МШНИСТЕРСТВО .IIРОСВЕЩЕНИЯ РОССI*ЙСКОЙ ФЕДЕРШЕИ КОМИТЕ,Т ОБРАЗОВАНИЯП НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ШОЛИТИКИ волгогрАдской овлдсти отшJr IIо оБрАзовАнию АдминистрАции котовского муЕицI,fIIАJrъЕого рдйонд волгогrлдской оБлАсти мБоУ Сш РАССМОТРЕНО на зас€дании КЕМý протокол Лh 1 от <<16rr августа 2а24 r, ЛЬ б г. Котово СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР Потемкина о.В. г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА у о.с. чебного предмета <Изобраз птеJIьIIое цекусство>} для обуччlющихся б кпассов (учитель Мохова Г.И.) г. Котово,2О24 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами: 1. Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015); 4. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для бщеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина, С. Питерских]. — М. Просвещение, 2019. — 304 c. — ISBN 978-5-09-063718-3. Рабочая программа, составлена на основе учебно-методического комплекта, включающего учебник Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни челов ека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071640-6, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»). Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы». Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие обучающегося выступает как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры, как способ самопознания и самоидентификации. Связи искусства с жизнью, роль искусства в повседневной жизни человека, в жизни общества — главная содержательная линия программы. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт. Тема 6 класса — «Искусство в жизни человека» — посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых, формированию основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), пониманию основ изобразительного языка. Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. На основе данной рабочей программы создан завершённый курс интерактивных видео-уроков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программой основного общего образования и с учётом требований и специфики РЭШ. Содержание рабочей программы учитывает и отражает специфику РЭШ, как одного из современных образовательных ресурсов, имеющихся в арсенале педагога ООО, направленного на совершенствование образовательного процесса. Цель, задачи и функции рабочей программы Цель рабочей программы: Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающегося средствами изобразительного искусства, ориентированными на воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; формированию умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Основные задачи рабочей программы: 1. формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; 2. освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; 3. формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы; 4. развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости; 5. формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; 6. воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной пространственной среды и в понимании красоты человека; 7. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Особенности содержания структурных компонентов рабочей программы, отражающие специфику РЭШ. Раздел 1. Планируемые результаты обучения по курсу. Планируемые результаты настоящей программы скорректированы с учётом специфики РЭШ и дополнены результатами, отражающими акцент работы с интерактивными видео-уроками. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного видео-урока; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ. Познавательные результаты и Обучающийся научится: работать с учебным материалом интерактивного видео-урока; находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных материалов видео-уроков, в том числе в материалах, предложенных в рамках дополнительных модулей видео-уроков: в энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях и пр.; осуществлять поиск заданной информации, в т.ч. иллюстраций, в интернете на сайтах, предложенных в рамках видео-урока. Коммуникативные результаты Обучающийся научится: признавать свои ошибки, в том числе показатели (результаты) заданий обязательного контрольного модуля видео-урока; понимать и принимать как индивидуальную задачу (задание) определённого модуля видео-урока, так и совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий как интерактивного, так и традиционного урока. Раздел 2. Содержание учебного курса Содержание учебного курса рабочей программы соответствует структуре и содержанию учебника Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского.. – 10-е изд., перераб.и доп. – М. : Просвещение, 2019. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой Изобразительное искусство. Сборник примерныхрабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы. Содержание предмета представлено в четырех разделах, соответствующих разделам учебника. Отдельные темы выделены курсивом в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого с изображением в портрете: сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета. Портрет какспособ наблюдения человека и понимания его. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Пейзаж в русской живописи. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (10 ч) Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1 ч) Искусство и его виды. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметнопространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель: художественный диалог. Творческий характер работы художника итворческий характер зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя. Художественные материалы (1 ч) Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности.Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника. Рисунок — основа изобразительного творчества (1 ч) Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок. Учебныйрисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Ритм линии и пятен. