МШНИСТЕРСТВО .IIРОСВЕЩЕНИЯ РОССI*ЙСКОЙ ФЕДЕРШЕИ
КОМИТЕ,Т ОБРАЗОВАНИЯП НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ШОЛИТИКИ
волгогрАдской
овлдсти
отшJr IIо оБрАзовАнию АдминистрАции котовского
муЕицI,fIIАJrъЕого рдйонд волгогrлдской оБлАсти
мБоУ Сш
РАССМОТРЕНО
на зас€дании
КЕМý
протокол Лh 1
от <<16rr августа 2а24 r,
ЛЬ б г.
Котово
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по
УВР
Потемкина о.В.
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
у
о.с.
чебного предмета <Изобраз птеJIьIIое цекусство>}
для обуччlющихся б кпассов
(учитель Мохова Г.И.)
г. Котово,2О24
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса разработана в
соответствии с нормативными и методическими документами:
1.
Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением
Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014
№ 1644);
3.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015);
4.
Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия учебников под
редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для бщеобразоват. организаций / [Б.
М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина, С. Питерских].
— М. Просвещение, 2019. — 304 c. — ISBN 978-5-09-063718-3.
Рабочая программа, составлена на основе учебно-методического комплекта, включающего
учебник Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни челов ека. 6 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 10-е
изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071640-6,
входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации программ общего образования Министерством просвещения Российской Федерации
(Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы».
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной. Художественно-эстетическое развитие обучающегося выступает как необходимое
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры, как
способ самопознания и самоидентификации. Связи искусства с жизнью, роль искусства в
повседневной жизни человека, в жизни общества — главная содержательная линия программы.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на
полученный ими художественный опыт.
Тема 6 класса — «Искусство в жизни человека» — посвящена осмыслению, систематизации уже
имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых, формированию основы
грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), пониманию основ
изобразительного языка.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития
курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения.
На основе данной рабочей программы создан завершённый курс интерактивных видео-уроков в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО), Примерной основной образовательной программой основного
общего образования и с учётом требований и специфики РЭШ.
Содержание рабочей программы учитывает и отражает специфику РЭШ, как одного из
современных образовательных ресурсов, имеющихся в арсенале педагога ООО, направленного
на совершенствование образовательного процесса.
Цель, задачи и функции рабочей программы
Цель рабочей программы: Формирование предметных, метапредметных и личностных
результатов обучающегося средствами изобразительного искусства, ориентированными на
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формированию умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Основные задачи рабочей программы:
1.
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
2.
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
3.
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-
пространственной формы;
4.
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям
в ситуации неопределённости;
5.
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
6.
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре,
изобразительном
искусстве,
в
национальных
образах
предметно-материальной
пространственной среды и в понимании красоты человека;
7.
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Особенности содержания структурных компонентов рабочей программы, отражающие
специфику РЭШ.
Раздел 1. Планируемые результаты обучения по курсу.
Планируемые результаты настоящей программы скорректированы с учётом специфики РЭШ и
дополнены результатами, отражающими акцент работы с интерактивными видео-уроками.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного
видео-урока;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и
самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ.
Познавательные результаты
и
Обучающийся научится:
работать с учебным материалом интерактивного видео-урока;
находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных
материалов видео-уроков, в том числе в материалах, предложенных в рамках
дополнительных модулей видео-уроков: в энциклопедиях, справочниках, учебных
пособиях и пр.;
осуществлять поиск заданной информации, в т.ч. иллюстраций, в интернете на сайтах,
предложенных в рамках видео-урока.
Коммуникативные результаты
Обучающийся научится:
признавать свои ошибки, в том числе показатели (результаты) заданий обязательного
контрольного модуля видео-урока;
понимать и принимать как индивидуальную задачу (задание) определённого модуля
видео-урока, так и совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий как интерактивного,
так и традиционного урока.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Содержание учебного курса рабочей программы соответствует структуре и содержанию
учебника Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского.. – 10-е
изд., перераб.и доп. – М. : Просвещение, 2019. Учебник создан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей
программой Изобразительное искусство. Сборник примерныхрабочих программ. Предметная
линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы. Предметная линия
учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы.
Содержание предмета представлено в четырех разделах, соответствующих разделам учебника.
Отдельные темы выделены курсивом в соответствии с Примерной основной образовательной
программой основного общего образования.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке
изобразительного искусства.
Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра натюрморта в контексте развития
художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в
определённое время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения
содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства
изображения предметного мира.
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через
знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности,
наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого с изображением в
портрете: сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета.
Портрет какспособ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как
изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных
художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка
пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная
перспектива. Пейзаж настроения. Пейзаж в русской живописи.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (10 ч)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1 ч)
Искусство и его виды. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их
назначение в жизни людей. Роль пространственных искусств в создании предметнопространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном
познании и формировании наших образных представлений о мире. Виды станкового
изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художник и зритель:
художественный диалог. Творческий характер работы художника итворческий характер
зрительского восприятия. Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Художественные материалы (1 ч)
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный
материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы: особенности их
выразительности и применения. Графические материалы и их особенности.Живописные
материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Рисунок — основа изобразительного творчества (1 ч)
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в
работе над произведением любого вида пространственных искусств. Зарисовка. Набросок.
Учебныйрисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов. Навыки работы с графическими
материалами. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать,
сравнивать и обобщать пространственные формы.
Ритм линии и пятен. Линия и её выразительные возможности. Пятно как средство
выражения (1 ч)
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и
образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в
создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных
отечественных и зарубежных мастеров.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная
шкала. Понятие тонального контраста. Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм
пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Цвет. Основы цветоведения (1 ч)
Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа
цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный
геометрический порядок множества цветов. Основные и составные цвета. Дополнительный цвет.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала. Восприятие цвета — ощущения,
впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в
зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Символическое значение цвета в различных
культурах. Значение символического понимания цвета и его воздействия на наше
восприятие.
Цвет в произведениях живописи (1 ч)
Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Цвет как
выразительное средство в пространственных искусствах. Искусство живописи. Понятие
цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета. Понятие
«локальный цвет». Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий
образную мысль художника. Умение видеть цветовые отношения. Живое смешение красок.
Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность
мазка.
Объёмные изображения в скульптуре (2 ч)
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни
людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения
мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа. Выразительные возможности объёмного изображения.
Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Характер материала в скульптуре:
глина (терракота, майолика, фаянс), камень (гранит, мрамор, известняк), металл (бронза, медь,
железо), дерево и др. Выразительные свойства разных материалов и применение их в различных
видах скульптуры.
Основы языка изображения (обобщение темы) (2 ч)
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке
изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и
их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство.
Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности,
зрительские умения. Культуросозидающая роль изобразительного искусства
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника (1 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности
художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком. Выражение авторского
отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в
изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Изображение предметного мира — натюрморт (1 ч)
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение
предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе.
Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве к
правдоподобному изображению реального мира. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в
истории искусства. Натюрморт вживописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение
и его место в истории искусства. Ритм в предметной композиции.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (2 ч)
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и
объёмные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия
форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических
тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение
видеть конструкциюсложной формы.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости. Задачи
изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание
личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно в мир
и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы. Перспектива как способ изображения
на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода.
Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Освещение. Свет и тень (2 ч). Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник
освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая
тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как
средство построения композиций драматического содержания. Возрастающее внимание
художников в процессе исторического развития к реальности и углублению внутреннего
пространства изображения. Появление станковой картины. Картина-натюрморт XVII—
XVIII веков.
Натюрморт в графике . Цвет в натюрморте (1 ч)
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры.
Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды.
Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной
формы.
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цветы живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм
цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) (1 ч)
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и
переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем
мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX
веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Образ человека — главная тема искусства (1 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения жанра портрета.
Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его
внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художникипортретисты.
Конструкция головы человека и её основные пропорции (1 ч)
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз,
носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Изображение головы человека в пространстве (1 ч)
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма
носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.
Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и
физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Портрет в скульптуре (1 ч)
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в
скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя.
Графический портретный рисунок (1 ч)
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом
портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение
изображения на листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Сатирические образы человека (1 ч)
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение
дружеского шаржа.
Образные возможности освещения в портрете (1 ч)
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Роль цвета в портрете (1 ч)
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение
портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон (тёмное
— светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и
индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты прошлого (1 ч)
Нарастание глубины образа человека в истории западноевропейского и русского искусства.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её
художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портрет в изобразительном искусстве XX века (1 ч)
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны,
стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека,
красота устремлённости созидательной силы человека, красота молодости и многие другие
темы в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч)
Изображение пространства (1 ч)
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения
пространства в различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего
Востока: Древний Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его
развитие в искусстве античного мира. Символическое пространство в искусстве Средневековья.
Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Потребность в изучении реально
наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины пространства, присутствие
наблюдателя и открытие правил линейной перспективы. Картинная плоскость и пространство
изображения, организованное художником. Перспектива как одно из художественных средств
выражения, как форма определённого содержания, обусловленного культурой эпохи и
мировоззрением художника.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива (1 ч)
Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы.
Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий,
пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и
низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и
изменения контрастности. Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Пейзаж — большой мир. Пейзаж в русской живописи (1 ч)
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в
Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление
картины- пейзажа как самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в
классическом искусстве. Пейзаж как выражение величия и значительности нашего мира.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Организация перспективного пространства в
картине. Земля и небо. Рольформата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы
в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели».
Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана
и значение его творчества для развития российской культуры.
Пейзаж в графике. Городской пейзаж (1 ч)
Графические зарисовки и на- броски пейзажей в творчестве известных художников.
Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность
графических образов вработах великих мастеров. Средства выразительности в графическом
рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и её роль в развитии культуры.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в
изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и
панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи
старинной Москвы, Санкт- Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений
для современной культуры. Образ города в искусстве ХХ века. Разнообразие в понимании
образа города: как урбанистическое противостояние природе и как обжитая, многосложная
среда современной жизни.
Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры:
каменная летопись истории. Значение охраны исторического образа современного города.
Жанры в изобразительном искусстве (1 ч)
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический
жанр. Понятия «жанр», «содержанием произведения» в изобразительном искусстве.
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное
представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного
искусства.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение
темы) (1 ч)
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства.
Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения,
диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя и
личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
Изобразительное искусство в жизни человека (35 часов).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.).
Язык изобразительного искусства и художественный образ. Особенности художественного
образа в разных видах искусства. Изобразительные виды искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и художественные техники. Пространственные
искусства. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Цветовые
отношения. Основы цветоведения. Объем.
Жанры в изобразительном искусстве (27 час.).Натюрморт (8 час.).
Реальность и фантазия. Изображение предметного мира. Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Изображение объема на плоскости. Правила построения перспективы. Перспектива и ее
виды. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные
возможности натюрморта. Тон как отношение темного и светлого. Фактура.
Портрет (12 час.).
Изображение головы человека и жанр портрета. Конструкция головы человека и ее
основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет
в
скульптуре. Пропорции. Рисунок с натуры, по представлению. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Пейзаж (7 час.).
Жанры изобразительного искусства. Изображение природы и жанр пейзажа. Воздушная
перспектива. Природа и художник. Пейзаж настроения. Колорит. Пейзаж в живописи
художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на
пленэре. Язык и смысл. Средства художественной выразительности. Композиция.
Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
Содержание тематического планирования представлено 6-ю блоками:
1
– Раздел (общее количество часов). Здесь указаны название (темы) раздела изучаемого
учебного курса и количество часов, как на интерактивные уроки, так и количество часов на
изучение указанного раздела в рамках традиционной классно-урочной системы. Такой подход
позволяет учителю сориентироваться в рамках содержания и объёмах материалов видео -уроков.
Пример:
Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 6/9 – это значит, что в
указанном разделе 6 интерактивных уроков, включающих содержание 9 часов программы
авторов под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Искусство в жизни
человека. 6 класс.
2
– Контролируемые элементы содержания. Здесь представлена последовательность
элементов содержания по данному конкретному интерактивному уроку. Это ключевые
термины, понятия, определения, правила, факты (в т.ч. явления, события, процессы), а также
иные значимые краткие тезисы учебного содержания, которые обучающийся должен освоить,
понять, объяснить, с учётом технических возможностей РЭШ. На основе указанных
контролируемых элементов содержания разрабатываются соответствующие задания для
тренировочного и контрольного модулей интерактивных уроков РЭШ.
3
– Номер урока, тема урока. Здесь даётся перечень уроков, соответствующий
последовательности изучения данного учебного курса. Количество уроков соответствует
требованиям РЭШ (всего 17 уроков). Уроки пронумерованы. Тема каждого урока
уникальна.
4
– Характеристика основных видов деятельности обучающихся. Представленные в
рабочей программе виды деятельности учитывают специфику ресурса РЭШ (в т.ч. её
технические возможности), наличие обязательных модулей интерактивных уроков, акцент на
«образности», «эмоциональности подачи учебного материала», а также выше указанное
требование – возможность «моделирования различных учебных ситуаций как в традиционной
классно-урочной системе, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения».
Виды деятельности, которые учитель сможет организовать в условия традиционной классноурочной системы с использованием ресурса РЭШ, выделены значком. Примеры.
—
вступать в учебный диалог, обсуждая предложенные задания или иной учебный материал
интерактивного урока;
—
5
обсуждать творческие работы одноклассников.
– Мультимедиа компоненты, отражающие элементы содержания. Здесь даётся
перечень содержательных элементов урока, а именно тех средств обучения, которые
учитель «встраивает» в урок, которые учитель (автор рабочей программы) «видит» как
средства достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Особенность в
том, что в этом разделе дается оптимальный набор мультимедиа компонентов – элементов
содержания. Творческий подход разработчиков интерактивных уроков не исключает
расширения списка данных объектов. Кроме того, в разделе не случайно чаще указывается
только содержание мультимедийного компонента, или к нему даётся обобщённое слово –
«иллюстрация…» и не конкретизируется, какая именно иллюстрация: рисунок объекта, фото
объекта, схема, или видеофрагмент и т.п. Таким образом, учителю (разработчику
интерактивного урока) даётся право выбора вида иллюстрации и особенности представления
компонента, исходя их его творческих и профессиональных интересов, возможностей. При
таком подходе рабочая программа оптимально ориентирует учителя, не ограничивая его в
выборе средств, идей, методических находок. Пример.
В разделе рабочей программы указано – иллюстрации произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства. А в материале интерактивного урока за словом «иллюстрация»
может быть: видеосюжет; фото и т.п., демонстрирующие примеры разных видов и жанров
изобразительного искусства: рисунки разных художников, пространственные формы,
скульптурные произведения.
6
– Количество часов. Здесь указывается количество часов на интерактивный урок и его
соответствие объёму учебного материала обычной программы данного курса. Пример.
В разделе показано: 1/2, где 1 – это 1 час интерактивного урока, 2 – показатель объёма учебного
материала, то есть на этом уроке дан объём двух обычных уроков авторской программы.
