Поясниельная записка Рабочая программа курсу « Физическая культура» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями компонента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012); -с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2011 год); -учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 -11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010); -с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010) Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов: -Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» №329-Ф3 (ред. От 21.04 2011 г.); -Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Для прохождения программы в основной школе в учебном процессе используется учебник: Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций. М.:Просвещение,2008. Цель: формирование и развитие разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха Задачи: - содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; -обучение основам базовых видов двигательных действий; -дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцировании основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости); -формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; -выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; -углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; - воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными вилами спорта в свободное время; - выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; - формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; - воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; - содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Объем программы Рабочая программа по физической культуре для 8 класса рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели. Педагогические технологии Педагогические технологии, используемые в процессе реализации рабочей программы, направлены на достижение соответствующих уровню основного общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В соответствии с системно-деятельностным подходом используются технологии деятельностного типа, в т.ч. технологии игровой деятельности, информационнокоммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации, групповые способы обучения и др. Формы контроля Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тестирование. Промежуточная аттестация запланирована в форме тестирования. Планируемые результаты освоения учебного предмета Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Личностные: -наличие чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; -наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств; -наличие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; -наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные: -способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результат, - умение понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса В результате изучения физической культуры в 8 классе учащийся должен знать и понимать: -исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения; -основные показатели физического развития; -правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями. Уметь: - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; -излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; - использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; - организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; - выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях; -владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса. В результате изучения физической культуры в 8 классе учащийся должен знать и понимать: -исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения; -основные показатели физического развития; - правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. - правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями. уметь: -планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; -излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; - использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; - оказывать посильную помощь при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; - соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; - организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; - выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; -выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг. Содержание учебного предмета Тема 1. Знания о физической культуре. История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх. Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений. Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды). Тема 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен). Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями. Тема 3. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью Тема 4. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Упражнения на перекладине: висы прогнувшись и согнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе (мальчики)', смешанные висы; подтягивание в висе лежа (девочки). Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки). Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики)-, упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Упражнения общей физической подготовки. К.