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство выражения (1 ч) Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст. Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно. Цвет. Основы цветоведения (1 ч) Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Основные и составные цвета. Дополнительный цвет. Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала. Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше восприятие. Цвет в произведениях живописи (1 ч) Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета. Понятие «локальный цвет». Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Объёмные изображения в скульптуре (2 ч) Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных видах скульптуры. Основы языка изображения (обобщение темы) (2 ч) Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские умения. Культуросозидающая роль изобразительного искусства Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) Реальность и фантазия в творчестве художника (1 ч) Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства. Изображение предметного мира — натюрморт (1 ч) Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт вживописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (2 ч) Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкциюсложной формы. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости. Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс. Освещение. Свет и тень (2 ч). Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII— XVIII веков. Натюрморт в графике . Цвет в натюрморте (1 ч) Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной формы. Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цветы живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) (1 ч) Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч) Образ человека — главная тема искусства (1 ч) Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения жанра портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художникипортретисты. Конструкция головы человека и её основные пропорции (1 ч) Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Изображение головы человека в пространстве (1 ч) Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров. Портрет в скульптуре (1 ч) Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя. Графический портретный рисунок (1 ч) Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала. Сатирические образы человека (1 ч) Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа. Образные возможности освещения в портрете (1 ч) Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Роль цвета в портрете (1 ч) Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (тёмное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура. Великие портретисты прошлого (1 ч) Нарастание глубины образа человека в истории западноевропейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Портрет в изобразительном искусстве XX века (1 ч) Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны, стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека, красота устремлённости созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы в лучших работах отечественных портретистов XX века. Человек и пространство. Пейзаж (6 ч) Изображение пространства (1 ч) Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств выражения, как форма определённого содержания, обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1 ч) Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления. Пейзаж — большой мир. Пейзаж в русской живописи (1 ч) Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картины- пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо. Рольформата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры. Пейзаж в графике. Городской пейзаж (1 ч) Графические зарисовки и на- броски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов вработах великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и её роль в развитии культуры. Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт- Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры. Образ города в искусстве ХХ века. Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная среда современной жизни. Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города. Жанры в изобразительном искусстве (1 ч) Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятия «жанр», «содержанием произведения» в изобразительном искусстве. Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) (1 ч) Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения, диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира. Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов). Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.). Язык изобразительного искусства и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изобразительные виды искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и художественные техники. Пространственные искусства. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Цветовые отношения. Основы цветоведения. Объем. Жанры в изобразительном искусстве (27 час.).Натюрморт (8 час.). Реальность и фантазия. Изображение предметного мира. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Изображение объема на плоскости. Правила построения перспективы. Перспектива и ее виды. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Тон как отношение темного и светлого. Фактура. Портрет (12 час.). Изображение головы человека и жанр портрета. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Пропорции. Рисунок с натуры, по представлению. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Пейзаж (7 час.). Жанры изобразительного искусства. Изображение природы и жанр пейзажа. Воздушная перспектива. Природа и художник. Пейзаж настроения. Колорит. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Язык и смысл. Средства художественной выразительности. Композиция. Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Содержание тематического планирования представлено 6-ю блоками: 1 – Раздел (общее количество часов). Здесь указаны название (темы) раздела изучаемого учебного курса и количество часов, как на интерактивные уроки, так и количество часов на изучение указанного раздела в рамках традиционной классно-урочной системы. Такой подход позволяет учителю сориентироваться в рамках содержания и объёмах материалов видео -уроков. Пример: Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6/9 – это значит, что в указанном разделе 6 интерактивных уроков, включающих содержание 9 часов программы авторов под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. 2 – Контролируемые элементы содержания. Здесь представлена последовательность элементов содержания по данному конкретному интерактивному уроку. Это ключевые термины, понятия, определения, правила, факты (в т.ч. явления, события, процессы), а также иные значимые краткие тезисы учебного содержания, которые обучающийся должен освоить, понять, объяснить, с учётом технических возможностей РЭШ. На основе указанных контролируемых элементов содержания разрабатываются соответствующие задания для тренировочного и контрольного модулей интерактивных уроков РЭШ. 3 – Номер урока, тема урока. Здесь даётся перечень уроков, соответствующий последовательности изучения данного учебного курса. Количество уроков соответствует требованиям РЭШ (всего 17 уроков). Уроки пронумерованы. Тема каждого урока уникальна. 4 – Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Представленные в рабочей программе виды деятельности учитывают специфику ресурса РЭШ (в т.ч. её технические возможности), наличие обязательных модулей интерактивных уроков, акцент на «образности», «эмоциональности подачи учебного материала», а также выше указанное требование – возможность «моделирования различных учебных ситуаций как в традиционной классно-урочной системе, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения». Виды деятельности, которые учитель сможет организовать в условия традиционной классноурочной системы с использованием ресурса РЭШ, выделены значком. Примеры. — вступать в учебный диалог, обсуждая предложенные задания или иной учебный материал интерактивного урока; — 5 обсуждать творческие работы одноклассников. – Мультимедиа компоненты, отражающие элементы содержания. Здесь даётся перечень содержательных элементов урока, а именно тех средств обучения, которые учитель «встраивает» в урок, которые учитель (автор рабочей программы) «видит» как средства достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Особенность в том, что в этом разделе дается оптимальный набор мультимедиа компонентов – элементов содержания. Творческий подход разработчиков интерактивных уроков не исключает расширения списка данных объектов. Кроме того, в разделе не случайно чаще указывается только содержание мультимедийного компонента, или к нему даётся обобщённое слово – «иллюстрация…» и не конкретизируется, какая именно иллюстрация: рисунок объекта, фото объекта, схема, или видеофрагмент и т.п. Таким образом, учителю (разработчику интерактивного урока) даётся право выбора вида иллюстрации и особенности представления компонента, исходя их его творческих и профессиональных интересов, возможностей. При таком подходе рабочая программа оптимально ориентирует учителя, не ограничивая его в выборе средств, идей, методических находок. Пример. В разделе рабочей программы указано – иллюстрации произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. А в материале интерактивного урока за словом «иллюстрация» может быть: видеосюжет; фото и т.п., демонстрирующие примеры разных видов и жанров изобразительного искусства: рисунки разных художников, пространственные формы, скульптурные произведения. 6 – Количество часов. Здесь указывается количество часов на интерактивный урок и его соответствие объёму учебного материала обычной программы данного курса. Пример. В разделе показано: 1/2, где 1 – это 1 час интерактивного урока, 2 – показатель объёма учебного материала, то есть на этом уроке дан объём двух обычных уроков авторской программы. Раздел 4. Описание учебно-методического обеспечения В разделе дан перечень компонентов учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство. 6 класс», которые учитель может рекомендовать к использованию, как в рамках дополнительного модуля интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке. Также указанные компоненты УМК могут быть использованы для разработки интерактивных компонентов, предполагающих их использование. Раздел 5. Пакет оценочных материалов и критерии оценивания Предложенные в рабочей программе оценочные и сопутствующие контрольно-оценочной деятельности методические материалы для учителя учитывают предметные особенности курса «Изобразительное искусство». Предложенные типы и примеры заданий ориентируют учителя в диапазоне контрольно-измерительных материалов по курсу «Изобразительное искусство», позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать результаты обучения как в рамках тренировочного, контрольного и дополнительного модулей интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке классно-урочной системы. Задания могут быть использованы как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока по материалу раздела. Раздел 6. Место учебного курса при изучении предмета На изучение курса «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится по 1 ч в неделю. В 6 классе — 34 ч. (34 учебные недели). Предложенная рабочая программа и разрабатываемый на её основе единый последовательный и сбалансированный курс из 17-ти интерактивных видео-уроков для 6 класса открытой информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" является современным образовательным ресурсом учителя. Курс позволяет учителю использовать его как в условиях традиционной классно -урочной системы, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения предмета обучающимися разных учебных возможностей, находящихся в разных жизненных ситуациях при наличии необходимых технических средств. