Рабочая программа практикума по русскому языку 6 класс Потемкина О.В

МИНИСТЕРСТВО IIРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ КОТОВСКОГО

мунициIьльного

рАйонА волгогрАдской
МБоУ СШ ЛЬ б г. Котово

оьлдсти

СОГJЬСОВАНО

РАССМОТРЕНО

зчlN,I.директора по УВР

,/TDJ-

на заседzшии КФ,Щ

.Щжусова Т.В.

t

э

Потемкина о.В.

протокол JФ 1
от к16> августа 2024r.

Гl

от к17> iшгуста 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
практикума по русскому языку
<<От

слова к словесности)

для обl^rающихся бА класса
(1"rитель Потемкина о.В.)

г. Котово,2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи курса
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и
произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь
ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским
языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
 изучение законов употребления языка;
 овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление
искусства слова;
 овладение умением творческого употребления родного языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку
и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к
явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по
словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает
произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления
искусства слова.
6 класс – это второй год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с возможностями
употребления языка, средствами художественной изобразительности,
особенностями
произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала
обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем –
произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений
над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что
помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами
языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание
учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и
умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Общая характеристика организации учебного процесса
1.
Определение типологии занятий:
1.
Лекция с составлением таблиц-памяток
2.
Семинары-практикумы.
3.
Тестирование по темам
4.
Практикум
2. Используемые технологии
1)
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
2)
Технологии организации проектно - исследовательской деятельности.
3)
Технологии контекстного обучения (групповая работа).
4)
Современные информационные технологии.
5)
Технологии проблемно-диалогового общения.
6)
Технология проблемного обучения.
7)
Технология развивающего обучения.
8)
Технологии дифференцированного обучения.
9)
Обучение развитию критического мышления.
3.
Методы организации учебного процесса
1.
Словесные: вербальные (лекция, беседа, объяснение, дискуссия, рассказ).
2.
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация).

3.
4.

Практические (упражнения, опыты, тренинги, практикумы, игры).
Продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические).

4.
Формы организации учебной деятельности
Выбор форм организации учебной деятельности соответствует следующей
классификации форм по видам учебных занятий:
урок, семинар, практическая работа, практическое занятие, консультация,
конференция, игра, тренинг-урок, лекция, тестирование.
По формам познавательной деятельности:
 фронтальная форма (одновременное выполнение общих заданий всеми
учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
 микрогрупповая форма (работа в парах);
 групповая форма (единая познавательная задача ставится перед
определённой
группой школьников);
 индивидуальная форма.
5.
Средства обучения
Для полноценного осуществления всех видов деятельности создано специально
оганизованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материальнотехническим, информационно-методическим и учебным оборудованием, включающим:
- АРМ учителя;
- средства ИКТ;
- цифровые образовательные ресурсы;
- учебно-методическую литературу;
- экранно-звуковые средства.

7.Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа практикума по
русскому языку.
Программа учебного курса «От слова к словесности» в 6 классе рассчитана на 34 часа, в
соответствии с календарным учебным графиком на 34 учебных недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать






богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
средства художественной изобразительности и их роль;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь
 определять лексическое значение слова;
 определять виды лексических единиц;
 находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
 различать жанры народной словесности;
 различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение
 выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
 пересказывать прозу;
 работать со словарями;
 находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
 строить диалог;
 создание собственных текстов различных типов речи;
 создание собственных текстов различных жанров;
 употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
 творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта
человечества

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№
1
2
3
4
5
6
7

Перечень и название разделов
учебного предмета
Употребление языковых средств.
Средства художественной
изобразительности
Юмор в произведениях словесности
Произведения устной народной
словесности
Эпическое произведение, его
особенности
Лирическое произведение, его
особенности
Драматическое произведение, его
особенности.
ИТОГО

Количество
часов
4 часа
9 часов
3 часа
3 часа
5 часов
6 часов
4 часа
34 часа

Виды учебной
деятельности
В процессе реализации
рабочей программы
учебного курса «Русская
словесность. От слова к
словесности»
обучающимся будут
предоставлены
возможности для
реализации следующих
видов деятельности:
- учебное сотрудничество;
- индивидуальная учебная
деятельность;
- игровая деятельность;
- творческая и проектная
деятельность;
- исследовательская
деятельность.

тематическое планирование
№п/п

Дата

Перечень разделов и тем,
последовательность их изучения
Употребление языковых средств.

