабораторная Работа с текстом. 23.04. работа Выполнение упражнений. Создание Составление опорного конспекта “Речевые конструкции для написания сочинениярассуждения” Работа с текстом. 16.04. Выполнение упражнений. Создание собственного варианта вступления и основной части оформление рассуждения сочинения- 30. Самостоятельное выполнение задания 13 31. Корректорская творческой работы 32. Анализ и образцов сочинений. собственного варианта сочинениярассуждения 1 правка 1 редактирование 1 ученических 33. Зачѐтная работа. Написание 1 сочинения-рассуждения на тему, связанную с содержанием текста. успешности. 1 34. Диагностика Диагностика затруднений. Тренировочные упражнения по выполнению задания 13 Индивидуальная работа 30.04. Групповая работа 07.05 Корректорская 07.05 правка созданного текста в соответствии с критериями оценивания части 3 Индивидуальная работа 14.05. 21.05 Литература: 1. В. Е. Любичева, Л. И. Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. Санкт-Петербург, “Паритет”, 2009. 2. Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С. Воронеж, издательство “Научная книга”, 2006. 3. Е. В. Михайлова. Тесты и тексты для комплексного анализа текста. Москва, “Вако”. 2007. 4. Н. А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. –2015. Издательство “Легион”, Ростов-на-Дону, 2015. 5. ОГЭ – 2016 Экзамен в новой форме. Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений – М., АСТ Апрель