Раздел 4. Описание учебно-методического обеспечения
В разделе дан перечень компонентов учебно-методического комплекта «Изобразительное
искусство. 6 класс», которые учитель может рекомендовать к использованию, как в рамках
дополнительного модуля интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке. Также
указанные компоненты УМК могут быть использованы для разработки интерактивных
компонентов, предполагающих их использование.
Раздел 5. Пакет оценочных материалов и критерии оценивания
Предложенные в рабочей программе оценочные и сопутствующие контрольно-оценочной
деятельности методические материалы для учителя учитывают предметные особенности
курса «Изобразительное искусство». Предложенные типы и примеры заданий ориентируют
учителя в диапазоне контрольно-измерительных материалов по курсу «Изобразительное
искусство», позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать
результаты обучения как в рамках тренировочного, контрольного и дополнительного модулей
интерактивного видео-урока, так и на традиционном уроке классно-урочной системы.
Задания могут быть использованы как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока
по материалу раздела.
Раздел 6. Место учебного курса при изучении предмета
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 6 классе основной школы отводится по 1 ч в
неделю. В 6 классе — 34 ч. (34 учебные недели). Предложенная рабочая программа и
разрабатываемый на её основе единый последовательный и сбалансированный курс из 17-ти
интерактивных видео-уроков для 6 класса открытой информационно-образовательной среды
"Российская электронная школа" является современным образовательным ресурсом учителя.
Курс позволяет учителю использовать его как в условиях традиционной классно -урочной
системы, так и для дистанционных форм и самостоятельного изучения предмета обучающимися
разных учебных возможностей, находящихся в разных жизненных ситуациях при наличии
необходимых технических средств.
Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство» 6 класс
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
основа российской гражданской идентичности как патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в
качестве гражданина России;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, в том числе, с учётом возможностей дистанционного и
самостоятельного обученияс использованием образовательного ресурса РЭШ;
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к
собственным поступкам;
ответственное отношение к учению в том числе к деятельности в рамках интерактивного
видео-урока;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
основы целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами
изобразительного искусства, художественной культуры, установления актуальных связей
искусства и жизни, понимания роли и функций искусства во взаимоотношениях
человека с окружающим миром;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к
событиям и явлениям окружающего мира;
чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного
искусства;
осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
способности
к
реализации
своего
творческого
потенциала
в
духовной
и
художественно-продуктивной деятельности;
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты.
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного
творческого замысла;
выражать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач; воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с
репродукциями картин и другим визуально представленным материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить свои
рассуждения
о
характере,
жанре,
средствах
художественной
выразительности;
расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о
современных
событиях
культуры;
фиксировать
информацию
о
явлениях
художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по
различным средствам выразительности; осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных задач в зависимости от конкретных
условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между
людьми;
использовать информационно-коммуникационные технологии как средство решения
учебных задач с использованием образовательного ресурса РЭШ.
Обучающийся получит возможность научиться:
открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать
свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые
средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционногообщения;
проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения
других участников в процессе коллективной творческой деятельности; продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; применять полученный опыт творческой деятельности
при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление
о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного
изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об
основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; называть
имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа
и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.), особенности ритмической
организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в
создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и
объёмного изображений предмета и группы предметов;
знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными
правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства.
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству разработана как нормативно – правовой документдля
организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 6 г. Котово.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
•
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных
принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
•
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
•
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
•
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
•
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к
равноправному сотрудничеству;
•
уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым
видам насилия и готовность противостоять им;
•
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей,
оптимизм в восприятии мира;
•
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
•
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным
нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
•
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
1
•
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение
конструктивно разрешать конфликты;
•
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома,
2
во внеучебных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные УУД
•
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
•
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале;
•
планировать пути достижения целей;
•
устанавливать целевые приоритеты;
•
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
•
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
•
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
•
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективыв
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования.
Коммуникативные УУД
3
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
•
аргументировать свою точку зрения;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
•
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
•
работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
4
•
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные УУД
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Предметные результаты
обучающийся научится:
обучающийся получит возможность
научиться
5
•
называть пространственные и временные виды искусства и•
активно
использовать
язык
объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видовизобразительного искусства и различные
искусства;
•
окружающего мира, технологии идр.);
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве•
владеть
диалогической
и ее значение для анализа развития искусства и понимания измененийкоммуникации,
видения мира;
•
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и
содержанием изображения;
•
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с
различными художественными материалами;
6
формой
уметь
•
создавать образы, используя все выразительные возможностиаргументировать свою точку зрения в
художественных материалов;
•
процессе
•
отношение
к
и
природе,
человеку,
общечеловеческие
ценности,
строить изображения простых предметов по правилам линейнойвыраженные в главных темах искусства;
•
выделять
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средствоустановления
признаки
стилевых
изобразительного искусства.
глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное
напряжение в композиции натюрморта;
•
творческому опыту выполнения графического натюрморта и
гравюры наклейками на картоне;
•
свое
осознавать
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов ипроцессе
•
в
состояние
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрмортобществу;
перспективы;
•
передавать
характер,
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношениеэмоциональное
с натуры из геометрических тел;
•
и
деятельности
простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•
различать
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простыххудожественно-творческой
предметов (кухонная утварь);
•
изобразительного
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональныхискусства;
отношений;
•
изучения
выражать
цветом
в натюрморте
собственное
7
настроение
и
для
связей
в
изучения
переживания;
•
рассуждать
о
разных
способах
передачи
перспективы
в
изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
•
применять перспективу в практической творческой работе;
8
навыкам изображения перспективных
сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
видеть,
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими
графическими материалами (карандаш, тушь), обладать
первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж,
романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр,
импрессионизм;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать виды портрета;
различать
понимать и характеризовать основы изображения головы
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи
своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством
человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными
материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения
эмоциональной выразительности живописного
соотношения пропорций, характер освещения, цветовые
произведения;
отношения при изображении с натуры, по представлению, по
навыкам композиции, наблюдательной
перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать основные средства художественной
памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными
навыками плоского и объемного изображения предмета и группы
предметов;
выразительности в изобразительном искусстве
использовать графические материалы в работе над портретом;
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и
использовать образные возможности освещения в портрете;
др.);
9
определять композицию как целостный и
образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого
пользоваться правилами схематического построения головы
человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения.
фрагмента в его метафорическом смысле;
10
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Количество часов на контрольные
Раздел
Количество часов
(лабораторные, практические, творческие)
работы
Виды изобразительного искусства и
8
6
основы образного языка
Жанры в изобразительном искусстве
27
19
Натюрморт
8
6
Портрет
12
8
Пейзаж
7
5
11
Календарно-тематическое планирование.
6 класс
№п/п
Тема урока
1
1
2
Реализуемое содержание
Планируемые результаты
2
3
4
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 час.)
Язык изобразительного Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать
искусства и художественный искусство и почему этому надо учиться?), навык
сотрудничества с взрослыми и сверстниками
образ.
Художественныематериалы Метапредметные: пользоваться красками (гуашь, акварель),
несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),
Семья пространственных
обладать первичными навыками лепки, использовать
искусств. Художественные
коллажные техники..
материалы.
Предметные: определять цель, проблему в учебной
деятельности (различное назначение видов искусства в
жизни людей, соответственно различные художественные
средства и возможности), излагать своѐ мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы (что значит учиться
видеть?), осваивать новые социальные роли (критически
осмысливать), понимать значение знаний для человека
Рисунок – основа
Рисунок- основа
изобразительноготворчества. Метапредметные : активно использовать язык
изобразительного искусства и различные художественные
изобразительного творчества
материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии
и др.)..
12
Дата
5
03.09
10.09
3
Линия и еѐ выразительные
возможности . Ритм линий.
4
Пятно как средство выражения.
Ритм пятен.
5
Цвет. Основы цветоведения.
Предметные: различать основные средства художественной
выразительности в изобразительном искусстве (линия,
пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.).
Личностные: осознавать свои интересы (основной элемент
рисунка, его значение и основная задача), осознавать свои
эмоции, понимать эмоции других людей.
Метапредметные:
владеть диалогической формой
Ритм.
коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в
17.09
Линия.
процессе изучения изобразительного искусства
Предметные:
навыкам композиции, наблюдательной
перспективы
и ритмической организации плоскости
изображения; различать свойства линий, виды и характер,
ритм, условность и образность линейного изображения.
Личностные: осознавать свои интересы (пятно визображении,
его выразительные
Метапредметные:определять цель, проблему в учебной
деятельности (различают ахроматические пятна в
изображении, их выразительные возможности), излагать
Ритм.
24.09
своѐ мнение в диалоге, делать выводы.возможности), иметь
Линия, пятно.
мотивацию учебной деятельности.
Предметные: композиционным навыкам работы, чувству
ритма, работе с различными художественными материалами
сравнивать по заданным критериям(свойства пятен и их
выразительные возможности).
Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойств
цвета).
Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге,
обмениваться мнениями, принимать самостоятельныерешения.
Цвет. Цветовые отношения. Предметные: научиться классифицировать по заданным
01.10
Основы цветоведения.
основаниям (спектр, цветовой круг), изучение свойств цвета;
создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов.
Метапредметные: понимать суть цветовых отношений.
13
6
Цвет в произведениях живописи.
Живопись.
Цветовые отношения.
7
Объѐмные изображения в
скульптуре.
Объем, скульптура.
8
Основы языка изображения
(обобщение темы «Виды
изобразительного искусства и
основы образного языка»).
Художественный образ.
Стилевое единство.
определять цель, ставить проблему в учебной деятельности,
излагать своѐ мнение в диалоге, адекватно, принимать и
сохранять учебную задачу.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть
готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях.
08.10
Предметные: научиться самостоятельно классифицировать
группы цветов, сравнивать цветовые отношения по
заданным критериям.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
стремиться к приобретению новых знаний, приобретать
мотивацию процесса становления художественно- творческих
навыков. Учиться критически оценивать своюдеятельность.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока. Отвечать
на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной
деятельности. Осознанно использовать речевыесредства в
соответствии учебной ситуацией.