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 6 класс Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы: основа российской гражданской идентичности как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного видео-урока; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; основы целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами изобразительного искусства, художественной культуры, установления актуальных связей искусства и жизни, понимания роли и функций искусства во взаимоотношениях человека с окружающим миром; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. Обучающийся получит возможность для формирования: потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира; чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства; осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края; способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Метапредметные результаты. Обучающийся научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла; выражать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства; действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом. Обучающийся получит возможность научиться: строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности; расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры; фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ; соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми; использовать информационно-коммуникационные технологии как средство решения учебных задач с использованием образовательного ресурса РЭШ. Обучающийся получит возможность научиться: открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционногообщения; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга. Предметные результаты. Обучающийся научится: знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Обучающийся получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства. Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству разработана как нормативно – правовой документдля организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 6 г. Котово. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; 1 • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, 2 во внеучебных видах деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные УУД • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективыв исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования. Коммуникативные УУД 3 • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения; 4 • основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Познавательные УУД • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Предметные результаты обучающийся научится: обучающийся получит возможность научиться 5 • называть пространственные и временные виды искусства и• активно использовать язык объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видовизобразительного искусства и различные искусства; • окружающего мира, технологии идр.); классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве• владеть диалогической и ее значение для анализа развития искусства и понимания измененийкоммуникации, видения мира; • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; 6 формой уметь • создавать образы, используя все выразительные возможностиаргументировать свою точку зрения в художественных материалов; • процессе • отношение к и природе, человеку, общечеловеческие ценности, строить изображения простых предметов по правилам линейнойвыраженные в главных темах искусства; • выделять характеризовать освещение как важнейшее выразительное средствоустановления признаки стилевых изобразительного искусства. глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; • свое осознавать изобразительного искусства, как средство построения объема предметов ипроцессе • в состояние создавать линейные изображения геометрических тел и натюрмортобществу; перспективы; • передавать характер, изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношениеэмоциональное с натуры из геометрических тел; • и деятельности простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; • различать навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простыххудожественно-творческой предметов (кухонная утварь); • изобразительного простым навыкам изображения с помощью пятна и тональныхискусства; отношений; • изучения выражать цветом в натюрморте собственное 7 настроение и для связей в изучения переживания; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • применять перспективу в практической творческой работе; 8 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать виды портрета; различать понимать и характеризовать основы изображения головы пользоваться правилами работы на пленэре; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения эмоциональной выразительности живописного соотношения пропорций, характер освещения, цветовые произведения; отношения при изображении с натуры, по представлению, по навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; выразительности в изобразительном искусстве использовать графические материалы в работе над портретом; (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и использовать образные возможности освещения в портрете; др.); 9 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения. фрагмента в его метафорическом смысле; 10 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Количество часов на контрольные Раздел Количество часов (лабораторные, практические, творческие) работы Виды изобразительного искусства и 8 6 основы образного языка Жанры в изобразительном искусстве 27 19 Натюрморт 8 6 Портрет 12 8 Пейзаж 7 5 11 Календарно-тематическое планирование. 