1

Стилистические возможности
общеупотребительных и диалектных
слов

2

Специальные, заимствованные слова,
неологизмы

3

Употребление существительного,
прилагательного, глагола
Практическое занятие « Играем со
словами»
Средства художественной
изобразительности

4

Кол-во
часов
4

9

Тип занятия

Вид
занятия

Формы учебной
деятельности

Методы:
словесные, наглядные, частично – поисковые, метод
контроля
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
Лекция с
Теор.
Фронтальная
составлением
таблицпамяток
Практикум
Лекция с
Теор\практ. Фронтальная
составлением
Индивидуальная
таблицпамяток
Практикум
СеминарПракт.
Фронтальная
практикум
Индивидуальная
Практикум
Практ.
Фронтальная
Индивидуальная
Методы:
Проблемно-поисковый,объяснительно-иллюстративный,
практический, словесный, методы контроля,
креативный,методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы

5

Сравнение, аллегория, эпитет

Лекция с
Теор\практ
составлением
таблицпамяток
Практикум
Лекция с
Теор\практ
составлением
таблицпамяток
Практикум
СеминарТеор\практ
практикум.

Фронтальная
Индивидуальная

6

Метафора, олицетворение

7

Синекдоха

8

Гипербола

Семинарпрактикум.

Теор\практ

Фронтальная
Микрогрупповая

9

Порядок слов в предложении. Инверсия

Фронтальная
Индивидуальная

10

Повтор

Лекция с
Теор\практ
составлением
таблицпамяток
Практикум
СеминарТеор\практ
практикум.

11

Риторический вопрос и риторическое
восклицание

Семинарпрактикум.

Теор\практ

Фронтальная
Индивидуальная

12

Антитеза

Семинарпрактикум.

Теор\практ

Фронтальная
Микрогрупповая

13

Практическое занятие « Играем со
словами»

Практикум

Практ.

Групповая

5

Фронтальная
Индивидуальная

Фронтальная
Микрогрупповая

Фронтальная
Групповая

Юмор в произведениях словесности

14

Что такое юмор. Комическая
неожиданность

15

Соединение несоединимого. Остроумная
речь

16

Практическое занятие « Играем со
словами»
Произведения устной народной
словесности

17

Особенности стиха и языка былин

3

Методы:
Проблемно-поисковый, практический, репродуктивный,
методы контроля,словесный,
методы стимулирования и мотивации, наглядный
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
Лекция с
Теор\практ Фронтальная
составлением
таблицпамяток
Практикум
СеминарТеор\практ Фронтальная
практикум.
Индивидуальная
Практикум

3

Практ.

Фронтальная
Микрогрупповая

Методы:
Проблемно-поисковый, практический,объяснительноиллюстративный
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
Лекция с
Теор.
составлением
таблицпамяток
Практикум

Фронтальная
Индивидуальная

18

Легенды и предания

19

Практическое занятие « Играем со
словами»
Эпическое произведение, его
особенности

Лекция с
Теор\практ
составлением
таблицпамяток
Практикум
Практикум
Практ.
5

Фронтальная
Индивидуальная

Микрогрупповая

Методы:
Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
практический, словесный, методы контроля,
креативный, методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы

20

Особенности эпического произведения

Лекция с
Теор.
составлением
таблицпамяток

Фронтальная
Индивидуальная

21

Литературный герой, его характер

Фронтальная
Групповая

22

Герой и автор

Лекция с
Семинарсоставлением практикум.
таблицпамяток
Практикум
Лекция с
Теор\практ
составлением
таблицпамяток

23

Язык эпического произведения

Семинарпрактикум.

Фронтальная
Микрогрупповая

Теор\практ

Фронтальная
Индивидуальная

24

Практическое занятие « Играем со
словами»
Лирическое произведение, его
особенности

25

Язык лирического произведения

26

Двусложные размеры

27

Трёхсложные размеры

28

Аллитерация

29

Рифма

30

Практическое занятие « Играем со
словами»
Драматическое произведение, его
особенности

Практикум
6

Групповая

Методы:
Практический,словесный,креативный,репродуктивный,
методы контроля,методы стимулирования и мотивации
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный
материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
Лекция с
Теор\практ Фронтальная
составлением
Индивидуальная
таблицпамяток
Лекция с
составлением
таблицпамяток
Семинарпрактикум
Семинарпрактикум
Семинарпрактикум
Семинарпрактикум
Практикум

5

Практ.

Теор\практ

Фронтальная
Индивидуальная

Теор\практ
Теор\практ

Фронтальная
Микрогрупповая
Фронтальная Групповая

Теор\практ

ФронтальнаяМикрогрупповая

Теор\практ

Фронтальная
Индивидуальная

Методы:
словесные, наглядные, частично – поисковые, метод
контроля
Средства:дидактические материалы(учебник, раздаточный

31

Особенности языка драматического
произведения

32

Характер героя в пьесе

33

Сюжет

34

Итоговое практическое занятие «Играем
со словами»

материал, таблицы, дополнительная литература),
ЭОРы(диски, презентации), технические
средства(компьютер, медиапроектор), интернет - ресурсы
Лекция с
Теор\практ Фронтальная
составлением
Индивидуальная
таблицпамяток
Семинарпрактикум
Семинарпрактикум.

Теор\практ

ФронтальнаяМикрогрупповая

Теор\практ

Групповая

Практикум

Практ.

Групповая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».