Рабочая программа по ИЗО 5 класс Мохова Г.И

министЕрство

просвЕщЕния

российской

ошдшрАции

волгогрАдской
оьпдсти
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

КОТОВСКОГО

комитЕт оБрАзовАнI[я, нАукш и молошжной политики
муниIшIIАльного рдйонд волгогrддской оБлАсти
мБоУ Сш

РАССМОТРЕНО
на заседании

Jч}

б г. Котово

СОГЛАСОВАНО

КЕмд

зам"директора по

УВР

с/пpo,IюKoJr JФ

от

<<1б>l

Потемкина о.В.
Приказ Jф 122 - од
от <<17> авryста 2024 r.

1

августа

2U24 r.

РАБОЧАЯ IIРОГРАММА
(ID бlб1152)

учебного шредмета кJ{зобразптG;ьшое пскуество}>
для oбуч€lюuшхсf

5 KiraccoB

(учителъ Мохова Г.И.)

г. KoToBo,2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСКУССТВО»

МОДУЛЯ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

И

НАРОДНОЕ

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер,
так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств:
живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и
экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение
окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к
традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности,
воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории
культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития
детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом
индивидуальных качеств, обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся
способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных
образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их
достижение определяется чѐтко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они
являются общеобразовательными требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и
в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также
необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная
деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы
организации.
Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут
быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию
результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историкокультурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и
собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является
созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение
(индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объѐме, макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных
событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в
2

конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Цель: освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную
структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и
художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное
развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в
практической работе с разнообразными художественными материалами.
Задачами учебного предмета « Изобразительное искусство»: являются:
1) освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
2) формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всѐм многообразии еѐ видов;
3) формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
4) приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре
и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
5) формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
6) овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
7) развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
8) воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
9) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
МЕСТО «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система
тематических модулей. Три модуля входят в учебный план 5–7 классов программы
основного общего образования в объѐме 102 учебных часов, не менее 1 учебного часа в
неделю в качестве инвариантных.
.

3

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Модуль №1«Декоративно-прикладное и народное искусство» 5 класс
Модуль «Декоративно-прикладное и народное искусство» изучается 1 час в
неделю, общий объем составляет 34 часа
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и его виды.
Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их
значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно-символический язык народного прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву,
вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой
работы.
Убранство русской избы
Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и
символического — в еѐ постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина
мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы
жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной
постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера
постройки, символики еѐ декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их
выразительной формы и орнаментально-символического оформления.
Народный праздничный костюм
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и
южнорусский (понѐва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных
регионов страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее
происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое
изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности
традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме,
цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного
панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло.
4

Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремѐсел и происхождение художественных
промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремѐсел и их связь с регионально-национальным
бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лѐн и др.).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской,
дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла.
Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой.
Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения
травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы
городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы
орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приѐмы и композиционные
особенности городецкой росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская
керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные
мотивы росписи посуды. Приѐмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие
форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приѐмы свободной
кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещѐнности и объѐмности
изображения.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приѐмов работы с
металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстѐра — роспись шкатулок,
ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в
России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в
сохранении и развитии традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных
промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и
культурных традиций.
Народные художественные ремѐсла и промыслы — материальные и духовные
ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и
ремесла, уклада жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные
мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение
образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его
украшениях.
Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в
культуре разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды).
5

Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или
декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики.
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.
Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания,
установок и намерений.
Декор на улицах и декор помещений.
Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс
Модуль «Живопись, графика, скульптура» 6 класс изучается 1 час в неделю, общий
объем составляет 34 часа
Раздел 1. Общие сведения о видах искусства
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств,
их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя.
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые
свойства. Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок. Навыки
размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов. Линейные
графические рисунки и наброски.
Тон и тональные отношения: тѐмное — светлое. Ритм и ритмическая организация
плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая
основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тѐплый
цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники,
парковая скульптура, камерная скульптура.
Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики.
Виды рельефа.
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и
анализа произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Раздел 4. Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра
натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объѐмного изображения предметов на
плоскости. Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и
точка схода,
правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная
пространственная форма и выявление еѐ конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
6

Освещение как средство выявления объѐма предмета. Понятия «свет», «блик»,
«полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету»
и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности
графических
техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и
отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Раздел 5 Портрет
Портрет как образ определѐнного реального человека. Изображение портрета человека
в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и
мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие
портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и
европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и
черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических
средств в изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении
головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в
скульптурном портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Раздел 6. Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов
при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и еѐ освещения. Романтический
пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности
изображения
природы
в
творчестве
импрессионистов
и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История
становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников:
А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и еѐ значение для русской
культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства
Родины.
7

Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа
города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия.
Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая
организация плоскости изображения.
Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории
человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет,
содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой
картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации
художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в
жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета:
мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и еѐ особое место в развитии
отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве
В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над
исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения
композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный
материал по задуманному сюжету.
Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной
истории в европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось»,
соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в
скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.
Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа
народу»,
И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и
грешница»).
Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе —
его религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублѐва, Феофана Грека,
Дионисия. Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в
изобразительном искусстве

8

Модуль №3 «Архитектура и дизайн» 7 класс
Модуль «Архитектура и дизайн «изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34
часа.
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в
разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинѐнность элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или
открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы
колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный
элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ.
Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста
и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объѐмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
9

Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объѐмно-пространственных композиций.
Объѐм и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объѐмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на
образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности
сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция —
архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и
язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и еѐ форма.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объѐмов. Красота — наиболее полное выявление функции
предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала
изготовления
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение
эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим
видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Еѐ технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учѐтом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и
их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города
будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей.
10

Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных
форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе
города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных
блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта
оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как
отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка
ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде
схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в
объѐмно-¬пространственной
организации среды жизнедеятельности ¬людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное
проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в
качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодѐжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме.
Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства
нового мира.

11

РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной ¬духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, ¬посвящѐнных различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства,
его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В
рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и
красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы,
а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
12

чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое
воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых
отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций
школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к
семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного
отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое
развитие
обучающихся
обязательно
должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального
жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной
трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определѐнным заданиям
программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными
участниками (а не только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в
соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметнопространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет
на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении модуля:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
13

структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между
собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению
в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных
видах еѐ представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных
презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор —
зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта
интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего ¬творческого, художественного
или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных
задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать
мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных,
художественно-творческих задач;
14

уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок
в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих
целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию
эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном
взаимодействии.

Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» 5 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративноприкладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в
предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и
магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории
человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции
декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении
предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево,
металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную
связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов
ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении
орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обобщѐнного изображения представителей
животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные
образы мирового искусства;
15

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в
предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу,
к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома,
его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и
символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада
крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и
символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного
праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать
традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие,
хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ
разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение
деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления
жизнедеятельности — быта, костюма разных исторических эпох и народов (например,
Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье);
понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и
целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и
сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в
современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении
ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных
народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах:
дерево, глина, металл, стекло, др.
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и
технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях
народных промыслов;
иметь представление о приѐмах и последовательности работы при создании изделий
некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид
изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы
или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о
значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной
деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной
обстановке и характеризовать их образное назначение;
16

ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику,
ковку, литьѐ, гобелен и т. д.
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению
пространства школы и школьных праздников.

Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» 6 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории
человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в
отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных
художников;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения
объѐмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объѐма предмета;
иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения
предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых
средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как
последовательности изменений представления о человеке;
сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов
эпохи и авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов
европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.);
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть
имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О.
Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека,
пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объѐмного изображения головы человека, создавать
зарисовки объѐмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на
практике;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении
характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете; иметь начальный опыт лепки
головы человека;
приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии
графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании
портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя
портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. — западном и отечественном.
17

Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего
мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт,
перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы;
знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя
особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и
художников ХХ в. (по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы
и каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний
природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению; иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития
интереса к окружающему
миру и его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению;
обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения
самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его
охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о
жизни людей разных эпох и народов;
«монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании
истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство
мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в
искусстве разных
эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим
признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их
искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров
произведений
европейского и отечественного искусства;
обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни,
обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей
действительности.
Исторический жанр:
18

характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для
жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким
жанром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний
день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки
на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных
художников ХХ в.
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты
об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна»
С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной:
периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов
работы над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты
Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как
«духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников
на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо
да Винчи,
«Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др. в скульптуре
«Пьета» Микеланджело и др.
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы,
таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского,
«Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские
темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублѐве,
Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на
основе художественной культуры зрителя;
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.

Модуль № 3 « Архитектура и дизайн» 7 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е.
искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной
среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность
человека и представления о самом себе;
19

объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка
конструктивных искусств;
объяснять основные средства — требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от
поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные
одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим
стилем, отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать
«архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого
воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической
композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки;
различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки
логотипа на выбранную тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь
практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в
качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета
архитектурного пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их
сочетаний на образный характер постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности
людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и
изменении облика архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в
жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и
жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей
разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и
частном строительстве, в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего
времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о
социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках
путей их преодоления;
20

знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни,
сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и
понимания своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города
как способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и
архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и
школах ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между
человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в
построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер
жизнедеятельности человека в предметах его быта;
объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы
объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных
задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать
понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека,
его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать
функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды
прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды», создания эскизов молодѐжной одежды для разных жизненных задач
(спортивной, праздничной, повседневной и др.);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь
представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт
создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять
эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в
повседневном быту.

21

Раздел 3. Тематическое планирование
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» (5 класс)-34ч.

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

контро
практи
льные
ческие
работы
работы
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
1.1.

Декоративно-прикладное
искусство и его виды

всего

1

Дата
изуче
ния

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

1

03.09.

Наблюдать и характеризовать присутствие
предметов декора в предметном мире и жилой
среде. Сравнивать виды декоративно-прикладного
искусства по материалу изготовления и
практическому назначению.
Анализировать связь декоративно-прикладного
искусства с бытовыми потребностями людей.
Самостоятельно формулировать определение
декоративно-прикладного искусства;

Беседа,
Практич
еская
работа

https://yandex.ru/video
/preview/82763288624
05270354
«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

Уметь объяснять глубинные смыслы основных
знаков-символов традиционного народного
(крестьянского) прикладного искусства.
Характеризовать традиционные образы в
орнаментах деревянной резьбы, народной
вышивки, росписи по дереву и др., видеть
многообразное варьирование трактовок.
Выполнять зарисовки древних образов (древо
жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).
Осваивать навыки декоративного обобщения;
Изображать строение и декор избы в их
конструктивном и смысловом единстве.
Сравнивать и характеризовать разнообразие в
построении и образе избы в разных регионах страны.
Находить общее и различное в образном строе
традиционного жилища разных народов;

Устный
опрос;
Тест,
Практическа
я работа

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7825/start/3
12989
«Учи.ру»
интерактивная
образовательная
онлайн
платформа
(uchi.ru);

Фронтальны
й опрос.
Просмотр и
обсуждение
выпиленных
работ.
Практическа
я работа

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7826/start/3
13020/
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.1.

Древние образы в народном
искусстве

1

1

1

10.09

2.2.

Убранство русской избы

1

0

1

17.09

22

2.3.

Внутренний мир русской
избы

2

0

2

24.09
01.10

Называть и понимать назначение конструктивных
и декоративных элементов устройства жилой
среды крестьянского дома.
Выполнить рисунок интерьера традиционного
крестьянского дома;

Просмотр и
обсуждение
выпиленных
работ.
Беседа по
теме урока
Практическа
я работа;

https://yandex.ru/video
/preview/15296558882
388744322
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

2.4.

Конструкция и декор
предметов
народного быта и
труда

1

0

1

08.10

Изобразить в рисунке форму и декор предметов
крестьянского быта (ковши, прялки, посуда,
предметы трудовой деятельности).
Характеризовать художественно-эстетические
качества народного быта (красоту и мудрость в
построении формы бытовых предметов);

Творческое
обсуждение,
практическа
я работа

2.5.

Народный праздничный
костюм

2

0

2

15.10
22.10

2.6.

Искусство народной
вышивки

1

0

1

05.11

Понимать и анализировать образный строй
народного праздничного костюма, давать ему
эстетическую оценку.
Соотносить особенности декора женского
праздничного костюма с мировосприятием и
мировоззрением наших предков.
Соотносить общее и особенное в образах народной
праздничной одежды разных регионов России.
Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз
праздничного народного костюма;
Понимать условность языка орнамента, его
символическое значение.
Объяснять связь образов и мотивов крестьянской
вышивки с природой и магическими древними
представлениями.
Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.
Иметь опыт создания орнаментального построения
вышивки с опорой на народную традицию;

Просмотр и
обсуждение
выпиленных
работ.
Эстетическа
я оценка
выполненны
х костюмов.
Практическа
я работа;
Практическа
я работа;

https://yandex.ru/video
/preview/15296558882
388744322
«Федеральный центр
информационных
образовательных
ресурсов» http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7827/start/2
76982
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

2.7.