6 класс №п/п Тема урока 1 1 2 Реализуемое содержание Планируемые результаты 2 3 4 Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.) Язык изобразительного Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусства и художественный искусство и почему этому надо учиться?), навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками образ. Художественныематериалы Метапредметные: пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), Семья пространственных обладать первичными навыками лепки, использовать искусств. Художественные коллажные техники.. материалы. Предметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать своѐ мнение в диалоге. Личностные: осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?), осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека Рисунок – основа Рисунок- основа изобразительноготворчества. Метапредметные : активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные изобразительного творчества материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.).. 12 Дата 5 03.09 10.09 3 Линия и еѐ выразительные возможности . Ритм линий. 4 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. 5 Цвет. Основы цветоведения. Предметные: различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.). Личностные: осознавать свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача), осознавать свои эмоции, понимать эмоции других людей. Метапредметные: владеть диалогической формой Ритм. коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в 17.09 Линия. процессе изучения изобразительного искусства Предметные: навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения. Личностные: осознавать свои интересы (пятно визображении, его выразительные Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать Ритм. 24.09 своѐ мнение в диалоге, делать выводы.возможности), иметь Линия, пятно. мотивацию учебной деятельности. Предметные: композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами сравнивать по заданным критериям(свойства пятен и их выразительные возможности). Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета). Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельныерешения. Цвет. Цветовые отношения. Предметные: научиться классифицировать по заданным 01.10 Основы цветоведения. основаниям (спектр, цветовой круг), изучение свойств цвета; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов. Метапредметные: понимать суть цветовых отношений. 13 6 Цвет в произведениях живописи. Живопись. Цветовые отношения. 7 Объѐмные изображения в скульптуре. Объем, скульптура. 8 Основы языка изображения (обобщение темы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»). Художественный образ. Стилевое единство. определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать своѐ мнение в диалоге, адекватно, принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. 08.10 Предметные: научиться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков. Учиться критически оценивать своюдеятельность. Метапредметные: понимать учебную задачу урока. Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности. Осознанно использовать речевыесредства в соответствии учебной ситуацией. 15.10 Предметные: изучать выразительные возможности объѐмного изображения, классифицировать по заданнымоснованиям (виды скульптуры). Пользоваться художественными материалами и инструментами, организовывать рабочее место. определять цель,проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в различных учебных ситуациях. Осознавать целостность мира и разнообразие взглядов. Метапредметные: различать и передавать в художественно22.10 творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства. Предметные: использовать в работе и анализировать 14 цветовые отношения. Понимать выразительные возможности объѐмного изображения .и пользоваться ими. Жанры в изобразительном искусстве (27 час.)Натюрморт (8 час.) 9 Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия. 10 Изображение предметного мира Изображение предметного мира. – натюрморт. 11 Многообразие формокружающего мира. Форма. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче. Осознавать свои эмоции. Осознавать многообразие взглядов Метапредметные: выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства.Различать художественные средства и их 05.11 возможности. Адекватно выражать и контролировать свои эмоции.. Предметные: учиться понимать условности и правдоподобиев изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму. Личностные : проявлять интерес к поставленной задаче,иметь мотивацию учебной деятельности. Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов. Сравнивать объекты по заданным Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу. 12.11 Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. критериям. Строить логически обоснованные рассуждения. Познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории искусства. Знать имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта. Получить навыки составления композиции натюрморта. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели.учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию. 19.11 Метапредметные: проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче. Соблюдать нормы 15 12 13 коллективного общения, Планировать деятельность в учебной ситуации. Наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления. Предметные: применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений взарисовках наблюдаемого. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Стремиться к достижению поставленной цели.ознакомиться с перспективой. Изображение объема на .Метапредметные: рассуждать о разных способах передачи Изображение объѐма наплоскости. плоскости. Правила перспективы в изобразительном искусстве как выражении 26.11 Линейная перспектива. построения перспективы. различных мировоззренческих смыслов. Перспектива и ее виды. Предметные: научиться различать фронтальную и угловую перспективу, освоить основные правила линейной перспективы; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои эмоции, контролировать их.Проявлять познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели. Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного Тон как отношение темного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации, и светлого. 