l) л(,(, (,,()i,]l.,\(,( Fitl:jа ,jil\l,.rltIl)cli )l t ],\l I( ) tllla lttl Yl]l) l Iсl,геплкиlttr I,A ll pil о.В. Б()LIдrl п l)огlrАм j\{A lty]\1a Il() pyccl(0l\f у ,l ]l)l l(y <<(),l c.rltllt:l li cJl()l}ccl|()c,l tl)) lt,1,1t .,1-1llI tlбt,.JilI()Illихсrr (tlj K,tacca (_l,,,tll t.eltr, r I()ркиl; IО.Д.) . ltoTclBtl. 2024 Пояснительная записка Рабочая программа практикума «От слова к словесности» для обучающихся 6 класса создана на основе положения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5). авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009 Основная цель данного практикума состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности. Задачи: Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный). Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи. Учить ребят создавать собственный текст. Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе. Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности. Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова. Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова. В 6 классе обучающие осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Количество учебных часов 6 класс – 34 часа Формы организации учебного процесса: -устный ответ -объяснение лексического значения слова -устный ответ на лингвистическую тему -создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка -терминологический диктант -устное высказывание -толкование слов, работа со словарями -работа со словарём синонимов, антонимов -объяснение фразеологизмов, работа со словарями -поиск архаизмов и историзмов - индивидуальная работа с текстом - создание собственного текста с заданием -тестирование Требования к уровню подготовки обучающихся К концу второго года обучения обучающиеся должны: различать слова по их стилистической окраске; уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение; уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов; понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА Употребление языковых средств (8 часов) Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова. Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола. Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. /// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Пониман ие роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью. Средства художественной изобразительности (8 часов) Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. /// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях. Юмор в произведениях словесности (4 часа) Юмор в жизни и в произведениях словесности. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Значение употребления средств создания юмора в произведении. /// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического. Произведения устной народной словесности (3 часа) Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях. /// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды. Эпическое произведение, его особенности (4 часа) Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении. /// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование рассуждения, диалога и монолога. в нем повествования, описания, Лирическое произведение, его особенности (4 часа) Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. /// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения. Драматическое произведение, его особенности (4 часа) Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического произведения. /// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. Календарно-тематическое планирование «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс № п.п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения план Употребление языковых средств 8 часов 1 02.09 1 09.09 3 Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы. 1 16.09. 4 Профессионализмы. 1 23.09 5 Заимствованные слова. Неологизмы. 1 30.09 6 Стилистические возможности имени существительного. Стилистические возможности имени прилагательного. Стилистические возможности глагола. 1 07.10 1 14.10 1 21.10 1 2 7 8 Средства художественной изобразительности 8 часов 1 11.11 10 Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет. Метафора. 1 18.11 11 Олицетворение. Метонимия. 1 25.11 12 Синекдоха. Гипербола. 1 02.12 13 Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза. 1 09.12 1 16.12 1 23.12 Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. Юмор в произведении словесности 1 13.01 9 14 15 16 4 часа 17 Юмор в жизни и в произведениях словесности. 1 20.01 18 Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой 1 27.01 факт Примечание сочетаемости слов 19 20 21 22 23 Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. Значение употребления средств создания юмора в произведении. Произведения устной народной словесности Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. Легенда как создание народной фантазии. Эпическое произведение, его особенности 1 03.02 1 10.02 3 часа 1 17.02 1 24.02 1 03.03 4 часа 24 Что такое эпическое произведение. 1 10.03 25 Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. 1 17.03 1 07.04 Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. Лирическое произведение, его особенности 1 14.04 26 27 28 29 30 31 32 33 34 4 часа Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. 1 21.04 1 28.04 Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. Драматическое произведение, его особенности Что такое драматическое произведение. 1 05.05 1 12.05 Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка Сюжет драматического произведения. 4 часа 1 19.05 1 19.05 1 Перечень учебно-методических средств обучения Литература: Родная русская литература 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. М.: Просвещение,2021 Русский родной язык 6 класс - Александрова О.М. и др М.: Просвещение,2019 Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007 Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000 Образовательные электронные ресурсы 1. Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=53&page=15&subj_id=5 2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru 3. Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slova.ndo.ru 4. Культура письменной http://www.gramma.ru речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: