Рабочая программа практикума по русскому языку для 6Б класса Юркив Ю.А

l) л(,(,

(,,()i,]l.,\(,(

Fitl:jа

,jil\l,.rltIl)cli

)l
t

],\l

I(

)

tllla lttl Yl]l)

l Iсl,геплкиlttr

I,A
ll pil

о.В.

Б()LIдrl п l)огlrАм j\{A

lty]\1a Il() pyccl(0l\f у ,l ]l)l l(y
<<(),l c.rltllt:l li cJl()l}ccl|()c,l
tl))
lt,1,1t

.,1-1llI

tlбt,.JilI()Illихсrr (tlj K,tacca

(_l,,,tll t.eltr,

r

I()ркиl; IО.Д.)

. ltoTclBtl.

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа практикума «От слова к словесности» для обучающихся 6
класса создана на основе положения федерального компонента государственного

стандарта основного общего образования по русскому языку и литературе
(Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в
образовании, 2004, №5).
 авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для
обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой,
опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ,
гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009
Основная цель данного практикума состоит в том, чтобы заложить у
обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка
художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных
текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
Задачи:







Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
Учить ребят создавать собственный текст.
Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы,
выразительных средств.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами –
русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если
программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по
словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе
рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по
словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного
народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом
мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления
словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения
как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших
фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических
ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных
изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом
словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства
идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как
явления искусства слова.
В 6 классе обучающие осваивают такое важнейшее понятие, как
стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические
возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство
языка в собственных высказываниях;
 развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов
словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности

языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом
произведениях.

Количество учебных часов
 6 класс – 34 часа

Формы организации учебного процесса:
-устный ответ
-объяснение лексического значения слова
-устный ответ на лингвистическую тему
-создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка
-терминологический диктант
-устное высказывание
-толкование слов, работа со словарями
-работа со словарём синонимов, антонимов
-объяснение фразеологизмов, работа со словарями
-поиск архаизмов и историзмов
- индивидуальная работа с текстом
- создание собственного текста с заданием
-тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
 различать слова по их стилистической окраске;
 уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать
их значение;
 уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
 понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в
эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского
отношения к герою.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА
Употребление языковых средств (8 часов)
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых
средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика,
диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические
возможности
имени
существительного,
имени
прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном
языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их
стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных,
специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Пониман ие роли
грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в
произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной

стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в
собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности (8 часов)
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и
риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях
словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и
понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются
средства художественной изобразительности. Применение средств художественной
изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности (4 часа)
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в
поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов;
соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном
тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического
произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения.
Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем
средств создания комического.
Произведения устной народной словесности (3 часа)
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного
героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.
Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом
Произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и
драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения,
диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и
передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика.
Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по

собственным впечатлениям, использование
рассуждения, диалога и монолога.

в

нем

повествования,

описания,

Лирическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство
выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота
звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и
драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения
ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.
Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и
описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
///
Умение отличить драматическое произведение от эпического и
лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения.
Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки,
диалога и монолога.

Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
6 класс
№
п.п

Наименование раздела и тем

Часы
учебного
времени

Плановые
сроки
прохождения
план

Употребление языковых средств

8 часов
1

02.09

1

09.09

3

Стилистическая окраска слов и предложений.
Употребление средств в зависимости от
условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики.
Общеупотребительная лексика.
Диалектизмы.

1

16.09.

4

Профессионализмы.

1

23.09

5

Заимствованные слова. Неологизмы.

1

30.09

6

Стилистические возможности имени
существительного.
Стилистические возможности имени
прилагательного.
Стилистические возможности глагола.

1

07.10

1

14.10

1

21.10

1

2

7
8

Средства художественной изобразительности

8 часов
1

11.11

10

Понятие о средствах художественной
изобразительности. Сравнение, аллегория,
эпитет.
Метафора.

1

18.11

11

Олицетворение. Метонимия.

1

25.11

12

Синекдоха. Гипербола.

1

02.12

13

Порядок слов в предложении. Инверсия,
повтор.
Риторический вопрос и риторическое
восклицание.
Антитеза.

1

09.12

1

16.12

1

23.12

Употребление средств художественной
изобразительности в произведениях
словесности.
Юмор в произведении словесности

1

13.01

9

14
15
16

4 часа

17

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

1

20.01

18

Средства создания юмора: комическая
неожиданность в развитии сюжета, в поступках
и высказываниях героев; нарушение смысловой

1

27.01

факт

Примечание

сочетаемости слов
19

20

21
22
23

Соединение несоединимых явлений, предметов,
признаков; употребление в одном тексте слов с
разной стилистической окраской;
юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора
в произведении.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа.
Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения
содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Эпическое произведение, его особенности

1

03.02

1

10.02

3 часа
1

17.02

1

24.02

1

03.03

4 часа

24

Что такое эпическое произведение.

1

10.03

25

Литературный герой. Изображение средствами
языка характера литературного героя.
Раскрытие характера в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.

1

17.03

1

07.04

Особенности языкового выражения содержания
в эпическом произведении. Повествование,
описание, рассуждение, диалог и монолог в
эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности

1

14.04

26
27

28
29
30

31

32
33

34

4 часа

Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения.
Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

21.04

1

28.04

Рифма: её смысловое, эстетическое,
ритмообразующее, композиционное значения.
Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
Драматическое произведение, его
особенности
Что такое драматическое произведение.

1

05.05

1

12.05

Языковые средства изображения характеров в
драматическом произведении. Роль диалога и
монолога. Реплика. Авторская ремарка
Сюжет драматического произведения.

4 часа
1

19.05

1

19.05

1

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература:
Родная русская литература 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В. М.: Просвещение,2021
Русский родной язык 6 класс - Александрова О.М. и др М.: Просвещение,2019
 Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
 Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От
слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
Образовательные электронные ресурсы
1. Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=53&page=15&subj_id=5
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3. Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://slova.ndo.ru
4. Культура письменной
http://www.gramma.ru

речи

[Электронный

ресурс].

–

Режим

доступа:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».