03.12 Освещение. Свет и тень. определять способы достижения цели. Освещение. Свет и тень. Предметные: характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства. 14 Натюрморт в графике. Фактура. Натюрморт в графике. Личностные: понимать значение внимания и наблюдательности для человека, проявлять интерес к видам изобразительного искусства. Осознавать свои 16 10.12 15 Цвет в натюрморте. 16 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы «Натюрморт»). 17 Образ человека – главная тема искусства. интересы и цели. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. Учиться задавать вопросы. Предметные: передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта, творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Личностные: проявлять интерес к изучению новогоматериала. Осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине. Проявлять интерес к произведениям искусства. Метапредметные: научиться планировать деятельность в Цвет в натюрморте. учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и17.12 эмоций посредством цвета и техники импрессионистов. Предметные: изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи, научиться анализироватьновый материал, выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания. Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать еѐ в своѐм творчестве. Получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Выразительные возможности Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге, 24.12 натюрморта. аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Предметные: видеть конструктивную форму предмета,владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов. Портрет (12 час.) Изображение головы Личностные: осваивать новые правила, осознавать 14.01 человека и жанр портрета. многообразие взглядов. Понимать значение знаний для 17 человека, осознавать свои интересы и цели. Понимать значение знаний для человека. Метапредметные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Предметные: научиться различать и характеризовать виды портрета. 18 19 20 21 Конструкция головы человека Предметные: понимать и характеризовать основыизображения 21.01 и ее основные Конструкция головы человека. головы человека. пропорции. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: Обмениваться мнениями, слушать друг Изображение головы Изображение головы человекав 28.01 друга. Планировать деятельность в учебной ситуации, человека в пространстве. пространстве. определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Излагать своѐ мнение в диалоге. Предметные: пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке. Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств, иметь мотивацию учебной деятельности. Вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение. Проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства. Осознавать свою цель, включатьсяв определѐнный вид деятельности Портрет в скульптуре. Метапредметные: определять цель, принимать учебнуюзадачу, 04.02 Портрет в скульптуре. Пропорции. осознавать недостаточность своих знаний. Определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации. Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы, пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами. Графический портретный Рисунок с натуры, по Личностные: понимать значение знаний для человека, 18 11.02 рисунок. представлению. Графический портретный рисунок. 22 Графический портретный рисунок. Рисунок с натуры, по представлению. Графический портретный рисунок. 23 Образные возможности Сатирические образы человека. портрета. 24 Образные возможностиосвещения Образные возможности освещения в портрете. в портрете. осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию кучебной деятельности. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности,самостоятельно исправлять ошибки. Излагать своѐ мнение в диалоге. Предметные: использовать графические материалы в работе над портретом. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной деятельности. Метапредметные: Планировать деятельность, выбирать 18.02 способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки. Предметные: Выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, еѐ пропорций и расположения в пространстве. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Проявлять познавательную активность. Осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно ихвыражать. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели. 25.02 Предметные: научиться определять понятия, художественные термины. Знакомиться с приѐмами художественного преувеличения, известными карикатуристами нашей страны. Проявлять положительное отношение к юмору. Учиться приѐмам художественного преувеличения, отбирать детали, обострять образы. Личностные: соблюдать нормы коллективного общения. Метапредметные: соблюдать нормы коллективного 19 04.03 25 Роль цвета в портрете. Роль цвета в портрете. Роль цвета в портрете. Роль цвета в портрете. 26 общения. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели. Корректировать своѐ мнение.Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели. Корректировать своѐ мнение. Предметные: научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, использовать образные возможности освещения в портрете. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Критически оценивать свою деятельность.Осознавать свои эмоции, адекватно их выражать. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Оценивать степень достижения цели. Планировать11.03 деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки. Предметные: классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете. Сравнивать по определѐнным критериям тон и цвет, цвет и освещение. Осваивать навыки использования живописной фактуры. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои черты характера. Соблюдать правила общественного поведения. Излагать своѐ мнение.Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков. Метапредметные: определять цель и проблему в учебной 18.03 деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своѐ мнение, самостоятельно задавать вопросы. Оценивать степень достижения цели. Предметные: научиться определять понятие автопортрет, 20 27 Великие портретисты прошлого. 