15.10
Предметные: изучать выразительные возможности объѐмного
изображения, классифицировать по заданнымоснованиям
(виды скульптуры). Пользоваться
художественными материалами и инструментами,
организовывать рабочее место.
определять цель,проблему
в учебной деятельности, осознавать
недостаточность своих знаний.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели, идти на различные уступки в
различных учебных ситуациях. Осознавать целостность мира и
разнообразие взглядов.
Метапредметные: различать и передавать в художественно22.10
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние
и свое отношение к природе, человеку, обществу;осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства.
Предметные: использовать в работе и анализировать
14
цветовые отношения. Понимать выразительные
возможности объѐмного изображения .и пользоваться ими.
Жанры в изобразительном искусстве (27 час.)Натюрморт (8 час.)
9
Реальность и фантазия в
творчестве художника.
Реальность и фантазия.
10
Изображение предметного мира Изображение предметного
мира.
– натюрморт.
11
Многообразие формокружающего
мира.
Форма.
Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.
Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче.
Осознавать свои эмоции. Осознавать многообразие взглядов
Метапредметные:
выделять признаки для установления
стилевых связей в процессе изучения изобразительного
искусства.Различать художественные средства и их
05.11
возможности. Адекватно выражать и контролировать свои
эмоции..
Предметные: учиться понимать условности и правдоподобиев
изобразительном искусстве, реальность и фантазии в
творчестве художника, составлять речевое высказывание по
алгоритму.
Личностные : проявлять интерес к поставленной задаче,иметь
мотивацию учебной деятельности.
Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать
модель объектов. Сравнивать объекты по заданным
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в
учебной деятельности, принимать учебную задачу.
12.11
Планировать деятельность в учебной ситуации. Определять
способы достижения цели.
критериям. Строить логически обоснованные рассуждения.
Познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории
искусства. Знать имена выдающихся художников,
работавших в жанре натюрморта. Получить навыки
составления композиции натюрморта.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Стремиться к достижению поставленной цели.учиться видеть
внутреннюю структуру предмета, его конструкцию.
19.11
Метапредметные: проявлять интерес к изучению нового
материала и поставленной задаче. Соблюдать нормы
15
12
13
коллективного общения, Планировать деятельность в учебной
ситуации. Наблюдать окружающие предметы,
использовать ассоциативные качества мышления, выдумку,
неординарный образ мышления.
Предметные: применять перспективу в практической
творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений взарисовках
наблюдаемого.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Стремиться к достижению поставленной цели.ознакомиться с
перспективой.
Изображение объема на .Метапредметные: рассуждать о разных способах передачи
Изображение объѐма наплоскости.
плоскости. Правила
перспективы в изобразительном искусстве как выражении
26.11
Линейная перспектива.
построения перспективы. различных мировоззренческих смыслов.
Перспектива и ее виды.
Предметные: научиться различать фронтальную и угловую
перспективу, освоить основные правила линейной
перспективы; строить изображения простых предметов по
правилам линейной перспективы.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Осознавать свои эмоции, контролировать их.Проявлять
познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели.
Метапредметные: научиться определять цель и проблему в
учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного
Тон как отношение темного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации,
и светлого.
03.12
Освещение. Свет и тень.
определять способы достижения цели.
Освещение. Свет и тень. Предметные: характеризовать освещение как важнейшее
выразительное средство изобразительного искусства, как
средство построения объема предметов и глубины
пространства.
14
Натюрморт в графике.
Фактура.
Натюрморт в графике.
Личностные: понимать значение внимания и
наблюдательности для человека, проявлять интерес
к видам изобразительного искусства. Осознавать свои
16
10.12
15
Цвет в натюрморте.
16
Выразительные возможности
натюрморта (обобщение темы
«Натюрморт»).
17
Образ человека – главная тема
искусства.
интересы и цели.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности, соблюдать нормы коллективного общения.
Учиться задавать вопросы.
Предметные: передавать с помощью света характер формы и
эмоциональное напряжение в композиции натюрморта,
творческому опыту выполнения графического натюрморта и
гравюры наклейками на картоне.
Личностные: проявлять интерес к изучению новогоматериала.
Осознавать свои эмоции, уметь
чувствовать настроение в картине. Проявлять интерес к
произведениям искусства.
Метапредметные: научиться планировать деятельность в
Цвет в натюрморте.
учебной ситуации. Определять способы передачи чувств и17.12
эмоций посредством цвета и техники импрессионистов.
Предметные: изучать богатство выразительных возможностей
цвета в живописи, научиться анализироватьновый материал,
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и
переживания.
Личностные: осознавать свои интересы, опыт
и знания. Осваивать новую учебную ситуацию, проявлять
интерес к новой технике создания картины и желание
использовать еѐ в своѐм творчестве. Получать эстетическое
наслаждение от произведений искусства.
Выразительные возможности Метапредметные: излагать своѐ мнение в диалоге,
24.12
натюрморта.
аргументировать его, отвечать на вопросы. Осознанно
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией
общения.
