Раздел «Пояснительная записка» Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.: Просвещение, 2011.); Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.// Стандарты второго поколения); Учебника Обществознание 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт. Методических рекомендаций по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008. Федерального базисного учебного плана; Примерный недельный учебный план общеобразовательных организаций Ростовской области на уровне основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) на 2019-2020 учебный год; Учебный план МБОУ СШ №6 г. Котово на 2020-2021 учебный год; Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2018 г. №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Общая характеристика учебного предмета «Обществознание» «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает 1 опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся Содержание курса обществознания для 6 класса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении. Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Обществознание» 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Задачи изучения обществознания в 6 классе: создание условий для социализации личности; воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование знаний и интеллектуальных умений; 2 4. 5. 6. 7. воспитания уважения к семье и семейным традициям; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; воспитания уважения к трудовой деятельности. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Раздел «Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Обществознание» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса обществознания 6 класса. Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: - характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни общества; роль семьи в жизни человека и общества; современное Российское государство (на основе Конституции Российской Федерации); значение российской культуры для мировой 3 культуры; - раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности человека; деятельность; познание; общение; межличностные отношения; семья; общество; государство; конституция; культура; - называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; основные возрастные периоды жизни человека; виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе; права и обязанности обучающегося школы; глобальные проблемы современного общества; - описывать особенности подросткового возраста; виды экономической деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России; государственные символы России; место России среди современных государств; - приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических и социальных потребностей человека; проявления способностей человека; отношений между поколениями; осуществления различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; влияния российской культуры на мировую культуру; попыток решения глобальных проблем усилиями международного сообщества; - классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и группы; - сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей; - осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики и другие адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему); - анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом, делать выводы; - использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения взаимосвязей общества и природы; взаимосвязи основных сфер жизни общества, относящихся к ним явлений и процессов; для осмысления личного социального опыта общения, межличностных отношений при исполнении типичных для подростка социальных ролей; - определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; 4 - использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета. Раздел «Содержание учебного предмета, курса» Основное содержание курса обществознание для 6 классов (35 часа) Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов раскрывая их в теме «Человек среди людей». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними, изучая тему «Нравственные основы жизни». Каждая тема программы 6 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Тема I. Человек в социальном измерении (12 часов): Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельности человека, ее основные формы. (труд, игра, учение) Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека.- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Человек- личность. Учимся узнавать и оценивать себя. учимся правильно организовывать свою деятельность. учимся размышлять. Тема II. Человек среди людей (9 часов): человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение- форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Тема III. Нравственные основы жизни (7 часов):Человек славен добрыми делами. Доброе-значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх- защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм-уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро. Итоговое повторение и контроль. 5 Характеристика основных видов деятельности: 1. Индивидуальная форма предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Примерами индивидуальной формы деятельности могут быть: работа с учебником, написание эссе и докладов, выполнение проектов и т. д. 2. Групповая форма работы обучающихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов. Видами групповой формы деятельности являются: игровая, работа в парах и иных группах, мозговой штурм и т.д. 3. Фронтальная форма может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. 6 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 Дата проведения план факт Тема и тип урока 04.09 Введение (вводный) 2-3 11.09 18.09 Ко лво ча со в 1 2 Человек – личность (ознакомле ние с новым материало м) Планируемые результаты Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД Умеет аргументированно высказывать свою позицию Познавательные: Формирование давать определения мотивации к изучению понятиям. обществознанию Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Дом. задание Обосновывать своё мнение о значимости изучения курса. Анализировать конкретные ситуации, приводить примеры. Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы. Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание». Характеризовать отличительные черты человека как существа биосоциального. Раскрывать значимость и сущность качеств сильной личности. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Усвоить, что человек Прочита ть с.5-6 в учебник е §1, читать, отвечать на вопросы 7 4-5 25.09 02.10 Человек познает мир. (комбинир ованный) 2 опыт; работать в группах и парах участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности существо биосоциальное и одним из важных вопросов жизни человека является процесс формирования и развития качеств сильной личности. Понимать, что развитие своих личностных качеств необходимо не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение самооценки в развитии способностей человека. Формулировать, что такое самосознание, способности человека, и какие способности могут проявляться в раннем возрасте. Оценивать роль творчества, труда в развитии человека. Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки §2, читать, отвечать на вопросы 8 ориентиры действия 6- 09.10 7-8 16.10 23.10 Человек и его деятельнос ть. (ознакомле ние с новым материало м) 910 Потребнос ти человека (ознакомле ние с новым материало м) 06.11 13.11 3 Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий Научатся: Познавательные: раскрывать основные самостоятельно выдечерты духовного ляют и формулируют мира человека. цели; анализируют Получат вопросы, формулируют возможность ответы. научиться: работать Коммуникативные: участвуют в коллекс текстом учебника; тивном обсуждении анализировать проблем; обмениваются таблицы; решать Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения собственного поведения в окружающей среде; способствовать в повседневной жизни развитию способностей. Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий. Характеризовать понятие «деятельность». Показывать роль и значимость различных форм деятельности в жизни любого человека. Сравнивать жизнь животных и человека. Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье Объяснять основные положения урока: нужда человека в чем-то - это и есть потребность; - потребности человека зависят от условий, в которых живут люди; - потребности лежат в основе направленности и побуждений личности, §3, читать, отвечать на вопросы Задания рубрики «В классе и дома» §4, читать, отвечать на вопросы 9 11- 20.11 12 27.11 На пути к жизненном у успеху. (ознакомле ние с новым материало м) 2 логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно с их учетом Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможностьнаучит ься: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий стимулируют ее поступки и поведение. Показывать на конкретных примерах, что потребности человека играют важную роль в развитии личности. Развитие и проявление нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств. Характеризовать основные слагаемые жизненного успеха. Раскрывать значение труда в развитии человека. Составлять рассказы: -Готовимся выбирать профессию; -Учимся быть успешными. Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. §5, читать, отвечать на вопросы 10 04.12 ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (контроль знаний) 1 Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения 14- 11.12 15 18.12 Межлично стные отношения 2 Научатся: определять, в чем состоят особенности 13 (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес Моделирование ситуаций и их анализ. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости познания мира для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность в человеческой деятельности. Воспитание трудолюбия, нетерпимость к вредным привычкам. Использовать элементы причинно-следственного анализа при §6, читать, отвечать 11 (ознакомле ние с новым материало м) 16- 25.12 17 15.01 Человек в группе. (ознакомле ние с новым материало м) 2 межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности характеристике социальных связей с окружающими людьми. Иллюстрировать примерами значимость межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы. 14.12. на вопросы Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Характеризовать основные понятия темы: малая группа, формальные отношения, неформальные отношения, анализировать текст; составлять рассказ по проблемным вопросам. Уметь объяснить значимость малой группы в жизни подростков, показывать на конкретных примерах §1, читать, отвечать на вопросы 12 18 19 22.01 29.01 Общение. (ознакомле ние с новым материало м) 2 собственную точку зрения. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала§1, читать, отвечать на вопросы Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: применения санкций и особенностей лидерства в группе. Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности Объяснять значение общения как обмена между людьми определенными результатами их психической деятельности. Уметь объяснить, что благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения. Определять собственное отношение к значимости общения в жизни подростка, осваивать культуру общения, понимать необходимость взаимных интересов при §1, читать, отвечать на вопросы 13 высказывать собственную точку зрения принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия установлении дружеских отношений между людьми. 20- 05.02 21 12.02 Конфликт ыв межличнос тных отношения х. (комбинир ованный) 2 Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом 22 ПОУ по 1 теме «Человек среди людей» тестовая контрольна я работа (контроль знаний) Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную 19.02 Давать характеристику межличностным конфликтам. Показывать причины конфликтов в межличностном общении. Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Решение познавательных задач, моделирование ситуаций и их анализ. Уметь рассуждать о типологиях конфликтов, приводить примеры. Принимать участие в диспуте на данную тему. Уметь слушать и слышать. Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Составлять §1, читать, отвечать на вопросы 14 схемы «Малые группы в нашем классе», составлять словесный портрет, использовать условные языки. Проявлять добрую волю, настойчивость при общении. Владеть правилами успешного общения, проявлять терпение к собеседнику. Уметь слушать и слышать. 23- 26.02 24 5.03 Человек славен добрыми делами (ознакомле ние с новым материало м) 2 Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы сказывать собственное мнение, суждения Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последова- Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности Характеризовать понятие главное правило доброго человека – мораль. Объяснять золотое правило морали. Описывать свою малую родину. Анализировать свое поведение с точки зрения добра и зла. Рассказать о добром человеке. Объяснять, почему люди сожалеют о злых поступках. Проявление внимания и заботы к близким людям, использование добрых слов, укрепление морального духа. §1, читать, отвечать на вопросы 15 25- 12.03 26 19.03 Будь смелым (ознакомле ние с новым материало м) 27- 2.04 28 9.04 2 Человек и человечнос ть(ознаком ление с 2 Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. тельность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / не успешности учебной деятельности Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий. Объяснять смысл понятия «страх» и как ему противостоять. Рассказывать о смелых людях, выделять их положительные качества. Иллюстрировать на конкретных примерах проявления смелости, преодоления страха. §1, читать, отвечать на вопросы Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий. §1, читать, отвечать на 16 новым материало м) 29- 16.04 30 23.04 ПОУ по теме «Нравстве нные основы жизни» (обобщени еи систематиз ация знаний) 2 Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности вопросы Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гуманизм». Приводить примеры гуманного отношения между людьми. Называть и иллюстрировать примерами принципы гуманизма. Приводить примеры и давать оценку нравственным качествам человека. Воспитывать уважительное, доброе отношение к старикам, уважение и любовь к людям. §10-12, Моделирование читать. ситуаций и их анализ, решение познавательных задач Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Анализировать поведение, поступки людей с точки зрения добра, гуманного, нравственного отношения к ним. Воспитывать потребность в добрых 17 31- 30.04 32 07.05 ПОУ по теме «Человек и общество» (Применен ие знаний и умений) 2 Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль 33 Человек в системе общественных от- 1 Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; 14.05 делах, проявление инициативы с целью оказания помощи близким, знакомым людям. Выражают адекватное понимание причин успешности/ не успешности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Проявляют доброжелательность и эмоциональнонравственную Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности Подгото виться к контрол ьной 18 ношений (подготовк ак контрольн ой работе, систематиз ация знаний) 34 21.05 Повторите льноитоговый урок Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения 1 Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Выражают адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности, устойчивую учебнопознавательную мотивацию учения Умение работать с тестовыми заданиями Умение работать с различными видами тестовых заданий различной сложности. работе 19 представлять её в виде письменного текста коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане 20 21