Народные
праздничные обряды
(обобщение темы)

1

0

1

12.11

Характеризовать праздничные обряды как синтез
всех видов народного творчества.
Изобразить сюжетную композицию с
изображением праздника или участвовать в
создании коллективного панно на тему традиций

Творческое
обсуждение
работ.
Практическа
я работа;

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7827/start/2
76982/
«Федеральный центр
информационных
образовательных
ресурсов» http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7828/start/2
77014
«Единая коллек-

23

народных праздников;

ция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
/

Раздел 3. Народные художественные промыслы
3.1.

3.2.

Происхождение
художественных
промыслов и их роль в
современной жизни
народов России

1

Традиционные древние
образы в современных
игрушках народных
промыслов

2

0

0

1

2

19.11

26.11

03.12

Наблюдать и анализировать изделия различных
народных художественных промыслов с
позиций материала их изготовления.
Характеризовать связь изделий мастеров
промыслов с традиционными ремѐслами.
Объяснять роль народных художественных
промыслов в современной жизни;

Рассуждать о происхождении древних традиционных
образов, сохранѐнных в игрушках современных
народных промыслов.
Различать и характеризовать особенности
игрушек нескольких широко известных
промыслов: дымковской, филимоновской,
каргопольской и др. Создавать эскизы игрушки
по мотивам избранного промысла;

Устный
опрос;
Творческое
обсуждение
выполненны
х работ
Практическа
я работа;

Устный
опрос
Практическая
работа;

https://yandex.ru/video
/preview/17207776086
014452097
«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7829/start/3
13051
/
https://infourok.ru/vid
eofilm-narodnoyigrushka-klass3949744.html
«Федеральный
центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru

24

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Праздничная хохлома.
Роспись по дереву

Искусство Гжели. Керамика

Городецкая роспись по
дереву

Жостово. Роспись по
металлу

2

2

2

2

0

0

0

0

2

2

2

2

10.12
17.12

24.12
14.01

21.01
28.01

04.02
11.02

Рассматривать и характеризовать особенности
орнаментов и формы произведений
хохломского промысла.
Объяснять назначение изделий хохломского
промысла.
Иметь опыт в освоении нескольких приѐмов
хохломской орнаментальной росписи («травка»,
«кудрина» и др.).
Создавать эскизы изделия по мотивам промысла;

Творческое
обсуждение
выполненны
х работ
Практическа
я работа;

Рассматривать и характеризовать особенности
орнаментов и формы произведений гжели.
Объяснять и показывать на примерах единство
скульптурной формы и кобальтового декора.
Иметь опыт использования приѐмов кистевого
мазка. Создавать эскиз изделия по мотивам
промысла. Изображение и конструирование
посудной формы и еѐ роспись в гжельской
традиции;

Творческое
обсуждение
выполненны
х работ
Практическа
я работа;

Наблюдать и эстетически характеризовать красочную
городецкую роспись.
Иметь опыт декоративно-символического
изображения персонажей городецкой росписи.
Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла;

Творческое
обсуждение
выполненны
х работ
Практическа
я работа;

Наблюдать разнообразие форм подносов и
композиционного решения их росписи.
Иметь опыт традиционных для Жостова приѐмов
кистевых мазков в живописи цветочных букетов.
Иметь представление о приѐмах освещенности и
объѐмности в жостовской росписи;

Устный
опрос;
Практическа
я работа;

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7830/start/3
13083/

«Учи.ру» интерактивная образовательная онлайн
платформа
(uchi.ru);
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7830/start/3
13083
/«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
https://infourok.ru/
prezentaciya-natemu-urokagorodeckayarospis4118788.htm
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/783
0/start/313083/
«Учи.ру» интерактивная образовательная онлайн
платформа
(uchi.ru);
https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7831/start/3
13112
/«Учи.ру» интерактивная образовательная онлайн
платформа

25

(uchi.ru);
3.7.

Искусство лаковой
живописи

1

1

1

18.02

Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать
произведения лаковой миниатюры.
Знать об истории происхождения промыслов
лаковой миниатюры.
Объяснять роль искусства лаковой миниатюры
в
сохранении
и
развитии
традиций
отечественной культуры.
Иметь опыт создания композиции на сказочный
сюжет, опираясь на впечатления от лаковых
миниатюр;

Контрольная
работа
(Тест)
Практическа
я работа

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7831/start/3
13112
/«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
4.1.

Роль декоративноприкладного
искусства в культуре
древних
цивилизаций

1

0

1

25.02

4.2.