Предметные: видеть конструктивную форму предмета,владеть
первичными навыками плоского и объемного изображения
предмета и группы предметов.
Портрет (12 час.)
Изображение головы
Личностные: осваивать новые правила, осознавать
14.01
человека и жанр портрета. многообразие взглядов. Понимать значение знаний для
17
человека, осознавать свои интересы
и цели. Понимать значение знаний для человека.
Метапредметные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели.
Предметные: научиться различать и характеризовать виды
портрета.
18
19
20
21
Конструкция головы человека
Предметные: понимать и характеризовать основыизображения 21.01
и ее основные
Конструкция головы человека.
головы человека.
пропорции.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной
деятельности.
Метапредметные: Обмениваться мнениями, слушать друг
Изображение головы
Изображение головы человекав
28.01
друга. Планировать деятельность в учебной ситуации,
человека в пространстве.
пространстве.
определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели. Излагать своѐ мнение в диалоге.
Предметные: пользоваться правилами схематического
построения головы человека в рисунке.
Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов
мира искусств, иметь мотивацию учебной деятельности.
Вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое
воображение. Проявлять интерес к произведениям
скульптурного искусства. Осознавать свою цель, включатьсяв
определѐнный вид деятельности
Портрет в скульптуре.
Метапредметные: определять цель, принимать учебнуюзадачу, 04.02
Портрет в скульптуре.
Пропорции.
осознавать недостаточность своих знаний.
Определять проблему учебной деятельности. Планировать
деятельность в учебной ситуации.
Предметные: изучать скульптурный портрет
в истории искусства, скульптурные материалы, пользоваться
навыками работы с доступными скульптурными материалами.
Графический портретный
Рисунок с натуры, по
Личностные: понимать значение знаний для человека,
18
11.02
рисунок.
представлению.
Графический портретный
рисунок.
22
Графический портретный
рисунок.
Рисунок с натуры, по
представлению.
Графический портретный
рисунок.
23
Образные возможности
Сатирические образы человека. портрета.
24
Образные возможностиосвещения Образные возможности
освещения в портрете.
в портрете.
осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию кучебной
деятельности.
Метапредметные: определять цель, проблему
в учебной деятельности,самостоятельно исправлять ошибки.
Излагать своѐ мнение в диалоге.
Предметные: использовать графические материалы в работе
над портретом.
Личностные: понимать значение знаний для человека,
осознавать свои интересы и цели. Иметь мотивацию к учебной
деятельности.
Метапредметные: Планировать деятельность, выбирать
18.02
способы достижения цели, самостоятельно исправлять
ошибки.
Предметные: Выполнять зарисовки с целью изучения строения
головы человека, еѐ пропорций и расположения в
пространстве.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять познавательную активность. Осознавать свои
интересы и цели, эмоции, адекватно ихвыражать.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему художественного преувеличения,
способы достижения цели.
25.02
Предметные: научиться определять понятия,
художественные термины. Знакомиться с приѐмами
художественного преувеличения, известными
карикатуристами нашей страны. Проявлять положительное
отношение к юмору. Учиться приѐмам
художественного преувеличения, отбирать детали, обострять
образы.
Личностные: соблюдать нормы коллективного общения.
Метапредметные: соблюдать нормы коллективного
19
04.03
25
Роль цвета в портрете.
Роль цвета в портрете.
Роль цвета в портрете.
Роль цвета в портрете.
26
общения. Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему возможностей освещения в портрете,
способы достижения практической цели. Корректировать своѐ
мнение.Планировать деятельность в учебной ситуации.
Определять проблему возможностей освещения в портрете,
способы достижения практической цели. Корректировать своѐ
мнение.
Предметные: научиться воспринимать изменения образа
человека при естественном освещении, использовать
образные возможности освещения в портрете.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Критически оценивать свою деятельность.Осознавать свои
эмоции, адекватно их выражать.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Оценивать
степень
достижения
цели.
Планировать11.03
деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять
ошибки.
Предметные: классифицировать по заданным основаниям
цветовое решение образа в портрете. Сравнивать по
определѐнным критериям тон и цвет, цвет и освещение.
Осваивать навыки использования живописной фактуры.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Осознавать свои черты характера. Соблюдать правила
общественного поведения. Излагать своѐ мнение.Понимать
значение знаний для человека, приобретать мотивацию
процесса становления художественно- творческих навыков.
Метапредметные: определять цель и проблему в учебной
18.03
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения,
планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своѐ
мнение, самостоятельно задавать вопросы. Оценивать степень
достижения цели.
Предметные: научиться определять понятие автопортрет,
20
27
Великие портретисты прошлого.
28
Портрет в изобразительном
искусстве ХХ века.
29
Жанры в изобразительном
искусстве .
сравнивать объекты, определять цвет и тона в живописном
портрете, осваивать навыки применения живописной
фактуры, самостоятельно выбирать и использовать
художественную технику.
Личночтные: осваивать новые правила, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.
Метапредметные: знать имена выдающихся художниковВеликие портретисты
прошлого (В.А. Тропинин, портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
01.04
И.Е. Репин, И.Н. Крамской, индивидуальность произведений в портретном жанре,
находить и представлять информацию о портрете.