Р. Сдача контрольных нормативов. Тема 5. Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега). Упражнения общей физической подготовки. К.Р. Сдача контрольных нормативов. Тема 6. Спортивные игры Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол. Упражнения общей физической подготовки. Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки. Тема 7. Лыжная подготовка Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъём «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 3 км. 4. Тематическое планирование № п/п Вид программного материала Класс 8 1 Базовая часть Основы знаний 2 48 В процессе урока Легкая атлетика 16 Гимнастика 14 Спортивные игры 18 Вариативная часть 54 Лыжная подготовка 20 Всего 68 5. Календарно- тематическое планирование № п\п Кол-во часов Тема уроков 1 1 Техника безопасности на уроках легкой атлетики 2 1 Низкий старт 3 1 Бег 60 м 4 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги 5 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги 6 1 Метание мяча 150 г на дальность 7 1 Метание мяча 150 г на дальность 8 1 Кросс 2000 м 9 1 Техника безопасности на уроках баскетбола 10 1 Ловля и передачи мяча 11 1 Ведение мяча 12 1 Броски мяча в кольцо после ведения 13 1 Вырывание и выбивание мяча 14 1 Тактика игры в защите 15 1 Тактика игры в нападении 16 1 Учебная игра 5х5 17 1 Учебная игра 5х5 18 1 Техника безопасности на уроках гимнастики 19 1 Юноши: длинный кувырок прыжком с места Девушки: кувырок назад в полушпагат 20 1 Юноши: стойка на голове и руках Девушки: с моста переход на одно колено 21 1 Кувырки вперед и назад 22 1 Акробатическая комбинация План Факт. 23 1 Перекладина, брусья Юноши: переворот в упор толчком двух ног Девушки: прыжок в упор и опускание в упор присев 24 1 Юноши: вис на подколенках, опускание в упор присев Девушки: переворот в упор махом и толчком 25 1 Соскок перемахом одной ноги 26 1 Соединение на перекладине и брусьях из 2-3 элементов 27 1 Опорный прыжок через козла Юноши согнув ноги Девушки ноги врозь 28 1 Опорный прыжок через козла Юноши согнув ноги Девушки ноги врозь 29 1 Опорный прыжок через козла Юноши согнув ноги Девушки ноги врозь 30 1 Подтягивание на высокой и низкой перекладине 31 1 Наклон вперед из положения стоя 32 1 Техника безопасности на уроках лыжной подготовки 33 1 Попеременный двухшажный ход 34 1 Попеременный двухшажный ход 35 1 Одновременный двухшажный ход 36 1 Одновременный двухшажный ход 37 1 Одновременный одношажный ход 38 1 Одновременный одношажный ход 39 1 Одновременный бесшажный ход 40 1 Одновременный бесшажный ход 41 1 Одновременный двухшажный коньковый ход 42 1 Одновременный двухшажный коньковый ход 43 1 Одновременный одношажный коньковый ход 44 1 Одновременный одношажный коньковый ход 45 1 Подъем «елочкой», спуск в основной стойке 46 1 Подъем «елочкой», спуск в основной стойке 47 1 Подъем скользящим шагом 48 1 Подъем скользящим шагом 49 1 Торможение плугом 50 1 Поворот плугом, переступанием 51 1 Лыжные гонки на 3 км 52 1 Техника безопасности на уроках волейбола 53 1 Основная стойка, передвижение 54 1 Прямая нижняя подача через сетку 55 1 Прямая верхняя подача через сетку 56 1 Прием и передача мяча снизу 57 1 Прием и передача мяча сверху 58 1 Атакующий удар через сетку 59 1 Учебная игра 60 1 Учебная игра 61 1 Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике 62 1 Прыжок в высоту способом «перешагивание» 63 1 Прыжок в высоту способом «перешагивание» 64 1 Низкий старт 65 1 Бег 60 м 66 1 Прыжок в длину с разбега согнув ноги 67 1 Метание мяча 150 г на дальность 68 1 Кросс 2000м Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Учебно-методический комплект. 1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 - 9 классов. Автор: Матвеев А. П. Москва «Просвещение» 2017г. 2. Физическая культура 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание, Москва «Просвещение» 2017. Автор: А. П. Матвеев. 3. Примерная рабочая программа по физической культуре. Авторы: старший методист УМК ФК и ОБЖ ГУ АРИПК Фёдоров А. П., заслуженный тренер РА, зав. кафедрой спортивных игр ИФК и дзюдо АГУ, профессор РАЕ Ашибоков М. Д. Физкультура 1-11 классы. Рабочие программы. Волгоград. «Учитель» 2016г. Авторы: Каинов А. Н., Курьерова Г. И. 4. Поурочные разработки по физической культуре 5-9 классы. Москва «Вако» 2013г. Автор В. И. Ковалько. Материально-техническое обеспечение. 1). Спортивный зал, раздевалки (мужская и женская) 2). Комната для хранения инвентаря и оборудования. 3). Кабинет учителя. 4). Спортивная площадка: баскетбольная площадка, волейбольная площадка, футбольная площадка, прыжковые ямы, круговая беговая дорожка, прямая беговая дорожка. 5). Мини футбольная площадка. Инвентарь. 1). Канат для лазания. – 2 шт. 2). Стол теннисный – 2 комплекта. 3). Скамейка гимнастическая – 6 шт. 4). Маты гимнастические – 10 шт. 5). Мячи гимнастические большие – 4 шт. 6). Ракетки для настольного тенниса – 2 пар. 7). Сетки для настольного тенниса – 2 шт. 8). Шахматы – 10 комплектов. 9). Мяч набивной 1кг. – 2 шт. 10). Мяч набивной 2кг. – 2 шт. 11). Мяч набивной 3кг. – 2 шт. 12). Малый мяч для метания – 10 шт. 13). Обруч гимнастический – 8 шт. 14). Мяч баскетбольный – 15 шт. 15). Мяч футбольный – 20 шт. 16). Мяч волейбольный – 10 шт.