Особенности орнамента в
культурах разных народов

1

0

1

04.03

Наблюдать, рассматривать, эстетически
воспринимать декоративно-прикладное искусство в
культурах разных народов.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного
искусства связь конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов, единство материалов,
формы и декора.
Делать зарисовки элементов декора или
декорированных предметов;
Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту,
украшающему одежду, здания, предметы, можно
определить, к какой эпохе и народу он относится.
Проводить исследование орнаментов выбранной
культуры, отвечая на вопросы о своеобразии
традиций орнамента.
Иметь опыт изображения орнаментов
выбранной культуры;

Фронтальны
й опрос
Практическа
я работа;

Практическа
я работа;

https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/7834/start/3
13175
/«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
https://infourok.ru
/videofilm-poizobrazitelnomuiskusstvu-natemu-russkiyornament2975530.html
«Федеральный
центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru

26

4.3.

4.4.

Особенности конструкции и
декора одежды

Целостный образ
декоративно прикладного
искусства для каждой
исторической эпохи и
национальной культуры

2

0

2

11.03
18.03

;
Проводить исследование и вести поисковую
работу по изучению и сбору материала об
особенностях одежды выбранной культуры, еѐ
декоративных особенностях и социальных
знаках.
Изображать предметы одежды.
Создавать эскиз одежды или деталей одежды для
разных членов сообщества этой культуры;

Творческое
обсуждение
работ
Практическа
я работа;

2

1

2

01.04
08.04

Участвовать в создании коллективного панно,
показывающего образ выбранной эпохи;

Тестировани
е
Практическа
я работа;

https://infourok.ru/vid
eomaterial-k-urokuodezhda-gorit- ocheloveke-5-klass4237191.html
«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7835/start/
313206/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7839/start/
313480/
«Учи.ру» интерактивная образовательная онлайн
платформа
(uchi.ru);

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
5.1.

Многообразие видов, форм,
материалов и техник
современного декоративного
искусства

2

0

2

15.04
22.04

Наблюдать и эстетически анализировать
произведения современного декоративного и
прикладного искусства.
Вести самостоятельную поисковую работу по
направлению выбранного вида современного
декоративного искусства.
Выполнить творческую импровизацию на
основе
произведений
современных
художников;

Фронтальный
опрос. Обмен
мнениями по
вопросу
современного
декоративног
о искусства
Практическая
работ

https://yandex.ru/video
/preview/60195150850
19539512
«Единая коллекция цифровых
образовательных
ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru

27

5.2.

5.3.

Символический знак в
современной жизни

Декор современных улиц и
помещений

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО МОДУЛЮ

2

0

2

29.04
06.05

2

1

1

13.05
20.05

34

4

33

Объяснять значение государственной си
роль художника в еѐ разработке.
Разъяснять смысловое значение изобра
декоративных элементов в государстве
символике и в гербе родного города.
Рассказывать о происхождении и тради
геральдики.
Разрабатывать эскиз личной семейной
или эмблемы класса, школы, кружка
дополнительного образования;
Обнаруживать украшения на улицах ро
и рассказывать о них.
Объяснять, зачем люди в праздник укра
окружение и себя.
Участвовать в праздничном оформлени

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 5 класс/Горяева Н. А., Островская О.В; под редакцией Неменского
Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Учебники по изобразительному искусству:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд., перераб. и доп.
– М. : Просвещение, 2019 – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071640-6
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб.
общеобразоват. учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. - М.:
Просвещение, 2017. - 175 с.: ил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева;
под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение, 2014
Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое
пособие. 5 класс» / под ред. Б.М. Неменског.-М.:Просвещение, 2012
Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение,
2012
Творческие тетради: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая
тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского.
– 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://learningapps.org.
https://eom.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru/
Электронные учебники:
- Просвещение https://digital.prosv.ru/
- Российский учебник https://rosuchebnik.ru
- Первое сентября https://1сентября.рф)
- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)
https://education.yandex.ru
http://uchebnik-tetrad.com
28

Познавательные сайты и порталы
https :// www . naukatv . ru /);
( https://www.wdl.org/ru/ , http://univertv.ru/ , digital - edu . ru /, https :// openedu . ru );
Иинтерактивные медиамузеи ( https :// borderless . teamlab . art / ;
http:// arzamas . academy – Просветительский сайт.
https://urok.1sept.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов,
контрольных работ - на методическом сайте;
https:// www . lektorium . tv – просветительский проект: создание уроков,
курсов;
https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок;
Школа Интернет-урок https://interneturok.ru

29

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, экран, DVD, музыкальный центр

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Комплект репродукций, набор муляжей фруктов и овощей, гипсовые фигуры для
рисования снатуры.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».