В.А. Серов).
Выполнять художественный анализ своих работ. Предметные:
знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе, называть имена
выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения.
Личностные: осваивать новые правила, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.
Портрет в изобразительном Метапредметные: знать имена выдающихся художниковискусстве XX века (К.С. портретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
08.04
Петров-Водкин, П.Д. Корин). индивидуальность произведений в портретном жанре,
находить и представлять информацию о портрете.
Предметные: знать имена выдающихся художниковпортретистов и их место в определѐнной эпохе. Определять
индивидуальность произведений в портретном жанре,
находить и представлять информацию о портрете.
Пейзаж (7 час.)
Личностные: иметь желание учиться, проявлять
Жанры изобразительного
познавательную активность. Понимать значение знаний для
15.04
искусства.
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков.
21
30
Изображение пространства.
Воздушная перспектива.
Метапредметные: определять цель учебной деятельности.
Соблюдать нормы коллективного общения. Осознанно
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.
Планировать и организовывать свою деятельность.
Предметные: анализировать, выделять главное в картине и
обобщать. Определять термин жанр и его виды: портрет,
натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный,
бытовой. Анализировать картины, написанные в разных
жанрах. Обобщать полученные знания, сравнивать объектыи
определять термин тематическая картина и еѐ виды.
Личностные: иметь желание учиться, проявлять
познавательную активность. Понимать значение знаний для
человека, приобретать мотивацию процесса становления
художественно-творческих навыков. Идти на взаимные
уступки в разных ситуациях.
Метапредметные: научиться определять цель учебной
Изображение природы и жанр деятельности, соблюдать нормы коллективного общения.
пейзажа. Воздушная
22.04
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с
перспектива.
ситуацией. Планировать и организовывать свою
деятельность. Выбирать свои мировоззренческие позиции.
Предметные: учиться навыкам изображения уходящего вдаль
пространства, применяя правила линейной и воздушной
перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать
изменчивость цветового состояния и настроенияв природе.
31
Пейзаж-большой мир.
Природа и художник.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала,
познавательную активность. Осознавать своиинтересы и цели.
Метапредметные: определять учебную цель, соблюдать нормы
коллективного общения. Планировать деятельность вучебной
29.04
ситуации. Определять способы достижения цели.
Предметные: научиться навыкам создания пейзажных
зарисовок; различать и характеризовать понятия:
пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться
22
32
Пейзаж настроения. Природа и
художник
33
Пейзаж в русской живописи
правилами работы на пленэре.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала,
определять своѐ настроение. Проявлять познавательную
активность. Осознавать свои эмоции,интересы и цели, свои
мировоззренческие позиции.
Метапредметные: определять проблему будущей
деятельности. Соблюдать нормы коллективного общения.
Пейзаж настроения. Природа Излагать своѐ мнение. Планировать деятельность в учебной
и художник.
ситуации. Определять способы достижения цели. Выполнять 06.05
Колорит.
работу по памяти и по представлению. Давать эстетическую
оценку выполненным работам. Анализировать использование
перспективы.Предметные: научиться использовать цвет как
инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является
средством эмоциональной выразительности живописного
произведения.
Предметные: научиться применять в творческой работе
Пейзаж в живописи
различные средства выражения, характер освещения, цветовые
художников –
отношения, применять правила перспективы,анализировать, 13.05
импрессионистов (К. Моне,А.
выделять главное и обобщать
Сислей).
изобразительные средства для передачи настроения впейзаже.
34
Пейзаж в графике. Городской
пейзаж
Пейзаж в графике.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять познавательную активность. Критически оценивать
художественные произведения.Осознавать свои интересы и
цели, мировоззренческие позиции. Учиться критически
осмысливать результатыдеятельности.
Метапредметные: определять тему урока. Соблюдать нормы20.05
коллективного общения. Излагать своѐ мнение. Планировать
деятельность в учебной ситуации. Определять способы
достижения цели. Выполнять работу по памяти.
Предметные: научиться анализировать графические средства
23
35
Выразительные возможности
искусства. Язык и смысл
(обобщение темы «Пейзаж»).
выразительности, выделять главные функции основных
элементов – линии, штриха, пятна, точки, определять
понятие – городской пейзаж, самостоятельно делать выводыоб
организации перспективы в картинной плоскости
художника. Знать правила линейной и воздушной
перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной
плоскости, анализировать, выделять главное.
Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания.
Осваивать новую учебную ситуацию. Адекватно выражать и
контролировать свои эмоции. Предметные: различать и
характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
Работа на пленэре. Язык и пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм.
смысл. Средства
Метапредметные: определять цель урока. Организовывать
художественной
20.05
работу в группе, излагать своѐ мнение в диалоге с
выразительности.
товарищами. Понимать позицию одноклассника.
Композиция.
Корректировать своѐ мнение под воздействием
контраргументов.
Предметные: научиться анализировать графические средства
выразительности, выделять главные функции основных
элементов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
УМК Изобразительное искусство. Под ред. Неменского Б.М.(5-8) 6 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https:// resh.e du.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, учебник,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер
24