28 Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. 29 Жанры в изобразительном искусстве . сравнивать объекты, определять цвет и тона в живописном портрете, осваивать навыки применения живописной фактуры, самостоятельно выбирать и использовать художественную технику. Личночтные: осваивать новые правила, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Метапредметные: знать имена выдающихся художниковВеликие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять 01.04 И.Е. Репин, И.Н. Крамской, индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете. В.А. Серов). Выполнять художественный анализ своих работ. Предметные: знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе, называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения. Личностные: осваивать новые правила, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Портрет в изобразительном Метапредметные: знать имена выдающихся художниковискусстве XX века (К.С. портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять 08.04 Петров-Водкин, П.Д. Корин). индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете. Предметные: знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете. Пейзаж (7 час.) Личностные: иметь желание учиться, проявлять Жанры изобразительного познавательную активность. Понимать значение знаний для 15.04 искусства. человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. 21 30 Изображение пространства. Воздушная перспектива. Метапредметные: определять цель учебной деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Планировать и организовывать свою деятельность. Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать. Определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой. Анализировать картины, написанные в разных жанрах. Обобщать полученные знания, сравнивать объектыи определять термин тематическая картина и еѐ виды. Личностные: иметь желание учиться, проявлять познавательную активность. Понимать значение знаний для человека, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. Идти на взаимные уступки в разных ситуациях. Метапредметные: научиться определять цель учебной Изображение природы и жанр деятельности, соблюдать нормы коллективного общения. пейзажа. Воздушная 22.04 Осознанно использовать речевые средства в соответствии с перспектива. ситуацией. Планировать и организовывать свою деятельность. Выбирать свои мировоззренческие позиции. Предметные: учиться навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроенияв природе. 31 Пейзаж-большой мир. Природа и художник. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели. Метапредметные: определять учебную цель, соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность вучебной 29.04 ситуации. Определять способы достижения цели. Предметные: научиться навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться 22 32 Пейзаж настроения. Природа и художник 33 Пейзаж в русской живописи правилами работы на пленэре. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, определять своѐ настроение. Проявлять познавательную активность. Осознавать свои эмоции,интересы и цели, свои мировоззренческие позиции. Метапредметные: определять проблему будущей деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения. Пейзаж настроения. Природа Излагать своѐ мнение. Планировать деятельность в учебной и художник. ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять 06.05 Колорит. работу по памяти и по представлению. Давать эстетическую оценку выполненным работам. Анализировать использование перспективы.Предметные: научиться использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения. Предметные: научиться применять в творческой работе Пейзаж в живописи различные средства выражения, характер освещения, цветовые художников – отношения, применять правила перспективы,анализировать, 13.05 импрессионистов (К. Моне,А. выделять главное и обобщать Сислей). изобразительные средства для передачи настроения впейзаже. 34 Пейзаж в графике. Городской пейзаж Пейзаж в графике. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Проявлять познавательную активность. Критически оценивать художественные произведения.Осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции. Учиться критически осмысливать результатыдеятельности. Метапредметные: определять тему урока. Соблюдать нормы20.05 коллективного общения. Излагать своѐ мнение. Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять работу по памяти. Предметные: научиться анализировать графические средства 23 35 Выразительные возможности искусства. Язык и смысл (обобщение темы «Пейзаж»). выразительности, выделять главные функции основных элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять понятие – городской пейзаж, самостоятельно делать выводыоб организации перспективы в картинной плоскости художника. Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости, анализировать, выделять главное. Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания. Осваивать новую учебную ситуацию. Адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Предметные: различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический Работа на пленэре. Язык и пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм. смысл. Средства Метапредметные: определять цель урока. Организовывать художественной 20.05 работу в группе, излагать своѐ мнение в диалоге с выразительности. товарищами. Понимать позицию одноклассника. Композиция. Корректировать своѐ мнение под воздействием контраргументов. Предметные: научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА УМК Изобразительное искусство. Под ред. Неменского Б.М.(5-8) 6 класс. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https:// resh.e du.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер, учебник, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер 24